ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 2385
Скачиваний: 2
Таким образом, концепция свободы отнюдь не занимает центрального места в консервативной политической теории. Свобода является подчиненной целью по отношению к чему-то еще, организации или институту, которые и предопределяют индивидуальную цель. Говорить о свободе для консерваторов — значит говорить, прежде всего, об ограничении как ее предварительном условии, иными словами, о порядке, при котором свобода может быть обеспечена. То есть, индивид стремится не столько к свободе, сколько к «хорошему правлению».
Дж.Кейси формулирует это следующим образом:
«Смысл институтов заключается в том, что они освобождают индивида от индивидуализма»44,
во всяком случае, от индивидуализма в его либеральном понимании, подчеркивающего личную независимость от авторитета традиций. Ему противопоставляется консервативный индивидуализм, устремленный к гармонии, «не противополагающий душу и тело, разум и страсть, порядок и беспорядок»'5. Общество — это колыбель индивидуальности, ибо оно представляет собой организацию цивилизационной деятельности, в которой принимают участие его члены. Поэтому, утверждают консерваторы, деятельность людей в обществе должна быть свободна
43 Scruton R. The Meaning of Conservatism. P. 18—19.
44 Conservative Essays. P. 99.
45 Conservative Essays. P. 56.
228
от какого-либо вмешательства извне, однако она осуществляется в обеспеченных условиях, в рамках порядка, основывающегося на традиции и авторитете.
«Для консерватора, — пишет Скрутон, — ценность индивидуальной свободы не абсолютна, а подчинена другой, более высокой ценности —
правительственной власти__ Правительство необходимо для каждого
человека, подчиненного дисциплине общественных отношений, и поддержание свободы входит в его компетенцию»46.
Таким образом, индивид опосредуется различными институтами и практикой, которые составляют в совокупности общую культуру, придающую ему смысл и опосредующую индивидуальный опыт.
В то же время — и это положение занимает весьма важное место в культурном консерватизме — политическая активность гражданина определяется тем, как он сам интерпретирует свою социальную природу. Политическая реальность не может быть понята без понимания мотивации тех, кто участвует в политике. Это положение Скрутон иллюстрирует следующим примером: лингвист может знать законы построения английской речи, но не понять, о чем идет речь, не будучи местным жителем и не зная конкретной ситуации; в то же время человек может полностью понять смысл сказанного, не имея представления о грамматических правилах, в соответствии с которыми построена фраза.
Аналогично, вне зависимости от экономической, социальной или биологической детерминации человека, он самостоятельно определяет свой собственный смысл в этом поведении. Но для того, чтобы описать, выявить этот смысл со стороны, необходимо воспользоваться какими-либо политическими теориями. Однако поскольку намерения человека и его действия проистекают из его собственных взглядов на окружающий мир, то не существует и не может существовать «беспристрастный наблюдатель» человеческого поведения. Следовательно, принять участие в политической деятельности — это значит понять и разделить в равной степени общий взгляд на вещи. Это может потребовать воображаемой идентификации, но это отнюдь не означает и даже в значительной степени не совместимо с некоей нейтральной «наукой о человеке». Формулирование смысла действий субъекта зависит от наличной культуры. Иными словами, только культура обеспечивает деятельность индивида ценностями, которые представляют собой нечто большее, чем просто чье-то предпочтение. Но и эти ценности, в свою очередь, являются следствием человеческого выбора и индивидуального осмысления; они могут быть нами свободно одобрены или отброшены.
46 Scruton R. The Meaning of Conservatism. P. 19.
229
Но коль скоро индивид остается относительно свободным в своем отношении к «культурным объектам», возникает вполне закономерный вопрос: почему он должен подходить к ним именно с консервативными мерками? Отвечая на этот вопрос, консерваторы подчеркивают значение гармонии в соотношении институтов и индивидуального опыта. Если исчезает чувство общности, придающее смысл индивидуальному существованию через причастность к «культурному объекту», то средства выражения этого чувства также исчезают. Поэтому попытки «реформировать» «культурные объекты» приводят к их разрушению, ибо общество уже не будет обладать необходимыми культурными средствами, мифами, традициями, легитимировавшими их в свое время. Они сведутся лишь к субъективным чувствам и желаниям без легитимации. В этом смысле кризисные явления, охватившие западное общество, — это не что иное, как следствие массового разрушения «культурных объектов», которое последовательно осуществлялось так называемыми прогрессивными политиками. В этом, как мы видим, «культурный консерватизм» мало чем отличается от других течений в консерватизме, ибо он при всей своей жесткости все-таки допускает возможность крайне медленных, осторожных и ограниченных преобразований в общественной жизни. Для консерваторов «реформизм» в политике представляется крайне опасным. «Мы должны отказаться от попыток подорвать то, что "установлено"», — утверждает Скрутон47.
