Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3561

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассказать все подробности девушка не могла, потому что все это было крайне неприятно для нее. Вот почему до начала усилен¬ной терапии она излагала события в "смягченном" варианте, упус¬кая самую болезненную деталь. После занятий в группе я попросил студентку описать эпизод более подробно в своем дневнике. Она не раз принималась писать, но каждый раз половодье мучительных воспоминаний мешало ей выполнить мое задание. Она отказыва¬лась, ссылаясь на то, что ей это неприятно. Я настаивал, потому что встреча с психической травмой — момент неизбежный, если паци¬ентка хочет избавиться от невроза. Невозможно добиться резуль¬татов в терапии, если пациент откажется от повторного прожива¬ния грустных или даже драматических событий.

Итак, сопротивление — это процесс ухода пациента от повтор¬ной встречи с психологической травмой, это противодействие пе¬ремещению воспоминаний, переживаний из бессознательного в сознание. Вот как определяет этот механизм К. Хорни: "Под сопро¬тивлением подразумевается энергия, с которой индивид защищает вытесненные чувства или мысли от их интеграции в сознательное восприятие".

Но зачем же практикующему психологу нужно с такой настой¬чивостью ждать от пациента полных признаний, предельной испо-ведальности? Может быть, нужно пощадить страдальцев? Деликат¬но обойти отдельные невольные упущения, сокрытие деталей, мел¬кие неточности? Это невозможно. Известно, что дьявол прячется в деталях. Иногда незначительная подробность оказывается более важной для терапевтической работы, нежели обстоятельное изло¬жение эпизода, но без предельно "противной" детали.

§ 3. Пациент на консультации

Перед вами сидит пациент и рассказывает о своих невротичес¬ких реакциях. Что делает аналитик? Как вообще начинается тера¬певтическая работа? Что должен знать психолог? Какова, строго

54

55

Раздел I

говоря, методика? Первая заповедь психоаналитика — научиться слушать. Это кажется банальностью, но это достаточно сложно. Ведь пациент рассказывает о себе и ждет участия. Ему трудно, он еще скован, зажат, не вполне осознает, зачем он пришел к психологу и что будет дальше, как сложится общение.

Поэтому аналитику нужно прежде всего представить, что за че¬ловек сидит перед ним, каков строй его мыслей и чувств. Иногда можно одним "неточным" вопросом "захлопнуть" пациента, вызвать отчуждение и сделать последующую работу малопродуктивной. Представьте себе, что человек перед вами привык подвергать все суду разума, анализировать и раскладывать по полочкам. А другой, напротив, человек эмоциональный, ранимый, обладающий тонки¬ми чувствованиями. Это важно для аналитика.

Можно, к примеру, обращаясь к первому пациенту, ошибочно прибегнуть к эмоциональной подсказке, допустить экзальтацию, чрезмерность в реакции на рассказ. Это способно поразить паци¬ента, который привык воспринимать мир через мысль, а не через чувство. Он почувствует дискомфорт и утратит интерес к беседе. Важно показать пациенту, что вы его понимаете, что вам нужен мир его представлений и оценок.


То же произойдет, если вы попросите эмоционального чело¬века проанализировать свои представления. Допустим, вы спро¬сите его, как он оценивает свои отношения с отцом. Но вся беда в том, что этот пациент не умеет анализировать. Он может вы¬разить свои чувства, но совершенно не способен разобраться в самой ситуации, подвергнуть ее умственному разбору. Поэтому не следует возлагать на него такие обязанности. У аналитика будет возможность подумать о рассказанном после или привлечь пациента к этой процедуре разборки, но это произойдет гораздо позже.

Приведу в качестве примера два интервью на телевидении, что¬бы проиллюстрировать сказанное. Известный кинодраматург Вик¬тор Мережко беседует в "Кинопанораме" с актрисой Ириной Алфе¬ровой. Она рассказывает ему о своих творческих планах, о жизнен¬ных перипетиях. Неожиданно Мережко спрашивает: "Часто плаче¬те?" Актриса отвечает: "Да, случается..."

Тонкий знаток женской психологии, автор многочисленных сце¬нариев о женских судьбах, Мережко по ходу беседы понял, что мо¬жет задать этот вопрос, что актриса готова поделиться своими ин-

Что такое бессознательное?

