Файл: Anufrieva_L_P_-_Pravo_VTO_-_teoria_i_praktika_primenenia.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2020

Просмотров: 4582

Скачиваний: 121

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Вместе с тем  он  призвал  членов  организации  к  поиску  решения,  приемлемого  также  для  стран,  у  которых

сохраняются опасения по продовольственной безопасности, сообщив также о продолжении своих  консультаций

с представителями  членов  ВТО  (см.:  Провал  Соглашения  по  упрощению  процедур  торговли:  значение  для

будущего ВТО  //  Информационно-аналитический  бюллетень  "Мосты".  2014.  Сент.  Вып.  6  (дата  обращения:

19.11.2014). Тем не менее высшие должностные лица и органы ВТО  не  намерены  "сдаваться":  параллельно  с

консультациями  Генерального  директора  должны  проходить  встречи  председателей  переговорных  групп   с

делегациями членов ВТО. Предполагается, что на последующих заседаниях Комитета по торговым переговорам

будут рассматриваться результаты этих консультаций для нахождения путей продвижения вперед.

<4> См.: India wants WTO members to implement entire Bali package //  The  Hindu  Business  Line.  August  19.

2014; Delay in WTO trade facilitation pact leaves countries worried // Business Standard. August  28.  2014;  WTO  chief

calls for "immediate" resumption of stalled trade talks. The Hindu Business Line. September 4. 2014.

Б.  Регулирование   торговли   услугами.

  Ввиду  того  что  при  создании  ВТО  государства  осознавали

важность учета новых требований  жизни  в  области  правового  регулирования  в  масштабах  многостороннего

торгового  взаимодействия,  прежде  всего  применительно  к   торговле   услугами   и   связанным   с   торговлей

инвестиционным мерам, а следовательно, и необходимости разработки в этих целях специальных документов  в

пакет ВТО  наряду  с  прочими  вошли  отдельные  соглашения  -

ГАТС

 и

ТРИМС

.  Для  регламентации  торговли

услугами столь же важно, как и для сектора торговли товарами, обеспечение  общего  принципа  либерализации

международной  торговли,  вследствие  чего  в  ГАТС  ему   уделено   особое   место   (

ст.  XIX

  "Переговоры   по

специфическим  обязательствам").  В  положениях  ст.  XIX  предусматривается,  что   для   реализации   целей

Соглашения

 члены вступают  в  последующие  раунды  переговоров,  которые  должны  начаться  не  позже  чем

через пять лет с даты  вступления  в  силу

Соглашения

 о ВТО  и  периодически  проводиться  впоследствии  для

достижения постепенно более высокого уровня либерализации. Такие переговоры должны быть  направлены  на

сокращение  или  устранение  мер,  отрицательно  влияющих   на   торговлю   услугами,   в   целях   обеспечения

эффективного доступа на рынок

(п. 1 ст. XIX)

. Процесс либерализации осуществляется с должным вниманием  к

целям национальной политики  и  уровню  развития  отдельных  членов,  в  целом  применительно  к  отдельным

секторам. При этом в акте  подчеркивается  особое  отношение  к  отдельным  развивающимся  странам-членам,

которое проявляется в применении "соответствующей гибкости"

(п. 2 ст. XIX)

.

Принятие ГАТС означало утверждение собственного юридического фундамента в регламентации торговли

услугами, которые опосредствуют очень различающиеся  порой  друг  от  друга  виды  деятельности  (транспорт,

передача  информации,  туризм,  строительство,  медицина,  образование,  финансы   и   банковские   операции,

юридические консультации и сопровождение и т.д.), ранее трудно поддававшиеся включению в сферу  действия

правил

ГАТТ

  как  основного  регулятора  международного  торгового  обмена.  Использование  последнего   для

целей регулирования торговли услугами требовало  существенной  его  адаптации  к  среде,  которая  не  просто

отличалась от торговли товарами, но и имела трудно идентифицируемый предмет. Речь  идет  о  том,  что  само

понятие  "услуга"  не  имеет  единообразного  определения   в   науке   и   практике.   Как   указывает   известный

российский исследователь правовых основ ВТО И.И. Дюмулен, в  зарубежной  литературе  существует  большое

число определений этого термина, как правило, построенных на противопоставлении понятий товар и  услуга.  В

этих определениях подчеркивается, что  услуги  по  сравнению  с  товарами  нематериальны,  недолговечны,  не

могут складироваться и храниться, неосязаемы. Со ссылкой на английский  журнал  "Economist"  автор  приводит

шутливую формулировку: "Услуга - это все то, чем торгуют, но что не может упасть вам на ногу" <1>.

