Файл: Alexeeva_T_A_-_Sovremennye_politicheskie_teor.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2255

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип критерия может исправить этот недостаток в случае, если он предписывает рассматривать определенные позиции (например, то­вары или владения) в зависимости от вклада каждого человека. Именно

165

таким образом производится распределение наград. Однако принцип критерия, по мнению Нозика, может вызывать возражения, ибо он пред­полагает некую идеальную историю, одновременно корректируя откло­нения и ошибки реального исторического процесса. Но для того, чтобы быть эффективным, он должен будет либо игнорировать, либо нарушать законность владения, поскольку могут быть и другие, вполне легальные пути приобретения собственности, помимо вводимых принципом критерия способов. Человек может получить некое владение в дар, ему может повезти и он получит крупный выигрыш — к этим случаям никакие критерии неприменимы. А поскольку собственник обладает правом поступать со своим владением как ему заблагорассудится, любой критерий может оказаться ограничением свободы. Из этого Но-зик делает вывод о нелегитимности такого подхода.

Тем самым, получает одобрение, по существу, только историческая справедливость, но не обремененная критериями. В сущности, это не что иное, как переформулирование Нозиком доктрины естественных прав. Наличие таких прав предотвращает легитимацию любого крите­рия при реализации целевой справедливости. Такой исторический, не обремененный критериями подход, Нозик называет теорией прав. Он выделяет в ней три основных компонента:

1. Принцип исходного приобретения владения: наша власть распро-

страняется на наше тело, его способности, благодаря этому мы овладеваем различными внешними объектами.

2. Принцип передачи владения: мы можем продать или иным спосо-

бом избавиться от того, что мы имеем.

3. Принцип коррекции: необходимо исправлять последствия неспра-

ведливых действий, например, в случае воровства или нелегитим­ного приобретения собственности.

Суть этой теории заключается в следующем: любое распределение владений, появляющееся в результате законных трансакций в отноше­нии легально приобретенных владений, само по себе является закон­ным, поэтому никакое вмешательство на основе справедливости недо­пустимо. Такое вмешательство, например, налогообложение богатых ради помощи бедным, несправедливо. Иными словами, речь идет о воз­вращении к чистой капиталистической экономике. Однако не к реаль­ной, а к идеальной модели. Дело в том, что такая система, очевидно, законна только в случае, если все владения приобретены легальным путем с самого начала. Именно здесь и начинаются неясности, ибо Но­зик нигде не определяет, что означает законный путь приобретения.

Разумеется, само время работает на легитимность. Люди с течением времени склонны забывать, что в основе множества больших состояний


166

лежит преступление, — идея, получившая фундаментальное обоснова­ние в «Капитале» Маркса.

Нозик также отнюдь не идеализирует историю капитализма. Более того, он считает, что любой шаг к созданию хорошо организованного общества неизбежно наталкивается на сопротивление существующей капиталистической системы, поскольку нынешние владения во многих случаях были обретены их владельцами несправедливым путем. Поэто­му, вполне естественно, что Нозик отказывается и от прагматической защиты «статус-кво», так как любая несправедливость, по его мнению, должна быть исправлена. Поэтому, когда Нозик говорит о капитализме, он имеет в виду прежде всего его идеальную модель.

КАПИТАЛИЗМ — экономическая система, которая основывается на концен­трации частной собственности на средства производства у относительно не­большого числа лиц, в которой существует большой класс лишенных собст­венности рабочих, работающих за заработную плату, и в которой производ­ство ведется, скорее, ради продажи и получения денег, нежели ради потреб­ления. Деньги, которые вкладываются собственниками производства с целью получения дохода, называются капиталом, а потому и сама система называ­ется капитализмом.

