Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3755

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

47

Раздел I

идет только о сексуальном контакте. Важно вспомнить, когда тому или иному человеку впервые открылась тайна пола, какие впечат¬ления вынес он из этой тайны.

Но тут поднимается моя слушательница и говорит:

— Какого объема должно быть сочинение, через какие интерва¬

лы печатать, где разместить библиографию?

Понятное дело, я пытаюсь отшутиться:

— Каков объем сексуального опыта, таков и объем сочинения...

Почему рядовой пациент больше склонен получить психологи¬ческую, нежели психоаналитическую консультацию? Потому что у него нет навыка работы с бессознательным... Разве это необходи¬мо? Конечно! Ведь бессознательное — это часть нашего "Я", уникаль¬ная часть психики, которая во многом определяет наши поступки и мысли. Оно постоянно заявляет о себе, прорывается в сновидени¬ях, в речевых обмолвках, в ночных кошмарах, в присущих нам ком¬плексах. Но нам мнится: у нас есть надежный поводырь —- разум. Ему-то и надо довериться...

***

Потребность в психологической консультации сегодня огромна. В нашей стране возрождается утраченная традиция психологичес¬кого целительства. Многие люди оказываются заложниками соб¬ственных неврозов. Эти психологические расстройства люди впол¬не резонно воспринимают как часть своей личности. Они уже при¬выкли к собственным отклонениям, привыкли жить в невротичес¬кой сбалансированности и всякое целительство оценивают как вме¬шательство в собственную личность. Психотерапевт обладает раз¬личными средствами психологической и психоаналитической кон¬сультации. Многие проблемы, которые мешают людям ощущать радость, коренятся в бессознательном.

Вопросы для повторения

Почему пациенты воспринимают практического психолога либо как святого, либо как злодея?

Что привело к сложной судьбе психоанализа в нашей стране?

Как вы понимаете выражение "крыша поехала"? Кто придумал это словосочетание?

Зачем нужен психолог?

Может ли психолог быть невротиком?

Отчего возникает эффект "суженности сознания"?

Зачем психологу знание культурологии?

Что такое глубинная психология?

Когда появилось слово "психотерапия"?

Кому принадлежит выражение: "Рациональность — судьба ев¬ропейской культуры"?

Чем психологическая консультация отличается от психоанали¬тической?

Упражнение 1

Разговор с близким человеком

Сядьте прямо. Положите руки на колени. Закройте глаза. Дыши¬те ровно, спокойно. Прислушайтесь к ритму сердца. Подумайте о том, кто сегодня является для вас самым близким человеком, кото¬рому вы хотели бы доверить свои сердечные тайны. Возможно, это кто-то из ваших родителей, муж или жена или кто-нибудь, кого уже нет в живых. Мысленно усадите этого человека напротив себя. Сей¬час подумайте, не затруднялись ли вы в своем выборе. Возможно, вы вначале имели в виду другого человека, но затем изменили ре¬шение. Почему так получилось?


Взгляните на близкого и родного вам человека. Что связывает вас с ним — любовь, кровное родство, духовная близость? Начните говорить ему о том, почему вы считаете его родным и близким. Не ограничивайтесь общими фразами или наспех выраженными эмо¬циями. Рассказывайте обстоятельно, вспоминая ситуации, когда об¬наружилась или закрепилась ваша близость. Объясните близкому человеку, чем он вам близок.

Теперь так же подробно вспомните, что мешало вашей близос¬ти. Были ли у вас моменты непонимания друг друга? Расскажите близкому человеку о ваших обидах, о том, что могло сложиться ина¬че, если бы он правильно понял вас. Что может сказать вам в ответ близкий человек? Согласны ли вы с ним?

Сейчас близкий вам человек поднимается с кресла и оказывает¬ся в дверях. Он поворачивается к вам и машет вам рукой. Попро¬щайтесь с ним.

