ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 3749
Скачиваний: 21
В отличие от христианства, где отпущение грехов, достижение вечного блаженства связывали с божественным милосердием, бра¬мины полагали, что только сам человек может искупить свои грехи, только собственными силами может добиться прощения. Отверг¬нув идею бессмертия тела, индусы придерживались концепции бес¬смертия души. Тело для индусов всегда презренно и должно быть предано огню тотчас же после смерти. Бессмертная же душа перей¬дет в новое тело, и этот процесс будет повторяться и повторяться, пока душа не исчезнет и не сольется с душой вселенской. Идея бес¬прерывного перерождения, возвращения человека на землю в но¬вых телесных облачениях и составляет смысл идеи реинкарнации, т. е. многочисленных перерождений души-
Из учения о переселении душ следовали строгие предписания о покаянии. Куда бы ни обратил свой взор вечно трепещущий индус, и на этом и на том свете его ожидала суровая кара. Всякое живое существо жаждет освобождения. Для индуса его не существовало. Жизнь для него была бесконечным паломничеством, полным горь¬ких разочарований, ужасных страданий, непосильных обязаннос¬тей, без ободряющей надежды на то, что "вечно движущееся коле¬со" когда-нибудь остановится. Впоследствии самоубийство сдела лось даже религиозным долгом. Итак, в индуистском мироощуще¬нии земной и загробный мир разделены, но предпочтение отдается не жизни, а смерти.
Почему люди боятся смерти?
Древние евреи воспринимали факт смерти реалистично и были способны примириться с мыслью о прекращении индивидуальной жизни. Иудеи полагали, что личность человека раздвоена, посколь¬ку имеет некую тень, представляющую собой бледную и внетелес-ную копию индивида. После смерти эта тень спускается под землю, где обретает грустное и мрачное существование. Предполагалось, что Яхве оденет в плоть разбросанные кости, оживит мертвых для новой жизни, в которой рай — обитель блаженных, ад же, напро¬тив, — средоточие грязи и навоза.
Христианство сделало смерть нереальной и пыталось освобо¬дить несчастного человека от угрозы уничтожения обещанием жиз¬ни после смерти. Но вместе с тем рождается острое переживание собственного личного бытия. Ощущение индивидуальной неповто¬римой судьбы, естественно, было сопряжено с трагическим, смятен¬ным ощущением завершения уникальной жизни.
Представление о том, что земная и посмертная жизнь разделе¬ны роковой чертой, получило развитие и в исламе. При этом боже¬ственное выступало как весьма зыбкий идеал. Единственной реаль¬ностью, которой владеет человек, оказывается именно потусторон¬нее существование. Если христианин, зная о том, что он принадле¬жит к грешному, падшему миру, в то же время был убежден в том, что он может осуществить прорыв к лучшей доле, мусульманин, напротив, был лишен такой перспективы и тяготел к земному по¬рядку, он считал, что смерть — это гибель души и тела.
§ 7. Тайна иного бытия
Современная культура, судя по всему, стоит на пороге грандиоз¬ных открытий, связанных с тайнами бытия и смерти. Огромный этнографический, философский, естественнонаучный материал, который накоплен учеными, позволяет значительно расширить рамки обсуждения темы. Приходит пора объединить усилия специ¬алистов разных профилей для осмысления тех загадок, которые по¬ставлены современной наукой.
Особого внимания требует тема перевоплощения души. Врачи-реаниматологи обнаружили, что люди, возвращенные к жизни после клинической смерти, обладают непостижимым опытом. Они спо¬собны рассказать о том, что происходило в земной обыденности после их кончины, как развивались события в больничной палате,
454
455
Раздел IV
на месте аварии, вокруг смертного одра. Но вместе с тем они могут поведать о своем соприкосновении с тайной какого-то иного бытия. Другой мир, в который они вступали, имел своих обитателей и зага¬дочным образом был связан с земным существованием...
Возможно, те эксперименты, о которых шла речь, демонстри¬руют всепроникающую мощь архетипической памяти человечества. Но, может быть, в них выражена одухотворяющая сила древних прозрений?! Религиозная литература дает массу сведений об ином бытии... Скажем, библейские пророки многократно внимали гласу божьему зову далеких предков. И великие мыслители прошлого, каг выясняется, оставили нам неоспоримые ссылки на контакты с под земным Аидом, с царством теней.
Религиозные мыслители наших дней отрицательно отнеслись книгам современных исследователей, несмотря на то, что выводь ученых во многом совпадают с теологическими откровениями. До воды традиционной религиозной позиции заслуживают внимания Считается, что в земной жизни не дано разгадать тайну земног бытия, она во власти верховного существа. Разгадка феномена смер ти, согласно религиозной позиции, для нас заповедана...
***
Осмысление смерти имеет огромные историко-философски духовные истоки и традиции. С истолкованием этого феномена свя¬заны разносторонние бытийственные проблемы. Названная про¬блема по-разному оценивается в разных культурах, порождая раз¬личную символику и способы психологической защиты от угрозь физического уничтожения. Для каждого из нас чрезвычайно важ¬но осознать факт неизбежности собственной смерти. Наше отноше¬ние к смерти определяет наше отношение к жизни. Римский фило¬соф Эпиктет писал: "Вовсе не смерть — источник всех зол, но, ско¬рее, страх смерти".
