Файл: Nalogovoe_pravo_Kurs_lektsiy__Tyutin_D_V__Podgotovlen_dlya.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2020

Просмотров: 8958

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

3) не предусмотрена.

429. Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, в общем

случае исчисляется как:

1) 6% от годового дохода индивидуального предпринимателя;

2)    6%    от    потенциально    возможного    к     получению     годового     дохода     индивидуального

предпринимателя;

3)  15%  от  годового  дохода  индивидуального  предпринимателя,  уменьшенного  на  величину   его

расходов.

ОТВЕТЫ И КЛЮЧИ К ТЕСТАМ

1. Все государственные доходы в РФ можно условно поделить на:

ответ 1:

 частноправовые доходы и публично-правовые доходы.

Ключ:

 кроме доходов от налогов и от штрафов,  существуют  иные  виды  государственных  доходов

(например, от продажи государственной собственности). Частноправовые доходы и доходы от налогов  не

составляют всех государственных доходов  (пример  -  публично-правовые  доходы  от  сборов,  штрафов,

конфискаций, эмиссии денег и т.д.).

2. В большинстве современных государств налоги представляют собой:

ответ 3:

 основные денежные публично-правовые доходы.

Ключ:

  налоги  являются   не   частноправовыми,   а   публично-правовыми   доходами   государства,

поскольку государство, устанавливая налоги, проявляет свои публично-правовые (властные)  полномочия.

В настоящее время налоги, как  правило,  имеют  денежный  (не  натуральный)  характер.  В  большинстве

стран за счет налогов формируется основная часть бюджета.

3.   Поступления   от   налогов    (таможенных    пошлин,    страховых    взносов    в    ГВБФ)    в

консолидированный бюджет РФ и бюджеты ГВБФ:

ответ 2:

 превышают 50% от общего объема поступлений.

Ключ:

  исходя  из  сведений,  размещенных  на  сайте   Минфина   РФ   (www.minfin.ru), за  2014  год

консолидированный бюджет  РФ  и  бюджеты  ГВБФ  составили  26,37  трлн.  руб.,  притом  что  доходы  от

налогов, таможенных пошлин и страховых взносов в ГВБФ составили 89,4%.

4. Основной объем налоговых доходов федерального бюджета России формируется  за  счет

платежей:

ответ 3:

 налогоплательщиков-организаций, относящихся к категории крупнейших.

Ключ:

  на  основании п. 1 ст.  83  НК  РФ  Приказом  ФНС  России  от  16.05.2007  N   ММ-3-06/308@

утверждены Критерии отнесения организаций - юридических лиц  к  крупнейшим  налогоплательщикам.  В

настоящее время приблизительно 2200 крупнейших  налогоплательщиков-организаций  (Лукойл,  Газпром,

РЖД и др.) формируют более 70% федерального бюджета.

5. Налоговое право регулирует:

ответ  2:

  общественные  отношения  по  уплате  налогов  и  сборов,  а   также   связанные   с   ними

отношения.

Ключ:

 общественные  отношения  по  формированию  доходной  части  бюджетов  регулируются  не

только налоговым правом (пример - в бюджет поступают штрафы,  доходы  от  публичной  собственности).

Общественные  отношения  по  исполнению  расходной  части  бюджетов   налоговое   право   вообще   не

регулирует (ст. 2 НК РФ).

6. Налоговое право отличается от иных отраслей права тем, что только оно:

ответ 3:

 по большей части направлено на ограничение  права  собственности  частных  субъектов  в

целях финансового обеспечения деятельности публично-правовых образований.

Ключ:

 в современном государстве  только  налоговое  право  (ст. ст. 2, 8 НК РФ) по  большей  части

направлено на ограничение права собственности частных  субъектов  в  целях  финансового  обеспечения

деятельности публично-правовых образований (фискальная  цель).  Ограничение  права  собственности  в

иных отраслях права если и присутствует, то осуществляется  на  основании  федерального  закона,  но  в

иных целях (например, штраф по КоАП РФ - в целях превенции правонарушений).