--------------------------------

<1> Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. М., 2003. С. 7.

В ходе Уругвайского раунда переговоров, ставшего ключевым для создания ВТО, было выработано  новое

видение   того,   что   является   международной   торговлей   услугами.    Так,    исследование,    подготовленное

Международным торговым  центром  ЮНКТАД-ВТО,  исходит  из  постулата,  что  услуга  становится  предметом

международной торговли в случае, если производитель и потребитель услуги - это физические или юридические

лица - резиденты разных стран независимо от места совершения  сделки  между  ними  <1>,  что  отражено  и  в

ГАТС

.

ГАТС

 исходит также и еще из одного важного положения, формулирующего общий качественный  признак

услуги, связанный с тем, что производство услуг - это результат, продукт или  вид  деятельности,  направленный

на удовлетворение  конкретной  потребности  покупателя/потребителя  услуг.  "Такой  подход  позволил  создать

Классификатор услуг, пригодный  для  ведения  конкретных  переговоров  о  либерализации  торговли  услугами,

создания перечня барьеров в торговле услугами, развития государственного регулирования торговли услугами и

принятия  обязательств  в  сфере  международного  обмена  услугами"   <2>.   При   этом   стоит   заметить,   что

фактическое развитие торговли услугами не стоит на месте - постоянно возникают новые  сферы  и  виды  услуг,

что приводит к появлению не известных предшествующим этапам международных торговых отношений позиций,

обусловливая периодически пересмотр классификаций услуг.

--------------------------------

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  70 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

<1> См.: Business Guide to the GATS. ITC/CS. Geneva, 1999. P. 2.

<2> Дюмулен И.И. Указ. соч. С. 8.

Преамбула

  ГАТС,   как   упоминалось   ранее,   формулирует   соответствующие   задачи   по   реализации

провозглашенных  в  праве  ВТО  целей,   относящихся   к   торговле   услугами:   продвижение   интересов   всех

участников на основе взаимной выгоды и обеспечения общего баланса прав и обязательств на основе  принятия

при этом в расчет ориентиров национальной политики; признание права членов регулировать поставки услуг  на

своих  территориях  и  вводить  новое  регулирование  для  соблюдения  при  этом  национальных   интересов   и

достижения   целей   национальной   политики   (что    полностью    корреспондирует    с    принципом    уважения

государственного  суверенитета),  с  должной  мерой  учета  асимметрии,  существующей  в  отношении  степени

развития регулирования услуг в различных странах и особых потребностей развивающихся стран  в  реализации

этого права; осознание важности обеспечить и облегчить  растущее  участие  развивающихся  стран  в  торговле

услугами,  в   том   числе   в   расширении   ими   экспорта   услуг,   среди   прочего,   посредством   усиления   их

национального потенциала и повышения эффективности и конкурентоспособности сферы услуг с  учетом  особо

серьезных  трудностей  наименее  развитых  стран  в  свете  их  специфического  экономического   положения   и

потребностей в области развития, торговли и финансов. Перечисленное составляет необходимые  предпосылки

юридического  характера,  которые  заложены  в  основы  формирования  норм  права  ВТО  и  их  практического

осуществления в  части  торговли  услугами  как  одного  из  новейших  современных  секторов  многостороннего

взаимодействия государств и регулирования международной торговли.

Сегодня  сфера  услуг  является  одной   из   наиболее   быстрорастущих   отраслей   мировой   экономики,

составляя 60% мирового производства и занятости населения и около 20% мировой торговли. При этом на фоне

длительных  переговоров  в  части  совершенствования  положений

ГАТС

 страны все  чаще  включают  вопросы

торговли  услугами   в   региональные   торговые   соглашения.   Так,   по   данным   на   2014   г.,   в   ВТО   были

нотифицированы  123  соглашения,  которые  содержат  главы  по  торговле  услугами,  что  составляет  46%   от

общего числа заключенных  региональных  торговых  соглашений.  Примечательно,  что  положения  о  торговле

услугами можно обнаружить в региональных соглашениях  не  только  между  развитыми  странами  (12%),  но  и

между развивающимися экономиками (41%) и все чаще между  развитыми  и  развивающимися  странами  (47%)

<1>.

