Файл: Билеты Налоговое право (полный).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2020

Просмотров: 1949

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1.Основные причины возникновения налогов и сборов.

Причины возникновения налогов и налогообложения

2.Главные этапы исторического развития теории налогового права.

3.Предмет налогового права. Основные особенности предмета налогового права.

Предмет налогового права

4. Метод налогового права.

Метод налогового права

5. Основные признаки и виды налоговых правоотношений.

Признаки налоговых правоотношений

Структура налоговых правоотношений

6. Публично-правовая природа налогового права.

7. Сравнение налогового права с другими отраслями права.

8. Общие принципы налогообложения.

Принципы налогообложения

9. Распределение налоговых полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

10. Налогово-правовая норма. Основные признаки. Ст. 5 Конституции – структура нормы.

Особенности норм налогового права

Особенности норм налогового права:

Виды норм налогового права

11. Система законодательства о налогах и сборах и ее соотношение с налоговой системой.

Законодательство о налогах и сборах

Система налогов и сборов, юридический состав налогов

12. Основы налогово-правового статуса кредитных организаций.

Содержание правового статуса кредитной организации

13. Легальное понятие налога. Основные признаки и сущность налога.

Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность

14. Императивно обязательный характер налогов.

15. «Индивидуальная безвозмездность» налога.

16. Основные различия налогов и сборов.

О каких отличиях между налогом и сбором идет речь в законодательстве

17. Основания классификации налогов и сборов.

Виды налогов:

18. Соотношения понятий «субъект налогового права» и «участник налогового правоотношения».

Понятие и классификация субъектов налогового права

19. Участники налоговых правоотношений. Особенности их правового статуса.

Субъекты налоговых правоотношений: общая характеристика.

Субъекты налоговых правоотношений и их правовой статус

20. Основные элементы налогообложения.

Обязательные (основные) элементы

Факультативные элементы

Вспомогательные элементы юридического состава налога

21. Определение объекта налогообложения и налоговой базы по различным налогам.

НК РФ Статья 376. Порядок определения налоговой базы

Объект налогообложения

22. Налоговые льготы – факультативный элемент налогооблажения.

23. Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия его предоставления

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита

24. Основания возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности.

Понятие налоговой обязанности и ее исполнения

Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов

Основания возникновения налоговой обязанности

Основания для прекращения налоговой обязанности

Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента

25. Основные способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.

Требование об уплате налогов и сборов

Содержание требования об уплате налога:

Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Залог имущества

Поручительство

Пеня

Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей

Арест имущества

26. Налоговый контроль. Формы, виды и методы налогового контроля.

Понятие и значение налогового контроля

Цель налогового контроля:

Объекты налогового контроля:

Предмет налогового контроля:

Субъекты налогового контроля:

Формы и виды налогового контроля

Основные формы налогового контроля:

Виды налогового контроля:

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике. 

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

Современный, четвертый период развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех его проблем.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Во все времена экономистов занимал вопрос: формировать ли бюджет чисто фискальными методами или же стимулировать предпринимательскую деятельность и расширение налоговой базы путем снижения налогов?

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

Начало 80-х годов почти повсеместно было отмечено либерализацией систем подоходного налога, снижением налоговых ставок с одновременным расширением налогооблагаемой базы и сокращением льгот.

Реформирование систем косвенного налогообложения осуществлялось через уменьшение таможенных пошлин, снижение уровня акцизных сборов, но в то же время происходит рост налога на добавленную стоимость (НДС), который в 70–80-е годы стал заменять налог с оборота.

Одновременно усилен контроль за соблюдением налогового законодательства и ужесточены экономические и юридические санкции к тем, кто его нарушает.


В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

2. Развитие налогообложения в России

1.Финансовая система Древней Руси стала складываться с конца IX века в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались«дань». Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем, дань выступила систематическим прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесла. Единицей обложения данью служил «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве.

Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин. В период феодальной раздробленности Руси большое значение приобретают пошлины за провоз товаров по территории владельца земли, через заставы у городов и крупных селений.

2.В XIII веке после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Ежегодно из русских земель в виде дани уходило огромное количество серебра. Данные поборы истощали экономику Руси, мешали развитию товарно-денежных отношений.

3. После свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована Иваном III, который ввел первые русские косвенные и прямые налоги.Основным прямым налогомвыступалаподушная подать, взимаемая с крестьян и посадских людей. Особое значение приобрели целевые налоговые сборы на осуществление определенных государственных расходов: для строительства укреплений, создание регулярной армии и другие.Ведущее местов налоговой системе продолжали заниматьакцизы и пошлины.В царствование Ивана III закладываются основы налоговой отчетности.

4.Несмотря на политическое объединение русских земель финансовая система России в XV - XVII веках была чрезвычайно сложна и запутана. Каждое ведомство российского государство отвечала за взимание какого-то одного налогового платежа.

В царствование царя Алексея Михайловича (1629 - 1676 гг.) система налогообложения России была упорядочена. В 1655 году был создан специальный орган - Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью и исполнение доходной части бюджета. 

В связи с постоянными войнами в XVII веке налоговое бремя было чрезвычайно большим. Введение новых прямых и косвенных налогов, а также повышение в 1646 году акциза на соль в четыре раза, привело к серьезным народным волнениям и соляным бунтам. 


5. Эпоха реформ Петра I (1672 - 1725 гг.) характеризовалась постоянной нехваткой средств на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К имеющимся налогам добавлялись все новые и новые. Были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т. д. С церковных верований также взимался соответствующий налог.

