Файл: Anufrieva_L_P_-_Pravo_VTO_-_teoria_i_praktika_primenenia.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.11.2020
Просмотров: 4566
Скачиваний: 121
режима и принципа взаимности. В международно-правовых изданиях западных стран, как уже упоминалось,
принцип наибольшего благоприятствования иногда дополняется принципом национального режима,
характеризующимся тем, что импортные или экспортные ограничения, например количественные ограничения
торгового оборота (
ГАТТ), допускаются только в том объеме, в котором они действуют в отношении
третьих государств. В силу этого, как указывается в литературе, "принцип взаимности, прямо упомянутый в
преамбуле
, практически не может быть осуществлен в действительности, поскольку торговые
партнеры как раз стремятся к тому, чтобы получить торговые или конкурентные преимущества. Поэтому из
принципа взаимности можно вывести только требование "честной игры"
(fair play)
как выражение принципа
добросовестности" <1>.
--------------------------------
<1> См.: Витцтум В.Г. и др.
В практике международной торговли товарами или услугами, правами интеллектуальной собственности в
рамках ГАТТ/ВТО при возникновении и разрешении споров центральным вопросом выступает, как правило,
выявление нарушений режимов недискриминации, наибольшего благоприятствования и национального режима.
В связи с этим ключевым для торговли, например, товарами является выяснение следующих аспектов: 1)
соблюден ли принцип наибольшего благоприятствования по
ГАТТ или национального режима по
ГАТТ; 2) в равной ли мере для всех действует доступ на рынок; 3) что подразумевается под категорией
"аналогичные товары"; 4) каково содержание понятия "аннулирование и/или сокращение преимуществ" по
ГАТТ.
Достаточно сложной и практически неотъемлемой от существа определения, соблюден ли принцип
наибольшего благоприятствования в условиях сравнения режимов для иностранных товаров между собой или
иностранных и национальных товаров применительно к принципу национального режима, является проблема
"аналогичности" товаров или услуг. Показательно дело, рассмотренное с учетом действовавшего механизма
разрешения споров в ГАТТ третейской группой еще до образования ВТО.
В частности, 8 июля 1979 г. Правительство Испании ввело в действие Королевский указ N 1764/79 (далее -
Указ N 1764/79), в соответствии с которым тарифный режим и тарифная классификация, применяемые к
импорту сырых зерен кофе (CCCN 09.01), были изменены начиная с 1 марта 1980 г. Сырые зерна кофе, которые
до этой даты поступали на таможенную территорию Испании под одним наименованием, были подразделены на
пять тарифных категорий, облагаемых пошлиной по различным ставкам: "колумбийский мягкий" - 0% (без
пошлины); прочие "мягкие" - 0% (без пошлины); "непромытый" арабика - взимание адвалорной пошлины в
размере 7%; робуста - взимание адвалорной пошлины в размере 7%; прочие - адвалорная, 7%.
До вступления в силу Указа N 1764/79 импорт сырых зерен кофе в Испанию облагался адвалорной
пошлиной по ставке 25% в силу Королевского указа от 30 мая 1960 г. N 999/60, которая была впоследствии
снижена до 22,5%. Указом от 17 ноября 1975 г. N 13/75 Испания освободила импорт некоторых продуктов
питания, включая сырые зерна кофе, от таможенных пошлин в случае, если они импортировались через
государственную торговую систему. На всем протяжении членства Испании в ГАТТ таможенные пошлины на
сырые зерна кофе не фиксировались и, таким образом, не включались в Перечень XLV уступок Испании по
ГАТТ.
В тот же день, 8 июля 1979 г., испанские власти опубликовали Королевский указ N 1765/79,
предусматривающий, что с 1 марта 1980 г. импорт сырых зерен кофе не будет включаться в систему
государственной торговли и его продажа и покупка передаются частным организациям. До этого импорт сырого
кофе в Испанию был монополией Главного управления снабжения и транспорта (CAT), которое также обладало
исключительной монополией в отношении внутренних поставок. В соответствии с режимом государственной
торговли и поставок на национальный рынок использование купажированных сортов в Испании было запрещено
и купля-продажа кофе осуществлялась исключительно под названиями
Superior, Regular
и
Popular
, что более
или менее соответствовало сортам "мягкий", "непромытый" арабика и робуста соответственно. Главное
управление снабжения и транспорта также устанавливало систему максимальных официальных цен на каждый
из этих сортов кофе.
