Файл: Alexeeva_T_A_-_Sovremennye_politicheskie_teor.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2252

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Критикуя Нозика, Алан Браун высказывает в ответ на это утвержде­ние следующие соображения: если даже удастся создать корректирую­щие институты и они просуществуют достаточно долго, то постепенно вырабатывается привычка на них опираться, и с течением времени те­ряется всякое представление о том, кто чем изначально легитимно вла­дел. Установление постоянного перераспределения приводит к тому, что память об этом вообще утрачивается, а новая система основывается уже на согласии с теми институтами, которые этим распределением занимаются. Государство, превосходящее минимальный уровень, таким образом, само себя узаконивает на перманентной основе, ибо становит­ся необходимой частью института собственности21.

Поэтому раз возникшее перераспределительное государство уже не ставит вопрос о своем происхождении, он представляется несуществен­ным, неважным. Нозик отрицает государство, обладающее более широ­кими властными функциями, не в силу его происхождения, а в силу его постоянной потребности вмешиваться и нарушать права человека.

В результате акцентирование Нозиком принципа коррекции ставит под вопрос всю его теорию. Акт коррекции предполагает утилитарист­скую легитимацию прежде всего в силу условности самого исправи­тельного процесса. Если же собственность строится на условности, то естественное состояние у Нозика сразу же приобретает идеологизиро­ванное звучание.

Нозик полагает, что в силу несправедливого приобретения собст­венности нынешний владелец не будет иметь права на нее, или же этих прав крайне мало. Но совершенно очевидно, что некоторые люди, перед которыми будет поставлена проблема перераспределения, предпочтут сохранить «статус кво». Их логика проста: поскольку законность при­обретения собственности теряется во времени, то невозможно узнать достаточно достоверно, какую именно коррекцию и каким способом следует осуществить. В любом случае страдать будут невинные. Но Нозик полагает, что по отношению к наследникам будут совершены несправедливые акты, направленные по существу против их предков.

20 Ibid. Р. 231.

21 Brown A. Modern Political Philosophy. Theories of Just Society. Harmondsworth: Penguin, 1988. P. 100.

172

Только утилитарист может остаться к этому равнодушным. Объектом коррекции, по Нозику, является передача людям того, что было бы их собственностью, если бы исходно, изначально господствовала справед­ливость.

Но из сказанного можно сделать вывод, что властный принцип кор­рекции, аналогичный принципу дифференциации у Роулса, обязательно затронет интересы и легитимных, и нелегитимных собственников. То­гда вполне разумно было бы сделать вывод о том, что коррекция пред­полагает процесс, нацеленный на максимизацию соблюдения индивиду­альных прав по отношению к собственности, однако допускающий на­меренное нарушение прав других людей. Но это весьма напоминает утилитаристскую концепцию прав, которую Нозик, обосновав свое ви­дение проблемы, отвергает как ограничительную22. Но тогда коррекция, даже в самой общей форме, принципа перераспределительной справед­ливости не может быть обеспечена в соответствии с нозиковской теори­ей.


Таким образом, исторический подход в теории естественного со­стояния не дает оснований для узаконивания правовой теории справед­ливости Нозика. С точки зрения Нозика, моральная философия, пони­маемая в достаточно узких рамках, ограничивает политическую фило­софию. Он полагает, что ответы на все важные вопросы должны исхо­дить из сферы морали, т.е. область прав рассматривается вне политики, а мораль — как нечто предшествующее любым политическим интерак­циям. Однако моральная теория создает свои собственные проблемы с точки зрения ее политических последствий. Эта внутренняя противоре­чивость еще более ясно проявляется при рассмотрении природы основ­ных прав человека.

Не меньше возражений либертаристы высказывают и в связи с пер­вым принципом справедливости Роулса, утверждающим, что свобода может быть ограничена только другой или большей свободой. Однако здесь возникает проблема в случае, если свободы приходят в противо­речие. Либертаристы, как правило, опираются на принцип вреда Дж.С.Милля, заключающегося в том, что свобода должна быть ограни­чена только, если необходимо предотвратить вред для других. Но этот случай Роулс не принимает во внимание. Впрочем, он упоминает есте­ственный долг не наносить вреда другим23. Но естественный долг при­меним к индивидам, а отнюдь не к институтам, где собственно и дейст­вуют принципы справедливости. Следовательно, утверждает К.Харт, принцип справедливости и естественный долг не связаны друг с другом;

22NozickR. Op. cit.P.28.

23 Rawls J. A Theory of Justice. P. 114.

173

отсюда — трудность применения принципа свободы в конфликтных ситуациях24.