--------------------------------

<1> См.: Черняга А. Подходы к регулированию торговли услугами и инвестиций  в  региональных  торговых

соглашениях  //  Информационно-аналитический  бюллетень  "Мосты".  2014.  Сент.  Вып.   6   (дата   обращения:

25.09.2014).

Специалистами  в  области  права  ВТО  справедливо  обращается   внимание   на   некоторую   специфику

содержания устоявшихся для международной  торговли  понятий,  таких  как  "экспорт"  или  "импорт",  когда  это

касается их уяснения в связи с применением к услугам. Например, И. И. Дюмулен пишет: "...надо  иметь  в  виду,

что понятия "экспорт" и "импорт" приобретают новое значение. Например, экспорт  товаров  на  отфрахтованном

иностранном судне означает экспорт  товаров,  но  импорт  транспортных  услуг;  туристическая  фирма  России,

отправляющая российских туристов за рубеж, занимается импортом туристических услуг, в то время как  фирма,

принимающая  иностранных  туристов,  экспортирует  услуги;  российский  ученый,  работающий  за  рубежом   и

переводящий  часть  своего   дохода   в   Россию,   -   экспортер   услуг,   а   иностранная   транспортная   фирма,

действующая на железных дорогах России, - импортер услуг" <1>.

--------------------------------

<1> Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. С. 7.

Применительно  к  обмену   услугами   имеются   свои   особенности   и   в   том,   что   касается   моментов

определения   признаков   "международный"   в   торговых    операциях.    Традиционно    в    основе    понимания

международной   торговли   лежало   понятие   пересечения   границ   государств   -   "трансграничности"   в    его

буквальном, фактическом и физическом измерениях. С развитием науки, техники, технологии,  информационных

коммуникаций и т.п. подобный  подход  оказался  устаревшим,  не  способным  вместить  в  себя  все  явления  и

процессы современной жизни применительно к мировой торговле.  Характерным  проявлением  этого  выступает

торговля   услугами.   Критерий   "пересечения   границ"   никоим   образом    не    удовлетворяет    потребностям

идентификации международного предоставления услуг. Вследствие этого с самого начала разработки будущего

регулирования торговли услугами в рамках подготовки к ВТО утвердилось осознание того, что услуги могут быть

проданы с использованием различных форм. В  результате  в

ГАТС

 закреплены четыре способа поставки  услуг

(modes of suply)

: трансграничная поставка, потребление за рубежом,  коммерческое  присутствие,  присутствие

физических  лиц  в  стране   потребления   услуги.   В

ст. 1

  ГАТС   устанавливается:   "Для   целей   настоящего

Соглашения торговля услугами понимается как поставка  услуг:  a)  с  территории  одного  члена  на  территорию

любого другого члена; b) на территории одного члена потребителю услуг любого другого члена;  c)  поставщиком

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  71 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

услуг одного члена путем  коммерческого  присутствия  на  территории  любого  другого  члена;  d)  поставщиком

услуг одного члена путем присутствия физических лиц члена на территории любого другого члена".

Таким  образом,  подобно  тому  как  во  внешнеторговой  поставке  товар  перемещается   от   продавца   к

покупателю (от экспортера к импортеру), услуга также  может  пересекать  границу,  следуя  от  производителя  в

одной   стране   к   ее   потребителю   в   другой.   Однако   "трансграничный"   способ   -    один,    традиционный,

"классический",  но  только  один  из  возможных  методов  торговли  вообще  и  торговли  услугами  в  частности

(например, пересылка почтовых отправлений).  Как  видно  из  текста  документа,  он  исходит  из  расширенного

списка  способов  поставки  услуг.  Второй   способ   -   перемещение   иностранного   производителя   услуги   на

территорию страны, где расположен ее потребитель (в частности,  открытие  филиала  банка  в  другой  стране).

