Файл: Anufrieva_L_P_-_Pravo_VTO_-_teoria_i_praktika_primenenia.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2020

Просмотров: 4566

Скачиваний: 121

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

режима и принципа взаимности.  В  международно-правовых  изданиях  западных  стран,  как  уже  упоминалось,

принцип    наибольшего    благоприятствования    иногда    дополняется    принципом    национального    режима,

характеризующимся тем, что импортные или экспортные  ограничения,  например  количественные  ограничения

торгового  оборота  (

ст. XI

 ГАТТ), допускаются только  в  том  объеме,  в  котором  они  действуют  в  отношении

третьих государств. В силу  этого,  как  указывается  в  литературе,  "принцип  взаимности,  прямо  упомянутый  в

преамбуле

ГАТТ

 и

ВТО

,  практически  не  может  быть  осуществлен  в  действительности,  поскольку  торговые

партнеры как раз стремятся  к  тому,  чтобы  получить  торговые  или  конкурентные  преимущества.  Поэтому  из

принципа взаимности  можно  вывести  только  требование  "честной  игры"

(fair play)

 как  выражение  принципа

добросовестности" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Витцтум В.Г. и др.

Указ. соч.

 С. 673.

В практике международной торговли товарами или услугами, правами интеллектуальной  собственности  в

рамках ГАТТ/ВТО при  возникновении  и  разрешении  споров  центральным  вопросом  выступает,  как  правило,

выявление нарушений режимов недискриминации, наибольшего благоприятствования и национального режима.

В связи  с  этим  ключевым  для  торговли,  например,  товарами  является  выяснение  следующих  аспектов:  1)

соблюден  ли  принцип  наибольшего  благоприятствования  по

ст. I

 ГАТТ или  национального  режима  по

ст. III

ГАТТ;  2)  в  равной  ли  мере  для  всех  действует  доступ  на  рынок;  3)  что  подразумевается  под  категорией

"аналогичные товары"; 4) каково содержание  понятия  "аннулирование  и/или  сокращение  преимуществ"  по

ст.

XXIII

 ГАТТ.

Достаточно  сложной  и  практически  неотъемлемой  от  существа  определения,   соблюден   ли   принцип

наибольшего благоприятствования в условиях сравнения режимов для иностранных  товаров  между  собой  или

иностранных и национальных товаров применительно к  принципу  национального  режима,  является  проблема

"аналогичности" товаров или услуг.  Показательно  дело,  рассмотренное  с  учетом  действовавшего  механизма

разрешения споров в ГАТТ третейской группой еще до образования ВТО.

В частности, 8 июля 1979 г. Правительство Испании ввело в действие Королевский указ N 1764/79 (далее -

Указ  N  1764/79),  в  соответствии  с  которым  тарифный  режим  и  тарифная  классификация,  применяемые   к

импорту сырых зерен кофе (CCCN 09.01), были изменены начиная с 1 марта 1980 г. Сырые зерна кофе, которые

до этой даты поступали на таможенную территорию Испании под одним наименованием, были подразделены на

пять  тарифных  категорий,  облагаемых  пошлиной  по  различным  ставкам:  "колумбийский  мягкий"  -  0%  (без

пошлины); прочие  "мягкие"  -  0%  (без  пошлины);  "непромытый"  арабика  -  взимание  адвалорной  пошлины  в

размере 7%; робуста - взимание адвалорной пошлины в размере 7%; прочие - адвалорная, 7%.

До  вступления  в  силу  Указа  N  1764/79  импорт  сырых  зерен  кофе  в  Испанию  облагался  адвалорной

пошлиной по ставке 25% в силу Королевского указа  от  30  мая  1960  г.  N  999/60,  которая  была  впоследствии

снижена до 22,5%. Указом  от  17  ноября  1975  г.  N  13/75  Испания  освободила  импорт  некоторых  продуктов

питания,  включая  сырые  зерна  кофе,  от  таможенных  пошлин  в  случае,  если  они  импортировались   через

государственную торговую систему. На всем протяжении  членства  Испании  в  ГАТТ  таможенные  пошлины  на

сырые зерна кофе не фиксировались и, таким  образом,  не  включались  в  Перечень  XLV  уступок  Испании  по

ГАТТ.