Импорт в Испанию сырого кофе демонстрировал очевидную тенденцию к росту в течение 1967 - 1979 гг.,
что привело к удвоению объема и десятикратному росту в ценовом выражении. При этом состав поставщиков
менялся, но всегда включал как Бразилию, так и Колумбию, хотя ни та ни другая страна не были основными
поставщиками, испанский импорт сырого кофе из Бразилии состоял почти целиком из "непромытой" арабики.
Реагируя на меру, введенную Испанией, Бразилия в информационном письме от 13 сентября 1979 г.
сообщала, что новый Закон, принятый Испанией, вводит определенные изменения тарифного режима в
отношении импорта сырых зерен кофе, в соответствии с которыми импорт в Испанию сырых
недекафинированных зерен кофе сортов "непромытый" арабика и робуста (тариф N 09.01A) облагается
пошлиной по менее благоприятной ставке, чем "мягкие" сорта кофе. До введения в действие этого Закона
Испания не применяла различий в тарифных режимах в отношении импорта сырых зерен кофе. В качестве
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
Страница 60 из 271
Документ предоставлен
Дата сохранения: 06.02.2017
"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"
(под ред. Л.П. Ануфриевой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)
одного из поставщиков кофе в Испанию Бразилия была озабочена дискриминационным характером новых
тарифных ставок. После того как консультации не привели к удовлетворительному урегулированию спора между
сторонами, Бразилия воспользовалась
ГАТТ и подала запрос о рассмотрении этого вопроса
Третейской группой.
Представитель Бразилии утверждал, что в результате введения 7-процентной тарифной ставки на импорт
сырых недекафинированных зерен кофе групп "непромытый" арабика и робуста при одновременном
предоставлении беспошлинного режима для кофе других групп новый тарифный режим Испании становился
дискриминационным по отношению к Бразилии, которая экспортирует в основном сорта "непромытый" арабика и
робуста, что является нарушением
Генерального соглашения, в соответствии с которой "любое
преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой Договаривающейся
Стороной любому товару, происходящему из... любой другой страны, должны немедленно и безусловно
предоставляться аналогичному товару, происходящему из... территорий всех других Договаривающихся
Сторон".
В связи с этим представитель Бразилии отметил, что, как и Испания при ранее действовавшем тарифном
режиме, ни одна из Договаривающихся Сторон не проводила в своих таможенных режимах дискриминации
между "сортами" или "группами" кофе <1>.
--------------------------------
<1> См.: Смбатян А.С.
в ГАТТ/ВТО: избранные решения (1952 - 2005 гг.).
Принцип предоставления преференциального режима в отношении развивающихся стран.
В 1964 г.
на I сессии ЮНКТАД были приняты Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую
политику, способствующие развитию, которые заложили основы для нового подхода к международной торговле
и ее регулированию с участием, согласно бытовавшей в тот период времени терминологии, стран "третьего
мира" в широком мировом масштабе, включая важнейшее начало - принцип предоставления
преференциального режима в пользу развивающихся стран. В литературе имеет место взгляд, с позиций
которого правовое обособление развивающихся стран осуществлено через принцип преференций <1>.
--------------------------------
<1> См.: Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. С. 52.
В 60-х гг. XX в. бывшие колонии - развивающиеся страны с учетом наличия в международной системе
несправедливого, неэквивалентного характера международных экономических отношений поставили вопрос об
отступлении от формального равенства государств в пользу равенства фактического. Для этого задумывался
механизм преференций. Согласно Общей системе преференций развитые государства должны были
предоставлять развивающимся странам односторонние уступки, льготы, преимущества в различных сферах
международных экономических отношений, прежде всего в форме снижения или невзимания таможенных
пошлин в международной торговле. Именно такой режим преференций для развивающихся стран был
закреплен в юридическом отношении в
и в целой системе договоров и решений международных
организаций. Он стал правомерным исключением из действия принципа наиболее благоприятствуемой нации.
