Файл: Nalogovoe_pravo_Kurs_lektsiy__Tyutin_D_V__Podgotovlen_dlya.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.11.2020
Просмотров: 9336
Скачиваний: 56
отсутствии подтверждающих документов применить профессиональный налоговый вычет в определенном
этой нормой размере не лишает его возможности вместо реализации названного права доказывать
фактический размер соответствующих расходов применительно к правилам подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ.
Соответственно, итоговая позиция ВАС РФ сводится к тому, что налоговый орган при проверке в
условиях отсутствия (недостаточности) документов о расходах должен предоставить вычет в размере
20% общей суммы доходов, а если документами обоснован больший размер - то в сумме документально
подтвержденных расходов. При этом налогоплательщик вправе через подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ доказывать
больший размер расходов. Интересно то, что подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ изначально предполагает условный
расчет налога налоговым органом, а не налогоплательщиком.
Подход законодателя относительно фиксированной суммы расходов, закрепленный в п. 1 ст. 221 НК
РФ, представляется весьма разумным и желательным к применению в иных подоходных налогах,
исчисляемых с учетом вычетов или расходов (на прибыль организаций, ЕСХН, УСН с объектом "доходы
минус расходы" и т.д.). В настоящее время налогоплательщики информированы о том, что отсутствие
документов о доходах и расходах (вычетах) иногда может быть более предпочтительным, чем их наличие.
Является типичным заявление налогоплательщика на суде, что все документы сгорели (украдены,
испорчены и т.д.). Применительно к налогу на прибыль, а следовательно, и к НДФЛ, предприниматель в
отсутствие документов вправе доказать свои расходы на уровне рыночных (Постановление Президиума
ВАС РФ от 3 июля 2012 г. N 2341/12), то есть в итоге будут применены те расходы, которые в
подавляющем большинстве случаев имели бы место при их документальном обосновании. Исключение
составляет НДС - право на вычеты по НДС налогоплательщик может подтверждать только документами
(Постановления Президиума ВАС РФ от 30 октября 2007 г. N 8686/07, от 9 ноября 2010 г. N 6961/10, п. 8
Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57). Если же во всех подоходных налогах
предусмотреть норму, в соответствии с которой налогоплательщик, не представляющий достоверные
документы к налоговой проверке, может рассчитывать, например, только на 50% расходов (вычетов),
применимых в сходных обстоятельствах; либо на расходы (вычеты), равные 20% от дохода (облагаемой
выручки), то надлежащее ведение учета и хранение документов может стать экономически выгодным.
Жесткое разграничение доходов (расходов) супругов - индивидуальных предпринимателей имеет
место в Постановлении Президиума ВАС РФ от 2 июля 2013 г. N 1231/13. В рассматриваемой ситуации
предприниматель Алямкина В.Е. в связи с вынесением судебного акта в ее пользу обратилась в
арбитражный суд с заявлением о взыскании с другой стороны по делу расходов на оплату услуг
представителя - индивидуального предпринимателя Алямкина Д.В. (мужа предпринимателя Алямкиной
В.Е.). По мнению Суда, факт наличия в данном случае именно гражданско-правовых отношений
подтверждается содержанием договора оказания возмездных услуг, акта оказанных услуг, субъектами по
которым выступают названные индивидуальные предприниматели. Несение предпринимателем
Алямкиной В.Е. расходов подтверждается приходными кассовыми ордерами. Удовлетворяя требование
предпринимателя Алямкиной В.Е., суды исходили из того, что в рассматриваемых правоотношениях
Алямкина В.Е. и Алямкин Д.В. выступают в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов -
индивидуальных предпринимателей. Полученная представителем Алямкиным Д.В. за оказание услуг по
гражданско-правовой сделке денежная сумма подлежит учету при определении доходов
предпринимателя в его деятельности. Кроме того, в соответствии со ст. 221 и подп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ
индивидуальные предприниматели вправе в качестве профессиональных вычетов учесть расходы на
юридические услуги. При этом каких-либо исключений в зависимости от правового режима имущества
индивидуального предпринимателя налоговое законодательство не содержит.
Следует учесть, что в силу п. п. 3, 4 ст. 210 и п. 3 ст. 224 НК РФ налоговые вычеты,
предусмотренные ст. ст. 218 - 221 НК РФ, не могут быть использованы по некоторым видам доходов; а
также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
Как следует из ст. 210 НК РФ, налоговая
база
по НДФЛ считается отдельно по каждому виду
доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки, и определяется, как денежное
выражение доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов (при возможности их применения).
