Файл: Alexeeva_T_A_-_Sovremennye_politicheskie_teor.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2249

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В то же время права, очевидно, охватывают более узкую сферу, не­жели справедливость. В частности, связь между ними и социальной справедливостью далеко не всегда является прямой и непосредствен­ной. Неузаконенное экономическое неравенство, отсутствие возможно­стей для получения образования для каждого желающего, дискримина­ция при приеме на работу и в других ситуациях — все это важнейшие проявления социальной несправедливости, но они отнюдь не всегда с должной эффективностью обеспечиваются с помощью реализуемых прав, особенно прав «негативных». Именно потребность в обосновании социальной справедливости заставляет многих исследователей обра­щаться к истокам моральных прав, природа и содержание которых весьма противоречива, а часто и вообще недостаточно ясна.

Моральные права рассматриваются в целом в качестве ценностей, которые детерминируют правильное содержание имеющихся правил, оказывающих влияние на благосостояние и интересы индивидов. При этом очевидно, что ценности выходят за пределы справедливости, они значительно шире, ибо весь спектр социальных и политических ценно­стей имеет отношение к определению «позитивных прав» (то есть прав, которые воплощены в действительных законах и социальных отноше­ниях). Причем практически почти все американские сторонники идеи справедливости как прав утверждают, что существуют некие «дозакон-ные» и «досоциальные» права, т.е. естественные права, которыми обла­дают все люди, независимо от властных правил в данном обществе. Об­ладание этими правами помогает им идентифицировать, что является справедливым, а что нет. Однако природа и реальность таких таинст­венных понятий, как моральные права, трудно определяется, отсюда такой широкий спектр подходов к анализу этой группы проблем, свя­занных с политическим процессом в США.

Более того, именно акцент, который эта традиция политической фи­лософии делает на свободу индивида, фактически оказывается важней­шим препятствием к движению в сторону эгалитаристского общества, сориентированного на более равномерное благосостояние общества, что многими теоретиками рассматривается в качестве основной цели спра­ведливости. Кроме того, абсолютизация прав, в сущности, предоставля­ет индивидам необоснованную возможность вето по отношению к важ­ным социальным идеям, узаконивание которых могло бы внести свой вклад в решение проблем социальной справедливости. Таким образом, подчеркивая значение индивидуального выбора и свободы индивида,

178

теория справедливости как прав во всех ее модификациях неизбежно сама превращает себя в идеологически акцентированную теорию, в ко­торой свобода получает преимущества, непропорциональные по отно­шению к справедливости.

Либертаристы подвергли критике практически все основные аспек­ты теории справедливости Роулса, в частности, его методологию (гипо­тетический общественный договор, «вуаль неведения»), положение о равенстве возможностей, передаваемую из поколения в поколение ус-редненность, посредственность эгалитаристских обществ. «Твердые» либертаристы вообще отказываются признать какое-либо право на ра­венство возможностей, поскольку оно потенциально нарушает действи­тельное право индивидов и корпораций на контроль и распоряжение собственностью, в частности, право на найм любого лица по желанию. Кроме того, острая либертаристская критика связана также и с тем, что люди, обладающие талантом, трудолюбием или производительностью, превосходящей средний уровень, оказываются в роулсовской системе в заведомо несправедливой ситуации, хотя именно они являются носите­лями наиболее динамичного начала в общественном развитии. Причем речь идет не о недостаточном учете интересов более преуспевающей группы, а об игнорировании их прав. Характерно при этом, что и Роулс, и его либертаристские оппоненты провозглашают свою приверженность более глубокой моральной теории Канта, отвергающей коллективизм утилитаризма и акцентирующей важнейшее значение права.


Роулс интерпретирует фундаментальное положение Канта о том, что моральные права должны быть универсализированы до того, как стано­вятся известными конкретные позиции и интересы, показывая, что его «исходная позиция» есть не что иное, как процедурная интерпретация этого требования. Она соответствует второй формулировке кантовского категорического императива, запрещающей рассмотрение одних инди­видов в качестве средства для достижения благосостояния других. С либертаристской точки зрения, эта вторая формулировка может быть нарушена с помощью любого принципа перераспределения, рассматри­вающего превосходящих средний уровень индивидов в качестве кол­лективной собственности, используемой во благо наименее преуспе­вающих. А коль скоро принцип дифференциации ограничивает индиви­дов с помощью общественного устройства, на которое они явно не со­гласились бы как граждане свободного общества, либертаристы проти­вопоставляют «исходной позиции» вполне реальные контракты и со­глашения действительно существующих индивидов. В результате воз­никает прямая апологетика свободной рыночной экономики с государ­ством, функции которого низведены до предотвращения ущерба со сто­роны людей друг другу и мошенничества, без каких-либо перераспре-

179

делительных задач. Такой тип общественной организации не только призван максимизировать реальную свободу, но и защитить приоритет заслуг, поскольку индивиды должны получать вознаграждение в соот­ветствии со своим вкладом в социально необходимый продукт. Тогда справедливым распределением может быть сочтено такое, которое по­лучается в результате такого типа обретения и передачи. Иными слова­ми, индивид может получить то, что заработает, но с ограничением, адекватным его таланту и трудолюбию.