Предусматривалось, что в перспективе, по мере развития национальной экономики развивающиеся страны
будут "в возрастающей степени принимать участие в осуществлении прав и обязательств", вытекающих из
, т.е. переходить из статуса развивающейся страны в статус развитой страны, лишаясь тем самым особых
преференций.
В соответствии с принципом преференций для развивающихся стран любое государство вправе снизить,
например, импортные пошлины на их товары либо вовсе не взимать пошлины, и это не будет считаться
дискриминацией других (экономически развитых) государств, товарам которых такие преференции не
предоставляются. Следствием преференциального режима является то, что большая масса товарных потоков в
мировой торговой системе
обращается по льготным каналам
<1>. Принцип предоставления
преференциального режима развивающимся странам выступает, таким образом, правомерным исключением
как из принципа недискриминации или наибольшего благоприятствования, так и из принципа взаимности и
взаимной выгоды. Вряд ли нужно особо уточнять в связи с этим, что цели, провозглашенные более полувека
тому назад, пока не достигнуты. Кроме того, проявили себя некоторые не предугаданные в свое время
последствия реализации рассматриваемого режима, о чем пойдет речь ниже, однако альтернативы данному
принципу также еще не выработано.
--------------------------------
<1> См.: Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. С. 52, 53.
Принцип взаимности и принцип невзаимности.
В современной юридической литературе такое начало,
как взаимность, не только обособляется в виде отдельного принципа, но и недвусмысленно констатируется
важность его присутствия в общем строе принципов права ВТО. Так, С.И. Щеголев пишет: "...все регулирование
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
Страница 61 из 271
Документ предоставлен
Дата сохранения: 06.02.2017
"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"
(под ред. Л.П. Ануфриевой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)
международных отношений в рамках ВТО (система торговых преференций и система санкций) построено на
ключевом принципе взаимности. Регулирование осуществляется путем согласования взаимных публичных
интересов участников организации..." <1>. В целом это действительно так: система многосторонней торговли в
рамках ВТО пронизана стремлением к либерализации торговли, максимально возможным уступкам, снижению
барьеров, а следовательно, и доступу на рынки на базе неуклонного осуществления взаимности, возведенной в
принцип отношений.
--------------------------------
<1> См.: Щеголев С.И.
Применение права Всемирной торговой организации
судами участников ВТО:
международный и зарубежный опыт // Закон. 2013. N 5. С. 152 - 166.
Концепция взаимности проистекает из обязательственного права, независимо от того, касается оно
внутренних или международных отношений. Это одно из известных наследий римского права:
do ut des
.
Международное экономическое право вообще и международное торговое право в частности стали вотчиной
этого принципа. Однако и во времена ГАТТ, и в нынешних условиях существования ВТО весьма нелегко
измерить взаимность, хотя ввиду основополагающего значения этой конструкции в рамках указанных
формирований много внимания уделяется тому, чтобы уточнить основные моменты ее существа. Французские
ученые отмечают, что все попытки ГАТТ конкретно (in concreto) оценить ее окончились неудачей. Вместе с тем
взаимной, по их мнению, является торговая уступка, которая признается таковой самими договаривающимися
государствами, участвующими в переговорах <1>. Таким образом, право ВТО основывается на таком важном
критерии взаимности, как баланс уступок. Недаром ГАТС называет именно этот момент краеугольным,
непосредственно указав его в
: "...продвижение интересов всех участников на основе взаимной
выгоды и обеспечения общего баланса прав и обязательств".
--------------------------------
<1> См.: Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 82.