7. Отношения по уплате сборов:

ответ 3:

 входят в предмет налогового права тогда, когда это прямо следует  из  законодательства  о

налогах и сборах.

Ключ:

 общественные отношения по уплате сборов в  настоящее  время  субсидиарно  регулируются

налоговым правом, "право сборов" специально не выделяется  (ст. 2 НК РФ). При этом в силу п. 3 ст. 1 НК

РФ действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех

случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ.

8. Налоговое право:


background image

ответ  1:

  не  регулирует  вопросов  применения  контрольно-кассовой  техники  и   контроля   за   ее

применением.

Ключ:

НК  РФ  и  иные  акты   законодательства   о   налогах   и   сборах   не   содержат   положений,

регулирующих   применение   ККТ.   Указанный   вид    контроля    регламентируется ФЗ  "О   применении

контрольно-кассовой  техники  при  осуществлении  наличных  денежных  расчетов   и   (или)   расчетов   с

использованием платежных  карт"  и КоАП РФ; в силу п. 2 ст. 1, ст. 2 НК РФ в предмет  налогового  права

этот вид контроля не входит.

9. Нормы, регулирующие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей налоговыми органами:

ответ 2:

 не имеют отношения к отрасли налогового права.

Ключ:

    указанный    вид    государственной    регистрации    производится    на    основании

ФЗ "О

государственной регистрации юридических лиц и  индивидуальных  предпринимателей".  На  ФНС  России

соответствующие  полномочия  возложены  в п. 2  Постановления  Правительства  РФ  "Об  утверждении

положения о  Федеральной  налоговой  службе".  В  силу ст. 2 НК  РФ  данные  общественные  отношения

налоговым правом не регулируются.

10. Метод налогового права обычно характеризуется как:

ответ 2:

 в основном императивный с элементами диспозитивности.

Ключ:

 основной объем норм налогового  права  предполагает  единственный  вариант  поведения  в

определенной ситуации, т.е. метод налогового права является в основном императивным.  Тем  не  менее

налоговое     право     не     исключает     диспозитивного     регулирования     общественных      отношений.

Налогоплательщик по своему желанию может вернуть сумму излишне уплаченного налога  (ст. 78 НК РФ),

перейти с общей на упрощенную систему налогообложения (гл. 26.2 НК РФ) и др.

11. Основным способом правового регулирования в налоговом праве является:

ответ 3:

 позитивное обязывание.

Ключ:

 поскольку основной объем  норм  налогового  права  регламентирует  обязанности  по  уплате

конкретных  налогов  и  по  представлению  государству  определенной  информации  (например,   в   виде

налоговой  декларации),  основным  способом  правового  регулирования  в   налоговом   праве   является

позитивное обязывание, предполагающее совершение активных действий - уплату налога (представление

налоговой декларации) не позднее наступления установленного срока.

12. В соответствии  с Конституцией РФ общие принципы налогообложения и  сборов  должны

быть установлены:

ответ 2:

 федеральным законом.

Ключ:

 в  силу п. 3  ст.  75  Конституции  РФ  общие  принципы   налогообложения   и   сборов   в   РФ

устанавливаются федеральным законом. Какие-либо кодексы в Конституции РФ не упоминаются.

13. В ст. 3 "Основные начала законодательства о налогах и сборах" НК РФ сформулированы:

ответ 2:

 основные принципы налогового права.

Ключ:

 в ст. 3  НК  РФ  сформулированы  основные  принципы  налогового   права   (обозначены   как

основные начала законодательства о налогах и сборах), но не все, т.к., например, общеправовой  принцип

ответственности  только   за   виновно   совершенное   нарушение   законодательства,   применимый   и   в

налоговом праве, сформулирован в ст. 106 НК РФ.

14. Неустранимые сомнения, противоречия  и  неясности  актов  законодательства  о  налогах

должны толковаться в пользу:

ответ 2:

 налогоплательщика без дополнительных условий.

