ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 2482
Скачиваний: 17
62
Глава 3. Информационное обеспечение политического анализа и прогнозирования
Специфика С М И с позиций информационного обеспечения поли
тического анализа заложена уже в названии этого источника данных:
С М И по определению рассчитаны на массовую аудиторию. Разумеется,
масштаб этой «массовости» может колебаться от нескольких тысяч или
даже сотен подписчиков одного журнала до многих миллионов зрителей
общенациональных и международных телеканалов. Однако в любом
случае ориентация на широкую аудиторию предопределяет возмож
ность политического влияния. Информация в политике сама по себе яв
ляется мощным ресурсом, а способность транслировать ее в массы це
нится вдвойне. С М И не только и не столько информируют свои
аудитории о происходящих событиях, сколько формируют определен
ный угол зрения на эти события, задают вектор их восприятия. Это про
исходит и в том случае, когда руководство С М И не ангажировано ка
кой-то определенной политической силой и далеко от стремления грубо
навязать ту или иную точку зрения общественности. Однако даже про
стой выбор из очень большого числа ежедневно происходящих событий
тех немногочисленных «информационных поводов», которые попадают
в «повестку дня» и становятся фактом массового сознания, уже являет
ся актом формирования определенной «картины мира».
При этом и аудитория различных С М И определенным образом
влияет на характер освещения ими событий. Каждое С М И и тем бо
лее каждая телевизионная программа или газетная колонка в той или
иной степени «привязаны» к своей аудитории, к ее ожиданиям (или к
своему п о н и м а н и ю этих ожиданий), что также является фактором по
дачи информации в определенном свете. Характерна сама метафора
«освещение событий», ведь свет не идет отовсюду, он падает под оп
ределенным углом, и если есть свет, обязательно есть и тень. В этой
связи нужна известная осторожность при работе со С М И как источ
ником информации для политического анализа. Прежде всего это ка
сается уровня субъективности информации: основным продуктом
С М И являются не факты, а их интерпретации. Определенное исклю
чение составляют информационные агентства, такие, как Рейтер,
Франс Пресс, РИА «Новости» и др. Однако это совершенно особый
род информационных источников: основной аудиторией информ
агентств является не столько общественность, сколько сами С М И , и
их «массовость» можно поставить под сомнение.
Нередко возникает проблема полноты информации. Любым С М И
движет желание быть интересным своей аудитории (хоть и очень раз
ной) — в этом залог его выживания и успеха. В результате в эфир или
на страницу газеты попадает л и ш ь то, что, по мнению представителей
С М И , интересно массовому потребителю информации. Разумеется,
3.2. Источники информации и методы сбора данных
63
информационные потребности последнего существенно отличаются
от потребностей политического аналитика. Причем в большинстве
случаев чем шире аудитория С М И , тем менее полную информацию
можно с его помощью получить. Так, самое массовое С М И — телеви
дение — отдает информации о политической жизни очень незначи
тельную часть эфирного времени. За исключением наиболее значимых
поводов политической повестки дня, события освещаются обычно
очень кратко, так как детальные описания просто не интересны массо
вой аудитории. Несколько лучше (конечно, с точки зрения информа
ционных потребностей политического анализа) ситуация обстоит на
радио, где аудитория меньше по объему. Радиоканалы, специализирую
щиеся на общественной и политической проблематике, дают разверну
тый комментарий нескольких экспертов по какой-то конкретной по
литической проблеме. Еще более подробную информацию можно
получить на страницах газеты и тем более общественно-политического
журнала, которые не ограничены жесточайшими рамками эфирного
времени. При этом аудитория общественно-политических печатных
изданий в принципе не сопоставима по своему объему с аудиторий те
левидения и даже радио.
Уровень достоверности политической информации в С М И сложно
оценить однозначно. С одной стороны, прямое искажение фактов в
прессе практически неизбежно ведет к судебному преследованию: по
роду своей деятельности политики отличаются от звезд шоу-бизнеса
несколько более внимательным отношением к своей репутации, здесь
не действует принцип «известность любой ценой». С другой стороны,
в прессе (особенно, к сожалению, в отечественной) широко распро
странена практика «политического заказа». К проблеме оценки досто
верности документальных источников в целом мы еще вернемся.
