Файл: Alexeeva_T_A_-_Sovremennye_politicheskie_teor.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2235

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Попытку теоретической реконструкции традиционного консерва­тизма предприняла в Великобритании так называемая группа Солсбери, в которую вошли представители академических кругов, отличавшихся тем, что известный английский политический философ Майкл Оакшотт назвал в свое время «консервативной предрасположенностью».

Консерваторы, как правило, либо вообще отрицают наличие под­робно разработанной доктрины, либо придают своим программам и идейно-политическим установкам нарочито расплывчатую форму. На­пример, консервативные теоретики неоднократно повторяли, что «ни один британский консерватор не создал системы абстрактных полити­ческих идей или целостной идеологии; «у консерватизма нет рацио­нальной философии» и т.д.33

В то же время консерваторы признавали наличие определенного со­циально-типического подхода к политике. Известный английский тео­ретик политики Р.Батлер писал, например, что консерватизм — это «не просто собрание грошовых лозунгов и эфемерных теорий», а «посто­янный склад ума, система ценностей, образ жизни»34.

Иными словами, подразумевался некий набор идей, составляющих ядро фактически весьма тщательно разработанной доктрины. Она все­гда базируется на совокупности основных принципов: вере в высший порядок на основе религии; пессимистическом взгляде на природу че­ловека и скептицизме в отношении возможностей разума; органицист-ской и иерархической концепциях общества; имперских амбициях во внешней политике; почтении к политической и духовной власти; под­черкивании значения традиций, преимуществ крайне медленных, осто­рожных изменений; обращении к нации и к народу и т.д.

«История консерватизма, — отмечает английский философ А.Квинтон, — это, по существу, история повторения одного и того же свода идей, выраженных в исторически адекватных терминах»35.

Несмотря на кажущуюся пестроту и разнообразие современных кон­сервативных течений, они не просто аккумулировали перечисленные идеи, но так же, как консерваторы прошлого, сконцентрировали свое внимание на взаимосвязи между властью, государством и обществом как неким целым и человеком-членом общества.

33 Greenleaf W. The British Political Tradition. London, 1983. Vol. 2. P. 194.

34 Цит. по: The Conservative Tradition / Ed. by R.J.White. London, 1964. P. 1.

35 Quinton A. The Politics of Imperfection: the Religious and Secular Traditions of Conservative Thought in England from Hooker to Oakeshott. London, 1978. P. 16—17.

222

Основной задачей группы Солсбери стало формулирование «твер­дой теоретической основы консерватизма». Это дискуссионное и иссле­довательское объединение философов и политологов, названное в честь третьего маркиза Солсбери — лидера Консервативной партии в 1881— 1902 гг., бескомпромиссного борца за чистоту консервативных положе­ний, начало свою деятельность в 1978 году. Одновременно начал выхо­дить теоретический орган группы — ежеквартальный журнал «Солсбе­ри ревью».


Уже в первом коллективном труде группы — «Консервативные эс­се» (1979) — были изложены основные аспекты политической теории современного консерватизма. В 1980 г. главный теоретик групп Роджер Скрутон опубликовал серьезную теоретическую работу «Смысл кон­серватизма», в 1981 г. книги «От Декарта к Витгенштейну» и «Полити­ка культуры (эссе)», в 1982 году — «Словарь политической мысли», а также другие работы. Взгляды теоретиков группы, по мнению одного из ее членов М.Коулинга, выражают консерватизм, отличающийся как от «консенсусного консерватизма, свойственного Консервативной партии в 50—60 гг., так и от экономического либерализма, который ассоцииру­ется с ней в 80-е годы. Он более популистский, чем первый, и менее либеральный..., чем второй36.

Политическая теория группы Солсбери по существу представляет собой современный вариант культурного консерватизма, имевшего тра­диции в английской философско-политической мысли со времен роман­тиков начала XIX века. Сами солсберианцы включают в число своих идейных предшественников Кольриджа, Арнольда, Карлайла, Элиота и других.

Культурный консерватизм как одна из разновидностей традиционно­го консерватизма характеризуется акцентированием преемственности культуры (как правило, «высокой культуры») как самой по себе, так и в качестве важнейшей основы социальной и политической стабильности общества. Сторонники культурного консерватизма придерживаются убеждения, что взаимоотношения индивидов опосредуются различны­ми институтами и практикой, которые включают общую культуру, при­дающую им смысл и утверждающую индивидуальный опыт. Государст­во рассматривается как высшее выражение общей культуры, как инсти­тут, на который возложена задача поддержания и защиты ее от внут­ренних и внешних врагов. Задачей культурного консерватизма является объяснение естественности неравенства, содержащегося в консерватив­ных ценностях, а также легитимации практики данной культуры. Кон­серватизм, пишет Скрутон,

36 Conservative Essays. P. 194.

223

«возникает непосредственно из ощущения, что человек относится к не­кой непрерывной и уже до него существовавшей общественной систе-

Культурный консерватизм включает веру в сознание детерминиро­вать политический порядок. Ему также присущ определенный интел­лектуальный снобизм и элитарность, стремление наделить искусство и «высокую культуру» функциями, которые традиционно выполняла рели­гия, тем самым сохраняя и упрочивая религиозные чувства в секуляризо­ванной форме.