Ключ:

статья 2 Конституции РФ: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Пункт 7

ст. 3 НК РФ: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства  о  налогах  и

сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

15. В  соответствии  с п. 1 ст. 3 НК РФ  при  установлении  налогов  учитывается  фактическая

способность налогоплательщика к уплате налога. Указанное положение является:

ответ 3:

 отражением общеправового принципа справедливости в налоговом праве.

Ключ:

 общеправовой  принцип  юридического  равенства  сформулирован  в п. 1 ст. 19 Конституции

РФ: все равны перед законом и  судом.  Общеправовой  принцип  справедливости  можно  определить  как

требование соответствия  деяния  и  его  правовых  последствий.  Обязанность  по  уплате  налога  всегда

является  следствием   правомерных   действий   самого   налогоплательщика,   имеющих   экономическое

содержание и  результат.  При  установлении  налога  для  определенной  категории  налогоплательщиков

законодатель обязан учесть усредненные возможности лиц, входящих в данную категорию (способность  к

уплате налога).

16. В  соответствии  со ст. 55  Конституции  РФ  возможно  ограничение  права  собственности

федеральным законом. Данный принцип:

ответ 1:

 реализуется как в налоговом праве, так и в ряде иных отраслей права.


background image

Ключ:

    налоговое    право    предполагает    ограничение    права    собственности    на     основании

федерального закона, поскольку предусматривает  безвозмездную  передачу  налогоплательщиком  части

собственности публично-правовому образованию. В  иных  отраслях  права  также  возможно  ограничение

права собственности на основании федерального закона (например - штрафы в КоАП РФ и в УК РФ).

17. Принцип справедливости в налоговом праве реализован, только  если  обеспечено  право

частных субъектов на:

ответ 3:

 учет их возможностей  при  возложении  обязанностей,  направленных  на  удовлетворение

общественных потребностей.

Ключ:

   независимость   и   возмездность   во   взаимоотношениях   с   другими    субъектами    права

характерны,   например,   для   гражданского   права.   Распределение   общественных   благ    соразмерно

потребностям некоторого субъекта права можно отнести к праву  социального  обеспечения.  В  налоговом

праве принцип  справедливости  реализуется,  если  учитываются  усредненные  возможности  выбранной

категории  субъектов  права  при  возложении  на  них  обязанностей,  направленных   на   удовлетворение

общественных потребностей.

18. Принцип юридического равенства в налоговом праве соблюден, если:

ответ 2:

 все налогоплательщики, относящиеся к  одной  категории,  обязаны  уплачивать  налоги  по

единым правилам, относящимся к данной категории.

Ключ:

 принцип юридического равенства в налоговом праве соблюден, если все налогоплательщики,

относящиеся к одной категории, обязаны уплачивать налоги по единым правилам, относящимся  к  данной

категории. Исходя  из Постановления КС РФ от 13.03.2008 N 5-П принцип  равенства  налогового  бремени

нарушается  в  тех  случаях,  когда  определенная  категория  налогоплательщиков  попадает  в   иные   по

сравнению  с  другими  налогоплательщиками  условия,  хотя  между  ними  нет  существенных   различий,

которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.

19. Пока не доказано обратное, действующим законно считается:

ответ 3:

 любой участник налоговых правоотношений, в том числе налоговый орган.

Ключ:

 принцип презумпции добросовестности в общем  виде  можно  определить  так:  каждое  лицо

считается  действующим  добросовестно   и   разумно   (с   правовой   точки   зрения   -   законно),   пока   в

установленном порядке не будет доказано иное. Добросовестным, пока обратное  не  доказано,  считается

не только налогоплательщик, но и вообще  любой  участник  налоговых  правоотношений  (как  публичный,

так и частный).