Информация С М И отличается достаточно высокой оперативнос
тью, хотя по этому показателю среди С М И есть свои лидеры и аутсайде
ры. К первым принадлежат прежде всего информационные агентства:
максимально быстрая доставка сообщений о событиях — это почти в
прямом смысле слова их хлеб. Информационные агентства — единст
венные С М И , способные обеспечивать непрерывный поток данных по
политической тематике. Оперативны также телевидение и радио, осо
бенно в формате «прямых включений с места событий». В числе «отста
ющих» — печатные С М И , оперативность которых ограничена перио
дичностью их выхода в свет и особенностями технологического цикла.
Даже специальный выпуск ежедневной газеты необходимо сверстать,
отпечатать и доставить на точки распространения, что неизбежно влечет
за собой существенное (по меркам С М И ) запоздание информации.
64 Глава 3. Информационное обеспечение политического анализа и прогнозирования
Бесспорным достоинством всех средств массовой информации яв
ляется их высокая доступность. Д а н н ы й вид источников доступен,
что называется, по определению. Единственным ограничением мо
жет служить высокая стоимость, однако это относится л и ш ь к незна
чительной категории узкоспециализированных изданий (например,
подписка на некоторые журналы по проблематике нефтегазового
комплекса может составлять несколько тысяч рублей в месяц).
Степень технического удобства обработки и н ф о р м а ц и и С М И
очень сильно варьируется, причем не только в зависимости от типа
С М И . В настоящее время исследователь может получать материалы
прессы в нескольких разных форматах. Так, газету можно прочитать
не только в ее «первозданном» —
бумажном
— виде, очень неудобном
для последующей обработки. Можно назвать по крайней мере три до
полнительных ее варианта.
Прежде всего это
интернет-версия
газеты, которой располагают в
настоящее время не только большинство федеральных, но и многие
региональные издания. Как правило, интернет-версия общественно-
политических изданий содержит все или большинство материалов —
в том числе графических, сопровождающих статьи (фотографии, ка
рикатуры и т.д.), — доступных в бумажной версии. Работая с интер
нет-версией, можно понять, какие материалы редакция считает глав
ными в данном номере (их заголовки выносятся на первую полосу).
Все это будет представлено в электронном виде, тем более что обыч
н ы й для таких случаев формат html легко «усваивается» распростра
н е н н ы м и текстовыми редакторами, такими, как MS Word.
В то же время интернет-версии печатных изданий могут быть рас
считаны на несколько иную аудиторию по сравнению с читателями
печатной версии. Внешний вид газеты неизбежно изменится хотя бы
по той простой причине, что традиционная для печатных газет полоса
(А2 или A3) физически не поместится на экране монитора. Иными
словами, по сравнению с печатным изданием мы будем иметь опреде
ленную потерю информации в обмен на преимущество в техническом
удобстве. Можем ли мы пренебречь этой потерей? — ответ на этот во
прос целиком зависит от целей исследования. Если нас интересуют из
ложенные в газете факты и суждения по определенной проблеме, не
касающейся собственно данного издания, то можем. Если же для нас
важны, к примеру, особенности восприятия политической позиции
данного издания его читателями — ответ будет отрицательным.
Другая возможная форма газеты — ее
электронная копия,
получен
ная с помощью процедуры сканирования. Фактически это «цифровая
фотография» газетных полос; обычно для ее чтения используется про-
3.2. Источники информации и методы сбора данных
65
грамма Acrobat Reader (формат pdf). Потери информации здесь прак
тически нет, однако могут возникнуть сугубо технические трудности.
Так, файлы в формате pdf достаточно велики по объему, их труднее ре
дактировать, особенно при низком разрешении сканирования.