«Хорошо организованное общество» Нозика во многом гипотетич­но. Возможно, оно было бы реальным, если бы все люди начали участ­вовать в конкуренции одновременно в одном и том же месте и при рав­ных стартовых условиях. В действительности так не бывает, ибо люди изначально неодинаковы — одни более талантливы, другие менее. К тому же вмешиваются разного рода исторические случайности. Кроме того, весьма сомнителен все же и тезис о том, что бедные и некомпе­тентные должны рассчитывать только на милосердие более преуспе­вающих. Опыт стран «третьего мира» со всей очевидностью показыва­ет, что проблемы бедности и необразованности разрешимы только в ситуации, когда ими занимается государство, явно выходящее за преде­лы «минимального», причем если оно действует из прагматических, а отнюдь не только моральных соображений.

Кроме того, целый ряд моральных соображений также противоречит нозиковскому идеалу. Главное возражение связано с тем, что остается неясным, почему следует начинать именно с моральных прав индивида и при этом оставлять в стороне все другие моральные соображения?

Наиболее серьезные разногласия между либертаристами и Роулсом связаны с принципом дифференциации. В целом он рассматривается либертаристами как направленный на максимизацию преимуществ для тех, кто в силу собственной лени, бездарности или несчастливых жиз-

167

ненных обстоятельств оказался на «дне общества» за счет ущемления наиболее предприимчивой и талантливой его части. В частности, острая критика связана с непризнанным Роулсом понятием заслуг. Его дейст­вительно нет в роулсовском изложении теории справедливости, однако, по мнению некоторых исследователей, оно обязательно присутствует в интуитивистском рассмотрении проблемы распределения14. Действи­тельно, одной из наиболее серьезных проблем для Роулса является уза-конивание принципа дифференциации по отношению к наиболее та­лантливым и социально продуктивным членам общества. Дело не в том, что благополучные эгоисты не согласятся поделиться чем-то с бедны­ми. Проблема связана с необходимостью соответствия принципа интуи­тивным представлениям о том, как следует обращаться с более одарен­ными. Очевидно, что они также заслуживают справедливости, ибо их также нельзя рассматривать в утилитаристском ключе в качестве средств для обеспечения наименее преуспевающих. Но именно это, с либертаристской точки зрения, происходит у Роулса, ибо его принцип дифференциации требует, чтобы талантливые и трудолюбивые жертво­вали своими максимальными преимуществами ради других. Либерта-ризм предпочитает свободное соглашение сотрудничающих между со­бой людей, придающее более важное значение продуктивности, нежели абсолютному равенству в качестве основы для справедливого распреде­ления. Его сторонники предпочитают представить себе одну схему со­трудничества для более преуспевающих и талантливых, а другую — для менее одаренных, но очевидно, что наибольшие выгоды из сотрудничества извлечет последняя группа15.


С позиции «правых», Роулс идет даже дальше по пути эгалитаризма, нежели это сделал Маркс, который выдвинул лозунг будущего комму­нистического общества: «от каждого по способностям, каждому по по­требностям». Если Маркс все же признает различия, проистекающие из потребности, и выдвигает требование вклада в производство в соответ­ствии с максимумом способностей, Роулс вообще отказывается при­знать разнообразие потребностей и настаивает на максимизации пре­имуществ для наименее благополучной и, по-видимому, наименее про­дуктивной части общества, вовсе не предполагая, что эти люди попы­таются внести свой максимально доступный по их способностям вклад16.

Наконец, либертаристы ставят под сомнение справедливость рас­пределения только на основе абсолютизации положения наименее пре-

14 Sterba J. Justice as Desert // Social Theory and Practice 1974. Vol. 3. № 1. P. 101—116; Slote M. Desert, Consent and Justice // Philosophy and Public Affairs. 1974. Vol. 2. № 4. P. 323—347; Schaar J. Reflections inRawls' Theory of Justice.