Иногда разграничение доходов на виды и их последующий раздельный учет и налогообложение
называется шедулярной системой исчисления налога, от английского
schedule
- список, перечень.
Если вычеты превысят доход (например - индивидуальный предприниматель смог реализовать
приобретенный им товар только по цене, меньшей цены приобретения, а иных доходов у него не было), то
налоговая база будет равна нулю (не станет отрицательной) - п. 3 ст. 210 НК РФ. В этом случае,
разумеется, налог не уплачивается (но и в отличие от НДС, никаких выплат (возмещений) из бюджета не
предполагается).
Налоговый кодекс в ст. 224 предусматривает различные налоговые
ставки
:
- 13% - стандартная (доходы, облагаемые по этой ставке, могут быть уменьшены на вычеты);
- 35% - в отношении доходов в виде материальной выгоды; в виде выигрышей в сумме более 4000
руб.; в виде процентных доходов по вкладам в банках (в том числе по рублевым вкладам - в части
превышения ставки рефинансирования Центробанка более чем на 5 процентных пунктов);
- 9%, 13%, 15% и 30% - в отношении различных видов доходов физических лиц.
В Определении КС РФ от 26 января 2010 г. N 123-О-О разъяснено, что федеральный законодатель
дифференцировал налоговые ставки по НДФЛ по размеру в зависимости от источника дохода и категории
налогоплательщика. Кроме того, в Определении КС РФ от 14 июля 2011 г. N 949-О-О установление для
нерезидентов повышенной налоговой ставки 30% не было признано дискриминационным в смысле п. 2 ст.
3 НК РФ. Суд отметил, что в данном случае установление дифференцированных ставок НДФЛ основано
на объективном критерии, характеризующем связь физического лица с налоговой юрисдикцией
Российской Федерации.
Представляет интерес то, что в нашей стране с течением времени изменялся подход к ставке
налога на доходы физических лиц. В настоящее время ставки НДФЛ, в том числе стандартная 13%,
являются пропорциональными, то есть не зависят от размера дохода. Однако ранее, в ст. 6 Закона РФ "О
подоходном налоге с физических лиц" (утратил силу) ставка данного налога была установлена как
прогрессивная и возрастала по сложной прогрессии в зависимости от размера дохода. В соответствии с
последней редакцией данной статьи минимальная ставка составляла 12%, а при доходах свыше 150 тыс.
руб. ставка была установлена, как 26 тыс. руб. + 30% с суммы, превышающей 150 тыс. руб. Следует
отметить, что до введения гл. 23 НК РФ доходы граждан (физических лиц), работающих по трудовым
договорам, дополнительно облагались 1% взносами в ПФ РФ, что было установлено в ежегодных
федеральных законах о тарифах страховых взносов в ГВБФ (например - в Федеральном законе от 4
января 1999 г. N 1-ФЗ). Соответственно, до введения в 2001 году НДФЛ, относительно небольшие доходы
работников фактически облагались, как и сейчас, по ставке 13%.
Ранее, в ст. 9 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. "О подоходном
налоге с населения" (утратил силу) было предусмотрено, что с ростом заработной платы рабочих и
служащих ставка налога увеличивается и при доходах свыше 100 руб. составляет 8 руб. 20 коп. + 13% с
суммы, превышающей 100 руб. Кроме того, в силу статьи 20 данного Указа с доходов граждан,
занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, составляющих 6001 руб. и выше, налог
взимался по ставке 1332 руб. 40 коп. + 65% с суммы, превышающей 6000 руб. В послереволюционный
период (в марте 1919 г.) в целях классовой дифференциации доходы, превышающие установленный
максимум (в Москве и Петрограде - 96 тыс. руб.), подлежали полному изъятию, то есть ставка налога с
суммы превышения составляла 100%. С оставшейся у налогоплательщика суммы доходов ставка налога
достигала 25% <1185>.
--------------------------------
<1185> Советская экономика в 1917 - 1920 гг. / Под ред. Н.Я. Марковича. М., 1976. С. 397.
О.А. Борзунова, описывая историю принятия второй части НК РФ, приводит сведения о том, что
доходы, облагаемые в настоящее время НДФЛ по повышенной ставке 35%, рассматривались авторами гл.