Сама по себе необходимость существования консервативного подхода объясняется стремлением к сохранению авторитета существующих институтов. Консерваторы различают понятия авторитета и власти. С точки зрения солсберианцев, авторитет выражает отношения «де-юре», а не «де-факто», то есть он означает, что какой-то институт или индивид имеют право действовать, но это отнюдь не означает, что они обладают властью действовать. Авторитет может подкрепляться властью или сдерживаться ею. Представители культурного консерватизма, вслед за Максом Вебером, выделяют три типа авторитета: рационально-легальный, традиционный и харизматический. Однако для солсберианцев особо важной является вера в авторитет — в этом случае, согласно Скрутону, сам авторитет означает установившуюся и легитимированную власть, то есть авторитет и власть совпадают.
«Власть, к которой стремится государственный деятель, должна быть, иными словами, властью, которая одобрена. Она должна рассматриваться народом не просто как власть, а как авторитет. Каждое общество зависит от уважения гражданином порядка, часть которого он формирует, и самого себя как части этого порядка. Это чувство, выражающееся в
47 Scruton R. Op. cit. P. 19.
230
патриотизме, обычае, уважении к закону, в лояльности к лидеру или монарху и в охотном одобрении привилегий тех, кому эти привилегии гарантированы, может простираться неограниченно»48.
Авторитет отдельного индивида или государственного института должен складываться из двух частей: с одной стороны, быть установившимся и легитимным, с другой — содержать в себе некий «естественный дар», т.е. соответствовать природе человека и его основным ценностям. Иными словами, авторитет институтов обеспечивается также той ролью, которую они играют в самоидентификации субъектов. Без авторитета существующих институтов, считают консерваторы, невозможна благополучная жизнедеятельность индивидов, ибо, помимо всего прочего, он является еще и показателем здоровья общества. Эффективность и стабильность государственной власти также зависят от того, в какой степени ей удается совмещать авторитет и традицию, что обеспечивает «приверженность» граждан данному режиму. Благодаря «приверженности» общество конституируется в нечто большее, чем простое скопление индивидов, каким оно подставляется либеральному сознанию.
«Полное понимание идеи приверженности, — пишет Скрутон, — требует, в свою очередь, понимания традиции, обычая и церемонии, всеобъемлющего характера практики, через которую гражданин способен постигнуть "приверженность" как цель»49.
Для либералов же приверженность данному типу общества — не более, чем средство решения своих проблем и удовлетворения личных интересов. Таким образом, современный консерватизм стремится не просто к власти, прибегающей к насилию, а к наиболее сильному типу власти, основывающемуся на авторитете.
С этих позиций солсберианцы подходят к проблеме государства. Поддержание авторитета государства всегда актуально для консерваторов. Так же, как и общество, государство традиционно рассматривалось ими в качестве высшей метафизической сущности, априорно данной человеку.
Но перед консерваторами встает в этой связи вопрос: какого типа государство и каким образом следует сохранять и поддерживать? Ответ на него консерваторы традиционно искали в идее «правления через институты», а также в теориях природы и функций институтов. Учреждения и индивиды на то время, пока они их возглавляют или действуют в их рамках, наделяются властью. Эти учреждения связаны с института-
48 Scruton R. Op. cit. P. 25—26. 49ScrutonR. Op. cit.P. 38.
231
ми, которые, в свою очередь, соответствуют обычаям и ценностям гражданского общества, являются их следствием и в то же время способствуют их сохранению. Отсюда проистекает консервативная оппозиция к формированию политических институтов на абстрактных принципах или на основе выводов теоретической науки. Институты должны возникать стихийно из самого хода событий, из практики, или же формироваться «сверху», но только тогда, когда потребность в них уже установилась.
Аналогичную аргументацию использовал в свое время еще Дизра-эли. Государство понимается солсберианцами как высший институт, который в состоянии обеспечить достижение целей консервативного правления только в том случае, если оно стоит над разнообразными институтами, являющимися по отношению к нему автономными субъектами. Эти институты будут стремиться сохранить свои собственные принципы развития, и роль правительства сведется, по существу, лишь к тому, чтобы защитить их от эрозии и внешнего вмешательства и обеспечивать им законные рамки, в которых они могут отвечать интересам своих членов.
Теория института как автономного субъекта сыграла важную роль в развитии консервативной мысли. И именно здесь по сей день консерваторы видят границу, разделяющую их с тоталитаризмом, ибо суть тоталитарной доктрины, как они считают, состоит в том, что ни один институт не может стать автономным по отношению к государству.
Современные консерваторы, как правило, поддерживают принцип разделения властей как наилучшего средства обеспечения единства правления и индивидуальной свободы, а также автономности институтов-субъектов.
Государство, как и общество, рассматривается консерваторами как комплексное образование, развивающееся по законам самосохранения. Государство не противопоставляется гражданскому обществу, а рассматривается в единстве с ним, их разделение гибельно для них обоих. Поэтому консервативный взгляд на общество всегда содержит черты интерпретации государства, и наоборот. «Общество, — подчеркивает Скрутон, — состоит из гражданских связей, которые генерируют и поддерживают институты правления»50.
Государство, с точки зрения культурного консерватизма, должно играть троякую роль.