Третья возможность для торгового обмена услугами состоит в перемещении  иностранного  потребителя  услуги

на территорию страны, где производится услуга (допустим, получение образования лицом за границей  и  в  этих

целях  его  обучение  в  заграничном  университете,   колледже,   школе,   на   кратковременных   курсах   и   т.п.;

иностранный  туризм).  Четвертый  способ  -  физические  лица   -   резиденты   одних   государств,   являющиеся

производителями  услуг,  могут  перемещаться  в  другие  государства  для  их   предоставления   потребителям,

находящимся   на   территории   этих   государств   (авторский   надзор   разработчиков   -   НИИ,    проектных    и

конструкторских бюро и т.д. -  технических  проектов,  рабочей  документации  и  т.п.  при  строительных  работах

либо  реконструкции  промышленных,  сельскохозяйственных  или  иных  объектов,  находящихся  за   рубежом).

Следует   обратить   внимание   на   то,   что   ГАТС   оперирует   термином   "поставка   услуг",   что   доказывает

окончательную победу тех, кто в дискуссиях отстаивал потенциальное развитие  обменов  услугами  именно  как

торговых  операций,  т.е.  за  счет  увеличения  списков  позиций  и  объемов  "торгуемых"  услуг  <1>.  При  этом

"коммерческое присутствие" означает  любую  форму  делового  или  профессионального  учреждения,  включая

посредством

(i)

   учреждения,   приобретения   или   сохранения   юридического   лица   или

(ii)

  создания   или

использования филиала или представительства на территории члена с целью  поставки  услуги  (

п. "d" ст. XXVIII

ГАТС); "потребитель услуги" означает  любое  лицо,  которое  получает  или  использует  услугу  (

п. "i" ст.  XXVIII

ГАТС).

--------------------------------

<1> См. о противопоставлении  "торгуемых"  и  "неторгуемых"  услуг

(tradable and  non-tradable  services)

:

The Tradability of Baning Services. Geneva, 1994.

Есть  страны  или  объединения  государств,  которые  используют  в   этом   отношении   подход   ГАТС   и

понимают под торговлей услугами поставку услуг всеми четырьмя способами (к примеру, Япония,  Китай,  Корея,

АСЕАН и ЕАСТ). Они гарантируют услугам и поставщикам услуг друг  друга  национальный  режим  и  доступ  на

рынок  только  в  секторах  и  на  условиях,   зафиксированных   в   перечнях   обязательств,   которые   являются

составной частью соглашений. При формировании перечней стороны  региональных  торговых  соглашений,  как

правило,  берут  за  основу  свои  перечни  ВТО.  При   этом   либерализация   торговли   услугами   между   ними

достигается  путем  увеличения  количества   секторов,   в   отношении   которых   берутся   обязательства,   или

смягчения  существующих  ограничений.  Другие  государства  в  своих   региональных   отношениях   (например,

НАФТА - США, Канада, Мексика) трансграничную торговлю услугами  рассматривают  как  поставку  лишь  тремя

способами (коммерческое присутствие не охвачено регулированием).  Подход,  используемый  в  соглашениях  с

участием ЕС, отличается уникальностью, поскольку в них  сочетаются  положения

ГАТС

 и НАФТА. Изначально в

соглашениях ЕС первые два способа поставки услуг (трансграничная поставка услуг и потребление за  рубежом)

были  заменены  концепцией  "свободы  предоставления  услуг",  а  третий  способ  (коммерческое  присутствие)

регулировался главой "Учреждение", в  которую  входили  все  виды  экономической  деятельности  в  сфере  как

услуг, так и товаров. Кроме того, четвертый способ поставки услуг (присутствие физических  лиц)  содержался  в

обеих главах и  выходил  за  рамки  ГАТС,  предоставляя  возможность  трудоустройства,  а  также  координации

социальной политики. Современные региональные торговые соглашения ЕС, например, с Кореей  или  Украиной

копируют из права ВТО (ГАТС) определение торговли услугами через способы поставки услуг, однако помещают

их порою в разные разделы соглашений <1>.

--------------------------------

<1> См.: Черняга А. Указ. соч.