20.   Федеральный    закон,    ухудшающий    положение    плательщика    конкретного    налога,

предусматривает  его  вступление  в  силу  со  дня  официальной  публикации.   Такой   способ   его

вступления в силу:

ответ 3:

 невозможен, поскольку в силу правовых позиций КС  РФ  немедленное  вступление  в  силу

актов законодательства о налогах, ухудшающих положение плательщика конкретного налога, запрещено.

Ключ:

статья 5 НК РФ, регламентирующая вступление  в  силу  актов  законодательства  о  налогах,

содержится в нормативном  акте  той  же  юридической  силы  (в  федеральном  законе),  вследствие  чего

федеральный  законодатель  формально  мог  бы  игнорировать  данную статью и  устанавливать  особые

правила вступления в силу федерального закона о налоге. Однако  в Определении КС РФ от 08.04.2003 N

159-О  разъяснено,  что  федеральный  законодатель  не  может  устанавливать  период   времени   менее

одного месяца от официального  опубликования  акта  законодательства  о  налогах  до  его  вступления  в

силу.

21. В отрасли налогового права:

ответ 2:

 в основном содержатся императивные нормы.

Ключ:

  в  отрасли  налогового  права,  относящейся  к  публичному  блоку   отраслей,   объем   норм,

предусматривающий единственный вариант поведения в определенной ситуации (например,  обязанность

уплатить налог не позднее  конкретной  даты),  существенно  больше  объема  норм,  предусматривающих

различные варианты поведения (например, в силу п. 1 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать

в  отношениях,  регулируемых  законодательством  о   налогах   и   сборах,   лично   или   через   законного

(уполномоченного) представителя, если иное не предусмотрено НК РФ).

22. Отрасль налогового права обычно условно разделяется:

ответ 3:

 на общую и особенную части.

Ключ:

 налоговое право, как и любую другую отрасль права, обычно условно разделяют на  общую  и

особенную части. Нормы общей части представлены, например,  в  части  первой НК РФ и в Законе РФ "О

налоговых органах РФ". Нормы особенной части  налогового  права,  в  частности,  содержатся  во  второй

части НК РФ и в региональных законах о  транспортном  налоге. Первая и вторая части выделяются в НК

РФ, а не в отрасли налогового права.

23. Нормы, регламентирующие принудительное взыскание налога, относятся:

ответ 1:

 к общей части налогового права.


background image

Ключ:

 взыскание налога (ст. ст. 45 - 48 НК РФ) производится по единым процедурам, независимо от

вида налога (с физических лиц без статуса индивидуального  предпринимателя  -  в  судебном  порядке,  с

индивидуальных предпринимателей и организаций -  во  внесудебном  порядке).  Следовательно,  данный

институт относится к общей части налогового права.

24. Возможно условное разделение отрасли налогового права на:

ответ 2:

 международное и национальное налоговое право.

Ключ:

 налоговое  право  федеральных  округов  в  настоящее  время  отсутствует.  Государственная

регистрация юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) отечественным налоговым правом не

регулируется. Соответственно, в отрасли  налогового  права  обычно  выделяются  такие  подотрасли,  как

международное и национальное налоговое право.

25. Основной объем норм налогового права составляют:

ответ 2:

 нормы - правила поведения.

Ключ:

 очевидно,  что  основной  объем  норм  любой  отрасли  права  составляют  нормы  -  правила

поведения.  Нормы-принципы  и  нормы-дефиниции   необходимы   для   корректного   формулирования   и

применения норм - правил поведения.

26. В налоговом праве:

ответ 2:

 предусмотрены собственные нормы-дефиниции, а также используются понятия  и  термины

из других отраслей права.

Ключ:

 в силу п. 1 ст.  11 НК РФ институты,  понятия  и  термины  гражданского,  семейного  и  других

отраслей  законодательства  РФ,   используемые   в НК РФ,  применяются  в  том  значении,  в  каком  они

используются в этих отраслях законодательства, если иное  не  предусмотрено НК РФ. В п. 2 ст. 11 НК РФ

специально в  целях НК РФ определены некоторые понятия  ("организация",  "недоимка",  "счет"  и  др.).  В

других  статьях  НК  РФ  определяются  и  иные  отраслевые   понятия   (ст. 8 -  "налог"  и  "сбор", ст.  106 -

"налоговое правонарушение").