В
ГАТТ, взаимность увязана с взаимной выгодой. Так,
ГАТТ гласит: "Правительства... желая содействовать этим целям путем заключения взаимных и
взаимовыгодных договоренностей, направленных на существенное снижение тарифов и других барьеров
торговле и на устранение дискриминационного режима в международной торговле, договорились через своих
представителей о нижеследующем..." А в положениях
применительно к основам договоренности
устанавливается стремление "к скорейшему достижению прогресса в повышении уровня либерализации
торговли услугами путем проведения последовательных раундов многосторонних переговоров, направленных
на продвижение интересов всех участников на основе взаимной выгоды и обеспечения общего баланса прав и
обязательств, уделяя при этом должное внимание целям национальной политики". Кроме того, зафиксированы
признание права членов регулировать поставки услуг на своих территориях и вводить новое регулирование для
достижения целей национальной политики и, учитывая асимметрию, существующую в отношении степени
развития регулирования услуг в различных странах, особые потребности развивающихся стран в реализации
этого права. Как свидетельствуют практика и заключения специалистов,
принцип взаимности, соединив его с принципом взаимной выгоды <1>. Между тем в реализации принципа
взаимности в части установления "баланса прав и обязательств", нахождения "баланса уступок" имеются
немалые трудности, связанные с объективно существующим положением дел: отсутствием в
соглашениях критериев или признаков, дефиниций "баланса уступок". Д. Карро и П. Жюйар вполне обоснованно
полагают: "...главные причины таких пробелов состоят в том, что пока нет таких инструментов, чтобы
соразмерить уступки. Неполной является таможенная статистика, и, конечно же, как и раньше, государства не
желают ограничивать свободу самостоятельной оценки уступок и выгод. Только в одном ГАТТ устанавливает
ясное правило, требуя
эквивалентности
между снижением высоких таможенных пошлин и "замораживанием"
не очень высоких пошлин либо беспошлинного режима
" <2>. Упомянутые ученые считают
расплывчатость положений ГАТТ/ВТО скорее позитивным обстоятельством - гибкостью в регулировании,
аргументируя это возможностями, открывающимися для каждой договаривающейся стороны на торговых
переговорах самостоятельно оценить "равновесность" получаемых и предоставляемых выгод. При этом уступки
в нетарифной сфере, также трудно поддающейся количественным сопоставлениям, предлагается
рассматривать через призму эквивалентов снижения таможенных пошлин, где проще дать количественную
оценку <3>. Несомненно, большая доля самостоятельности и собственного усмотрения в определении того, что
выгодно или невыгодно государству во взаимных торговых отношениях, является не просто позитивом, но такой
частью международно-правового регулирования, которая вытекает из всей совокупности основных принципов
современного международного права, в том числе принципа уважения государственного суверенитета. Однако в
условиях функционирования многосторонней торговой системы огромную роль играет сравнение выгод и
преимуществ одних участников торговли с сопоставимыми ненарушениями (либо наоборот - нарушениями)
норм, установленных правом ГАТТ/ВТО, со стороны других. В этом случае поиск окончательных ответов на
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
Страница 62 из 271
Документ предоставлен
Дата сохранения: 06.02.2017
"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"
(под ред. Л.П. Ануфриевой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)
вопрос о соблюдении или несоблюдении баланса уступок, их эквивалентности или неэквивалентности будет
"идти по кругу", а это означает, что "гибкость" регулирования превратится в непреодолимое для него
препятствие.
--------------------------------
<1> Там же. С. 84.
<2> Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 84.
<3> Там же.
У принципа взаимности в праве ВТО есть и еще одна непростая с юридической и фактической точек
зрения сторона. Как указывают процитированные ранее французские авторы, "понадобились годы, чтобы
перейти к
консенсусу
по вопросу об ограничении действия принципа с учетом
уровня развития
государств. В
настоящее время взаимность соблюдается только в переговорах между государствами, равными в развитии, а
противоположный принцип - принцип невзаимности - в переговорах с развивающимися странами" <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 82.
Действительно,
, которая включена в добавленную к ГАТТ в 1966 г.