Во-первых, быть единственным институтом, который в состоянии обеспечить сохранение общего культурного наследия данной национальной единицы. Отсюда проистекает неприязнь консерваторов ко всему тому, что содержит в себе хотя бы элементы либерально-
J Scruton R. Op. cit. P. 27.
232
космополитического видения мира, например, к «исследованиям проблем мира и конфликтов», «политической интеграции в ЕС» и т.д.
Во-вторых, «олицетворять» все культурное наследие, которое формирует личность гражданина. Государство должно быть окружено мифами, отражающими чувство «приверженности» и глубокой почтительности по отношению к нему.
В-третьих, основной заботой государственного деятеля должно быть поддержание здоровья общей культуры. Коррумпированные институты, подверженные эрозии и подрывающие «приверженность» граждан к государству, должны безжалостно уничтожаться. Эта, в целом активистская позиция, подразумевающая, что не все, что установлено, достойно консервации, на первый взгляд противоречит сказанному выше. Однако на самом деле она весьма логично вытекает из самого существа понимания консерватизмом традиции. Культурный консерватизм, как уже говорилось, понимает институты и практику как средства выражения опыта граждан. Однако можно представить себе ситуацию, при которой существующие институты в какой-то момент перестают соответствовать своему назначению и экспрессивному отношению к ним со стороны индивидов. В этом случае консерваторы допускают возможность «творческой и активной оппозиции» по отношению к существующему статус-кво.
Однако политический анализ практически сводится у них к критике культуры. Поэтому в теории государства мифы, ритуалы и церемонии играют совершенно особую роль. Во-первых, поскольку с консервативной точки зрения традиции не статичны и воссоздаются в каждом отдельном политическом акте, постольку ритуал становится средством подтверждения существующей традиции. Во-вторых, в ряде случаев язык не может адекватно передать наш опыт, и тогда ритуалы и мифы вообще становятся единственным средством его выражения. Поэтому солсберианцы подчеркивают эмоциональное начало политического сознания. Чувство преданности по отношению к национальной общности и ее институтам неотделимо от опыта «признания», которое генерирует мифы и ритуалы, становящиеся в свою очередь средствами легитимации институтов.
Некоторые мифы, носящие систематический характер, практически выступают в роли идеологических разработок. Если в недавнем прошлом консерваторы различных направлений избегали даже упоминания об идеологии, то теперь Скрутон, хотя и с некоторыми оговорками, пытается поднять идеологию до уровня тех «поддерживающих авторитет» идей, без которых, как он считает, невозможна политическая жизнь. Он утверждает, что современный консерватизм сопротивляется как утере идеологии, так и демифологизации. По существу, теоретики группы Солсбери соглашаются с тезисом о том, что в политической жизни ви-
233
димость есть реальность, приспосабливая его к своим собственным целям. Ориентация современной консервативной политической мысли на идеологию выражается не только в том, что она отстаивает капитализм как систему. Ее тезис «назад к идеологии» выражается и в том, что она ведет непримиримую борьбу как против «левых», так и против либералов.
Важное место в политической теории культурного консерватизма отводится антиэгалитаризму. Неравенство, для консерваторов, естественно и закономерно, ибо оно является следствием самой природы человека. Идею изначального неравенства консерваторы используют для доказательства неизбежности иерархической структуры общества, которое, как они считают, становится здоровым и динамичным только под управлением элиты. Для процветания общества его политическое, социальное и экономическое устройство должно «стимулировать и удовлетворять тех, кто может больше сделать для общего блага»51. Если же общество встает на позиции «бесталанного большинства», оно обречено на стагнацию. Ценности сильных, утверждают консерваторы, должны превосходить ценности, рожденные в положении зависимом и пассивном. Поэтому сохранение и поддержание неравенства как консервативной ценности понимается в качестве одной из целей политической деятельности государства и других общественных институтов. Таким образом, антиэгалитаризм солсберианцев — это, по существу, новая попытка оживления весьма старой идеи. Как известно, традиционный консерватизм неизменно подчеркивал значение и ответственность государственной власти. Этот подход строится на убеждении в том, что стабильность и благополучие достигаются через правильно поставленный контроль, а поскольку общество является органической иерархией, в которой естественная элита может и должны управлять, то равенство не только не желательно, но и невозможно. Фраза одного из английских адептов консерватизма: «Тори верят в правление самураев» — органично вошла в консервативную догму. Отчасти подобный подход является следствием интерпретации человеческой природы, в которой подчеркивается не столько приоритет разума, сколько чувство. Неся в себе сильное пессимистическое ощущение «первородного греха», люди, по мнению консерваторов, опасаются от себе подобных наихудшего, поэтому только власть в состоянии сдержать негативные последствия проявлений человеческих качеств, поставить страсти и эмоции под контроль. Подтверждение этому консервативному канону они находят еще у Бер-ка, говорившего в свое время о подверженности ошибкам и слабых изобретениях нашего разума и о том, что общество не может существовать без контролирующей власти над желаниями и аппетитами. И эта, почти