ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.11.2020
Просмотров: 2009
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1.Основные причины возникновения налогов и сборов.
Причины возникновения налогов и налогообложения
2.Главные этапы исторического развития теории налогового права.
3.Предмет налогового права. Основные особенности предмета налогового права.
5. Основные признаки и виды налоговых правоотношений.
Признаки налоговых правоотношений
Структура налоговых правоотношений
6. Публично-правовая природа налогового права.
7. Сравнение налогового права с другими отраслями права.
8. Общие принципы налогообложения.
10. Налогово-правовая норма. Основные признаки. Ст. 5 Конституции – структура нормы.
Особенности норм налогового права
Особенности норм налогового права:
11. Система законодательства о налогах и сборах и ее соотношение с налоговой системой.
Законодательство о налогах и сборах
Система налогов и сборов, юридический состав налогов
12. Основы налогово-правового статуса кредитных организаций.
Содержание правового статуса кредитной организации
13. Легальное понятие налога. Основные признаки и сущность налога.
Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность
14. Императивно обязательный характер налогов.
15. «Индивидуальная безвозмездность» налога.
16. Основные различия налогов и сборов.
О каких отличиях между налогом и сбором идет речь в законодательстве
17. Основания классификации налогов и сборов.
18. Соотношения понятий «субъект налогового права» и «участник налогового правоотношения».
Понятие и классификация субъектов налогового права
19. Участники налоговых правоотношений. Особенности их правового статуса.
Субъекты налоговых правоотношений: общая характеристика.
Субъекты налоговых правоотношений и их правовой статус
20. Основные элементы налогообложения.
Обязательные (основные) элементы
Вспомогательные элементы юридического состава налога
21. Определение объекта налогообложения и налоговой базы по различным налогам.
НК РФ Статья 376. Порядок определения налоговой базы
22. Налоговые льготы – факультативный элемент налогооблажения.
23. Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита.
Инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия его предоставления
Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:
Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита
24. Основания возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности.
Понятие налоговой обязанности и ее исполнения
Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов
Основания возникновения налоговой обязанности
Основания для прекращения налоговой обязанности
Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента
25. Основные способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.
Требование об уплате налогов и сборов
Содержание требования об уплате налога:
Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
26. Налоговый контроль. Формы, виды и методы налогового контроля.
Понятие и значение налогового контроля
Формы и виды налогового контроля
Налоги взимаются на основе властного (законодательного) принуждения и направляются на покрытие расходов государства, которые призваны обеспечить производство общественных благ. Таким образом, существует обмен между населением, частным бизнесом, с одной стороны, и государством, с другой стороны. Посредством налогов население и частный бизнес оплачивают потребляемые ими общественные блага, и налоги выступают ценой приобретения общественных благ. Однако данный обмен (налогоплательщики платят государству налоги, а взамен получают от него общественные блага) не соответствует рыночным принципам эквивалентного обмена, как это имеет место при покупке обычных товаров и услуг. Государство, взимая налоги, не берет на себя обязательств по предоставлению отдельному конкретному налогоплательщику услуг на сумму, эквивалентную уплаченным им налогам. Налог выступает индивидуально безвозмездным платежом.
В налоговом законодательстве наряду с понятием "налог" используют понятие "сбор". В ст. 8 НК дано следующее определение сбора. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений {лицензий).
Налоги и сборы имеют как общие, так и отличительные черты. К общим чертам относятся принудительность, законодательный характер, поступление в бюджет. Сборы, как и налоги, устанавливаются и отменяются законом, их уплата является обязательной. Сбор, как и налог, характеризуется безэквивалентностью. Определить ценность услуги или размер выгоды, полученной от государства при уплате сбора, не представляется возможным. Вряд ли человек сможет оценить свою выгоду (ценность полученной услуги), например, от регистрации брака, получения паспорта или свидетельства о рождении ребенка. Основное отличие сбора от налога состоит в том, что уплата сбора всегда связывается с оказанием определенной услуги со стороны государства. Уплата налогов осуществляется безотносительно того, какие услуги оказывает государство, какова стоимость общественных благ, предоставленных государством при выполнении им своих функций.
15. «Индивидуальная безвозмездность» налога.
Под налогом понимается платеж, т.е. обязательство, исполняемое в денежной форме путем уплаты наличных или путем перечисления безналичных денежных средств.
Указание на то, что налог представляет собой платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, означает, что обязанности по уплате налога определенного вида могут быть возложены: 1) на организации, 2) на физических лиц, 3) одновременно на организации и физических лиц. Определение не предусматривает возложение обязанности по уплате какого-либо налога на объединение организаций (ассоциацию предприятий и организаций), объединение физических лиц (ассоциацию, профессиональный союз, общину, семью), на часть организации (подразделение, филиал).
