Файл: Anufrieva_L_P_-_Pravo_VTO_-_teoria_i_praktika_primenenia.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2020

Просмотров: 4438

Скачиваний: 120

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

включена  в

Протокол

,  входят  тарифные  обязательства  (

приложение  I

  к  Протоколу,  содержащее

Перечень

обязательств Российской  Федерации  по  тарифам).

Часть 1

 Перечня обязательств  Российской  Федерации  по

тарифам оперирует  11256  кодами  товарной  номенклатуры,  описанием  товарных  позиций  по  каждому  коду,

ставкой  связывания  по  каждой  позиции  на  дату  присоединения,   ставкой   связывания   на   дату   истечения

переходного периода, датой истечения переходного периода,  перечнем  членов  ВТО,  которым  предоставлены

первоначальные переговорные права, указывает ставки связывания прочих налогов и сборов <1>.

--------------------------------

<1>

Часть 2

 Перечня касается преференциальных тарифов,

ч. 3

 - нетарифных уступок,

ч. 4

 - обязательств

по  поддержке  сельского  хозяйства  и   экспортных   субсидий.

Часть  5

  Перечня  содержит  обязательства   по

экспортным пошлинам с  перечислением  466  кодов  товарной

номенклатуры

, описанием товарных  позиций  по

каждому коду, ставкой связывания  по  каждой  позиции  на  дату  присоединения,  ставкой  связывания  на  дату

истечения переходного  периода.

Приложение 1

 к ч. 1 Перечня касается матрицы применения  обязательств  по

тарифам,  включая  код  товарной  номенклатуры,  и  содержит  параметры  снижения   ставок   пошлин   в   виде

примерно 7000 тарифных  линий  по  годам.

Перечень

 специфических  обязательств  Российской  Федерации  по

услугам распространяется на 116 секторов (по классификации ВТО), каждый из которых состоит  из  трех  или  (в

некоторых случаях) четырех обязательств в зависимости от способа поставки услуги на российский рынок.

Провозглашение в ГАТТ/ВТО курса на применение в торговле преимущественно  тарифных  мер  означает

прозрачность торговой  политики;  отказ  от  использования  количественных  и  иных  ограничений;  соблюдение

государствами-членами   соглашений   и   договоренностей   пакета   документов;   проведение   многосторонних

торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами; мониторинг национальной  торговой

политики  стран-членов;  техническое  содействие  развивающимся   государствам   по   вопросам,   касающимся

компетенции  ВТО;  сотрудничество  с  международными   специализированными   организациями;   разрешение

торговых споров путем консультаций и переговоров. Однако достижение  целей  регулирования  многосторонних

торговых связей в рамках ВТО с помощью тарифных методов невозможно  без  соблюдения  основополагающих

принципов,   заложенных   в   основу   функционирования   всей   ее   системы.   Таковыми   выступают   принцип

недискриминации, принцип наибольшего благоприятствования (т.е. обязанности по взаимному  предоставлению

режима наибольшего благоприятствования), принцип национального режима  (обязанность  по  предоставлению

лицам, товарам и услугам иностранного происхождения такого же  режима,  как  и  национальным,  собственным

гражданам, юридическим лицам и их товарам и услугам), принцип взаимности  (т.е.  предоставление  режимов  и

уступок на взаимной основе). Общей характеристикой преимуществ, вытекающих из правового статуса членства

в ВТО, по мнению российских авторов, является следующее: создание более благоприятных условий доступа на

мировые рынки товаров и услуг на основе  предсказуемости  и  стабильности  развития  торговых  отношений  со

странами - членами ВТО, включая  транспарентность  их  внешнеэкономической  политики;  доступ  к  механизму

ВТО  по  разрешению  споров,  обеспечивающему  защиту  национальных   интересов,   если   они   ущемляются

партнерами,   и   таким   образом   устранение   дискриминации;   возможность   реализации   своих   текущих    и

стратегических  торгово-экономических  интересов  путем  эффективного  участия  в   многосторонних   торговых

переговорах при выработке  новых  правил  международной  торговли  <1>.  Практике  международной  торговли

известны следующие виды таможенных пошлин: импортные, экспортные (используются редко), транзитные.