В  тот   же   день,   8   июля   1979   г.,   испанские   власти   опубликовали   Королевский   указ   N   1765/79,

предусматривающий,  что  с  1  марта  1980  г.  импорт  сырых  зерен   кофе   не   будет   включаться   в   систему

государственной торговли и его продажа и покупка передаются частным организациям. До этого  импорт  сырого

кофе в Испанию был монополией Главного управления снабжения и транспорта (CAT), которое также  обладало

исключительной монополией в отношении  внутренних  поставок.  В  соответствии  с  режимом  государственной

торговли и поставок на национальный рынок использование купажированных сортов в Испании было запрещено

и купля-продажа кофе осуществлялась исключительно  под  названиями

Superior, Regular

 и

Popular

, что более

или  менее  соответствовало  сортам  "мягкий",  "непромытый"   арабика   и   робуста   соответственно.   Главное

управление снабжения и транспорта также устанавливало систему максимальных официальных цен  на  каждый

из этих сортов кофе.

Импорт в Испанию сырого кофе демонстрировал очевидную тенденцию к росту в течение  1967  -  1979  гг.,

что привело к удвоению объема и десятикратному росту в ценовом  выражении.  При  этом  состав  поставщиков

менялся, но всегда включал как Бразилию, так и Колумбию, хотя  ни  та  ни  другая  страна  не  были  основными

поставщиками, испанский импорт сырого кофе из Бразилии состоял почти целиком из "непромытой" арабики.

Реагируя на меру,  введенную  Испанией,  Бразилия  в  информационном  письме  от  13  сентября  1979  г.

сообщала,  что  новый  Закон,  принятый  Испанией,  вводит  определенные   изменения   тарифного   режима   в

отношении   импорта   сырых    зерен    кофе,    в    соответствии    с    которыми    импорт    в    Испанию    сырых

недекафинированных  зерен  кофе  сортов  "непромытый"  арабика  и  робуста   (тариф   N   09.01A)   облагается

пошлиной по менее благоприятной  ставке,  чем  "мягкие"  сорта  кофе.  До  введения  в  действие  этого  Закона

Испания не применяла различий в  тарифных  режимах  в  отношении  импорта  сырых  зерен  кофе.  В  качестве

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  60 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

одного  из  поставщиков  кофе  в  Испанию  Бразилия  была  озабочена  дискриминационным  характером  новых

тарифных ставок. После того как консультации не привели к удовлетворительному урегулированию спора между

сторонами,   Бразилия   воспользовалась

ст.  XXIII:2

  ГАТТ  и  подала  запрос  о  рассмотрении  этого   вопроса

Третейской группой.

Представитель Бразилии утверждал, что в результате введения 7-процентной тарифной ставки на  импорт

сырых   недекафинированных   зерен   кофе   групп   "непромытый"   арабика   и   робуста   при    одновременном

предоставлении беспошлинного режима для кофе  других  групп  новый  тарифный  режим  Испании  становился

дискриминационным по отношению к Бразилии, которая экспортирует в основном сорта "непромытый" арабика и

робуста,  что   является   нарушением

ст.  I:1

  Генерального  соглашения,  в   соответствии   с   которой   "любое

преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые  любой  Договаривающейся

Стороной  любому  товару,  происходящему  из...  любой  другой  страны,   должны   немедленно   и   безусловно

предоставляться  аналогичному  товару,   происходящему   из...   территорий   всех   других   Договаривающихся

Сторон".

В связи с этим представитель Бразилии отметил, что, как и Испания при ранее  действовавшем  тарифном

режиме, ни одна из  Договаривающихся  Сторон  не  проводила  в  своих  таможенных  режимах  дискриминации

между "сортами" или "группами" кофе <1>.

--------------------------------

<1> См.: Смбатян А.С.