тимными переживаниями. Но если нечуткого, рассудочного чело¬века ни с того ни с сего спросите: "Часто плачете?", он может замк¬нуться или ответить:

— Вы что, с ума сошли? С какой стати?

А вот пример другого телевизионного интервью. В кадре веду¬щий телепередачи "Зеркало" Николай Сванидзе. Перед ним 80-лет¬ний Зиновий 1ердт. Он, собственно, и приглашен в студию по слу¬чаю юбилея. Ведущий настроен игриво, радостно.

— Скажите, — спрашивает он юбиляра, — вот если бы можно

было сбросить сейчас годков этак шестьдесят? А? Каково? Что бы

вы сделали?

Вопросы явно не к месту. 3. Пгрдт человек иронический, не склон¬ный к бессодержательным эмоциональным "вздрючкам". Он отве¬чает простодушно, с долей сарказма.

— Я вовсе не думаю сейчас, где мои 20 лет. Я думаю: "Где мои 78

лет? Когда в боку не кололо, а в груди не болело.

Как же разговорить пациента, как наладить контакт? Прежде всего следует избегать эмоциональных клише, общих фраз. Допус¬тим, вы спрашиваете?

— Как вы себя чувствуете?

Вопрос, вроде бы уместный, но "слепой". На такой общий воп¬рос обычно отвечают условно. Ведь это не что иное, как стереотип¬ная формула общения. Мало кто из встреченных людей на вопрос "Как вы себя чувствуете?" ответит:

— Одну минуточку! Сейчас я покажу результаты своих анали¬

зов...

Скорее всего мы в таких случаях говорим:

— Нормально... А вы?

— Тоже нормально.

Оставим в стороне трафареты. Беседа, начавшись формально, с трудом переходит потом в исповедальное русло. Поэтому лучше всего, устроившись напротив пациента, приготовиться слушать его. Внимание и заинтересованность можно выразить разными спосо¬бами, которые у опытного психолога попросту непроизвольны. Вы можете переменить позу, придвинуться к пациенту, жестом, мими¬кой выразить удивление. Не торопитесь, поддерживая беседу, про¬износить пустые фразы. Скажем, так...


— В школе я чувствовал себя одиноко... Общался мало...

— Значит, в школе у вас не было друзей?

56

57

Раздел I

Вопрос из разряда "досужих". Ведь пациент только что сказал вам об этом. Эмоциональное поддакивание вряд ли уместно. В той же мере мало полезны общие, "кадровые" вопросы типа: "кто ваш отец?", "когда вы окончили школу?" "есть ли у вас бабушка?", "как прошло ваше детство?". Если пациент замолчал, не торопитесь за¬полнить паузы случайным вопросом. Если вы его внимательно слу¬шаете, он обязательно продолжит свою исповедь...

§ 4. Казус Оли

Оля позвонила мне домой, представилась дочерью знакомого мне человека и попросила о немедленной встрече. Я встретился с ней, как она настаивала, на следующий день в институте, где шла защита и я выступал оппонентом. Понятное дело, разговор получил¬ся скомканным. Оля рассказала:

— Мне тридцать два года. У меня был неудачный гражданский

брак. Но замужем я никогда не была. Я хочу иметь мужа, нормаль¬

ную семью и ребенка. И вот в моей жизни появился любимый чело¬

век. Он был бы рад жениться на мне. Мы любим друг друга. Я при¬

вязана к нему пылко, а он еще "пылче". Недавно он переехал ко мне

на квартиру, казалось бы, все о'кей. Но именно в эти дни я почув¬

ствовала жуткий приступ страха. Он совершенно сковал меня, и я

стараюсь свести на нет наше общение с Феликсом. Что мне делать?

Разумеется, для психологической консультации клинического материала мало. Наступало лето, я уезжал в отпуск, поэтому я ска¬зал своей пациентке:

— Попробуйте пожить с Феликсом врозь две недели. Пусть он

останется в доме, а вы поезжайте к родителям на дачу...

— Но как я объясню это Феликсу?

— Скажите, что у вас есть психологические проблемы и вам нуж¬

но побыть одной...