Значительное влияние на формирование взглядов теоретиков группы Солсбери оказали поздние работы Людвига Витгенштейна. Дж.Кейси и Р.Скрутон попытались построить своего рода мост между поздним Вит­генштейном и Гегелем, отыскав у обоих мыслителей то, что соответст­вовало консервативным устремлениям. В своей книге «От Декарта к Витгенштейну» Р.Скрутон утверждал, что теоретический консерватизм представляет собой противовес картезианскому подходу к философии разума. В своих трудах Р.Скрутон и Дж.Кейси использовали философ­скую аргументацию Витгенштейна, прежде всего, для опровержения не только абстрактного рационализма, но также и для разрушения либе­ральных (главным образом, утилитаристских) утверждений в отноше­нии власти и авторитета, легитимности обычаев и институциональной практики. Антилиберализм Витгенштейна был обнаружен консервато­рами в его тезисе о том, что логика и структура языка базируются на некоторых предпосылках, включенных в состав более широких целост-ностей, в состав культуры, разных видов деятельности, меняющихся с их изменением и развитием; что культурные и моральные ценности не­избежно укореняются в общественных формах социальной жизни и что они, следовательно, легитимизируются благодаря социальному обуче­нию и образованию. Его антиутилитаристский характер выводился из утверждения, что институциональная и традиционная преемственность, создающая формы общественной жизни, в конечном счете легитимизи­руется без целей и основ, внешних по отношению к ней. В обоих случа­ях Витгенштейн, с точки зрения солсберианцев, создал в аналитической философии субстанциональную основу для политически авторитарных выводов, которые Кейси и Скрутон нашли также у Гегеля.


Таким образом, представители группы Солсбери с самого начаа дис­танцировались от утилитаризма Бентама и Милля, а также от критики культуры «Франкфуртской школы». Одновременно они подчеркивали «родственность» современного консерватизма по целому ряду аспектов с социализмом, а в том, что касается отрицания либерального подхода к

37 Scruton R. The Meaning of Conservatism. Harmondsworth: Penguin, 1980. P. 21.

224

человеку как к автономному индивиду и носителю неких абстрактных прав, даже с марксизмом.

Следует подчеркнуть, что реконструкция консервативных ценностей мыслилась идеологами группы отнюдь не только в связи с задачами консервативной партии. Их цель значительнее — «формирование ши­рокого консервативного консенсуса» в обществе, призыв к которому прозвучал еще в 1834 году, затем неоднократно повторялся Дизраэли и другими консервативными идеологами и политиками.

Солсберианский вариант культурного консерватизма тематически можно разделить на три основные части:

отношение индивида к обществу;

роль государства в современном мире;

подход к политической теории и политической практике.

Солсберианцы, следуя общей традиции консерватизма, рассматри­вают общество в качестве высшего достижения, которое, несмотря на свои несовершенства, предпочтительнее гоббсовского досоциального, «естественного состояния». Выше мы уже показали, что теоретики кон­серватизма, например, Э.Берк, утверждали, в противовес некоторым либеральным теориям, что общество предшествует индивидам, то есть ндивид является социальным артефактом, продуктом исторических ус­ловий, которые связываются с обычаями и ценностями, без чего инди­вид не смог бы состояться.

Сердцевиной политической теории «группы Солсбери» является взгляд на природу человека, который по существу представляет собой компромисс между двумя совершенно разными позициями, которые солсберианцы, невзирая на трудности, пытаются совместить. Они стре­мятся возродить веру в «объективную природу человека, поскольку без этой веры никакие объективные нормы не могут полагаться в качест­ве существующих»^.

Объективная природа человека трактуется консерваторами в двух взаимосвязанных смыслах. С одной стороны, она понимается ими в смысле, близком к биологической концепции «homo sapiens», человек является результатом качеств или свойств, заложенных в его генах. С другой стороны, они говорят о природе человека, как о чем-то превос­ходящем чисто биологическую классификацию, как о наделенной разу­мом, сознанием, хотя и не всегда рациональной. И здесь для них особую важность имеет гегелевский тезис о том, что самоидентификация чело­века детерминируется культурой.

При решении проблемы консерваторы отталкиваются от критики либерального понимания самоидентификации человека. Поскольку для


38 Цит. по: Reiner J. Philosophy into Dogma: The Revival of Cultural Conservatism // British Journal of Political Science. 1968. Vol. 16. Part 4. P. 458.

225

индивида в либеральном понимании институты и деятельность не име­ют независимого источника авторитета вне его собственной оценки, то они имеют лишь условное отношение к удовлетворению его потребно­стей. Индивид может вступить или не вступить в отношения с институ­тами. С точки зрения либералов, институты и деятельность наделяются авторитетом благодаря рациональному выбору индивидов, признание же их авторитета на каких-то других условиях означало бы уступку то­му, что Джон Стюарт Милль назвал в свое время «деспотизмом обы­чая» — нереальной и иллюзорной лояльности, базирующейся на неве­жестве, суевериях и «чистых эмоциях».