48

49


Раздел I

Упражнение 2

Мой первый сексуальный опыт

Сядьте прямо. Положите руки перед собой. Закройте глаза. Слу¬шайте музыку. В душе рождается поток воспоминаний. Вы отчет¬ливо видите перед глазами картины детства. Когда вы осознали тай¬ну пола? Какое событие в детстве поразило ваше воображение? Вызвало приятные или неприятные ощущения?

Отрывок из дневника пациентки.

Мне 4 года. Я очень привязана к маме. Моя кроватка на ночь подвигается к кроватке родителей. Мама всю ночь должна держать меня за руку, чтобы я могла спать. Сегодня выходной день, родите¬ли, оставив меня на тетю и дядю, ушли в гости. Уже вечер, меня ук¬ладывают спать. Тетя (мамина сестра) знает, что я "необычный" ре¬бенок. Она уговаривает меня, я тихо плачу, взяла мамин халат, от него пахнет мамой, я прижимаю его к себе. Мамин запах делает мою тоску невыносимой...

Наконец я уже в родительской постели. Тетя зовет своего мужа, он красивый и спокойный молодой человек. Они недавно пожени¬лись, и у них еще нет детей. Дядя, безусловно, нравится мне, пожа¬луй, тетя права, при нем неудобно плакать. Да к тому же его спокой¬ный голос, "мягкие" манеры всегда умиротворяют меня.

Мы остаемся вдвоем, я прошу не гасить свет, но он без труда убеж¬дает меня, что будет держать за руку, как мама. Свет погашен. Мне грустно и неуютно. Сон ко мне не идет. Дядя сидит рядом с кроват¬кой на стуле. Кручусь и вздыхаю. Вдруг я ощущаю, что дядина рука просовывается под одеяло. Она поднимает мою ночную рубашку, под которой, конечно, ничего нет... Дядина рука начинает медленно лас¬кать меня, гладит живот, опускается еще ниже, раздвигает мне нож¬ки, продолжая ласкать. Меня охватывает шок. Мне щекотно и гад¬ко, ужас сковал мое детское тельце, не могу пошевелиться. Не могу даже дышать. Мне хочется кричать, сбросить его противную руку, но она настойчиво продолжает свои ласки. В голове, как колокол, звучит одна и та же фраза: "Я уже сплю, уходи, уходи скорей!" Я боль¬ше этого не вынесу...


ГЛАВА 2

ЧТО ТАКОЕ

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ?

§ 1. Поток образов

Я спросил одного из своих пациентов, может ли он припомнить самый счастливый день своей юности. Мой собеседник, человек уже немолодой, неожиданно просиял. "Да, — сказал он, поразив меня быстротой реакции, ■— несомненно. Это было во время войны. Я, тогда еще совсем мальчишка, попал под бомбежку. Взрывы бомб следовали один за другим. Вокруг, точно факелы, горели танки. На снегу чернели трупы. Отчаянно выли сирены".

На какую-то долю секунды пациент мысленно покинул стены кабинета. Он замолчал. В глазах появилось таинственное выраже¬ние. "Я оказался под мостом, — продолжал он после паузы. — Устро-11лся на какой-то тумбе, подсознательно ощущая некое укрытие над < обой. И вот что странно, я не испытывал никакого страха. Напро-IIIи, совершенно неожиданно я почувствовал какой-то прилив ра¬дости. Мне вдруг показалось, что все это происходит не со мной. Я г< )лько зритель. Вопреки здравому смыслу и даже инстинкту выжи-|| ■ и i ия я почувствовал поразительный взлет души".

Мы помолчали. Человек вдруг поднялся из-за стола, словно зах-11.1 ■ i енный воспоминаниями. "Жизнь не баловала меня удачами. Вы-и. и к) немало злоключений. Помню один из рассказов Василия Шук¬шина. Сельчанин вспоминает, как он мчится по степи в какой-то бе-i\' мной скачке, с предельным напряжением сил. Прошли десятки лет. и о г эпизод всплывает в памяти, и герой рассказа думает: никогда в .пиши я не был так счастлив, как в тот миг из прошлого..."