— Я говорила ему о том, как мне трудно, и он сказал: "Давай раз¬

бираться вместе".

— Объясните Феликсу, что лучше пока разобраться во всем са¬

мостоятельно ...

Кстати, относительно реплики "у меня есть психологические проблемы..." Не правда ли, она может показаться странной для на¬ших людей? Что за проблемы? Что за причуды? Однако женихи и невесты, мужья и жены должны знать, что у людей бывают необъяс-

^^ _ Что такое бессознательное? __ —

нимые состояния, странные переживания. Если кто-то полагает, что это обыкновенный каприз, — с таким человеком лучше вовсе не свя¬зывать своей судьбы. Прощаясь с Олей, я посоветовал ей последить за своим здоровьем, возможен телесный неожиданный сбой...

Осенью мы снова встретились с Олей. Она выглядела подавлен¬ной:

— Я попыталась сделать так, как вы советовали, но Феликс не выдержал и приехал ко мне на дачу. Кроме того, я загремела в боль¬ницу. У меня слабое сердце, но я попала в клинику из-за почек... Ситуация с Феликсом прежняя. Я люблю его, но ужас совместной жизни отравляет все на свете. Я стала избегать встреч. Когда я на даче, с родителями, у меня хороший аппетит, сон, мне хорошо. Но стоит приехать Феликсу, и все идет колесом. Он толкует мне о воз¬можной поездке в Канаду, я поддакиваю, а в душе смятение: "Ка¬кая, к черту, Канада?..


Страх... Вязкое, неприятное чувство. Он отравляет жизнь, на¬полняет душу тоской и острым ощущением тревоги, малооправдан¬ной, томительной и неясной... Психоаналитики знают, что страх обычно имеет два вида. Один из них называют причинным, конк¬ретным. Вы продвигаетесь к дому и вдруг видите у подъезда стран¬ные тени. Уж не киллеры ли? Конечно, вы не предприниматель, не банкир. Однако страх сковал вашу душу. Есть и конкретная причи¬на — нападают часто, ночь, безлюдно и темно... Или иначе: вы иде¬те сдавать экзамен, и на вашем бледном лице гуляют трупные пят¬на. Тоже пример конкретного страха. Материал не освоен, а профес¬сор на редкость неулыбчивый и несговорчивый...

Но есть иной вид страха. Его называют неконкретным, экзис¬тенциальным (живым, трепетным), безосновным. Кажется, нет ос¬нований для реальной тревоги. Все вроде нормально, почти чуднень¬ко. А на душе — мрак. К сердцу подступает тревога. Она грызет каж¬додневно именно своей неопределенностью, смутностью ощущений. В европейских языках даже есть разные слова, обозначающие эти состояния. Страх и трепет, страх и ужас, страх и тревога...

По существу же беспричинного страха не бывает. У всего есть реальный исток. Представим себе такую ситуацию. Грудного младен¬ца оставили одного. Он проснулся, начал плакать, а никто не подходит 1£акие чувства испытывает ребенок? Уже нет сил орать, а все бестолку Какой жестокий мир! Прежде достаточно было захныкать, чтобы мама метнулась ко мне. Но где же она? Не выплакать мне своих слез...

58

59

Раздел I

Что такое бессознательное?


У психологов есть такое понятие: "ребенок теряет базальное (т.е. основное, главное) доверие к миру". Вот вам и исток страха... Каза¬лось бы беспричинного, а на деле реального, конкретного. Но ведь чтобы докопаться до причины такого страха, нужны немалые уси¬лия. Человек как живое, трепетное создание имеет право на тревож¬ное, опасливое восприятие мира.

Но для практикующего психолога очевидно: если человек гово¬рит о страхе: боюсь летать в самолете, боюсь одиночества, боюсь будущего — в этом случае одной психологической консультации мало. На уровне сознания можно сколько угодно расспрашивать Олю о ее страхах, и в осадке будет только одно ощущение: нет осно¬ваний для ее переживаний, ведь все складывается замечательно. Хочется сказать Оле:

— Знаешь что, подруга, а ты не дури. Тебе тридцать два года, у тебя, можно сказать, последний шанс. Твой Феликс умен, образо¬ван, деликатен. Какого рожна тебе надо? Перестань чудить...