--------------------------------

<1> См.: Рустамова И.Т. Указ. соч. С. 30.

В   зависимости    от    методики    установления    уровня    таможенных    пошлин    различают    пошлины:

специфические, т.е. в виде фиксированной суммы с единицы измерения; адвалорные,  т.е.  в  виде  процента  от

декларируемой продавцом стоимости товара;  альтернативные  (комбинированные),  когда  таможенные  органы

самостоятельно выбирают между специализированной и адвалорной в сторону более высокой.

Обычно   таможенные   тарифы   содержат   несколько   уровней   ставок:    общие    ставки    (или,    иначе,

максимальные, генеральные, автономные); наиболее благоприятные (минимальные); преференциальные.

Однако, поскольку почти все государства, включенные в международную торговую систему, связаны через

многосторонние  (ВТО)  или  двусторонние   торговые   договоры   обязательством   о   предоставлении   режима

наибольшего   благоприятствования,   применение   "общих",   максимальных,   ставок   в    отношении    товаров

какого-либо государства фактически означает, как отмечается в юридической литературе, дискриминацию  этого

государства в международной торговле <1>.

--------------------------------

<1> См.: Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. С. 143.

Первоначально применялась единая ставка ко всем импортировавшимся товарам,  независимо  от  страны

происхождения, но это затрудняло гибкое решение торгово-политических задач.

В современных тарифах товары распределяются по группам в соответствии, как указывает В.М.  Шумилов,

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  115 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

с производственными признаками. Для развитых государств характерно, что уровень ставок импортных  пошлин,

как правило, прямо пропорционален степени обработки ввозимого товара: чем технологичнее  товар,  тем  выше

пошлина. Это стимулирует ввоз сырья и обеспечивает защиту национальной промышленности. В свою  очередь,

такая практика развитых государств не соответствует объективным групповым интересам развивающихся стран,

так как именно они являются основными поставщиками сырьевых ресурсов в развитые страны. По этой  причине

многие развивающиеся страны  в  целях  развития  национальной  экономики  стремятся  к  повышению  степени

обработки вывозимого сырья, что повышает и его цену.  Действующий  в  настоящее  время  таможенный

тариф

России в качестве базовых предусматривает ставки  режима  наибольшего  благоприятствования.  В  отношении

товаров из стран,  не  являющихся  наиболее  благоприятствуемыми  нациями,  базовые  ставки  увеличиваются

вдвое.   В   отношении   товаров   из   развивающихся   стран   базовые   ставки   уменьшаются   вдвое.   Товары,

происходящие  из  46  наименее  развитых  государств,  ввозятся  беспошлинно.  Товары  из  стран   СНГ   также

ввозятся беспошлинно. В определенные периоды (1992 - 1995 гг. и с 1999 г.) в России  применялись  экспортные

пошлины на некоторые  сырьевые,  продовольственные,  фармацевтические  товары,  химическую  продукцию  в

целях устранения ценовых диспропорций на внутреннем и внешнем рынках <1>.

--------------------------------

<1> См.: Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. С. 144.

Процесс оценки товаров в целях таможенного обложения может превратиться  в  дополнительный  барьер

импорту,  особенно  если  таможенные  органы  сами  контролируют  и   определяют   (как   правило,   в   сторону

повышения) стоимость товаров, чтобы получить в бюджет государства больший объем пошлин.

В

ст. VII

 ГАТТ  был  установлен  принцип:  таможенная  стоимость  должна  основываться  на  фактической

стоимости товара.  По  итогам  Токийского  раунда  было  принято

Соглашение

 о применении  ст.  VII  ГАТТ-1994

(Кодекс по таможенной оценке товаров), уточненное и дополненное в  ходе  Уругвайского  раунда.  В  настоящее

время оно  является  частью  пакета  документов  ВТО,  обязательных  для  всех  государств  -  участников  ВТО.

Насколько  значимым  с  юридической  точки   зрения   был   данный   акт,   говорит   предшествующая   практика

некоторых  государств,  которой

Кодексом

 был положен конец. В частности,  на  момент  прохождения  в  рамках

многосторонних торговых  переговоров

ГАТТ

 Кеннеди-раунда продолжалось действие  американского  Закона  о

ценах продаж. В соответствии с ним расчет таможенных пошлин на некоторые ввозимые  в  США  товары  химии

отталкивался не от цен товаров при экспорте, а от  цен  на  сравнимые  товары,  произведенные  американскими

промышленниками.