23 как нетрудовые <1186>. Подобный термин в нашей стране исторически имеет негативный оттенок (в
т.ч. в ст. 69 Конституции РСФСР 1925 г. в качестве нетрудовых доходов квалифицировались проценты с
капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.; в свое время было принято
Постановление Совмина СССР от 15 мая 1986 г. N 575 "О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми
доходами"). В налоговом праве США используется более нейтральный термин "пассивные доходы", к
которым относятся проценты, дивиденды, роялти, алиментные платежи и некоторые другие; ставка налога
по доходам указанного типа установлена в размере 30% <1187>. Однако примечательно то, что,
например, С.Г. Пепеляев, также предлагая в зависимости от источника поступления доходов
разграничивать их на фундированные (пассивные) и нефундированные (активные), т.е. на доходы от
имущества и доходы от производственной деятельности, исходит из того, что получение доходов от
имущества гарантировано, стабильно, меньше зависит от физического состояния налогоплательщика, чем
получение доходов от производственной деятельности, поэтому фундированные доходы подлежат
обложению налогом по более высоким ставкам <1188>.
--------------------------------
<1186> Борзунова О.А. Налоговый кодекс Российской Федерации от создания до наших дней. М.,
2010. С. 115.
<1187> Фокин А.В. Международное налогообложение пассивных доходов (процентов, дивидендов,
роялти): американский опыт. М., 2009. С. 15, 16.
<1188> Пепеляев С.Г., Сосновский С.А. Налогообложение доходов и прибыли. М., 2015. С. 56.
НДФЛ в зависимости от вида дохода и вида налогоплательщика
исчисляется
всеми возможными (а
именно тремя) способами, предусмотренными в ст. 52 НК РФ:
-
налогоплательщиками
самостоятельно (ст. 227 НК РФ): самозанятыми физическими лицами - по
суммам доходов, полученных от своей деятельности по итогам налогового периода. Кроме того,
самостоятельно исчисляют НДФЛ и иные категории налогоплательщиков (ст. 228 НК РФ), в том числе
физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на
праве собственности, за исключением случаев, когда такие доходы не подлежат налогообложению;
-
налоговыми органами
(п. 8 ст. 227 НК РФ): исчисление сумм авансовых платежей с
предполагаемого дохода самозанятых физических лиц;
-
налоговыми агентами
(ст. 226 НК РФ). Этот статус имеют российские организации, самозанятые
физические лица, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской
Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил указанные в
данной статье доходы (например - работник получил заработную плату от организации-работодателя).
Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов,
адвокатскими бюро и юридическими консультациями.
Впрочем, источник выплат обязан удерживать НДФЛ не во всех случаях. Такой обязанности нет,
например, если выплаты производятся индивидуальному предпринимателю в связи с осуществляемой им
предпринимательской деятельностью (п. п. 1, 2 ст. 226, подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ), поскольку он сам
декларирует свой доход (ст. 229 НК РФ), исчисляет и уплачивает НДФЛ по итогам такой деятельности.
Налоговым периодом
по НДФЛ является календарный год (ст. 216 НК РФ).
Общий
срок уплаты
НДФЛ для налогоплательщиков, самостоятельно исчисляющих налог,
установлен 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 6 ст. 227, п. 4 ст. 228 НК РФ).
Однако для самозанятых физических лиц законодатель дополнительно предусматривает обязанность по
уплате в течение года авансовых платежей с предполагаемого дохода на основании налоговых
уведомлений (п. 2 ст. 52, п. 9 ст. 227 НК РФ): за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в
размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей; за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего
года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей; за октябрь - декабрь - не позднее 15 января
следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей. По итогам года производится
перерасчет исходя из фактически полученного дохода (п. 3 ст. 227 НК РФ). Соответственно, если за
некоторый год налогооблагаемый доход самозанятого физического лица будет равен доходу за
предыдущий год, то в общем случае налог будет полностью выплачен авансовыми платежами еще до
срока уплаты налога за этот год.
Для налоговых агентов законодатель предусматривает собственный срок перечисления
удержанного ими из доходов физических лиц налога - не позднее дня, следующего за днем выплаты
налогоплательщику дохода (п. 6 ст. 226 НК РФ). При невозможности в течение налогового периода
удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1
марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие
обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о
невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного
налога (подп. 2 п. 3 ст. 24, п. 5 ст. 226 НК РФ). В этом случае физическое лицо, получившее доход вместе
с налогом, по итогам налогового периода обязано представить налоговую декларацию в налоговый орган
по месту своего учета (п. 3 ст. 228 НК РФ), и самостоятельно уплатить налог в срок не позднее 15 июля
года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК РФ).