Взамен подворного обложения Петр I вводит подушную подать, которой облагалось все мужское население податных сословий (крестьяне, посадские люди и купцы). 

Была учреждена специальная государственная должность – прибыльщик.

6.В период правления Екатерины II (1729 - 1796 гг.) система финансового управления продолжала совершенствоваться. Для купечества был введен гильдейский сбор - процентный сбор с объявленного капитала, размер капитала записывался «по совести каждого».

Основной чертой налоговой системы XVIII в. необходимо назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми. Косвенные налоги давали 42% государственных доходов, причем почти половину этой суммы приносили питейные налоги.

Вплоть до середины XVIII века в русском языке для обозначения государственных сборовиспользовалосьслово «подать».Впервые же в отечественной экономической литературе термин «налог» употребил в 1765 году известный русский историк А. Поленов (1738—1816 гг.) в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России». А с XIX века термин «налог» стал основным в России при характеристике процесса изъятия денежных средств в доход государства.

Начало XIX в. характеризуется развитием российской финансовой науки. В 1802 году было создано Министерство финансов России, утверждена программа финансовых преобразований государства - знаменитый «план финансов», создателем которого выступил выдающийся русский экономист и государственный деятель М. Сперанский (1772—1839 гг.). План Сперанского был во многом основан на увеличении налогов. Доходы помещиков обложили прогрессивным налогом.

В 1818 году в России появился первый крупный труд в области налогообложения - «Опыт теории налогов», автором которого выступил выдающийся русский экономист, участник движения декабристов Н. Тургенев (1789 - 1871 гг.). Данное произведение является классическим исследованием основ государственного налогообложения, а также подробно рассматривает историю российского податного дела.

7.Во второй половине XIX века большое значение приобретают прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1863 года стала заменяться налогом с городских строений. Вторым по значению налогом выступал оброк - плата казенных крестьян за пользованием землей.

Особую роль начинают играть специальные налоги: налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, сбор с железнодорожных грузов и другие. В этот же период начинает развиваться система земских (местных) налогов, которые взимались с земли, фабрик, заводов и торговых заведений.


8. Становление российской налоговой системы продолжалось вплоть до революции 1917 года. В дореволюционной России основными являлись следующие налоги: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар; таможенные пошлины; промысловый налог; алкогольные акцизы и другие.

В 1898 году Николай II ввел промысловый налог, игравший большую роль в экономике государства. В этот период большое значение имел налог с недвижимого имущества. Кроме того, отмечался рост налогов, отражающих развитие рыночных отношений в России - сбор с аукционных продаж, векселей, налоги за право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, городской налог за прописку и другие.

9. После революции 1917 года основным доходом советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советскиеналогине имели большого фискального значения иимели характер классовой борьбы. Были введены единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, который взимался с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных работников, а также единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, которым была обложена городская буржуазия и кулачество.

Первые налоговые преобразования относятся к эпохе НЭПа с доклада В. Ленина посвященного налоговым преобразованиям, - «О замене продразверстки продовольственным налогом». В этот период закладываются основы налоговой системы советского государства.

На развитие советского налогообложения в начале 20-х годов большое влияние оказало налоговое устройство дореволюционной России вплоть до воспроизводства ряда её черт. Среди прямых налогов выделялись промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия, а также подоходно-имущественный налог. Характерными для того периода были двойное налогообложение и дестимулирующие налоги.

В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 20-х годов в СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений - действовало 86 видов платежей в бюджет, что вызывало необходимость совершенствования финансовой системы страны.

10.Начиная с 30-х годов роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями. Постепенно, в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертывания НЭПа, индустриализацией и коллективизацией, система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределением финансовых ресурсов через бюджет страны. Фискальная функция налога практически утрачивает свое значение.

В 1930 - 1932 годах в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено. Вся прибыль предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий, производимых на основе государственной монополии. 


Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7 - 8% всех поступлений бюджета. В связи с началом Великой Отечественной войны был введен военный налог (отменен в 1946 году). Также был введен налог на холостяков.

Основным налоговым платежом того периода выступал налог с оборота, своего рода акциз на товары народного потребления - хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т. д.

Смена высшего руководства страны и проведение тех или иных политических компаний непосредственно отражалась на советских налогах. Программа Н. Хрущева по «активному строительству коммунизма» привела к отмене налога с заработной платы рабочих и служащих.

11.Эпоха перестройки с середины 80-х годов объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения. В 1986 году в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан, которая осуществлялась на основании патента.

В 1990 года был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» - первый унифицированный нормативный акт, урегулировавший многие налоговые правоотношения в стране.

В этот же период налоги становятся инструментом политической борьбы. В результате конфликта между Горбачевым и Ельциным на территории России вводится особый режим налогообложения - для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало компанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет.

12.Начало 90-х годов XX века - период возрождения и формирования налоговой системы России. Вэтот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, в 1991 году были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль предприятий и организаций", «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц». Также были установлены налог с продаж, земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды.

В 1990 году в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 года - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 года - Федеральная налоговая служба).

Бессистемность внесения поправок в налоговое законодательство, их количество и частота, с которой они вносились, привели к тому, что до начала 2000-х годов налоговая система России характеризовалась как неэффективная, нестабильная и непредсказуемая. Эти же причины сделали налоговую систему излишне сложной, противоречивой и запутанной, содержащей к тому же чрезмерное количество налогов и сборов.