Наконец, можно получить чисто
текстовую электронную версию
газеты (обычно формат txt). Д а н н ы й формат наиболее удобен с техни
ческой точки зрения: он может передаваться по электронным каналам
связи в больших объемах, редактируется практически во всех про
граммах, легок в отношении поиска отдельных слов и словосочетаний
в крупном массиве данных и т.д. И м е н н о в таком формате материалы
прессы хранятся в большинстве специализированных баз данных по
С М И . Однако в нем полностью теряется визуальное восприятие газе
ты: ее структура (как материалы расположены на полосах), все графи
ческие объекты, шрифт заголовков и т.д. Соответственно, потеря
информации по сравнению с печатной версией будет очень значи
тельной.
Дилемма «техническое удобство или полнота информации» акту
альна и при работе с другими С М И . Так, отказ от оригинальной —
звуковой — версии радиопрограммы в пользу ее текстовой стеногра
фической записи ведет к потере невербальных характеристик речи
(интонаций, темпа), однако обеспечивает существенный выигрыш в
скорости обработки информации. Еще более сложная ситуация с те
левизионными программами, где «технически неудобное» для обра
ботки изображение формирует львиную долю всей информации теле
видения. Сказанное относится не только к С М И , но и к другим аудио-
и аудиовизуальным документам.
Отдельного внимания заслуживает такой глобальный источник ин
формации, как сеть
Интернет.
Как было отмечено выше, это особая
коммуникативная среда, обладающая рядом уникальных характеристик.
Во-первых, сеть Интернет является колоссальным и непрерывно
п о п о л н я е м ы м хранилищем документальной и н ф о р м а ц и и , своего
рода глобальной базой данных. В Интернете имеются официальные
сайты всех значимых политических партий и общественных органи
заций, государственных и, в м е н ь ш е й степени, муниципальных
структур власти, многих неформальных политических групп, в том
или ином виде там представлено большинство средств массовой ин
формации. Все более активно развиваются специальные интернет-
С М И : новостные ресурсы, существующие исключительно в Сети и
отличающиеся высокой оперативностью обновления информации.
В и н т е р н е т - С М И имеются банки данных статистической и норма
тивной и н ф о р м а ц и и , большой объем вторичных данных. Вся эта ин-
5 - 3863
66 Глава 3. Информационное обеспечение политического анализа и прогнозирования
3.2. Источники информации и методы сбора данных
67
ная комиссия РФ или Федеральная служба государственной статисти
ки, имеющие свои территориальные подразделения. В силу официаль
ного происхождения большинства статистических данных они облада
ют достаточно высокой надежностью. Впрочем, иногда статистические
показатели могут становиться инструментом политического влияния, и
тогда уровень доверия к ним снижается. Например, по мнению многих
экспертов, данные переписи населения 2002 г. в некоторых националь
ных республиках были подвергнуты сознательному искажению. Речь
идет об абсолютной и относительной численности той или иной на
циональности; в ряде регионов это имеет принципиальное значение с
точки зрения распределения власти между представителями различных
этносов. Обоснованные вопросы нередко вызывают и результаты голо
сований, существуют даже специальные методики, позволяющие оце
нить степень надежности электоральной статистики.
Важным плюсом статистической информации является то, что она
изначально дана в количественной форме. Соответственно, к ее дан
ным может применяться весь арсенал статистических методов, позво
ляющих не только представлять и н ф о р м а ц и ю в наглядном виде, но и
осуществлять поиск скрытых закономерностей, связей, зависимостей
между признаками. При условии владения такими методами — обяза
тельном для специалиста по политическому анализу — статистичес
кие данные представляются удобным для обработки информацион
ным массивом.
Б о л ь ш и н с т в о статистических д а н н ы х являются суммарными
показателями. К примеру, уровень поддержки определенного кан
дидата в президенты на федеральных выборах рассчитывается пу
тем с у м м и р о в а н и я всех голосов, п о д а н н ы х за этого кандидата. Со
ответственно, с у м м а р н ы е статистические д а н н ы е обеспечивают
возможность п р о в е д е н и я с п л о ш н о г о исследования без построения
выборочной совокупности, тем с а м ы м п о в ы ш а я обоснованность
итоговых результатов.