Практике  рассмотрения  споров  с  помощью  механизмов  ВТО  (ОРС  ВТО)  известны   дела,   в   которых

центральным   вопросом   для   итогового   результата   по   разрешению   конфликта   между   сторонами    была

квалификация именно способа поставки услуги. Так, в феврале 2002 г. США было подано  в  ОРС  требование  о

назначении  третейской   группы,   в   котором   утверждалось,   что   Мексика   не   выполнила   обязательства   в

соответствии с

ГАТС

 по либерализации трансграничной торговли телекоммуникационными услугами,  а  именно

услугами  голосовой  телефонии,  услугами  передачи  данных  с   помощью   коммутации   каналов   и   услугами

факсимиле (спор о национальном законодательстве  в  области  телекоммуникационных  услуг  США  -  Мексика:

Mexico  -  Measures  Afecting  Telecommunications  Services)  <1>.  США  утверждали,  что  перечисленные   услуги

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  72 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

поставлялись американскими компаниями в Мексику путем трансграничной поставки  по  смыслу

ст. I:2 (a)

 ГАТС.

Мексика же считала, что указанные услуги поставлялись американскими компаниями  лишь  до  государственной

границы США - Мексика,  где  они  подхватывались  и  доставлялись  до  конечного  потребителя  мексиканскими

компаниями.  Это  означало,   что   происходил   экспорт   мексиканскими   операторами   услуг   по   завершению

телекоммуникации.  Данная  деятельность  не  попадала  бы  в  область  действия

ГАТС

, которое,  как  правило,

применяется только к импорту услуг. Дополнительные обязательства в отношении экспорта услуг  возможны  по

ст. XVIII

 ГАТС, однако Мексика, как и большинство участников Соглашения, их на себя не взяла <2>.  Третейская

группа согласилась с точкой зрения США и  постановила,  что  телефонный  звонок,  инициированный  в  США  и

оконченный в Мексике, является трансграничной услугой  вне  зависимости  от  того,  владеет  ли  американская

компания  сетевой  инфраструктурой  в  Мексике  или   вынуждена   вступать   с   мексиканскими   компаниями   в

договоренности, необходимые  для  транспортировки  звонка  от  границы  до  конечного  потребителя  <3>.  Для

обоснования своего решения третейская группа использовала аргументы  конституционализма,  основанного  на

правах  (rights-based   constitutionalism).   Она   рассмотрела   поставку   услуг   исключительно   с   точки   зрения

потребителя, для которого значение имеет услуга в том  виде,  в  котором  она  предложена  поставщиком,  а  не

способ поставки услуги и конкретные меры, предпринятые для этого. Таким  образом,  в  случае  предложения  о

предоставлении международного телефонного разговора поставщик  должен  принять  все  возможные  меры,  в

том  числе  купить  часть  услуги  у  другого  оператора  или  нанять  субподрядчика,  чтобы  иметь   возможность

полностью завершить услугу <4>.

--------------------------------

<1>  Батура   О.В.

Первый   спор   о   торговле    услугами

:   США   против   Мексики   (меры,    касающиеся

телекоммуникационных услуг) // Международное правосудие. 2014. N 3. С. 35 - 49.

<2> Как указывается  специалистами,  данная  деятельность  не  попадала  бы  в  область  действия

ГАТС

,

которое,  как  правило,  применяется  только  к  импорту  услуг.  Дополнительные   обязательства   в   отношении

экспорта  услуг  возможны  по   нормам

ГАТС

,  предусматривающим,  что  члены  могут   вести   переговоры   об

обязательствах  в  отношении  мер,  затрагивающих  торговлю  услугами,  которые  не  подлежат   включению   в

перечни обязательств в соответствии с другими положениями

ГАТС

, в том числе тех, которые имеют отношение

к вопросам квалификации, стандартов и лицензирования. Такие обязательства вносятся в перечни обязательств

члена (

ст. XVIII

 ГАТС). Однако Мексика,  как  и  большинство  участников

Соглашения

, их на себя не взяла  (см.:

Neven D., Mavroidis P. Mexico - Measures Affecting Telecommunications Services (WT/DS204/R:DsR2004:IV, 1537). A

Comment on "El Mess in TELMEX" / Eds. by H. Horn, P. Mavroidis. The American Law  Institute  Reporters'  Studies  on

WTO Case Law. Legal and Economic Analysis. Cambridge University Press, 2007.  P.  769  -  770;  см.  также:  Батура

О.В.

Указ. соч.

).

<3> См.: Дело Mexico - Measures Afecting Telecommunications Services. Пункты 7.40, 7.42.

<4> См.: Батура О.В.

Указ. соч.