15 Nozick R. Op. cit. P. 193—194.

16 Schaar J. Op. cit. P. 89.

168

успевающих. Роулс в целом признает, что требование жертв со стороны имущих ради некоторого улучшения положения людей, находящихся внизу социальной лестницы, противоречит интуиции. Но он полагает, что в реальности ситуация, в которой от них могут потребовать дейст­вительных жертв в соответствии с принципом дифференциации, не воз­никает17. Однако, по мнению «правых», именно такие ситуации и явля­ются наиболее типичными для американского общества — «средние классы» многих городов вынуждены нести слишком большое налоговое бремя во имя общего благосостояния и поддержания бедных. Причем именно «средние классы» как наиболее устойчивый элемент общества несут самое высокое бремя и ради богатых, и ради бедных, обеспечивая для одних благоприятную обстановку для извлечения прибылей и ли­шая других стимулов для поиска собственных источников существова­ния. Проблемы социального обеспечения обостряются в США и в связи с тем, что ни одна нация не стареет так быстро, как американцы в теку­щем столетии. Средний возраст граждан США составляет в настоящее время немногим более 32 лет и постоянно растет: согласно прогнозам демографов, к 2000 году он достигнет 35, а к 2003 г. — 40 лет18. В ре­зультате на одного работающего американца будет приходиться все больше людей старшего возраста, не занятых в общественном произ­водстве, со всеми вытекающими социально-экономическими последст­виями.

«Правые», таким образом, в целом уловили реальную опасность для страны со стороны «перегрузки» «средних слоев» и «средних возрас­тов», что, впрочем, не означает, что сделанные выводы из этой ситуации могут быть сочтены правильными.

Оппоненты Нозика критикуют его за слишком явную привержен­ность теории естественного состояния, находя ее слишком ограничи­вающей исследователя, ибо она закрывает доступ к информации, инте­ресам и целям, имеющим жизненно важное значение в ситуации поли­тического выбора. Поскольку «минимальное» государство возникает ненамеренно, стихийно, в результате сравнительно небольших обменов между гражданами, то невозможно сделать шаг назад и начать все сна­чала, предварительно проведя дискуссию, какой именно тип государст­ва будет наиболее предпочтительным. В каком-то смысле можно ска­зать, что Нозик, так же как и Роулс, помещает своих людей под «вуаль неведения», однако еще более ограничивая их представления, делая их политически невежественными.


Но дело в том, что намерение Нозика, как представляется, было про­тивоположным — он использовал теорию естественного состояния от-

17 Rawls J. A Theory of Justice. P. 157.

18 Aeron H.J., Bosworth B.P., Burtless G. Can America Afford to Grow Old? Washington: The Brookings Institution, 1989. P. 127.

169

нюдь не ради введения каких-то ограничений. Она была ему необходи­ма, прежде всего, в полемике с анархистами, утверждавшими, что даже «минимальное» государство нелегитимно, ибо обязательно предполага­ет нарушение чьих-то индивидуальных прав. Теория же «естественного состояния» помогает Нозику показать, что это отнюдь не обязательно именно так.

Таким образом, «естественное состояние» играет в теории Нозика весьма специфическую роль. Она отнюдь не сводится только к генезису «минимального» государства. Как мы уже показали выше, ограничения на пути концентрации большей власти у государства связаны с индиви­дуальными правами, а не с теорией естественного состояния. Наличие этих прав предполагает, что каждый человек должен в действительно­сти выразить согласие с созданием государства, выходящего за рамки «минимального». Однако это не означает, что «естественное состояние» вообще не создает проблем для теории Нозика как целого. Его ограни­чивающая роль связана, прежде всего, с проблемой применимости к данному конкретному случаю.