Вопросы для повторения
Почему тема смерти считалась запретной в советские годы? Отчего жизнь — "дар случайный"?
Во всех ли культурах бессмертие считалось суперценностью? Как рождается символика смерти?
Почему люди боятся смерти?
Что такое "модусы бессмертия"? Какую роль в культуре играли "Книги мертвых"? Как понималась смерть в разных культурах? Что такое реинкарнация?
Почему теологи считают, что разгадка феномена смерти запо¬ведана?
Должен ли человек осознавать свою смертность?
Упражнение 1
Рисуем смерть
Члены группы берут бумагу, фломастеры, цветные карандаши, краски. Начинаемупражнение. Глубоко вздохнули. Выдохнули. Сде¬лали это несколько раз. Вызовите в своем воображении цвет соб¬ственной смерти. Начинаем рисовать ее символ. Завершив рисунок, отложите его в сторону. Сделайте несколько вдохов. Возьмите дру¬гой лист бумаги. Теперь попытайтесь нарисовать свои чувства, ко¬торые вызваны первым рисунком. Попытайтесь не останавливать¬ся для размышлений, рисуйте свободно, стихийно. Положите оба рисунка рядом. Сопоставьте их. Теперь можно подумать о том, что вы нарисовали и какие чувства владели вами.
Упражнение 2
Нигредо и альбедо
Образы нигредо и альбедо взяты из алхимической традиции. Для получения информации можете воспользоваться книгой Р. Боснака "В мире сновидений" (М., 1991).
Мир нигредо (черный). Образ одиночества, безмолвия и пусты¬ни. Вы продвигаетесь по безводной и безжизненной пустыне. Вок¬руг одни пески. Нет и намека на оазис. Вокруг палящий зной. Вы осознаете, что никогда не выберетесь из этого царства зыбучего пес¬ка. Сопротивление бесполезно. Надежды нет.
Попадали ли вы в жизни в такие ситуации, когда мир казался предельно враждебным, злым, а ощущение рока — неотвратимым?
Мир альбедо (серебристо-белый).
Вы попали в ледяное царство Северного полюса. Вокруг блестя¬щий зеркальный простор. Белый снег лежит на бескрайних ледя¬ных равнинах. Луна бросает зыбкий луч. Вы скользите по льду, с
456
457
Раздел IV
трудом удерживая равновесие. Но вот вы видите лягушку, которая при вашем приближении ныряет под лед. Вы бросаетесь к ней, но видите только собственное изображение, отраженное льдом.
Были ли у вас в жизни такие ситуации, которые несли ощуще¬ние зыбкости, переменчивости, вы скользили по жизни и теряли равновесие?
Упражнение 3
Обсуждаем проблему смерти
Какие версии смерти рождает "врожденная привязанность к жизни"? Какие из этих версий находят свое отражение в следую¬щих высказываниях:
"Он объединился с природой" (эти слова Г. В. Плеханов завещал выбить на своем надгробии).
"Хочу я завтра умереть И в мир волшебный наслажденья, На тихий берег вод забвенья Веселой тенью отлететь..."
[А. С. Пушкин)
"...Отчаянно держаться за свое "я", отчаянно цепляться за жизнь — это значит идти вернейшим путем к вечной смерти, тогда как умение умирать, сбрасывать оболочку, вечно поступаться сво¬им "я" ради перемен ведет к бессмертию".
(Герман Гессе)
Упражнение 4
Оцениваем смерть
Составьте краткий рассказ, используя два прямо противополож¬ных призыва древних: "помни о смерти" (memento mori), "наслаж¬дайся жизнью, пока жив" (сагре diem).
ГЛАВА 3
ЧТО ТАКОЕ — ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ? —
Жалобы этого пациента были необычными. Он постоянно твердил о том, что у него возникает внутреннее ощущение необыкновенно яркого света. Иногда он слышит некий свист, который повторяется с поразительной периодичностью. Тело наливается блаженной теп¬лотой, но дыхание становится прерывистым, необычным.
Что это — признаки психоза? Ведь шизофреническое расщеп¬ление тоже начинается обычно с ощущения навязчивых шумов. Однако пациент вовсе не производил впечатление психотика. Он не демонстрировал никаких жизненных трудностей. Речь шла только о необычных ощущениях, которые у него возникают время от вре¬мени. Конечно, это беспокоит его. Пробовал посетить психиатра. Тот выписал ему множество таблеток. По здравом размышлении чело¬век, сидящий напротив меня, не стал пичкать себя лекарствами.