Статья 231 НК РФ предусматривает особые квазипубличные полномочия налогового агента по
НДФЛ - обязанность по возврату излишне удержанного с налогоплательщика налога. Урегулированная
процедура имеет определенное сходство с процедурой, регламентированной в ст. 78 НК РФ. Так, в силу п.
1 ст. 231 НК РФ возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым
агентом в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления
налогоплательщика. В случае если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется
налоговым агентом с нарушением указанного срока, налоговым агентом на сумму излишне удержанного
налога, которая не возвращена налогоплательщику в установленный срок, начисляются проценты,
подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни
нарушения срока возврата.
Соответственно, ст. 231 НК РФ не исключает возникновения споров между налоговым агентом и
налогоплательщиком по поводу излишнего удержания НДФЛ и его возврата. Очевидно, что такие споры
должны рассматриваться судами в обычном исковом порядке, поскольку органом власти налоговый агент
не является.
В Определении КС РФ от 17 февраля 2015 г. N 262-О разъяснено, что переплата сумм налога,
возникшая у налогоплательщика в результате действий налогового агента - с учетом приоритета действия
специальных норм над общими - подлежит возврату в особом порядке (п. 1 ст. 231 НК РФ); в остальных
случаях при возврате налога следует руководствоваться общими нормами, а именно ст. ст. 78 и 79 НК РФ.
Налоговая декларация
по НДФЛ в общем случае должна быть представлена не позднее 30 апреля
года, следующего за истекшим налоговым периодом ( п. 1 ст. 229 НК РФ), но не всеми
налогоплательщиками, а только теми, кто исчисляет и уплачивает налог самостоятельно (ст. ст. 227, 227.1
, 228 НК РФ). В Определении КС РФ от 11 июля 2006 г. N 265-О разъяснено, что к обязанностям
индивидуального предпринимателя, вытекающим из его статуса, относится обязанность представлять
налоговую декларацию по НДФЛ (п. 1 ст. 229 НК РФ), которая не ставится в зависимость от результатов
предпринимательской деятельности, т.е. от факта получения дохода в соответствующем налоговом
периоде.
5.4. Налог на прибыль организаций
Налог на прибыль организаций -
федеральный прямой (подоходный)
налог, предусмотренный гл.
25 НК РФ, действующей с 1 января 2002 г. Предшественник данного налога - налог на прибыль
предприятий и организаций, уплачивался на основании Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О
налоге на прибыль предприятий и организаций" (в настоящее время утратил силу, за исключением
отдельных положений).
Налогоплательщиками
налога на прибыль организаций в общем случае признаются: российские
организации, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации
через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации
(п. 1 ст. 246 НК РФ).
С 1 января 2012 г. организации для целей налога на прибыль могут добровольно объединяться в
консолидированную группу налогоплательщиков (КГН), вследствие чего для них начинают действовать
особые правила исчисления и уплаты налога, а также декларирования и проверок. В п. 2.7.1 Основных
направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016
годов указано, что в настоящее время в налоговых органах зарегистрировано 15 КГН. В основном
объединение крупных налогоплательщиков в группы произошло в нефтегазовом секторе, металлургии и
связи. Итоги функционирования КГН за 2012 год свидетельствуют о достижении цели, поставленной при
их введении - экономически оправданного распределения налога на прибыль организаций по субъектам
Российской Федерации пропорционально производственной базе (стоимости основных средств) и
численности работников. Примечательны и сведения, приведенные в Основных направлениях налоговой
политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов: функционирование КГН в 2014 году привело к
следующим изменениям: росту поступлений налога на прибыль организаций в размере 61,9 млрд. руб. в
62% субъектов Российской Федерации (53 региона); снижению поступлений налога на прибыль
организаций в размере 127,0 млрд. руб. в 38% субъектов Российской Федерации (32 региона).
Объектом
налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная
налогоплательщиком (ст. 247 НК РФ). Прибылью в общем случае признается:
1) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных
расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ;
2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через
постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы,
уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые
определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ;
3) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации.
Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ (например,
дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российской организации).
Примечательно то, что в соответствии с п. 3 ст. 307 НК РФ в случае, если иностранная организация
осуществляет на территории Российской Федерации деятельность подготовительного и (или)
вспомогательного характера в интересах третьих лиц, приводящую к образованию постоянного
представительства, и при этом в отношении такой деятельности не предусмотрено получение
вознаграждения, налоговая база определяется в размере 20% от суммы расходов этого постоянного
представительства, связанных с такой деятельностью.