К плюсам статистической информации относится также ее достаточ
но высокая доступность. Скажем, результаты выборов можно без труда
найти в информационной системе Центризбиркома (www.cikrf.ru), ос
новные показатели социально-экономической статистики доступны на
сайте Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru), а
также на официальных сайтах многих субъектов Федерации. Все это
публикуется и в печатном виде — в специальных статистических сбор
никах. Определенные проблемы с доступностью информации могут
возникнуть тогда, когда речь идет о небольшой социальной или терри
ториальной общности (например, о населении муниципального образо-
5*
формация представлена в электронном виде, что обеспечивает про
стоту ее получения и обработки.
Во-вторых, специфика сети Интернет состоит в активности потре
бителя информации. В отличие от традиционных С М И , Интернет
предполагает не пассивное восприятие данных, а их получение по оп
ределенному запросу. С одной стороны, это открывает огромные воз
можности целевого поиска данных, с другой — предъявляет повышен
ные требования к навыкам пользователя. Объемы содержащейся в
Интернете информации таковы, что могут «похоронить» под собой не
опытного пользователя. Особенно это актуально для более насыщен
ного, по сравнению с российским, западного сектора сети Интернет,
где даже на детально сформулированный запрос можно получить сот
ни тысяч ссылок.
П р и этом рядовой пользователь Интернета может выступать не
только активным потребителем, но и продуцентом данных. В отличие
от информационного поля, формируемого традиционными С М И ,
пространство Интернета значительно менее регламентировано. Что
бы помещать сообщения, документы в глобальную информационную
среду, его отправитель не должен обладать соответствующими лицен
зиями, необходимыми для телеканалов и печатных изданий. Более то
го, выявление авторства того или иного документа подчас вызывает
серьезные затруднения. Поэтому информация, циркулирующая в Ин
тернете, требует особо тщательной проверки на надежность.
Отдельной и очень важной составляющей и н ф о р м а ц и о н н о г о
обеспечения политического анализа являются с т а т и с т и ч е с к и е
д а н н ы е , которые, в отличие от индивидуальных показателей, ха
рактеризуют определенные свойства групп людей, взятых в целом,
причем эти свойства не могут быть распространены на каждого члена
групп в отдельности. Так, если мы утверждаем, что на выборах депу
татов Государственной думы 2003 г. избиратели Ямало-Ненецкого ав
тономного округа в среднем поддержали партию «Единая Россия» на
8% лучше, чем избиратели Смоленской области, это никоим образом
не означает, что каждый отдельный избиратель ЯНАО больше поддер
живает «Единую Россию», чем избиратель Смоленщины.
К а к правило, группы людей, которым присваиваются статистиче
ские характеристики, формируются по территориальному или соци
ально-демографическому признаку. В первом случае речь идет о насе
лении города, района, области, страны, во втором — о возрастных,
тендерных, национальных и иных общностях.
Основным источником статистических данных являются специаль
ные государственные структуры, например Центральная избиратель-
68 Глава 3. Информационное обеспечение политического анализа и прогнозирования
вания). В таких случаях может возникнуть необходимость обратиться с
запросом в местные органы власти.
Однако статистические данные не отличаются оперативностью об
новления. Это обусловлено самой их природой: потребность в измере
нии неких общегрупповых показателей возникает на сравнительно
длинных временных дистанциях. Так, не имеет никакого смысла еже
недельно фиксировать уровень безработицы в определенном регионе:
за неделю он просто не успеет принципиально измениться.
Среди всего массива статистических данных следует обратить внима
ние на некоторые их разновидности, наиболее активно востребованные
в качестве информационной базы политического анализа. Прежде всего
это
электоральная статистика
— количественный учет избирательного
процесса, сводные данные о голосованиях избирателей за политические
партии (объединения) или отдельных кандидатов. Электоральная стати
стика содержит также сведения об общем числе избирателей, их актив
ности (явке на выборы), о числе голосов, поданных против всех канди
датов (партий), если такая позиция имеется в бюллетене.