Этот платеж является обязательным, т.е. он подлежит внесению по воле государственной власти вне зависимости от волеизъявлений и мнений налогоплательщика. К налоговым отношениям не применяются нормы гражданского законодательства, так как налоговые отношения не основываются на равенстве сторон.
Данный платеж является индивидуально безвозмездным, т.е. налоговое обязательство (обязательство по внесению платежа) возникает у конкретного лица (физического или юридического), которое обязано лично исполнить соответствующее налоговое обязательство и несет полную ответственность за его неисполнение или ненадлежащее исполнение, и государство или органы местного самоуправления не обязаны предоставлять налогоплательщику никаких компенсаций или услуг взамен этого платежа. Индивидуальная безвозмездность налогового платежа означает, что лицо, уплатив налог, не может претендовать на индивидуально определенное встречное предоставление каких-либо прав, благ или услуг. Как член общества налогоплательщик может получать нрава, услуги, имущество или иные блага за счет средств, собранных при налогообложении, но такое предоставление не обусловлено уплатой налога конкретным налогоплательщиком.
Налог представляет собой платеж, взимаемый в форме отчуждения денежных средств. Другими словами, законодатель не предусмотрел взимание налогов в какой-либо иной форме, кроме денежной.
Отчуждаемые денежные средства должны принадлежать налогоплательщику либо на праве собственности, либо на праве оперативного управления, либо на праве хозяйственного ведения. Право собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления представляют собой институты гражданского права (см. ст. 209, 216, 294, 296 ГК РФ1). Для целей налогообложения они имеют то же значение, что и в гражданском законодательстве (в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ).
Налоги представляют собой платеж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Ограничение целей взимания налогов, установленное законодателем, означает, что к налогам не должны относиться обязательные платежи, взимаемые с иными целями (например, с целями содержания каких-либо отдельных государственных органов).
Даваемое в НК РФ легальное определение налога вызывает многочисленные возражения у специалистов. Можно отметить, например, что оно не позволяет выявить различия между налогом и конфискацией. К конфискации в полной мере применимо определение, данное в п. 1 ст. 8 НК РФ. Трудно также выявить различия между налогом и штрафом за неисполнение налоговых обязательств.
16. Основные различия налогов и сборов.
В чем отличие сбора от налога? Между этими понятиями нет большой разницы, поскольку они предусматривают уплату средств в бюджет. Но есть и различия между этими терминами. Отличие сбора от налога обусловлено тем, что вторые платежи считаются обязательными, а первые платятся при необходимости. А их оплата происходит одинаково. Другое отличие сбора от налога заключается в том, что первые могут изыматься без разрешения гражданина, а для второго требуется согласие плательщика. Также платежи имеют разницу в расчете суммы. Налог представлен в виде процента, а сбор – в установленной сумме. Поэтому суммы могут отличаться. Еще одно отличие сбора от налога заключается в том, что первый платеж безвозмездный, а по второму гражданин получает какую-либо информацию или услугу. Определяются оба они законодательством. Налог платится периодически, а сбор - только один раз.
Все нормы, которые составляют костяк налогового законодательства России, собраны в одном правовом акте – Налоговом кодексе РФ. Но некоторые вопросы налогообложения, в связи с особенностями государственного устройства страны, могут решаться на региональном и местном уровнях.
Поэтому в НК РФ предусмотрена возможность для региональных и местных властей самостоятельно устанавливать особенности взимания налогов и сборов на своей территории. Делается это при помощи законов, принимаемых субъектами федерации, и нормативных актов муниципальных образований.
На практике это выглядит следующим образом: в НК РФ закрепляется вид налога или сбора, порядок его исчисления и уплаты, другие основные моменты, а местные или региональные власти уже конкретизируют все эти нормы.
Итак, в РФ действует три вида налогов и сборов:
-
федеральные;
-
региональные;
-
местные.
Каждый конкретный вводимый в действие налог или сбор сразу же закрепляется в НК РФ за одной из названных категорий. Это определяет, кто именно в дальнейшем будет детализировать ставки.
О каких отличиях между налогом и сбором идет речь в законодательстве
Проанализировав нормы налогового законодательства, можно выделить следующие отличия между налогами и сборами.
Налоги |
Сборы |
Как только физическое или юридическое лицо подпадает под действие норм НК РФ, становясь налогоплательщиком, оно обязано регулярно уплачивать налог. Периоды для исчисления налога могут быть длиннее или короче, но уплата налогов носит систематический характер. Если произошла регистрация юрлица, то после выбора системы налогообложения оно постоянно должно перечислять деньги в бюджет. И заканчивается это только с ликвидацией компании. |
Сбор уплачивается единожды.
|
Налогоплательщик обязан уплачивать налоги в силу действия закона. |
Платить или не платить сбор – лицо может решить самостоятельно. |
У налогов просматривается безвозмездный характер. |
Сбор имеет возмездный характер. За то что лицо оплатило сбор, оно получает нужное ему право или государство выполнит в его пользу определенное действие. |
Сумма налогового платежа рассчитывается в зависимости от размера налоговой базы и ставки, тут также могут применяться льготы. |
Размер сбора фиксированный. |
Законодатель, устанавливая размеры налогов, принимает во внимание финансовые способности налогоплательщика. |
Размер сбора одинаков для всех. |
Отличия между налогом и сбором существенны. Объединяет их главное: при помощи этих двух инструментов государство пополняет бюджет. Поэтому за неуплату как налога, так и сбора предусмотрена ответственность.