Но так рассуждать, как говорил в каком-то фильме Папанов, может только очень глупый дурак... Казус Оли — обычная завязь клинической истории. Ситуация окажется совершенно иной, если мы посмотрим на нее глазами Фрейда.

§ 5. Метод свободных ассоциаций

Ученица 3. Фрейда К. Хорни во многом критически относилась к ряду положений своего учителя. Каковы фундаментальные прин¬ципы фрейдовской психологии? ■— спрашивала она. Что главное у Фрейда? Попытка сделать психологию естественной наукой? При¬писать наши чувства и стремления в конечном счете "инстинктив¬ным" источникам? Расширение концепции сексуальности, встре¬тившее столь сильное моральное неприятие? Убеждение во всеоб¬щей значимости Эдипова комплекса? (О нем поговорим позже.) Представление о том, что сформированные в детстве образцы по¬ведения повторяются в течение жизни? Надежда на эффективное лечение посредством воскрешения детских переживаний?


Все эти положения чрезвычайно важны для фрейдистской пси¬хологии. Со времени фундаментальных открытий Фрейда никому не удалось создать нечто более существенное в области психологии и психотерапии. Прежде всего огромная заслуга Фрейда в том, что, согласно его учению, психические процессы строго обусловлены. Мы

теперь с полной уверенностью можем говорить о том, что любое пе¬реживание человека, в том числе и то, о котором рассказывает Оля, не является причудой, обыкновенной блажью. Оно в определенном смысле закономерно, оправданно, имеет реальные причины.

До Фрейда психологи многие психические феномены считали случайными, немотивированными, загадочными. Как могли они, к примеру, объяснить сновидения, фантазии, ошибки повседневной жизни? Но именно после Фрейда психологи, и это отмечает, в част¬ности, Хорни, отважились на психологическое истолкование фено¬менов, которые прежде приписывались органическим стимулам — например, психических причин сновидений, страха, психических последствий мастурбации, психических причин истерии, различ¬ных заболеваний.

Уже говорилось о том, насколько важно открытие бессознатель¬ного. Наша психика была бы крайне простым и неинтересным фе¬номеном, если бы все, что происходило с нами, растворялось бы, ис¬чезало, не оставляя следов. Нет, прошлое уходит в глубины подсоз¬нания и там живет своей уникальной жизнью. Наращивается це¬лый пласт чувствований, некогда испытанных состояний.

У этих "кадров" своя логика. Она не совпадает с обычным рас¬судком. Нечто кошмарное переплетается в памяти с мигом блажен¬ства. Эпизод счастья из-за какой-то детали всплывает в памяти как грозное потрясение. Здесь правит бал ее величество — похожесть. Фрейд называл свой метод методом свободных ассоциаций. В 1823 г. вышла книга немецкого писателя и публициста Л. Берне "Как стать оригинальным писателем в три дня". Автор предлагал начинающим литераторам записывать на бумагу все, что приходит им в голову. Вот какое-то слово вызвало у вас образ, воспоминание, некое чув¬ство. За ним потянулось другое. Выстроился некий ряд ассоциаций, смысловых и эмоциональных связей.

Одно тянет за собой другое. Вы спросили пациента, жива ли ба¬бушка, а он вспомнил деревенскую речку, тихий закат. Память угод-ливо напомнила и об ином — о любимой. Но там был не закат дня, а утренний моросящий дождь. Совсем как в классическом итальянс¬ком фильме. Мальчик бежит вдоль забора. Палка в его руках ударя¬ется по деревяшкам. Это образ войны...

Многие пытаются понять, почему телевизионные программы о прошлом "Старая квартира", "Старые песни о главном" и другие 1 юльзуются такой популярностью. Или хотя бы празднества в честь

60

61

Раздел I

850-летия Москвы. Опять зазвучали с экрана песни о столице и о войне. Мы слушаем: "И врагу никогда не добиться..." Рождается ощущение, будто в нашу одинокую, опустелую душу ворвалось зна¬комое, без чего жизнь кажется бессмысленной. Ликование, обретен¬ное душевное спокойствие, готовность катапультироваться в про¬шлое. А ведь это были годы террора, войны, геноцида...