В зависимости от масштаба выборов электоральная статистика
анализируется по четырем уровням:
• общефедеральному — данные Центральной избирательной ко
миссии о результатах голосования в целом по стране (выборы прези
дента Р Ф , депутатов Государственной думы, общенациональные ре
ферендумы);
• субъектов Федерации/окружному — данные избирательных ко
миссий субъектов Федерации и окружных избирательных комиссий о
результатах голосования в целом по региону/избирательному округу
по выборам депутатов Государственной думы
1
;
•территориальному — данные территориальных избирательных
комиссий о результатах голосования в муниципальных образованиях;
• местному — данные участковых избирательных комиссий о ре
зультатах голосования по отдельным избирательным участкам.
Обновление электоральной статистики привязано к избиратель
ным циклам. Так, данные о выборах Президента РФ обновляются раз
в четыре года.
В дальнейшем мы будем неоднократно иллюстрировать примене
ние различных методов исследования на примере анализа электораль
ной статистики.
' В соответствии с и з м е н е н и я м и в избирательном законодательстве 2005 г., предус
м а т р и в а ю щ и м и переход к п р о п о р ц и о н а л ь н о й системе к о м п л е к т о в а н и я Государствен
н о й думы, окружной уровень упраздняется.
3.2. Источники информации и методы сбора данных
69
Среди собственно «политических» видов статистических данных
следует также выделить
статистику, отражающую политическую ак
тивность населения вне электорального процесса.
Это могут быть дан
ные об участии в митингах, демонстрациях, иной массовой политиче
ской активности, членстве в политических партиях и т.д. Впрочем,
такого рода данные гораздо менее доступны по сравнению со статис
тикой электоральной.
Полезные для политического анализа данные содержат
демографи
ческая
и
социально-экономическая статистика.
Эти данные важны для
того, чтобы понять, в какой среде протекают властные процессы, ка
кие неполитические факторы влияют на политическое поведение масс
и элит. Например, особенности институциональной организации вла
сти в Дагестане, структуру политической элиты региона невозможно
понять, не зная численности титульных этносов этой республики.
Высокую п р о т е с т у ю активность определенной социальной группы
можно объяснить, исходя из показателей социального самочувствия,
операциональными индикаторами которого выступают: отношение
средней заработной платы к прожиточному минимуму; уровень детской
смертности; уровень безработицы; доля населения, живущего за чертой
бедности; направление миграционных потоков (люди переезжают из
менее благополучных мест в более благополучные) и т.д. Полезным под
спорьем в оценке уровня политической стабильности может стать стати
стическая информация, характеризующая социальную дифференциа
цию: разрыв между наиболее обеспеченными и наиболее бедными
слоями населения. Уровень поддержки политических партий в опреде
ленном регионе можно объяснить, исходя из данных о возрастной струк
туре населения или о соотношении проживающих в городах и сельской
местности. Эти и многие другие закономерности невозможно было бы
выявить и обосновать без использования статистических данных.
Н о р м а т и в н о - п р а в о в ы е а к т ы — особый вид нормативных,
т.е. устанавливающих некие нормы поведения, документов, которые:
• принимаются компетентным (уполномоченным на то) органом
государственной власти или иной организацией при обязательной
санкции государства. Нормативно-правовой акт всегда отражает во
лю государства, это властный и официальный документ;
•занимают определенное место в иерархической системе права.
В частности, любой нормативно-правовой акт не должен входить в
противоречие с вышестоящими нормативно-правовыми актами;
• характеризуются определенной процедурой вступления в силу
(официальное опубликование, определенный срок с момента приня
тия и т.д.);
70
Глава 3. Информационное обеспечение политического анализа и прогнозирования
• всегда облекаются в специально предусмотренную документаль
ную форму, имеют установленную структуру, определенные реквизи
ты. Соответственно, всегда можно определить вид нормативно-пра
вового акта ( н а п р и м е р , закон или постановление), установить
властный институт, принявший акт, должностное лицо, его подписав
шее, дату принятия, подписания и вступления в силу.
Важнейшим видом нормативно-правовых актов являются
законы,
регулирующие наиболее значимые общественные отношения. Они
принимаются в соответствии с четко определенной процедурой ком
петентным органом. В России федеральные законы принимаются Го
сударственной думой, проходят процедуру одобрения Советом Феде
рации и Президентом РФ. Предусмотрено также принятие законов
посредством прямого волеизъявления граждан — на референдуме.