В целом взгляды Роулса на свободу близки к взглядам Дж.С.Милля, и с этой точки зрения, как представляется, могли бы удовлетворить ли-бертаристов. Тем не менее, с либертаристской точки зрения первый принцип справедливости не вполне адекватен, поскольку, по их мне­нию, Роулс сам не принимает его всерьез в должной степени. В особен­ности их не устраивает положение, подтверждающее право контроля над личной собственностью после того, как достигнут определенный уровень материального благосостояния, что противоречит принципу свободы25. В соответствии с либертаристскими воззрениями, право соб­ственности нарушается любой принудительной передачей легитимно приобретенных владений другим. Свобода собственности пуста без свободы ее передачи по желанию владельца, а именно это и уничтожа­ется с помощью принципа дифференциации. Тем самым ликвидируется и лексический приоритет первого принципа в целом. Либертаристы же верят, прежде всего, в приоритет свободы обеспечения богатства и дру­гих благ перед всеми другими свободами.

В современной политической теории Запада господствуют две кон­цепции прав — производная и фундаментальная. Примером первого подхода является утилитаризм, рассматривающий права в качестве вто­ричных по значению, соблюдаемых и гарантируемых лишь в том слу­чае, если они способствуют обеспечению пользы, т.е. общество, где права соблюдаются, обладает более высоким уровнем пользы. Истоки фундаменталистской концепции лежат в теории естественных прав. В теориях естественного права они занимают такое же место, как легаль­ные права в системе права (Закона). Они предопределяют законы и, в свою очередь, выводят права личности из них. Об этом, в частности, писал Локк. Под влиянием этой теории в либерально-демократических обществах выявилась тенденция рассматривать права как имманентную черту любого человека. Иными словами, основанием для наличия прав является сам факт принадлежности к роду человеческому, или наличие каких-то черт этого, например, свободной воли или рациональности. Эти права, в свою очередь, становятся основанием морали. Именно в этом смысл подхода Нозика. У него права выступают в качестве осно­вания одного аспекта морали — политического, т.е. принадлежат к об­ласти легитимно принудительного поведения.


В многолетних спорах между сторонниками деонтологического и телеологического подходов положение о правах, в сущности, играет ключевую роль. Суть их разногласий достаточно проста: теоретики те-

24 Hart H.L.A. Rawls on Liberty and Its Priority // Reading Rawls. P. 240—242.

25 Bowie N. Some Comments on Rawls's Theory of Justice // Social Theory and Practice. 1974. Vol. 3. № 1. P. 71.

174

леологического толка в целом предполагают, что действие, последствия которого будут наилучшими, считаются работающими во благо; деон-тологисты — утверждают, что люди могут предопределить правиль­ность действий, не принимая во внимание ценности последствий (нечто является правильным или неправильным вне зависимости от происхо­дящего). Тогда очевидно, что приписывание людям определенных прав есть версия деонтологического подхода. Ибо уважение прав не всегда ведет к благоприятным последствиям. Аналогично Роулсу, Нозик пола­гает, что любая телеологическая теория содержит в себе потенциал жертвования индивидуальными правами ради достижения цели. Поэто­му те теоретики, которые признают право индивида на свободу выбора, на индивидуальность, вообще отдельность, обнаруживают стремление к выдвижению на первый план именно проблемы прав.

Главная задача прав в деонтологической теории сводится к тому, чтобы гарантировать, что человеку не придется жертвовать чем-то ради некоего блага. Если же в этом благе заинтересован он сам, то они ис­ключают патернализм. Если же речь идет о всеобщем благе, тогда права исключают консенквентализм в целом. Таким образом, права входят в качестве важного ингредиента в размышления о возможных последст­виях консенквенталистских рассуждений.

Но для этого нужно знать, какое именно значение имеют права и по­чему они как бы перевешивают другие соображения. Наиболее очевид­но это в случае, когда речь идет о том, что индивидуальные права огра­ничивают действия. Действительно, в ситуации, когда достижение ка­кой-то цели или обеспечение блага предполагает жертвование чьими-то правами, то они очевидно должны приниматься во внимание, если цель или благо должны быть обеспечены легитимным путем. Менее убеди­тельным представляется утверждение, что права носят независимый характер, они неотчуждаемы от личности и обладают фундаментальным значением по отношению ко всему прочему и поэтому обладают осо­бым весом. Единственное исключение, которое допускает Нозик, за­ключается в том, что правами можно пожертвовать, если это позволит избежать вселенской катастрофы. Однако это утверждение весьма опасно, и в условиях постоянных упоминаний о возможной ядерной войне может нести в себе определенный тоталитарный потенциал. Та­ким образом, первый подход предполагает рассмотрение прав как неко­го абсолюта; второй — представляет собой некий компромисс между правами и консенквенталистскими соображениями.


Разъясняя свою позицию, Нозик приводит следующий пример: по­смотрим на наше тело. Оно полностью принадлежит человеку. Но с утилитаристской точки зрения, это можно рассматривать как косвенное утверждение, т.е. производное в моральном плане. Но тогда, скажем,

175

если какая-то часть тела может в какой-то иной сущности принести большую пользу, например, почка может быть трансплантирована дру­гому человеку от умирающего, то необходимо осуществить эту опера­цию. Это, очевидно, будет позитивный акт. Сходные основания Нозик пытается представить в своей теории прав: в таких ситуациях человек имеет право быть эгоистичным, даже аморальным. Позитивный вклад, предполагаемый утилитаризмом, остается на усмотрении человека, предлагается ситуация выбора или совести — ни государство, ни дру­гой человек не могут определять мораль индивида.