Мой собеседник перегнулся через стол. "Скажите, это, наверное, i и мумие? Война — это страшное потрясение. Но я был счастлив в те минуты, как никогда. Всю жизнь, когда мне было особенно тяжело,

50

51

Раздел I

я вспоминал бомбежку, и она заполняла мою душу радостью. Неуже¬ли такое возможно?"

Моему собеседнику казалось, что его переживания уникальны. Но это совсем не так. Когда мы вспоминаем наше прошлое, проис¬ходит преображение критического сознания. Наши эмоции совер¬шенно не выдерживают суда рассудка. Мир на грани смерти кажет¬ся неизъяснимым блаженством. Не случайно у Пушкина: "Есть упо¬ение в бою и бездны мрачной на краю..." Ночное скакание по степи, неоправданное расчетом, оценивается как постижение смысла жиз¬ни. Убогое существование воспринимается как обретенное счастье. Бессмысленные лозунги, которые мы выкрикивали на площади, обретают статус абсолютной истины. Примитивная попевка подни¬мает со дна души немыслимый энтузиазм.

Что это, невротические реакции или таков человек, это, как уже отмечалось, странное создание? Можно ответить: и то, и другое. Сначала надо понять, что человек действительно странное суще¬ство. В психике человека огромный материк бессознательного. Но ведь открытие Фрейда не только в этом. Он показал, что наши мыс¬ли и поступки во многом определяются глубинами психики.


Однако между сознанием и остальной частью психики фиксиру¬ется рассогласованность, мучительный обостренный конфликт.. Пси¬хический конфликт — это столкновение разнонаправленных жела-нийчеловека, противостояние однойчасти личности другой, проти¬воречивое двойственное отношение человека к другим людям и к са¬мому себе. В классическом психоанализе внутренний конфликт рас¬сматривается в качестве той основы, из которой возникает невроз.

В том-то и открытие Фрейда, что он, будучи адвокатом разума, показал насколько ненадежно полагаться на собственное сознание. "Любой человек, — пишет Фрейд, — вынужденный постоянно дей¬ствовать в соответствии с правилами, которые не выражают его инстинктивных наклонностей, живет, говоря языком психологии, не по средствам и может объективно быть назван лицемером, вид¬на ему эта разница или нет".

Поясним это примером. Одинокая женщина, воспитывающая дочь без мужа, больше всего боится одиночества. Дочь может вый¬ти замуж и покинуть ее. Поэтому женщина бессознательно делает все, чтобы дочь повторила ее судьбу. Она пресекает всякие контак¬ты дочери с ребятами, хвалит дочь за благонравное поведение, воз¬мущается поведением молодых людей. Разве она скажет себе: "Я

Что такое бессознательное?

безнадежная эгоистка, моя жизнь не удалась, теперь я пытаюсь ис¬коверкать жизнь своей дочери". Нет, бессознательные импульсы мать 1 гереведет на язык разума: "Моя дочь, моя голубка не такая, как все. В мире столько зла и порока. Они не коснутся моей дочери..."

Но в наших традициях брать под подозрение не разум, а бессоз¬нательное... Психолог-психоаналитик, ведущий практику, должен помнить, что российские пациенты имеют слабое представление о бессознательном. Они во многом отвергают свою бессознательную жизнь. Сны, которые несут ценную информацию о нашем внутрен¬нем мире, кажутся нам досужими, все нерассудочное воспринима¬ется как нечто сомнительное. Одна пациентка, которая настойчи¬во добивалась приема, на первом же сеансе сказала мне: "Я не по¬зволю вам копаться в моем бессознательном..." Это вовсе не уникаль¬ный случай. Психоанализ для многих ассоциируется с гипнозом, с грубым вмешательством в психическую жизнь, с вторжением в ин¬тимную сферу человеческого существования.