Безусловно, этот подход не может не вызвать возражений хотя бы потому, что в реальности не бывает совершенно идентичных стартовых позиций в жизни для всех. Даже вырвавшись из нищеты в детстве, люди с большим трудом могут обрести автономию кантовского типа. Они вынуждены вступать в соглашение друг с другом, но их решения неред­ко предопределяют невежество, бессилие и беспомощность. Трудно предположить, что распределение в этом случае будет действительно честным. Способность индивида построить свою жизнь на рациональ­ных основаниях, не выходя за рамки морали (идеал либеральной кан-товской традиции, присущий и Роулсу, и его либертаристским крити­кам) нереализуема без материальных средств, делающих ее практически осуществимой. Общество, часть которого не может вырваться из нище­ты, — пишет А.Гольдман, — однако вносит свой вклад в качестве клана в общественный продукт, с полным основанием может быть охаракте­ризовано как использующее индивидов в качестве средства27. Таким образом, требование Канта нарушается и при строго эгалитаристской, и при строго либертаристской системе распределения, однако по отноше­нию к разным группам индивидов, используемым в качестве средства ради благосостояния остальных.


8.2. КОММУНИТАРИЗМ

Прошедшие десятилетия оказались отнюдь не легкими для теорети­ков политики либерального направления. Они подвергались нападкам как «справа», из лагеря завоевавших в начала 70-х годов политическую и идеологическую респектабельность и влияние неоконсерваторов, «но­вых правых», так и «слева», где все более важную роль начали играть политико-теоретические воззрения лево-либерального направления. Подобная критика нередко сводилась к акцентированию одних сторон либеральной политической теории за счет других, при этом интерпрета­торы и критики одного и того же течения сплошь и рядом противопос­тавляли разные стороны теорий и концепций.

27 Goldman A. The Entitlement Theory of Distributive Justice // The Journal of Philosophy. 1976. Vol. 73. № 21. P. 823.

180

«Мы находим, — писал Ричард Рорти, — что французские критики Ха-бермаса готовы отвергнуть либеральную политику для того, чтобы уйти от универсалистской философии, а Хабермас пытается придерживаться универсалистской философии со всеми ее проблемами для того, чтобы поддержать либеральную политику»28.

Нечто подобное происходило и в отношении критики деонтологиче-ского либерализма Джона Роулса. Роулсовская теория справедливости оказалась весьма благодатным ристалищем для скрещения мечей между коммунитаристами, наиболее видными представителями которых явля­ются Майкл Сэндел, Алистер Макинтайр, Майкл Уолцер, Чарльз Тэй-лор, и либералами — как сторонниками теорий «государства всеобщего благоденствия», так и его противниками29.

Коммунитаристское движение направлено прежде всего на восста­новление гражданских ценностей и коллективизма. Оно объединяет группу философов, теоретиков политики и социологов, а также общест­венность, озабоченную упадком морали и недовольную проводимой политикой. В частности, участники движения полагают, что правитель­ство, защищая множество особых интересов, игнорирует такие пробле­мы, как образование, здравоохранение, общественная безопасность и т.д. Коммунитаристам свойственно рассмотрение Конституции США как «живого» документа, адекватного любому «вызову» современности. Коммунитаризм видит смысл общества в моральных ценностях и об­щине, противопоставляя их государственности. Они полагают, что из­менение морального климата в обществе в конечном счете приведет к снижению уровня государственного вмешательства, сбалансированно­сти прав и обязанностей без сползания в сторону авторитаризма30.

Следует сказать, что коммунитаристское политическое теоретизиро­вание в последние годы переживает определенный подъем.

Коммунитаризм начинается с критики либеральной концепции ин­дивидуализма. Индивид в либерализме, полагает Майкл Сэндел, ничем не обременен, а потому может занять важную точку за пределами со­общества, частью которого он является, определять и пересматривать свои цели, не оглядываясь на унаследованные традиции или разделяе­мые с другими цели. Он руководствуется правами и обязанностями,


28 Rorty R. Habermas and Lyotard on Postmodernity // Habermas and Modernity / Ed. by Richard Bernstein. Oxford, 1985. P. 162.

29 Sandel M. Liberalism and the Limits of Justice; Maclntyre A. After Virtue: Notre-Dame, 1975; Taylor, Charles. Philosophy and the Human Sciences: Philosophical Papers. Vol. 2. Cambridge, 1985.

30 Etzioni A. Too Many Rights, Too Few Responsibilities // National Forum. 1992. Winter. P. 4—6.

181

сформулированными абстрактно. Коммунитаристы полагают, что либе­ральный индивидуализм присутствует только там, где общественные связи нарушились, индивиды испытывают отчуждение, но в этом обще­ственная жизнь и традиция являются необходимыми компонентами. С нормативной точки зрения, такой индивидуализм, по мнению коммуни-таристов, крайне нежелателен. Он — симптом того, что что-то проис­ходит не так. Они предпочитают говорить о человеческом «Я», зани­мающем определенное положение в общине и сформирововашемся под влиянием привязанностей и разделяемыми смыслами конкретной об­щины. И именно от своей общины, будь то деревня, субкультура, обще­ственно-политическое движение или этническая группа, мы приобрета­ем специфические права и обязанности. В то же время мы обязательно участвуем в реализации целей нашего сообщества.