Иными словами, в данном случае облагаемые доходы такой иностранной организации
презюмируются как процент от ее соответствующих расходов. Толкование указанного положения НК РФ
дано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 4 февраля 2014 г. N 13976/13: фактически
налогообложению подлежит вмененная прибыль, которая хотя и не была получена, но могла быть
получена, если бы представительство осуществляло свою подготовительную или вспомогательную
деятельность в интересах третьих лиц как самостоятельное предприятие на рыночных условиях.
Таким образом, для целей исчисления налога на прибыль организаций установлен объект
налогообложения - прибыль, который в общем случае возникает при превышении доходов над расходами.
В то же время для целей НДФЛ с доходов самозанятых физических лиц законодатель устанавливает
объект налогообложения просто как доход (ст. 209 НК РФ) и предусматривает возможность уменьшения
облагаемого дохода на сумму вычетов, в том числе расходов (ст. ст. 219 - 221 НК РФ). Как видим,
законодатель с совершенно разных позиций определяет объект налогообложения в данных налогах,
имеющих весьма близкую правовую природу. Тем не менее, для налогов обоих типов принципиальное
значение имеют две составляющие - доходы и расходы.
Как было показано выше, ст. 41 НК РФ ответа на вопрос, что такое "доход", фактически не дает.
Интересное определение есть в п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99
(утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н): доходами организации признается увеличение
экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или)
погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов
участников (собственников имущества). В Международном стандарте финансовой отчетности (IAS) 18
"Выручка" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25
ноября 2011 г. N 160н) доход определяется как увеличение экономических выгод в течение отчетного
периода в форме притоков или увеличения активов либо уменьшения обязательств, приводящее к
увеличению капитала, не связанного с взносами участников капитала. Доход включает в себя как выручку
предприятия, так и прочие доходы. Выручка - это доходы от обычной деятельности предприятия,
характеризуемые в том числе как доходы от продаж, оплаты услуг, процентов, дивидендов и роялти.
Представляет интерес позиция Е.А. Еременко: налоговое право использует понятийный аппарат
экономической науки, поэтому влияние бухгалтерского учета на налоги неизбежно <1189>.
--------------------------------
<1189> Еременко Е.А. К вопросу об определении дохода по российскому налоговому праву //
Налоговед. 2014. N 8. С. 20.
Классификация
доходов
дана в п. 1 ст. 248 НК РФ:
1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от
реализации, регламентированы ст. 249 НК РФ);
2) внереализационные доходы (урегулированы в ст. 250 НК РФ).
Примером дохода от реализации может служить выручка от реализации товаров (работ, услуг) - п. 1
ст. 249 НК РФ; примером внереализационных доходов - проценты, полученные по договорам займа,
кредита, банковского счета, банковского вклада - п. 6 ст. 250 НК РФ. Очевидно, что получение
внереализационных доходов не является объектом налогообложения НДС (ст. 146 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех
поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные
права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Что следует понимать под выручкой, можно
определить, рассмотрев п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99:
выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной
величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской
задолженности.
При этом не любые денежные средства, поступающие в организацию, являются облагаемым
доходом (учитываются при налогообложении прибыли). Кроме того, в соответствии с НК РФ доход может
возникнуть у организации и в отсутствие поступлений денежных средств. Определенные разъяснения в
настоящее время даны на уровне арбитражной практики.
Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23 июня 2009 г. N 2019/09 был рассмотрен вопрос
налогообложения средств, поступивших организации в порядке возмещения убытков, причиненных
изъятием земельного участка для государственных (муниципальных) нужд. Суд отметил, что
законодательство не предусматривает включения в сумму возмещения налога на прибыль, подлежащего
уплате собственником земельного участка, изъятого для государственных нужд. Следовательно, взимание
с собственника земельного участка, изъятого для государственных нужд, налога на прибыль с суммы
возмещения нарушало бы принцип полного возмещения, определенный законодателем для таких
случаев. Так как в рассматриваемом случае имело место прекращение права владения и пользования
земельным участком при его изъятии, а также лишение общества права собственности на иное
имущество, расположенное на данном участке, средства, полученные обществом в виде компенсации
указанных убытков, не подлежали включению в налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
Вариант презюмируемого дохода рассмотрен в п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ
от 22 декабря 2005 г. N 98: безвозмездное пользование организацией нежилыми помещениями является
внереализационным доходом, учитываемым при исчислении налога на прибыль. Следует учесть, что
данная позиция не носит универсального характера. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 3