Решение проблемы группой Солсбери заключается в следующем.

Во-первых, утверждается, что институты «концептуально» связаны с самоидентификацией, что наше «я» «концептуально» соотносится с «культурными объектами», которые включают принятые в данном об­ществе традиции, обычаи и общий язык. Через призму самоидентифи­кации индивида рассматривается и роль семьи как элементарной формы социальной связи, обеспечивающей преемственность поколений, а так­же роль дома как места сосредоточения собственности. Для консерва­тора собственность есть первичная связь, объединяющая человека и природу. Они представляют собой первую стадию социализации пред­метного мира и одновременно условие создания всех институтов. Именно через собственность человек открывает себя как существо об­щественное. Иными словами, здесь присутствует та самая идея, которая в свое время отмечалась еще классиками марксизма:

«...не человек как citoyen, а человек как bourgeois считается собственно

Во-вторых, критикуемые либералами суеверия и эмоции являются действительным выражением глубокой трансцендентной связи между самоидентификацией и культурой. Консервативный подход, утверждает М.Коулинг,

«не может основываться на идеале индивидуальной свободы, которая абстрагирует личность от какой-либо исторической преемственности или личных привязанностей... культуры и всей той деятельности, с по­мощью которой человек постигает свою собственную суть и становится ответственным за свое существование.... Так же, как и марксист, кон­серватор ... считает, что природа человека определяется его деятельно­стью в мире, а не является раз и навсегда данной и универсальной. Для консерваторов лучшим и единственным средством подхода к человеку

39 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 402.

226

являются обычаи, пиетет, культурные, национальные, религиозные тра-

__ 40

диции» .

Именно традиции определяют общественное бытие индивида, фор­мируют его представления о самом себе как фрагменте большого соци­ального организма, в то время как весь организм в целом подразумева­ется в этой его частице.


В качестве иллюстрации консервативные философы часто приводят пример смерти родственников и друзей. Это событие вызывает глубо­кие личные переживания, однако они трансформируются из сферы лич­ного опыта в «культурные объекты» через церемониал погребения. Этот ритуал имеет двоякий смысл. С одной стороны, человек разделяет свои переживания со всей культурной традицией своего общества, с другой — его чувства получают «признание», общественную санкцию, прино­сящую ему облегчение.

То же, что солсберианцы называют «культурными объектами», по существу, идентично так называемым социальным объектам английско­го философа-коммунитариста Чарльза Тейлора, понимавшего под этим термином деятельность и опыт, которые становятся возможными в кон­тексте общей практики. В своей книге «Гегель и современное общест­во» Тейлор подчеркивал, что

«не будет экстравагантностью предположить, что мы — то, что мы есть, в силу участия в более широкой жизни нашего общества»41.

В теории группы Солсбери, однако, всему этому придан несколько иной смысл. Подчеркивая приоритет «культурных объектов», консерва­торы этого толка считают, что они сами по себе являются источником авторитета. Именно поэтому они столь враждебны к индивидуализму во всех его проявлениях. В то же время они признают, что индивид обла­дает самосознанием, может взбунтоваться против деспотии «культур­ных объектов», однако в этом случае он их разрушит так же, как и уничтожит «признание», которое они дают ему самому. Тем самым, в конечном счете, он разрушит и самого себя.

«Субъект является социальным продуктом..., и если снять все потреб­ности в следовании традиции, это принесет ему не самоосвобождение, а саморазрушение»42.

Однако институты, обычаи и традиции одновременно являются чем-то внешним по отношению к индивиду, и они должны постоянно во-

40 Conservative Essays. Op. cit. P. 96.

41 Taylor Ch. Hegel and Modern Society. Cambridge, 1979. P. 88.

42 Reiner J. Op. Cit. P. 459.

227

зобновляться в процессе его деятельности. «Культурные объекты» тре­буют соучастия.

Из этого вытекает и концептуальное понимание свободы культур­ным консерватизмом в противовес либеральному «идеалу свободы как простой самодетерминации субъекта».

«Свобода, которую ценит англичанин, не может быть особым случаем той свободы, за которую выступает американская Республиканская пар­тия, — пишут Скрутон, — свободы пионеров-диссентеров, выступаю­щих за общину, не имевшую истории, свободы, которая каким-то обра­зом связана со свободным предпринимательством и рыночной экономи­кой. Это специфическая личная свобода — результат длительного про­цесса эволюции, наследия институтов, без защиты которых она не могла бы существовать. Свобода в этом смысле (единственном, которое имеет значение) является не предварительным условием, а следствием приня­того социального устройства. Свобода без институтов слепа: она не во­площает ни подлинной исторической преемственности, ни ... подлинно­го индивидуального выбора. Она равна не более, чем жесту в моральном вакууме»43.