§ 1. Трансперсональный опыт
Все чаще и чаще аналитики встречаются с необычными посе¬тителями и с необычными состояниями, о которых они говорят. Вот как передают спектр этих переживаний американские психологи Станислав и Кристина Гроф: "Чувства единства со Вселенной. Об¬разы и видения отдаленных мест и времен. Ощущения вибрирую¬щих потоков энергии в теле, сопровождающиеся спазмами и силь¬ной дрожью. Видения богов, полубогов и демонов. Ослепительные вспышки яркого света всех цветов радуги. Страх надвигающегося безумия и даже смерти.
Неужели это некие протуберанцы современной цивилизации? Возможно, напряжение современной жизни рождает такие образы и видения? Но ведь человечество издревле преследовали видения.
458
459
Раздел IV
Люди наблюдали и описывали иные сферы бытия, слышали таин¬ственные голоса и зовы, вступали в контакт с призраками и тенями. Древнейпше мифологии раскрывали картины мироздания, так отчет¬ливо и детально, словно Вселенная в чудодейственном миге откры¬лась зачарованному взгляду человека. Более двух тысяч лет назад приверженцы индийского тантризма (так называлось направление в буддизме и индуизме) утверждали, что мир вокруг нас — не что иное, как иллюзия. Мы живем в реальности, которая создана нашим вооб¬ражением. Каждый из нас грезит, полагая, что осваивает окружаю¬щую действительность. Вот почему нам так трудно описать мисти¬ческий опыт. Он оказался неизреченным, почти непередаваемым.
Неутомимый гомеровский странник Одиссей вступил в подзем¬ное царство теней. Чтобы общаться с ним, души подкрепились жер¬твенной кровью. Они рассказали ему о жизни земной и последую¬щей. Да он и сам видел, как легендарный владыка Крита Минос вос¬седает на золотом троне и вершит суд над всеми умершими. То, что поведал нам Гомер, стало неотторжимым от европейской культуры. Мы знаем теперь о мрачной глубине подземелья, о тайне посмерт¬ного бытия.
Но может быть, легендарный древнегреческий поэт и не ведал ничего о мрачном Аиде, а лишь поделился с нами собственными фантазиями. Ведь Ф. Ницше полагал, что культуре античности при¬ходилось постоянно разрушать царство теней титанов, поражать насмерть чудовищ и при посредстве могущественных фантасмаго¬рий и радостных иллюзий одерживать победы над болезненной склонностью к страданию.
Однако не только поэты рассказывали нам о таинственных ви¬дениях, общении с богами, другими существами. В Библии есть по¬разительные свидетельства, рождающие аналогии, допустим, с гре¬зами современных людей, переживших состояние клинической смерти. Стоит, скажем, внимательно прочесть обращение апостола Павла, чтобы задуматься о сенсационных параллелях. Известно, что тот упал с лошади и получил серьезную травму. И вот он сообщает о пролившемся с неба голубом сиянии. Есть от чего прийти в изумле¬ние. Видение, которое явилось Павлу, хотя и не обладало видимым физическим обликом, зато имело голос. Высшее создание не замед¬лило спросить раненого о прожитой жизни, о выполненных или ос¬тавленных без внимания заветах. Оно же помогло апостолу узреть некое духовное тело...
460
Что такое трансперсональный опыт?
Был ли знаком Фрейд с этими необычными состояниями? Ко¬нечно, но он полагал, что такие переживания — это отголосок древ¬них мифов. Человечество в целом продвигается от архаических форм сознания к более продуктивным и ясным — к науке, филосо¬фии. Оно взрослеет и, следовательно, должно снисходительно от¬носиться к мифам, сказкам, религиям, которые превратили невнят¬ные образы в некие символы. Важно расколдовать мир, освободить его от древних мифических представлений.
Иначе относился к проблеме К. Г. Юнг. Он вовсе не считал, что движение человечества к науке — безусловно, процесс психологи¬чески благотворный. Развитие духовных форм культуры во многом разрушает гармонию коллективного бессознательного. В традици¬онном обществе символы, которые берут исток в глубинах психики, образуют упорядоченный космос. В таком мире человеку жить лег¬ко, все стоит на своих местах, имеет цель и смысл. Дикарь был при¬общен божественному порядку, мировым космическим циклам.
Язычество помогало людям ощущать себя в архетипическом мире. В христианстве, по мнению Юнга, космические циклы оказа¬лись разорванными. Время стало линейным, необратимым. Возник бег времени, ужас истории. Но эта религия еще многое унаследова¬ла от эллинистических религий. В ней еще оставалось много язы¬ческого. Появление протестантизма в христианстве ознаменовало штурм священных символических форм. Символы утратили свой наглядно-образный характер. Диктат рациональности окончатель¬но подорвал гармонию коллективного бессознательного.
Формирующаяся научная картина мира безоговорочно разде¬лалась с духовными фантомами, мифологическими видениями. Она попросту объявила их продуктом расстроенного сознания. Психи¬атрия родилась как медицинская дисциплина, поэтому врачи обыч¬но связывали душевные расстройства с телесными неполадками. Нередко такая связь не просматривалась. Но в этих случаях психи¬атры были убеждены, что со временем им удастся найти биологи¬ческие причины и для объяснения покуда не разгаданных отклоне¬ний.