17. Основания классификации налогов и сборов.
Классификация налогов — это обоснованное распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений.
Классифицирующие признаки:
-
способ взимания;
-
принадлежность к определенному уровню управления;
-
субъект налогообложения;
-
способ или источник обложения;
-
характер применяемой ставки;
-
назначение налоговых платежей;
-
другой признак.
Виды налогов:
1) По степени переложения:
-
прямые;
-
косвенные.
2) По принадлежности к уровню правления:
-
федеральные;
-
региональные;
-
местные.
3) По объекту обложения:
-
с имущества (имущественные);
-
с доходов (фактические и вмененные);
-
с потребления (индивидуальные, универсальные и монопольные);
-
с использования ресурсов (рентные).
4) По бухгалтерским источникам уплаты разграничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников может выступать:
-
выручка от реализации;
-
себестоимость продукции;
-
финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли;
-
оплата труда и предпринимательский доход;
-
валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия.
5) По субъекту обложения:
-
взимаемые с юридических лиц;
-
взимаемые с физических лиц;
-
смешанные.
6) По способу обложения (в зависимости от способа определения налогового оклада):
-
«по декларации»;
-
«у источника»;
-
«по уведомлению».
7) По применяемой ставке:
-
прогрессивные;
-
регрессивные;
-
пропорциональные;
-
твердые.
8) По назначению:
-
абстрактные;
-
целевые.
9) По срокам уплаты:
-
срочные;
-
периодические.
Из представленной совокупности следует выделить безусловную значимость четырех классификаций. Наибольшее теоретико-методологическое значение имеет разделение налогов на прямые и косвенные, а с практической точки зрения для федеративного государства, каким и является Россия, принципиальное значение имеет разграничение налогов по уровню правления. Для целей ведения системы национальных счетов (СНС) в России используют в совокупности два классифицирующих признака: по объекту обложения и по источнику уплаты. Разграничение налогов по объекту обложения используется также в международных классификациях ОЭСР и МВФ. Классифицирующий признак (по способу взимания) заложен в основу построения европейской системы экономических интегрированных счетов. Все остальные классификации имеют в большей мере локальную теоретическую или практическую востребованность.
По степени переложения
Прямые налоги — это малопереложимые налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. К группе прямых налогов в российской налоговой системе следует отнести такие налоги, как НДФЛ, ЕСН, на прибыль организаций, на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги.
Косвенные налоги — это успешно переложимые налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление.
Косвенные налоги наиболее желанны для фискальных целей государства, так как наиболее просты в аспекте их взимания и достаточно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты. Кроме того, они обеспечивают определенную устойчивость налоговых поступлений даже в условиях экономического спада, тогда как поступления от прямых налогов на доходы более существенно коррелируют с уровнем экономической активности.
Косвенное налогообложение менее заметно и более завуалировано для конечного потребителя, так как номинальные и фактические налогоплательщики здесь различны. Номинальным налогоплательщиком, у которого с государством возникают налоговые правоотношения, являются производители и продавцы товаров (работ, услуг). Фактический (реальный) налогоплательщик — покупатель, не вступает в эти отношения и соответственно не замечает тяжести косвенных налогов. Характерным примером косвенного налогообложения служат такие признанные общемировой практикой налоги, как НДС, акцизы, таможенные пошлины.
Вместе с тем при всех очевидных преимуществах косвенные налоги имеют значимые недостатки. В первую очередь они не учитывают материального состояния реального налогоплательщика. Прямые налоги определяются уровнем дохода и стоимостью имущества налогоплательщика, косвенные же завязаны на уровень потребления. Естественно, потребление обеспеченных людей в абсолютном исчислении больше объема потребления бедных, но в долевом соотношении к доходам этих групп населения картина совершенно иная. Удельный вес потребления богатых в их доходах мал (у них превалируют сбережение и инвестиции, рекреация за рубежом, образование и т.д., не облагаемые косвенными налогами), в то время как все низкие доходы бедных «съедает» потребление. Поэтому косвенное налогообложение для малообеспеченных слоев населения является более тяжелым, чем прямое, по которому им, как правило, предоставляются значительные преференции. А сами косвенные налоги зачастую характеризуют как «налоги на бедных». Кроме того, данные налоги, приводя к повышению цен на товары, ограничивают в определенной степени объем потребления, т.е. спроса, дестимулируя тем самым и предложение, а значит, и производство этих товаров.