В положениях

ГАТС

 особое место занимают правила о наибольшем благоприятствовании и национальном

режиме.  В  частности,  в  ст.  XVII,  посвященной   национальному   режиму,   предусматривается:   "В   секторах,

содержащихся в его перечне, и на условиях  и  требованиях,  оговоренных  в  нем,  каждый  член  предоставляет

услугам и поставщикам  услуг  любого  другого  члена  в  отношении  всех  мер,  затрагивающих  поставку  услуг,

режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет аналогичным  отечественным  услугам  или

поставщикам услуг"

(п. 1)

. При этом важна принципиальная оговорка о том,  что  специфические  обязательства

государств-членов, взятые на основе этой

статьи

, не могут быть истолкованы как право требовать у какого-либо

члена компенсации за потерю  конкурентных  преимуществ,  возникающих  вследствие  иностранного  характера

соответствующих услуг  или  поставщиков  услуг.  Член  ВТО,  как  указывается  в  документе,  может  выполнить

требования  упомянутого

раздела

 "путем предоставления услугам и поставщикам  услуг  любого  другого  члена

либо  формально  такого  же  режима,  или  формально  отличного  режима  по   отношению   к   тому,   какой   он

предоставляет   своим   собственным   аналогичным   услугам   или   поставщикам    услуг"

(п.  2)

.  Ключом  для

правоприменения и должного понимания присутствующих в акте норм  о  национальном  режиме  выступает

п. 3

рассматриваемой статьи

 ГАТС, в котором раскрывается значение термина "не менее благоприятный"  в  рамках

содержания принципа национального режима: "Формально такой же или формально отличный режим  считается

менее благоприятным, если он меняет условия конкуренции в пользу услуг или  поставщиков  услуг  этого  члена

по  сравнению  с  аналогичными  услугами  или  поставщиками  услуг  любого  другого  члена".   Таким   образом,

государство   вправе   сформулировать   или   не   сформулировать    изъятия    из    уравнивания    иностранных

поставщиков  или  их  услуг  по  отношению  к  национальным  лицам  (поставщикам)  либо  их   услугам,   однако

предоставляемый иностранцам режим в торговле услугами не может быть худшим ("менее  благоприятным")  по

условиям  конкуренции,  чем  тот,  которым  располагают  национальные  поставщики  или  аналогичные  услуги,

относящиеся к данному государству-члену.

В процессе международной торговли, когда речь идет об оказании либо специфических, либо  технических

услуг,   требующих   особой   подготовки   (медицинских,   образовательных,   строительных,    реставрационных,

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  73 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

патентных, юридических,  консультационных  и  т.д.),  существенное  значение  имеют  требования,  касающиеся

стандартов, разрешений, лицензий, сертификатов, дипломов, квалификаций и т.п., а следовательно,  в  качестве

основного    стоит    и    вопрос    о    признании    (recognition)    необходимых     документов,     опосредствующих

вышеперечисленное. Вследствие этого ГАТС закрепляет, что в целях полного или частичного выполнения своих

стандартов или критериев в отношении разрешений, лицензирования или сертификации поставщиков  услуг  и  с

учетом требований других  разделов  (например,

п. 3 ст. VII

) "член может  признавать  полученное  образование

или  приобретенный  опыт,  выполненные   требования,   а   также   лицензии   или   сертификаты,   выданные   в

определенной стране. Такое признание, которое может быть  достигнуто  посредством  гармонизации  или  иным

образом, может основываться на соглашении или договоренности с соответствующей страной  или  может  быть

предоставлено в одностороннем порядке"

(п. 1 ст. VII)

.

Причем стоит заметить: ГАТС исходит из того, что признание не  должно  осуществляться  таким  образом,

чтобы оно было средством дискриминации между странами  в  применении  его  стандартов  или  критериев  для

выдачи  разрешений,  лицензирования  или  сертификации  поставщиков  услуг  или  скрытым   ограничением   в

торговле    услугами

(п.  3  ст.  VII)

.    Здесь    опять-таки    целесообразно    подчеркнуть    действие    принципа

недискриминации как общего принципа права ВТО.