, закрепляет, что
"развитые Договаривающиеся Стороны не ожидают взаимности по взятым на себя обязательствам в торговых
переговорах о снижении или устранении тарифов и других барьеров для торговли менее развитых
Договаривающихся Сторон". Следовательно, в этом случае речь идет о возникновении "невзаимности" как о
принципиальном правиле поведения развитых государств в их отношениях с развивающимися странами, и
наоборот. С учетом этого действие принципа взаимности в рамках
привело к непредсказуемому и
парадоксальному результату, а именно к такому положению, когда эволюция торговых отношений между
некоторыми группами государств обернулась тем, что, поскольку развивающиеся страны не были в состоянии
ответить развитым государствам теми же предоставлениями, уступками и мерами, а следовательно, играть хоть
какую-то роль в принятии решений, к управлению международной торговлей и определению ее основ
допускаются только развитые страны.
В совокупности приведенных и прочих положений, которые зафиксированы в текстах пакета соглашений
ВТО, не только выявляется юридическое содержание принципов взаимности и взаимной выгоды, которые, как
было показано выше, в ряде случаев поставлены в праве ВТО на один уровень, хотя и представляют собой
различные юридические категории, но и проливается свет на некоторые последствия их прямого и обратного
эффекта на регламентируемые отношения.
3. Предметная (секторальная) структура права ВТО
3.1. Регулирование торговли товарами и услугами
А. Регулирование торговли товарами.
Напомним, что в подход к изложению материала в данном
разделе работы заложена такая модель структуры права ВТО, которая обусловлена спецификой сферы
нахождения секторов и особенностями деятельности их участников: обмен товарами, услугами, результатами
интеллектуального творчества, инвестициями. Вследствие этого оправданным кажется распределение норм
права ВТО по таким подразделениям, сконструированным по предметно-секторальному принципу, как торговля
товарами, торговля услугами, торговля связанными с объектами интеллектуальной собственности правами;
связанные с торговлей инвестиционные меры.
Подробное изложение принципиальной основы права ВТО не случайно, так как действие принципов
распространяется на все сферы международной торговли в рамках многосторонней торговой системы,
оформляемой нормами ВТО. Основой права ВТО, причем не только той его составляющей, которая
неотъемлемой частью входит в секторальную структуру, закономерно выступает регулирование торговли
товарами. Это вполне объяснимо ввиду следующего исторического факта: генезис и самой ВТО, и права ВТО,
будучи отсчитан от ГАТТ, восходит именно к торговле товарами. В.М. Шумилов, а вслед за ним и другие авторы
указывают, что "по сравнению с системой ГАТТ, охватывающей только торговлю промышленными товарами,
система ВТО значительно расширила поле своего регулирования (объектную сферу). Под правила ВТО
"подтянуты", в частности, торговля сельскохозяйственными товарами, одеждой, текстилем, некоторые области
инвестиционных мер, прав на интеллектуальную собственность и др." <1>. Это и так, и не так, поскольку
вначале
не ограничивало регулирование лишь торговлей промышленными товарами, включая и
сельскохозяйственную продукцию, и текстиль, и химические изделия, но очень скоро (уже в 1950-х гг.) встал
вопрос о "дифференцированности" и "мозаичности" режимов ГАТТ, обусловленных именно расхождениями в
правилах торговли сельскохозяйственными продуктами, текстилем и т.д., которые реализовывались разными
государствами, особенно США <2>.
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
Страница 63 из 271
Документ предоставлен
Дата сохранения: 06.02.2017
"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"
(под ред. Л.П. Ануфриевой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)
--------------------------------
<1>
Право Всемирной торговой организации
: влияние на экономику и законодательство государств
Европейско-Азиатского региона / Отв. ред. В.Д. Перевалов.
<2> На это уже указывалось ранее со ссылкой на французских авторов (см.: Карро Д., Жюйар П. Указ. соч.
С. 43, 44).