Основными законами Российской Федерации является Конститу
ция и ряд конституционных законов (о Правительстве, об изменении
конституционно-правового статуса субъекта РФ и др.). Эти докумен
ты определяют правовую архитектуру политической системы, ключе
вые характеристики ее институционального дизайна: статус, функции
и полномочия важнейших институтов государственной власти, фор
мат их взаимодействия. Аналогичную функцию в субъектах РФ вы
полняют уставы краев и областей, конституции республик.
Обычные законы — это акты текущего законодательства, регла
ментирующие различные стороны жизни общества. Они также обла
дают высшей юридической силой, но при этом сами должны соответ
ствовать Конституции и конституционным законам.
Прочие нормативно-правовые акты являются подзаконными; они
обладают полнотой юридической силы, но не в той степени всеобщ
ности и верховенства, как законы. Наиболее значимые подзаконные
акты в нашей стране — это указы и распоряжения Президента РФ, по
становления и решения Правительства.
Система нормативно-правовых актов, с одной стороны, фикси
рует происходящие в политической сфере изменения, с другой — са
ма стимулирует эти изменения в определенном направлении. Нор
мотворчество — м о щ н ы й рычаг воздействия на п о л и т и ч е с к и й
процесс. К примеру, ряд принципиальных изменений, внесенных в
избирательное законодательство с 2000 по 2005 г. (новый закон
«О политических партиях», поправки в закон «Об основных гаран
тиях избирательных прав граждан» и др.), существенным образом
повлиял на повышение роли партий в политическом, в частности
электоральном, процессе. Институциональные перемены в регули
р о в а н и и федеративных о т н о ш е н и й (изменение п р и н ц и п о в ком-
3.2. Источники информации и методы сбора данных
71
плектования Совета Федерации, появление института полномочных
представителей Президента в федеральных округах, изменение по
рядка избрания губернаторов и т.д.) самым радикальным образом
повлияли на фактическое распределение властных ресурсов между
федеральным и региональным уровнями управления.
Влияние нормативно-правовых актов на политический процесс
находится в фокусе внимания такой парадигмы политического анали
за, как институциональный (неоинституциональный) подход. Бихе
виоризм рассматривает этот вид документов под несколько иным уг
лом зрения: нормативно-правовой акт — это политическое решение,
появившееся в результате взаимодействия политических субъектов,
заинтересованных групп и т.д. Такой подход может быть достаточно
плодотворным. Огромный интерес для исследователя, интересующе
гося лоббистскими процессами, динамикой взаимодействия различ
ных групп давления представляет бюджетный процесс — ежегодное
принятие федерального закона о государственном бюджете на следу
ющий год. Важным элементом информационного обеспечения в дан
ном случае станет мониторинг трансформации положений закона о
бюджете от чтения к чтению (всего их четыре, не считая так называе
мого «нулевого чтения» — обсуждения законопроекта в парламент
ских фракциях с участием представителей Правительства). В системе
информационного обеспечения политического анализа нормативно-
правовые акты могут выступать и как постоянная, и как переменная
информационная компонента.
Несомненные достоинства нормативно-правовых актов — высо
кая надежность (если нормативно-правовой акт уже опубликован и
вступил в силу, содержащаяся в нем информация обладает абсолют
ной достоверностью) и доступность. Нормативно-правовые акты пуб
ликуются в официальной прессе, на интернет-сайтах органов госу
дарственной власти и управления, хранятся в специальных базах
данных. Фактором, облегчающим поиск нужных исследователю нор
мативно-правовых актов, является довольно высокая степень их сис
тематизации.
П о л и т и к о - и д е о л о г и ч е с к и е д о к у м е н т ы формулиру
ют социально значимые цели и приоритеты, стратегии их достижения;
постулируют фундаментальные политические ценности. Под «соци
альной значимостью» понимается актуальность таких целей, ценнос
тей и стратегий для всего общества или больших социальных групп.
К основным видам политико-идеологических документов относятся:
• программы политических партий, общественно-политических
объединений;