ГАТТ

 запретило именно такой способ  таможенной  оценки.  Расчет  таможенной  стоимости

должен осуществляться на основе "действительной стоимости ввезенного товара",  а  не  на  основе  "стоимости

товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках"

(п. 2 (а) ст. VII

 ГАТТ) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 184.

Таким образом, в основу  таможенной  оценки  товара  в  соответствии  с  Соглашением,  заключенным  12

апреля 1979 г. по результатам Токийского раунда (вступило в силу для государств-участников 1 января  1981  г.),

должна быть положена цена сделки, т.е. реально уплаченная или подлежащая  уплате  сумма.  Дополнительные

расходы покупателя (комиссионные расходы, стоимость упаковки, фрахта, страховки и т.д.) могут  включаться  в

эту цену по усмотрению стран - участниц Соглашения.

Что касается цен, которые образуются при обращении товаров между предприятиями,  входящими  в  одну

транснациональную корпорацию, - трансфертных цен, то они сами  по  себе  не  могут  считаться  неприемлемой

основой для таможенной оценки. Однако таможенное учреждение  вправе  усомниться  в  обоснованности  таких

цен, и в этом случае бремя доказывания обоснованности лежит на импортере.

Расширение  международной  торговли  за  счет   появления   новых   видов   продуктов   прежде   всего   в

результате реализации научно-технических достижений и возникновения сфер  торгового  сотрудничества,  рост

товарооборота обусловливают постоянное усложнение номенклатуры товаров в  международной  торговле.  Это

значит, что должно иметь место соответствие внутригосударственной номенклатуры каждого государства и  той,

которая  принята  в  других  странах,   для   того   чтобы   обеспечить   сопоставимость   статистических   данных,

управляемость     и     контроль     за     правовыми     режимами,     действующими     в     конкретных      областях

внешнеэкономических связей, что, несомненно,  должно  находиться  под  пристальным  вниманием  государств.

Отсюда  вытекает  необходимость  унифицированного  подхода  к  классификации  товаров.  Ранее   построение

национальных тарифов осуществлялось на основе Брюссельской товарной номенклатуры  Совета  таможенного

сотрудничества.  Начиная  с   1988   г.   развитые   государства   перешли   на   тарифы,   которые   основаны   на

Гармонизированной  системе  описания  и  кодирования  товаров,  также  разработанной  Советом  таможенного

сотрудничества на  основе  Международной  стандартной  товарной  классификации  ООН.  В  настоящее  время

осуществляется переход на Гармонизированную систему и других стран. Россия перешла на эту систему в  1991

г. <1>.

--------------------------------

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  116 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

<1> См.: Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 145.

Для современной картины тарифного регулирования, действующего в  ВТО,  основополагающее  значение

имеют результаты согласования в рамках  многосторонних  и  двусторонних  переговоров  по  доступу  на  рынки

товаров  в  связи  с  осуществлением  процедур  по  вступлению  России  в  организацию.  Так,  был  согласован

Перечень

 уступок и обязательств России по товарам, который  представляет  собой  консолидацию  результатов

двусторонних (с 57 членами ВТО,  включая  ЕС,  который  выступает  в  ВТО  как  один  член)  и  многосторонних

переговоров по доступу на рынок товаров.

Что касается

тарифного

 регулирования, относящегося к практике ЕС, то его члены в  течение  многих  лет

составляли  совместные  списки  либерализованных  товаров   и   завершили   эту   работу   принятием   Единого

таможенного

тарифа

.

С учетом актуальности вопросов реализации  обязательств  Российской  Федерации  по  присоединению  к

международным договорам, образующим правовые основы ВТО,  целесообразно  осветить  некоторые  позиции,

относящиеся к характеру, перечню и объему таких обязательств.