Нельзя полностью согласиться и с другим высказыванием: "Посредством права ВТО через систему
принципов, правил, норм, более чем 50 соглашений, составляющих "пакет ВТО", часть внутригосударственной
компетенции (в том, что касается, например, тарифных и нетарифных режимов импорта) ставится под
международно-правовое регулирование в рамках международной торговой системы. В этом плане право ВТО
свой основной эффект получает от снижения административных (экономических) границ на пути товаров и
услуг, что объективно означает сужение сферы государственного суверенитета, делегирующей часть
полномочий этой международной организации" <1>. Стоит заметить, что, во-первых, наличие массы
международных договоров (да хотя бы только одного) в сфере тарифных и нетарифных мер регулирования
международной торговли вообще и многосторонней торговли товарами в частности не означает, что
государства - члены организации и участники подобных соглашений "сузили" свой суверенитет, отказавшись от
своих принципиальных признаков как государств. В данном случае, как и во многих иных ситуациях,
скоординированная с другими субъектами международного права и международного сотрудничества
практически в планетарном международном масштабе регламентация избрана ими как более предпочтительная
по отношению к индивидуальной, самостоятельной модели решения проблем, причем теми средствами,
которые установлены в межгосударственном соглашении. Во-вторых, в договоре (или решении организации,
если говорить о ВТО, в принятии которого участвуют все государства-члены) устанавливаются определенные
правила, но метод и способы их реализации надлежит выбирать самим государствам, руководствуясь при этом
всем спектром целесообразности и насущных интересов. Об этом недвусмысленно заявляют не только
теоретики международного права, но и практики международной торговли: например, управляющий партнер
компании Herbert Smith Freehills в России А. Рудяк подчеркнул, что страны - члены ВТО являются суверенными
государствами и самостоятельно определяют порядок применения норм и правил ВТО на своих территориях. В
качестве примера он привел практику стран ЕС и США, которые не следуют принципу прямого действия этих
норм и правил в своих судах <2>.
--------------------------------
<1> Шумилов В.М. Система и право ВТО. М., 2004. С. 24.
<2> См.: Российская газета. 2013. 8 окт.
Согласованные условия взаимодействия членов ВТО в рамках регулирования торговли товарами,
услугами, относящимися к торговле правами интеллектуальной собственности, равно как и связанных с
торговлей инвестиционных мер, базируются на общих принципах, зафиксированных в
системы ВТО и подкрепляемых практикой ОРС ВТО, степень применимости которых к конкретным отношениям
варьируется в зависимости от предмета. Основными являются принципы недискриминации (запрета
дискриминации), наибольшего благоприятствования, национального режима, взаимности. Подчеркнем: речь
идет о полноценных принципах, т.е. выраженных как нормы права (международного права, в частности)
правилах поведения государств и иных участников международной торговли, являющихся членами ВТО,
несмотря на то, что в литературе, особенно в западной, встречаются и утверждения обратного толка, когда
принцип национального режима отрицается в качестве принципа общего международного права. Между тем
приведенные ранее примеры защиты прав нерезидентов именно в рамках национального режима (документы,
принятые на I и VII международных конференциях американских государств) свидетельствуют о другом. По
мнению министра иностранных дел Аргентины конца XIX - начала XX в. К. Кальво, международно-правовой
обычай требует, чтобы государство предоставляло иностранцам такие же права, как и собственным гражданам
<1>. Таким образом, этот факт служит необходимым доказательством несоответствия действительности
указанного выше негативного подхода к юридическим свойствам рассматриваемого принципа, полностью
опровергая его.
--------------------------------
<1> См.: URL: http://investments.academic.ru/1146.
С учетом этого нельзя разделить и концепцию "принципов-стандартов" и "принципов-методов", которая
настойчиво предлагается в современных изданиях по международному экономическому праву <1> вслед за
тезисами английского юриста-международника Г. Шварценбергера, который полагал, что принципы и стандарты
абстрагируются соответственно из принудительных или диспозитивных норм международного права. В
частности, принцип
свободы торговли
, или принцип
свободы сообщений/коммуникаций (freedom of
commerce, freedom of communication)
, рожден императивными предписаниями. Стандарты по своему
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
Страница 64 из 271
Документ предоставлен
Дата сохранения: 06.02.2017
"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"
(под ред. Л.П. Ануфриевой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)