Между тем у психолога-психоаналитика нет обостренного ин¬тереса к лукавым подробностям, к "тайнам" вообще. Он озабочен тем, чтобы составить верное представление о клинической ситуа¬ции. Если пациент выставит "преграды", изложит собственные про¬блемы в "пристойном", "облагороженном" варианте, толку от сеан¬са будет немного. Совершить рейд в бессознательное — задача не только психоаналитика, но и пациента.

§ 2. Механизм сопротивления

До Фрейда представление о психической жизни было чрезвы¬чайно ограниченным. Считалось, что душевные потрясения и трав-мы не только забываются, но и как бы растворяются, исчезают. Многие люди и в наши дни имеют столь упрощенное представле¬ние о тайнах психики. Они говорят: "Зачем вызывать в памяти не¬приятные эпизоды жизни, зачем ворошить прошлое? Все это забы¬лось. .. Стерлось из памяти... Было и прошло... Стоит ли вообще воз-пращаться к неприятным переживаниям и событиям?"


Но в том-то и дело, что эти неприятные эпизоды, эти травмиру¬ющие воспоминания не растворились, не исчезли. Психический опыт ребенка неуничтожим. Он всегда присутствует в психике и: (рослого человека. Вот почему существует феномен регрессии — ш.пгужденного возврата к тем или иным формам инфантильной

52

53

(детской) психосексуальности. Поэтому анализ своих бессознатель¬ных переживаний и впечатлений — естественная задача каждого человека, озабоченного своим психическим здоровьем.

Проживший долгую жизнь человек сохраняет в своей душе об¬разы ушедшего времени. Уже давно умерли те чувства, которые по¬родили эти образы, а они все живут где-то глубоко в подсознании и время от времени, повинуясь каким-то неведомым законам, выхо¬дят на поверхность.

Я поднимаюсь рано утром. Открываю форточку. Включаю ра¬дио. Откуда-то из глубины подсознания рождается мелодия. Мне радостно и светло. "Утро красит нежным цветом стены древнего Кремля", — напеваю я и ощущаю прикосновение холодной струйки из-под крана. Теперь это подсознательное предощущение не поки¬дает меня целый день. "Нас утро встречает прохладой..." — звучит в ушах. Да, именно так. С этого началось радостное утро. Чуть позже к подъезду подъехал черный воронок. Люди в черных куртках вы¬вели из ворот моего отца, и он навсегда исчез из нашей жизни...

Почему все же я запомнил именно это радостное утро, а не эпи¬зод семейной трагедии? Отчего память избирательна? Впрочем, за¬гадка, конечно, не в этом. Сложнее разобраться в другом: отчего мы придаем воскресшему в памяти неожиданное эмоциональное истол¬кование? Жизнь за выцветшей занавеской вместо двери кажется безмерно счастливой. Деспотическая опека воспринимается как идеальный порядок. Полный жизненный крах оценивается как вы¬ражение высшей справедливости.

Отчего наше прошлое не выстраивается в памяти в виде череды конкретных и последовательных эпизодов? Почему природа распо¬рядилась так, что вспышки света озаряют неожиданное? Никто, кроме самого человека, не может выткать уникальную канву своей жизни. Это похоже на то, чему учат мистики. Человек умирает, и его земное существование предстает вдруг в одномоментной моза¬ике праведных и грешных деяний.

Но почему человек оказывает сопротивление? Почему неохотно припоминает забытое? Дело в том, что встреча с переживаниями прошлого вызывает болезненную реакцию психики, и люди стара¬ются любыми путями избежать этого. Одна из моих пациенток 12 лет назад рассказывала мне, что однажды, когда ей было 13 лет, мальчишки поймали ее в подъезде, долго мучили и потом застави¬ли приспустить джинсы, чтобы поглядеть на это...

Что такое бессознательное?

Несколько лет назад уже в качестве студентки эта молодая жен¬щина на практических занятиях снова заговорила об этом давнем отроческом эпизоде. Однако история теперь выглядела более обстоя¬тельной. Оказалось, что один из подростков заставил девочку взять в руки холодный, вялый член. Этот эпизод, как будет рассказано поз¬же, оказал сильное воздействие на ее психосексуальное развитие.