При рассмотрении коммунитаристских взглядов возникает одна не­сомненно сложная проблема. Дело в том, что коммунитаризм как тип политико-теоретического мышления нигде не находит открытого и кон­структивного изложения. По крайней мере, ни Сэндел, ни Макинтайр не разъясняют его позитивного содержания. Критерием отнесения автора к числу коммунитаристов оказывается тип его критического анализа тру­дов представителей других течений в современной политической тео­рии. Иными словами, он носит косвенный характер. Практически к объ­яснению этого типа подходов можно отнести лишь часть статьи Сэнде-ла «Мораль и либеральный идеал», в которой он дает следующую ин­терпретацию взглядов своей группы теоретиков:

«Когда либертаристы-либералы защищают экономику, основывающую­ся на частной собственности, а эгалитаристы-либералы выступают за го­сударство всеобщего благоденствия, коммунитаристы беспокоятся о концентрации власти и в корпоративной экономике, и в бюрократиче­ском государстве, а также об эрозии тех промежуточных форм общест­ва, которые временами поддерживали более живую общественную жизнь, т.е. о разрушении гражданского общества».

Очевидно, что подобная характеристика явно недостаточна для оп­ределения отличительных черт коммунитаризма, ибо аналогичное бес­покойство высказывали также либералы других направлений. Скорее, главной особенностью коммунитаристов является отказ от признания необходимости регулирования рыночной экономики и любой формы «государства всеобщего благоденствия». Однако это, так сказать, в тео­рии, а в практической политике Сэндел выявил одно-единственное раз­личие:

182

«коммунитаристы с большей вероятностью, чем либералы, пойдут на запрет в городе магазинов, торгующих порнографией, на том основании, что порнография оскорбляет их представление об образе жизни и соответ­ствующих ему ценностях».


И отвечая на «классическое» либеральное возражение, что это мо­жет открыть двери к нетерпимости, к цензуре, Сэндел настаивает, что

«нетерпимость процветает, прежде всего, там, где формы жизни смещены, корни не укреплены, традиции не сформированы».

Отсюда следует необходимость поддержать

«те гражданские республиканские возможности, которые воплощаются в нашей традиции, но исчезают в настоящее время»31.

Причем очевидно, что под традициями понимается прежде всего про­тестантская этика и идея общего блага.

Если раньше идея «хорошо организованного общества» выстраива­лась философами этого направления на основе коллективной собствен­ности и равного доступа к политической власти, сегодня представление о нем конструируется, прежде всего, на базе устоявшихся традиций, сложившегося образа жизни в рамках общины и самоидентификации человека через культурные обычаи и влияние среды. Например, в тру­дах коммунитаристов в 60-е годы роль женщины в американской семье рассматривалась в контексте социального и экономического угнетения, сегодня (по крайней мере, у Сэндела) именно семья служит моделью общества и даже более важным компонентом блага, нежели справедли­вость.

Аналогичным образом, для «шестидесятников» патриотизм был ир­рациональным чувством, блокирующим движение к всеобщему миру. Теперь для Макинтайра партикуляристское содержание патриотизма уже не менее рационально, чем универсалистские притязания справед­ливости.

Раньше коммунитаристы видели в любых отклонениях от общепри­знанной морали признак преодоления эксплуатации человека челове­ком, теперь же они поддерживают усилия местных общин, выступаю­щих за сохранение традиционного образа жизни и ценностей, его под­держивающих. Таким образом, очевидно, что с политической точки зрения коммунитаристская теория 80—90-х годов стала значительно более консервативной. Иными словами, коммунитаристыэто «бун-

31 Sandel M. Morality and Liberal Ideal // The New Republic. 1984. May, 7. P. 17.

183

тари-шестидесятники», обретшие с годами респектабельность и ста­бильность.

Коммунитаристская критика усмотрела в теории Роулса не только слабости аргументации, но также и то, что он поставил перед собой из­начально неверный вопрос. Как и другие либералы (к которым комму-нитаристы причисляют также и Нозика), Роулс занимался в основном проблемой формулирования принципов справедливости, которые могли бы вызвать поддержку рациональных людей, в том числе имеющих весьма разные представления о хорошей жизни. Либералы, кроме того, всегда стараются найти моральные критерии для строительства соци­альных и политических институтов. Но, по мнению коммунитаристов, это бессмысленное занятие, поскольку моральные принципы вообще могут быть поняты только как результат анализа практики в конкретном обществе. Можно, конечно, вывести абстрактные исходные принципы (как это делает Нозик, рассуждая о правах, или Роулс — о свободе и равенстве), однако практика всегда предшествует теории.