Файл: Билеты Налоговое право (полный).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2020

Просмотров: 2010

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1.Основные причины возникновения налогов и сборов.

Причины возникновения налогов и налогообложения

2.Главные этапы исторического развития теории налогового права.

3.Предмет налогового права. Основные особенности предмета налогового права.

Предмет налогового права

4. Метод налогового права.

Метод налогового права

5. Основные признаки и виды налоговых правоотношений.

Признаки налоговых правоотношений

Структура налоговых правоотношений

6. Публично-правовая природа налогового права.

7. Сравнение налогового права с другими отраслями права.

8. Общие принципы налогообложения.

Принципы налогообложения

9. Распределение налоговых полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

10. Налогово-правовая норма. Основные признаки. Ст. 5 Конституции – структура нормы.

Особенности норм налогового права

Особенности норм налогового права:

Виды норм налогового права

11. Система законодательства о налогах и сборах и ее соотношение с налоговой системой.

Законодательство о налогах и сборах

Система налогов и сборов, юридический состав налогов

12. Основы налогово-правового статуса кредитных организаций.

Содержание правового статуса кредитной организации

13. Легальное понятие налога. Основные признаки и сущность налога.

Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность

14. Императивно обязательный характер налогов.

15. «Индивидуальная безвозмездность» налога.

16. Основные различия налогов и сборов.

О каких отличиях между налогом и сбором идет речь в законодательстве

17. Основания классификации налогов и сборов.

Виды налогов:

18. Соотношения понятий «субъект налогового права» и «участник налогового правоотношения».

Понятие и классификация субъектов налогового права

19. Участники налоговых правоотношений. Особенности их правового статуса.

Субъекты налоговых правоотношений: общая характеристика.

Субъекты налоговых правоотношений и их правовой статус

20. Основные элементы налогообложения.

Обязательные (основные) элементы

Факультативные элементы

Вспомогательные элементы юридического состава налога

21. Определение объекта налогообложения и налоговой базы по различным налогам.

НК РФ Статья 376. Порядок определения налоговой базы

Объект налогообложения

22. Налоговые льготы – факультативный элемент налогооблажения.

23. Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия его предоставления

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита

24. Основания возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности.

Понятие налоговой обязанности и ее исполнения

Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов

Основания возникновения налоговой обязанности

Основания для прекращения налоговой обязанности

Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента

25. Основные способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.

Требование об уплате налогов и сборов

Содержание требования об уплате налога:

Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Залог имущества

Поручительство

Пеня

Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей

Арест имущества

26. Налоговый контроль. Формы, виды и методы налогового контроля.

Понятие и значение налогового контроля

Цель налогового контроля:

Объекты налогового контроля:

Предмет налогового контроля:

Субъекты налогового контроля:

Формы и виды налогового контроля

Основные формы налогового контроля:

Виды налогового контроля:

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами:

    • залогом имущества;

    • поручительством;

    • пеней;

    • приостановлением операций по счетам в банке;

    • наложением ареста на имущество налогоплательщика.

    Залог имущества

    В случаях, предусмотренных НК РФ, обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом (ст. 73 НК РФ).

    Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.

    При неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

    Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству РФ, и не может быть предмет залога по другому договору.

    При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.

    Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.

    К правоотношениям, возникающим при установлении залога в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

    Поручительство

    В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных НК РФ, обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством.

    В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

    Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

    Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем.

    При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке.


    По исполнении поручителем взятых на себя обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.

    К правоотношениям, возникающим при установлении поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, применяются положения гражданского законодательства РФ, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

    Пеня

    Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

    Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

    Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ.

    Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

    Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

    Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

    Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ.

    Не начисляются пени:

      1. На сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 НК РФ были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 НК РФ были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

      2. На сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).


    Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).


    Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей

    Приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа.

    Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету.

    Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.

    Приостановление переводов электронных денежных средств означает прекращение банком всех операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств.

    Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.

    При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.

    Решения о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств в целях обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества принимаются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по месту нахождения такого управляющего товарища.

    Если средства на счетах инвестиционного товарищества отсутствуют или их недостаточно, решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств может быть принято в отношении счетов управляющих товарищей. При этом в первую очередь такое решение принимается в отношении счетов управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.


    При отсутствии или недостаточности средств на счетах управляющих товарищей решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств товарищей может быть принято в отношении счетов товарищей на сумму, пропорциональную доле каждого из них в общем имуществе товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности.

    Решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств управляющих товарищей и товарищей может быть принято не ранее принятия решения о взыскании налога за счет средств на банковских счетах указанных лиц.

    Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.

    В этом случае приостановление операций по счетам и переводов электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации.

    Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств направляется налоговым органом в банк в электронной форме.

    Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

    Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций в банке и переводов его электронных денежных средств по решению налогового органа.

    Арест имущества

    Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

    Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

    Арест имущества может быть:

    • полным;

    • частичным.

    Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.


    Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

    Арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со статьей 47 НК РФ.

    В целях обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета арест может быть наложен на общее имущество товарищей, а также на имущество всех управляющих товарищей.

    Решение о наложении ареста может быть принято в отношении общего имущества товарищей, а при отсутствии или недостаточности такого имущества в отношении имущества всех управляющих товарищей (при этом в первую очередь такое решение принимается в отношении имущества управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета).

    Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей принимается не ранее принятия решения о взыскании налога руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по месту нахождения управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

    Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика - организации.

    Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.

    Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества.

    Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику-организации (его представителю) разъясняются их права и обязанности.

    Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

    Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.

    При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности - их стоимости.

    Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю).

    Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 125 НК РФ и (или) иными федеральными законами.