Секретариатом ВТО услуги, на которые  распространяется  действие

ГАТС

 (т.е. они должны быть  открыты

для иностранной конкуренции), сгруппированы по следующим  секторам:  деловые  услуги  (в  том  числе  врачи,

адвокаты, налоговые  консультанты,  архитекторы,  инженеры,  юристы);  услуги  в  сфере  коммуникаций  (в  том

числе почта, телефон, электронная почта); строительные услуги и монтаж; услуги в области  торговли;  услуги  в

области образования; услуги  в  области  экологии  (в  том  числе  водоснабжение  и  канализация);  финансовые

услуги; медицинские и социальные  услуги;  услуги  в  области  туризма;  услуги  в  области  организации  досуга,

культуры и спорта; транспортные  услуги;  услуги  в  области  энергетики  (добыча  и  транспортировка  полезных

ископаемых) и др. <1>.

--------------------------------

<1>   См.:   Еременко   В.И.

О    торговле    услугами

   в   рамках   Всемирной    торговой    организации    //

Законодательство и экономика. 2013. N 4. С. 37 - 46.

Регулирование  ГАТС  распространяется  на  международную  торговлю  услугами  в  целом

(ст. I)

, т.е. на

торговлю любыми услугами в любом секторе, за исключением услуг, поставляемых при осуществлении функций

правительственной    власти.    Оно    подразумевает    общие    обязательства    ГАТС:    режимы    наибольшего

благоприятствования

(ст. II)

, чрезвычайных мер и  недискриминации

(ст. X)

, транспарентность

(ст. III)

, принципы

внутреннего  регулирования

(ст. VI)

, общие  исключения

(ст. XIV)

 и др., которые применяются ко  всей  торговле

услугами в одинаковом объеме.  Так,  в  соответствии  со

ст. III

 ГАТС, касающейся  обязательств  участников  по

транспарентности,  каждый  член  ВТО  обязан:  публиковать  информацию  о  всех  мерах  общего  применения,

имеющих  отношение  к  Соглашению;  информировать,  по  крайней  мере  один  раз  в  год,  Совет  по  торговле

услугами ВТО о принятии новых или о каких-либо изменениях в действующих нормативных  актах,  существенно

затрагивающих торговлю услугами;  незамедлительно  давать  ответы  на  запросы  любого  другого  члена  ВТО

относительно  конкретной  информации,  связанной  с   торговлей   услугами;   создавать   один   или   несколько

информационных пунктов для предоставления информации по вопросам торговли услугами по запросам  других

членов   ВТО.   Вместе   с   тем    Соглашение    не    требует    от    какого-либо    члена    ВТО    предоставления

конфиденциальной информации, раскрытие которой  могло  бы  препятствовать  применению  закона  или  иным

образом противоречило бы общественным интересам

(ст. III-bis)

.

Наряду  с   этим   существуют   и   специфические   обязательства:   доступ   на   рынок   (

ст.  XVI

  ГАТС)  и

национальный  режим  (

ст. XVII

 ГАТС). Они  применимы  только  к  тем  услугам,  которые  государство-участник

указало в своем перечне специфических обязательств в отношении поименованных в нем способов  поставки,  и

только в указанном им объеме.  Такие  перечни  принято  именовать  "позитивными  перечнями"  специфических

обязательств   <1>.   В   то   же   время   используется   и   противоположный   подход   -   "негативный   перечень

специфических   обязательств",   который   состоит   в   том,   что   доступ   на   рынок   и   национальный   режим

гарантируются  в  отношении  всех  секторов  услуг,  за  исключением  указанных   в   перечнях.   Считается,   что

"негативные перечни" содержат более широкий  охват  секторов  услуг.  Обычно  такой  принцип  применяется  в

некоторых региональных торговых соглашениях по торговле товарами, услугами  и  инвестициями  (например,  в

НАФТА, а также в соглашениях Панамы, Чили и Коста-Рики).

--------------------------------

<1>

Статья XX

 "Перечни специфических обязательств" ГАТС гласит: "1. Каждый член  излагает  в  перечне

специфические  обязательства,  которые  он  берет  в   соответствии   с

частью  III

  настоящего  Соглашения.   В

отношении  секторов,  в  которых  берутся  такие  обязательства,  каждый  перечень   определяет:   a)   пределы,

ограничения и условия  в  отношении  доступа  на  рынок;  b)  условия  и  оговорки  в  отношении  национального

режима; c) принятие дополнительных  обязательств;  d)  по  возможности  -  временные  рамки  для  выполнения

соответствующих обязательств; e)  дату  вступления  в  силу  таких  обязательств...  3.  Перечни  специфических

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  74 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)