Международные торговые споры

 в ГАТТ/ВТО: избранные решения (1952 - 2005 гг.).

Принцип предоставления преференциального режима в отношении развивающихся стран.

 В 1964 г.

на I сессии ЮНКТАД были приняты Принципы, определяющие международные торговые отношения  и  торговую

политику, способствующие развитию, которые заложили основы для нового подхода к  международной  торговле

и ее регулированию с участием,  согласно  бытовавшей  в  тот  период  времени  терминологии,  стран  "третьего

мира"    в    широком    мировом    масштабе,    включая    важнейшее     начало     -     принцип     предоставления

преференциального  режима  в  пользу  развивающихся  стран.  В  литературе  имеет  место  взгляд,  с  позиций

которого правовое обособление развивающихся стран осуществлено через принцип преференций <1>.

--------------------------------

<1> См.: Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. С. 52.

В 60-х гг. XX в. бывшие колонии -  развивающиеся  страны  с  учетом  наличия  в  международной  системе

несправедливого, неэквивалентного характера международных экономических отношений поставили  вопрос  об

отступлении от формального равенства государств в пользу  равенства  фактического.  Для  этого  задумывался

механизм   преференций.   Согласно   Общей   системе   преференций   развитые   государства   должны    были

предоставлять развивающимся странам  односторонние  уступки,  льготы,  преимущества  в  различных  сферах

международных  экономических  отношений,  прежде  всего  в  форме  снижения  или   невзимания   таможенных

пошлин  в  международной  торговле.  Именно  такой   режим   преференций   для   развивающихся   стран   был

закреплен  в  юридическом   отношении   в

ГАТТ

  и  в  целой  системе  договоров   и   решений   международных

организаций. Он стал правомерным исключением из действия  принципа  наиболее  благоприятствуемой  нации.

Предусматривалось, что  в  перспективе,  по  мере  развития  национальной  экономики  развивающиеся  страны

будут "в возрастающей степени принимать участие в осуществлении прав и обязательств", вытекающих из

ГАТТ

, т.е. переходить из  статуса  развивающейся  страны  в  статус  развитой  страны,  лишаясь  тем  самым  особых

преференций.

В соответствии с принципом преференций для развивающихся стран любое  государство  вправе  снизить,

например,  импортные  пошлины  на  их  товары  либо  вовсе  не  взимать  пошлины,  и  это  не  будет  считаться

дискриминацией   других   (экономически   развитых)   государств,   товарам   которых   такие   преференции    не

предоставляются. Следствием преференциального режима является то, что большая масса товарных потоков в

мировой    торговой    системе

обращается     по     льготным     каналам

    <1>.    Принцип     предоставления

преференциального режима развивающимся  странам  выступает,  таким  образом,  правомерным  исключением

как из принципа  недискриминации  или  наибольшего  благоприятствования,  так  и  из  принципа  взаимности  и

взаимной выгоды. Вряд ли нужно особо уточнять в связи  с  этим,  что  цели,  провозглашенные  более  полувека

тому  назад,  пока  не  достигнуты.  Кроме  того,  проявили  себя  некоторые  не  предугаданные   в   свое   время

последствия реализации рассматриваемого режима, о  чем  пойдет  речь  ниже,  однако  альтернативы  данному

принципу также еще не выработано.

--------------------------------

<1> См.: Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. С. 52, 53.

Принцип взаимности и принцип  невзаимности.

 В современной юридической литературе такое  начало,

как взаимность, не только  обособляется  в  виде  отдельного  принципа,  но  и  недвусмысленно  констатируется

важность его присутствия в общем строе принципов права ВТО. Так, С.И. Щеголев пишет: "...все  регулирование

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  61 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

международных отношений в рамках ВТО (система  торговых  преференций  и  система  санкций)  построено  на

ключевом  принципе  взаимности.  Регулирование  осуществляется  путем  согласования   взаимных   публичных

интересов участников организации..." <1>. В целом это действительно так: система  многосторонней  торговли  в

рамках ВТО пронизана стремлением к либерализации торговли,  максимально  возможным  уступкам,  снижению

барьеров, а следовательно, и доступу на рынки на базе неуклонного осуществления взаимности, возведенной  в

принцип отношений.