Историки политических идей, рассматривая естественное состояние в учении Локка, как правило, выдвигают два аргумента в противовес его взглядам: во-первых, люди никогда не находились в реальной исто­рии в состоянии такого типа, которое Локк описывал как естественное; во-вторых, даже если бы они оказались в таком состоянии, то это от­нюдь не означает, что из него смогло бы родиться государство именно в процессе заключения общественного договора. Нозик вообще уходит от этого вопроса, подчеркивая, что его гипотетическая история перехода от естественного состояния к гражданскому обществу не должна вос­приниматься как реальное описание происхождения существующих институтов или процессов, приводящих к их возникновению. Идея по­добной гипотетической реконструкции происхождения социального порядка заключается в том, чтобы показать, каким образом политиче­ская ассоциация может иметь легитимные основания своего появления, т.е. в соответствии с нозиковской теорией — обойтись без нарушения прав человека.

Это было необходимо Нозику, по-видимому, для того, чтобы пока­зать, почему легитимно появившиеся институты более предпочтитель­ны и имеют более высокую ценность по сравнению с теми, происхож­дение которых нелегитимно. Показать, что институт родился на закон­ных основаниях, значит, узаконить его дальнейшее существование.

Однако этот подход все же представляется несколько сомнитель­ным. Какими бы реалистическими ни выглядели на первый взгляд гипо­тетические рассуждения на эту тему, они все же, строго говоря, не яв­ляются достаточно основательным доказательством истинности нози-


170

ковского подхода. В сущности, Нозик проводит весьма простую мысль: если легитимное государство вообще существует, то это «минималь­ное» государство. Если в теории и существует возможность появления легитимного государства из естественного состояния, то все равно вста­ет вопрос — существовало ли естественное состояние когда-либо в дей­ствительности? Вся цепь доказательств рассыпается. Нозиковский под­ход представляется еще одним мифом, которых и так весьма много в поли­тической философии.

Однако, судя по всему, эти логические неувязки не столь уж сущест­венны для Нозика — его целью было представить группу идей и мето­дов, а отнюдь не всеобъемлющий политико-философский трактат, ана­логично Локку. Но тогда, коль скоро естественное состояние никогда не существовало и никогда не появится, а представляет собой искусствен­ную конструкцию, теория Нозика вообще не соответствует традициям политической философии. Проблема, в сущности, заключается в том, что, по-видимому, Нозик периодически забывает, что поставил перед собой весьма ограниченные задачи, полагая, что если каким-то образом удастся добиться распределения владений, которое в реальности могло бы оказаться справедливым (именно в этом случае он обращается к принципам Роулса, правда, в несколько откорректированном виде), то­гда правомерность «минимального» государства оправдывается19. Одна­ко даже гипотетически невозможно представить себе, каким образом может быть обеспечено справедливое распределение владений, обре­тенных и передаваемых другим владельцам, если только не допустить возможность, что все можно начать сначала.

Именно в этом заключается утопизм теории Нозика, ибо она практи­чески неприменима. Перераспределение всего и вся, как показала ре­альная жизнь, отнюдь не решает проблемы справедливости по отноше­нию ко всем.

Ради определения своей теории Нозик вынужден обращаться вновь и вновь к коррекции. «Если группа владений появилась правильным путем, то нет никаких аргументов для более экстенсивного государства, основанного на распределительной справедливости... — пишет Нозик. — Если же эти принципы нарушены, то в игру вступает принцип кор­рекции. По-видимому, лучше всего рассмотреть некоторые образцы принципов распределительной справедливости как грубые правила вла­сти, задуманные для приблизительного осуществления результатов применения принципа коррекции несправедливости... грубое правило власти для исправления несправедливости может быть следующим: ор­ганизовывать общество таким образом, чтобы максимизировать благосостояние наименее обеспеченной группы в обществе... Это очень

19NozickR. Op. cit. P. 251.

171

состояние наименее обеспеченной группы в обществе... Это очень сложные вопросы и должны быть всесторонне рассмотрены в связи с полной реализацией принципа коррекции... Хотя ввести социализм как наказание за грехи наши означало бы зайти слишком далеко, допущен­ные в прошлом несправедливости могли быть столь велики, что необ­ходимость в экстенсивном государстве на короткое время может пред­ставиться оправданной ради их исправления»20.