27. Понятие "юридическое лицо", используемое в налоговом праве, определено:

ответ 3:

 в ГК РФ как организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает  им  по  своим

обязательствам,  может  от  своего  имени  приобретать   и   осуществлять   гражданские   права   и   нести

гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Ключ:

НК РФ данное понятие не определяет. В силу п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины

гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые  в НК РФ, применяются в

том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное  не  предусмотрено

НК РФ. Соответственно, используемое в налоговом праве понятие "юридическое лицо"  определено  в п. 1

ст. 48 ГК РФ.

28. Понятие "недоимка", как его определяет НК РФ, - это:

ответ 2:

 сумма налога  или  сумма  сбора,  не  уплаченная  в  установленный  законодательством  о

налогах и сборах срок.

Ключ:

пункт  2  ст.  11  НК  РФ:  недоимка  -  сумма  налога   или   сумма   сбора,   не   уплаченная   в

установленный законодательством о налогах и сборах срок.

29. Исходя из нормативного определения сбор - это взнос:

ответ  2:

  уплата  которого  является  одним  из  условий  совершения   в   отношении   плательщика

юридически значимых действий.

Ключ:

пункт 2 ст. 8 НК РФ: под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и

физических лиц, уплата  которого  является  одним  из  условий  совершения  в  отношении  плательщиков

сборов  государственными  органами,  органами   местного   самоуправления,   иными   уполномоченными

органами   и    должностными    лицами    юридически    значимых    действий,    включая    предоставление

определенных   прав   или    выдачу    разрешений    (лицензий),    либо    уплата    которого    обусловлена

осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов  предпринимательской

деятельности.

30. Налоговый кодекс РФ - это:

ответ 2:

 федеральный закон.

Ключ:

НК   РФ   является   федеральным    законом.    Принятие    какого-либо    кодекса    в    форме

федерального  конституционного  закона Конституцией РФ не предусмотрено. Федеральный  закон,  в  т.ч.

кодифицированный, не обладает по отношению к  другому  федеральному  закону  большей  юридической

силой (Определение КС РФ от 05.11.1999 N 182-О).

31. Ратифицированные международные договоры РФ,  содержащие  положения,  касающиеся

налогообложения:

ответ 1:

 имеют приоритет над федеральными законами о налогах.

Ключ:

пункт 4 ст.  15  Конституции  РФ:  если  международным  договором  РФ   установлены   иные

правила,   чем   предусмотренные    законом,    то    применяются    правила    международного    договора.


background image

Соответственно, в  силу п. 1 ст. 7 НК РФ если  международным  договором  РФ,  содержащим  положения,

касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила  и  нормы,  чем  предусмотренные НК

РФ и принятыми в соответствии с  ним  нормативными  правовыми  актами  о  налогах  и  (или)  сборах,  то

применяются правила и нормы международных договоров РФ.  В  настоящее  время  существенное  число

таких договоров заключено по вопросам исключения двойного налогообложения.

32. Основной объем норм федерального налогового права содержится:

ответ 3:

 в федеральных законах.

Ключ:

   объем   норм   налогового   права,   содержащийся   в Конституции  РФ  и   в   федеральных

конституционных законах (например, "О Правительстве РФ", "О референдуме РФ"), существенно меньше

объема норм налогового права, содержащегося в федеральных законах (в т.ч. в НК РФ).

33. Возможно ли вынесение на федеральный референдум вопроса о снижении ставки НДС по

продовольственным товарам?

Ответ 2:

 невозможно.