--------------------------------

<1> См.:  Щеголев  С.И.

Применение  права  Всемирной  торговой   организации

 судами  участников  ВТО:

международный и зарубежный опыт // Закон. 2013. N 5. С. 152 - 166.

Концепция  взаимности  проистекает  из  обязательственного  права,  независимо  от   того,   касается   оно

внутренних  или  международных  отношений.  Это  одно  из  известных  наследий  римского   права:

do ut  des

.

Международное экономическое право вообще  и  международное  торговое  право  в  частности  стали  вотчиной

этого  принципа.  Однако  и  во  времена  ГАТТ,  и  в  нынешних  условиях  существования  ВТО  весьма  нелегко

измерить  взаимность,   хотя   ввиду   основополагающего   значения   этой   конструкции   в   рамках   указанных

формирований много внимания уделяется тому, чтобы уточнить основные моменты  ее  существа.  Французские

ученые отмечают, что все попытки ГАТТ конкретно (in concreto) оценить ее окончились неудачей.  Вместе  с  тем

взаимной, по их мнению, является торговая уступка, которая  признается  таковой  самими  договаривающимися

государствами, участвующими в переговорах <1>. Таким образом, право  ВТО  основывается  на  таком  важном

критерии  взаимности,  как  баланс  уступок.  Недаром   ГАТС   называет   именно   этот   момент   краеугольным,

непосредственно  указав  его  в

преамбуле

:  "...продвижение  интересов  всех  участников  на  основе   взаимной

выгоды и обеспечения общего баланса прав и обязательств".

--------------------------------

<1> См.: Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 82.

В

ГАТТ

 и

ГАТС

, в  том  числе  в

п. 8  ст.  XXXVI

  ГАТТ,  взаимность  увязана  с   взаимной   выгодой.   Так,

преамбула

 ГАТТ  гласит:  "Правительства...  желая  содействовать  этим  целям  путем  заключения  взаимных  и

взаимовыгодных  договоренностей,  направленных  на  существенное  снижение  тарифов   и   других   барьеров

торговле и на устранение дискриминационного режима в  международной  торговле,  договорились  через  своих

представителей  о  нижеследующем..."   А   в   положениях

ГАТС

  применительно   к   основам   договоренности

устанавливается  стремление  "к  скорейшему  достижению   прогресса   в   повышении   уровня   либерализации

торговли услугами путем проведения последовательных  раундов  многосторонних  переговоров,  направленных

на продвижение интересов всех участников на основе взаимной выгоды и обеспечения общего  баланса  прав  и

обязательств, уделяя при этом должное внимание целям национальной политики".  Кроме  того,  зафиксированы

признание права членов регулировать поставки услуг на своих территориях и вводить новое регулирование  для

достижения  целей  национальной  политики  и,  учитывая  асимметрию,  существующую  в  отношении   степени

развития регулирования услуг в различных странах, особые  потребности  развивающихся  стран  в  реализации

этого  права.  Как  свидетельствуют  практика  и   заключения   специалистов,

ГАТТ

  закрепило   уравнительный

принцип взаимности,  соединив  его  с  принципом  взаимной  выгоды  <1>.  Между  тем  в  реализации  принципа

взаимности  в  части  установления  "баланса  прав  и  обязательств",  нахождения  "баланса  уступок"   имеются

немалые трудности,  связанные  с  объективно  существующим  положением  дел:  отсутствием  в

ГАТТ

 и других

соглашениях критериев или признаков, дефиниций "баланса уступок". Д. Карро и П. Жюйар вполне  обоснованно

полагают:  "...главные  причины  таких  пробелов  состоят  в   том,   что   пока   нет   таких   инструментов,   чтобы

соразмерить уступки. Неполной является таможенная статистика, и, конечно же, как  и  раньше,  государства  не

желают ограничивать свободу самостоятельной оценки уступок и  выгод.  Только  в  одном  ГАТТ  устанавливает