Таким образом, права ставят под вопрос саму легитимность государ­ства, делают нелегитимным любое перераспределение богатства ради большего блага, гарантируют свободу индивида при условии, что он также уважает права других.

Однако, оставляя свободу выбора за индивидом, и даже допуская, что в каких-то условиях это может привести к моральной катастрофе, Нозик тем самым делает шаг в сторону компромисса между деонтоло-гическим подходом к правам и телеологическим с точки зрения послед­ствий какого-либо действия. Такой компромисс, очевидно, не может быть стабильным.

Обратимся теперь к утверждению, что права следует рассматривать как независимые и неотчуждаемые от личности. Это один из аспектов тезиса, доказывающего, что права носят фундаментальный характер. Если права могут уменьшиться под давлением других, в том числе мо­ральных, соображений, то их деонтологическая роль подрывается. Но именно это и происходит сплошь и рядом в реальной практике полити­ческой жизни.

Право — отнюдь не особый тип морального утверждения, это лишь более сильная, чем другие, форма представления его. Называя нечто правом, человек тем самым утверждает прочные моральные основания для уважения и поддержки своей свободы в данном случае. Таким обра­зом, замыкается круг моральных рассуждений. Но это исключает фун­даментальный характер права.

Остается только сделать вывод, что нозиковский либертаризм все же достаточно уязвим при внимательном теоретическом анализе. Индиви­дуальные права, в сущности, не получают полноценного узаконивания. Иными словами, Нозик в конечном счете создал столь же искусствен­ную конструкцию, как и Роулс, впрочем, также содержащую известный позитивный потенциал.

Нарушение прав человека чаще всего становится наиболее типич­ным примером несправедливости. Неудивительно поэтому, что столь широко распространены попытки анализа справедливости чисто в пра­вовом плане. Справедливость в этом случае понимается в контексте уважения прав и предотвращения их нарушения. В соответствии с логи-


176

кой концепции справедливости, интерпретируемой как «каждому по делам его», в этом случае принцип звучит как «каждому по праву», причем разнообразные взгляды на справедливость предполагают и раз­личное содержание прав.

Права человека так же, как и справедливость, — вопросы права. В правовом государстве они не зависят от желания или дарования со сто­роны власть придержащих. Права генерируют обязанности со стороны других, которые соответственно в какой-то степени существуют благо­даря носителям прав.

Рассматривая справедливость как проблему прав, нельзя не акценти­ровать и интересы индивидов, которые являются важной стороной дис­курса справедливости. Хотя коллективы могут обладать определенными правами, теоретики справедливости имеют в виду прежде всего защиту индивидов против по отдельности менее значимых, но кумулятивно больших интересов каких-то групп. Или, говоря словами Рональда Дворкина, права — это «козыри», которые нельзя отбросить ради инте­ресов большинства или политики, направленной на всеобъемлющее благо общества. Он имеет в виду такие права, как свобода слова и ра­венство перед законом, получающие особую конституционную защиту в большей части правовых демократических систем. Но такой же под­ход может быть с некоторой долей допущения применен и ко всем пра­вам в целом. А, стало быть, «справедливость как права человека» в це­лом вполне адекватна антиутилитаристскому духу, который исповедует неоконсерватизм.

Идея о том, что индивид обладает правами, содержит также убежде­ние, что они увеличивают чувство собственного достоинства носителя прав26. А это, в свою очередь, иллюстрирует утверждение, что в основе справедливого отношения к людям лежит уважение к ним. Но эта мысль, в сущности, носит ограничительный характер, поскольку сводит все права к одному типу прав — к такому, которое позволяет как-то контролировать поведение других. Тем не менее, более широкий анализ прав как защищаемых правилами интересов делает такое ограничение случайным и позволяет видеть в языке прав приверженность равноцен­ности всех индивидов и, как следствие, приоритет определенных инди­видуальных интересов над соображениями общего блага.

Идея справедливости как прав человека также соответствует легаль­ному воплощению права, представляя готовое объяснение, почему суд воспринимается как реализация справедливости на практике. Права свя­заны с выполнением социетальных правил, равно как и других властных

26 Feinberg J. The Nature and Value of Rights // Journal of Value Inquiry. 1970. Vol. 4. P. 243—257.

177

принципов, воплощенных в законах. Аналогичным образом теория прав объясняет связь между справедливостью, средствами принуждения и наказания. Отсюда вытекает один существенный нюанс: справедли­вость связывается прежде всего с системой права, с судебной властью, а отнюдь не с бюрократическими структурами.