Ключ:

 в п. 5 ст.  6 ФКЗ  "О  референдуме  РФ"  установлен  запрет  на  вынесение  на  федеральный

референдум  вопросов,   отнесенных Конституцией  РФ,  федеральными  конституционными  законами   к

исключительной    компетенции    федеральных    органов    государственной     власти.     Соответственно,

федеральный налоговый референдум невозможен, поскольку  в  силу п. 3 ст. 75 Конституции РФ  система

налогов,  взимаемых  в  федеральный  бюджет,  и  общие  принципы  налогообложения   и   сборов   в   РФ

устанавливаются федеральным законом.

34. Имеют ли право органы исполнительной власти принимать нормативные правовые  акты,

регулирующие налоговые правоотношения?

Ответ 1:

 имеют, в прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях.

Ключ:

  право  органов  исполнительной  власти  принимать  нормативные  акты,  регламентирующие

налоговые правоотношения, установлено  в п. 1 ст. 4 НК РФ и может быть реализовано в  случаях,  прямо

предусмотренных законодательством о налогах  и  сборах.  Например,  в  силу п. 7 ст. 80 НК РФ формы  и

порядок  заполнения  форм  налоговых   деклараций   утверждаются   ФНС   России   по   согласованию   с

Минфином России.

35. Содержатся ли в федеральных конституционных законах нормы налогового права?

Ответ 1:

 содержатся.

Ключ:

НК РФ федеральным конституционным законом не является.  В ст. 36 ФКЗ "О Правительстве

РФ", например, предусмотрено, что Правительство РФ дает письменные заключения  на  законопроекты  о

введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты. В соответствии со ст. 2 НК РФ налоговое

право в том числе регулирует установление и введение налогов.

36. Приказом ФНС России от  03.10.2012  N  ММВ-7-8/662@  утверждена  форма  требования  об

уплате налога. Можно утверждать, что:

ответ 2:

 это законно,  поскольку НК  РФ  предусматривает  специальные  нормы,  устанавливающие

право ФНС России на принятие такого нормативного правового акта.

Ключ:

 несмотря на общий запрет, содержащийся в п. 2 ст. 4 НК РФ, специальные нормы п. 4 ст. 31,

п. 5 ст.  69  НК  РФ  предусматривают,   что   форма   требования   утверждается   федеральным   органом

исполнительной  власти,   уполномоченным   по   контролю   и   надзору   в   области   налогов   и   сборов.

Соответственно,  с  учетом Определения КС РФ от  24.02.2011  N  195-О-О  принятие  указанного Приказа

ФНС России является законным, поскольку прямо предписано НК РФ.

37.  Официальным  опубликованием  федерального  закона,  регламентирующего   налоговые

правоотношения   на   территории   конкретного   субъекта   федерации,   будет   считаться   первая

публикация его полного текста:

ответ 1:

 в "Российской газете".

Ключ:

 в  соответствии  со ст. 4 ФЗ "О  порядке  опубликования  и  вступления  в  силу  федеральных

конституционных законов, федеральных законов..." официальным опубликованием  федерального  закона

считается первая публикация его полного текста в  "Парламентской  газете",  "Российской  газете",  СЗ  РФ

или первое  размещение  (опубликование)  на  Официальном  интернет-портале  правовой  информации  (

www.pravo.gov.ru). Никаких исключений  в  порядке  официального  опубликования  федеральных  законов

для территорий конкретных субъектов федерации не установлено.

38. Федеральный закон, вносящий изменения в НК РФ, официально опубликован в Собрании

законодательства РФ за 15.09.2015, в "Российской газете" за  16.09.2015,  в  "Парламентской  газете"

за 17.09.2015. Какая дата будет являться датой официальной публикации?

Ответ 2:

 16.09.2015.

Ключ:

 в  соответствии  со ст. 4 ФЗ "О  порядке  опубликования  и  вступления  в  силу  федеральных

конституционных законов, федеральных законов..." официальным опубликованием  федерального  закона

считается первая публикация его полного текста в  "Парламентской  газете",  "Российской  газете",  СЗ  РФ