ясное правило,  требуя

эквивалентности

 между снижением высоких таможенных  пошлин  и  "замораживанием"

не очень высоких пошлин либо беспошлинного режима

(ст. XXVIII-bis, п. 2(a))

" <2>. Упомянутые ученые считают

расплывчатость  положений  ГАТТ/ВТО  скорее  позитивным  обстоятельством   -   гибкостью   в   регулировании,

аргументируя  это  возможностями,  открывающимися  для  каждой   договаривающейся   стороны   на   торговых

переговорах самостоятельно оценить "равновесность" получаемых и предоставляемых выгод. При этом  уступки

в    нетарифной    сфере,    также    трудно    поддающейся    количественным    сопоставлениям,     предлагается

рассматривать через  призму  эквивалентов  снижения  таможенных  пошлин,  где  проще  дать  количественную

оценку <3>. Несомненно, большая доля самостоятельности и собственного усмотрения в определении того,  что

выгодно или невыгодно государству во взаимных торговых отношениях, является не просто позитивом, но  такой

частью международно-правового регулирования, которая вытекает  из  всей  совокупности  основных  принципов

современного международного права, в том числе принципа уважения государственного суверенитета. Однако в

условиях  функционирования  многосторонней  торговой  системы  огромную  роль  играет  сравнение   выгод   и

преимуществ одних  участников  торговли  с  сопоставимыми  ненарушениями  (либо  наоборот  -  нарушениями)

норм, установленных правом ГАТТ/ВТО, со  стороны  других.  В  этом  случае  поиск  окончательных  ответов  на

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  62 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

вопрос о соблюдении или несоблюдении  баланса  уступок,  их  эквивалентности  или  неэквивалентности  будет

"идти  по  кругу",  а  это  означает,  что   "гибкость"   регулирования   превратится   в   непреодолимое   для   него

препятствие.

--------------------------------

<1> Там же. С. 84.

<2> Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 84.

<3> Там же.

У принципа взаимности в праве  ВТО  есть  и  еще  одна  непростая  с  юридической  и  фактической  точек

зрения  сторона.  Как  указывают  процитированные  ранее  французские  авторы,  "понадобились   годы,   чтобы

перейти к

консенсусу

 по вопросу об ограничении действия принципа с  учетом

уровня развития

 государств. В

настоящее время взаимность соблюдается только в переговорах между государствами, равными  в  развитии,  а

противоположный принцип - принцип невзаимности - в переговорах с развивающимися странами" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 82.

Действительно,

п. 8 ст.  XXXVI

, которая включена в добавленную к  ГАТТ  в  1966  г.

ч. IV

, закрепляет,  что

"развитые Договаривающиеся Стороны не ожидают взаимности по взятым на  себя  обязательствам  в  торговых

переговорах   о   снижении   или   устранении   тарифов   и   других   барьеров   для   торговли   менее   развитых

Договаривающихся Сторон". Следовательно, в этом случае  речь  идет  о  возникновении  "невзаимности"  как  о

принципиальном правиле  поведения  развитых  государств  в  их  отношениях  с  развивающимися  странами,  и

наоборот.  С  учетом  этого  действие  принципа  взаимности   в   рамках

ГАТТ

  привело  к  непредсказуемому   и

парадоксальному  результату,  а  именно  к  такому  положению,  когда  эволюция  торговых   отношений   между

некоторыми группами государств обернулась тем, что, поскольку развивающиеся страны  не  были  в  состоянии

ответить развитым государствам теми же предоставлениями, уступками и мерами, а следовательно, играть хоть

какую-то  роль  в  принятии  решений,  к   управлению   международной   торговлей   и   определению   ее   основ

допускаются только развитые страны.

В совокупности приведенных и прочих положений, которые зафиксированы  в  текстах  пакета  соглашений

ВТО, не только выявляется юридическое содержание принципов взаимности  и  взаимной  выгоды,  которые,  как

было показано выше, в ряде случаев поставлены в  праве  ВТО  на  один  уровень,  хотя  и  представляют  собой

различные юридические категории, но и проливается свет на  некоторые  последствия  их  прямого  и  обратного

эффекта на регламентируемые отношения.

3. Предметная (секторальная) структура права ВТО

3.1. Регулирование торговли товарами и услугами

А.  Регулирование   торговли   товарами.

 Напомним, что  в  подход  к  изложению  материала  в  данном

разделе  работы  заложена  такая  модель  структуры  права  ВТО,  которая   обусловлена   спецификой   сферы

нахождения секторов и особенностями деятельности их  участников:  обмен  товарами,  услугами,  результатами

интеллектуального творчества,  инвестициями.  Вследствие  этого  оправданным  кажется  распределение  норм

права ВТО по таким подразделениям, сконструированным по предметно-секторальному принципу,  как  торговля

товарами, торговля  услугами,  торговля  связанными  с  объектами  интеллектуальной  собственности  правами;

связанные с торговлей инвестиционные меры.

Подробное  изложение  принципиальной  основы  права  ВТО  не  случайно,  так  как  действие   принципов

распространяется  на  все  сферы   международной   торговли   в   рамках   многосторонней   торговой   системы,

оформляемой  нормами  ВТО.   Основой   права   ВТО,   причем   не   только   той   его   составляющей,   которая

неотъемлемой  частью  входит  в  секторальную  структуру,  закономерно   выступает   регулирование   торговли

товарами. Это вполне объяснимо ввиду следующего исторического факта: генезис и самой  ВТО,  и  права  ВТО,

будучи отсчитан от ГАТТ, восходит именно к торговле товарами. В.М. Шумилов, а вслед за ним и другие  авторы

указывают, что "по сравнению с системой  ГАТТ,  охватывающей  только  торговлю  промышленными  товарами,

система  ВТО  значительно  расширила  поле  своего  регулирования  (объектную   сферу).   Под   правила   ВТО

"подтянуты", в частности, торговля сельскохозяйственными товарами, одеждой,  текстилем,  некоторые  области

инвестиционных мер,  прав  на  интеллектуальную  собственность  и  др."  <1>.  Это  и  так,  и  не  так,  поскольку

вначале

ГАТТ

  не   ограничивало   регулирование   лишь   торговлей   промышленными   товарами,   включая   и

сельскохозяйственную продукцию, и текстиль, и химические изделия,  но  очень  скоро  (уже  в  1950-х  гг.)  встал

вопрос о "дифференцированности" и "мозаичности"  режимов  ГАТТ,  обусловленных  именно  расхождениями  в

правилах торговли сельскохозяйственными продуктами, текстилем  и  т.д.,  которые  реализовывались  разными

государствами, особенно США <2>.

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  63 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

--------------------------------

<1>

Право  Всемирной   торговой   организации

:  влияние  на  экономику  и  законодательство   государств

Европейско-Азиатского региона / Отв. ред. В.Д. Перевалов.

<2> На это уже указывалось ранее со ссылкой на французских авторов (см.: Карро Д., Жюйар П. Указ.  соч.

С. 43, 44).

Нельзя  полностью  согласиться  и  с  другим  высказыванием:  "Посредством  права  ВТО   через   систему

принципов, правил, норм, более чем 50 соглашений, составляющих  "пакет  ВТО",  часть  внутригосударственной

компетенции  (в  том,  что  касается,  например,  тарифных   и   нетарифных   режимов   импорта)   ставится   под

международно-правовое регулирование в рамках международной торговой системы.  В  этом  плане  право  ВТО

свой основной эффект  получает  от  снижения  административных  (экономических)  границ  на  пути  товаров  и

услуг,   что   объективно   означает   сужение   сферы   государственного   суверенитета,   делегирующей    часть

полномочий   этой   международной   организации"   <1>.   Стоит   заметить,   что,   во-первых,   наличие    массы

международных договоров (да хотя бы только  одного)  в  сфере  тарифных  и  нетарифных  мер  регулирования

международной  торговли   вообще   и   многосторонней   торговли   товарами   в   частности   не   означает,   что

государства - члены организации и участники подобных соглашений "сузили" свой суверенитет,  отказавшись  от

своих  принципиальных  признаков  как  государств.   В   данном   случае,   как   и   во   многих   иных   ситуациях,

скоординированная   с   другими   субъектами   международного    права    и    международного    сотрудничества

практически в планетарном международном масштабе регламентация избрана ими как более предпочтительная

по  отношению  к  индивидуальной,  самостоятельной  модели  решения   проблем,   причем   теми   средствами,

которые установлены в межгосударственном  соглашении.  Во-вторых,  в  договоре  (или  решении  организации,

если говорить о ВТО, в принятии которого  участвуют  все  государства-члены)  устанавливаются  определенные

правила, но метод и способы их реализации надлежит выбирать самим государствам, руководствуясь  при  этом

всем  спектром  целесообразности  и  насущных  интересов.  Об   этом   недвусмысленно   заявляют   не   только

теоретики международного права, но  и  практики  международной  торговли:  например,  управляющий  партнер

компании Herbert Smith Freehills в России А. Рудяк подчеркнул, что страны - члены  ВТО  являются  суверенными

государствами и самостоятельно определяют порядок применения норм и правил ВТО на своих  территориях.  В

качестве примера он привел практику стран ЕС и США,  которые  не  следуют  принципу  прямого  действия  этих

норм и правил в своих судах <2>.

--------------------------------

<1> Шумилов В.М. Система и право ВТО. М., 2004. С. 24.

<2> См.: Российская газета. 2013. 8 окт.

Согласованные  условия  взаимодействия  членов   ВТО   в   рамках   регулирования   торговли   товарами,

услугами,  относящимися  к  торговле  правами  интеллектуальной  собственности,  равно   как   и   связанных   с

торговлей инвестиционных мер, базируются на общих принципах, зафиксированных в

ГАТТ

, других соглашениях

системы ВТО и подкрепляемых практикой ОРС ВТО, степень применимости которых к  конкретным  отношениям

варьируется   в   зависимости   от   предмета.   Основными   являются    принципы    недискриминации    (запрета

дискриминации),  наибольшего  благоприятствования,  национального  режима,  взаимности.  Подчеркнем:  речь

идет  о  полноценных  принципах,  т.е.  выраженных  как  нормы  права  (международного   права,   в   частности)

правилах  поведения  государств  и  иных  участников  международной  торговли,   являющихся   членами   ВТО,

несмотря на то, что в литературе,  особенно  в  западной,  встречаются  и  утверждения  обратного  толка,  когда

принцип национального режима отрицается в  качестве  принципа  общего  международного  права.  Между  тем

приведенные ранее примеры защиты прав нерезидентов именно в  рамках  национального  режима  (документы,

принятые на I и  VII  международных  конференциях  американских  государств)  свидетельствуют  о  другом.  По

мнению министра иностранных дел Аргентины  конца  XIX  -  начала  XX  в.  К.  Кальво,  международно-правовой

обычай требует, чтобы государство предоставляло иностранцам такие же права, как и  собственным  гражданам

<1>.  Таким  образом,  этот  факт  служит   необходимым   доказательством   несоответствия   действительности

указанного  выше  негативного  подхода  к  юридическим  свойствам   рассматриваемого   принципа,   полностью

опровергая его.

--------------------------------

<1> См.: URL: http://investments.academic.ru/1146.

С учетом этого нельзя разделить  и  концепцию  "принципов-стандартов"  и  "принципов-методов",  которая

настойчиво предлагается в современных  изданиях  по  международному  экономическому  праву  <1>  вслед  за

тезисами английского юриста-международника Г. Шварценбергера, который полагал, что принципы и  стандарты

абстрагируются  соответственно  из   принудительных   или   диспозитивных   норм   международного   права.   В

частности,  принцип

свободы   торговли

,  или  принцип

свободы   сообщений/коммуникаций   (freedom    of

commerce,   freedom   of   communication)

,  рожден  императивными  предписаниями.   Стандарты   по   своему

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  64 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)