Так, в части

импортных  пошлин

 двусторонние переговоры по доступу на рынок  товаров  проводились  и

фиксировались  на  основе  Гармонизированной  системы  описания  и  кодирования  товаров  1996   г.   Однако

Перечень

  уступок  и  обязательность   России   по   товарам   оформлялся   на   базе   товарной   номенклатуры,

применяемой на момент завершения работы  рабочей  группы  по  присоединению  России  к  ВТО,  т.е.  на  базе

Гармонизированной системы описания и кодирования  товаров  2007  г.  Для  этой  цели  потребовался  перевод

обязательств  из  номенклатуры  Гармонизированной  системы   1996   г.   в   номенклатуру   Гармонизированной

системы  2007  г.  с  помощью  специально  разработанных  переходных  таблиц.  По   каждой   тарифной   линии

Перечня фиксировались уровни связывания (предельные уровни ставок) -  начальный,  конечный  (в  случае  его

отличия от начального) и переходный период, в течение которого осуществляется снижение предельной ставки.

В  принятую  сегодня  в  различных   государствах   сферу   таможенно-тарифного   регулирования   входит

устоявшийся  перечень  основных  направлений:  определение  таможенного   тарифа,   цели   его   применения,

порядок формирования, компетенция органов по ведению; виды ставок  ввозных  таможенных  пошлин,  порядок

их изменения и применения; виды тарифных льгот  и  тарифных  преференций;  применение  тарифных  квот.  В

последние годы появилась тенденция выделения в особую категорию специфических товаров - "чувствительных

товаров",  в  отношении  которых  решения  по  ставкам  ввозных   пошлин   и   об   их   изменении   принимаются

специальным порядком, вследствие чего об этой составляющей  таможенно-тарифного  регулирования  нередко

говорят  отдельно  (так,  в  Таможенном  союзе  ЕврАзЭС  решение  об  изменении  ставки  ввозной  таможенной

пошлины   принималось   Советом   Евразийской   экономической   комиссии).   Тем    самым    указанный    охват

рассматриваемой  области  регламентации  внешней  торговли  стал   присущим   и   данному   интеграционному

объединению   (равно   как   является   свойственным   и   прочим   образование   интеграционного    типа).    Все

перечисленное выше отражено  в  документах  Таможенного  союза.  Например,

решением

 Совета  Евразийской

экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 приняты и с 23 августа 2012 г. вступили в силу Единая товарная

номенклатура   внешнеэкономической   деятельности   Таможенного   союза    и    Единый    таможенный

тариф

Таможенного союза <1>. Однако после вступления России в ВТО потребовалось введение  изменений,  которые

коснулись ставок таможенных пошлин на отдельные категории  товаров  и  обусловили  появление  новых  кодов

товаров по Таможенной

номенклатуре

.

--------------------------------

<1>  С  начала  функционирования  единой  системы  таможенно-тарифного  регулирования   Таможенного

союза это уже третий  документ,  утверждающий  Товарную  номенклатуру  внешнеэкономической  деятельности

Таможенного союза и Единый таможенный

тариф

 Таможенного союза.

Специалисты подчеркивают, что в целом уровни ставок таможенных пошлин уменьшились <1>. Например,

снижение  ставок   импортного   таможенного   тарифа   составило:   для   промышленных   товаров   -   3%;   для

сельскохозяйственных  товаров  -  4,4%;  на  лекарства  с  15,5  до  6,5  -  5%  (на  медицинское  оборудование   и

лекарственные субстанции - до 2 - 3%); для рынка химической продукции - с 10 до 6,5 - 5%;  в  течение  трех  лет

планируется отмена пошлин на компьютеры, средства их производства и элементную базу;  для  электротехники

и электроники - с 15 до 7 - 9%; для новых транспортных средств - с 25 до 15%, на старые автомобили (от трех до

семи лет) - с 25 до 20%; на готовые продукты из рыбы - с 15 до 12,5 - 12%; на молоко, сливки сухие и сгущенные,

сливочное масло - с 25 до 20% <2>.

--------------------------------

<1> См.: Халипов  С.В.

Таможенно-тарифное   регулирование

 в условиях Таможенного  союза  и  членства

России во Всемирной торговой организации // Таможенное дело. 2014. N 1. С. 11 - 16.

<2>     См.:     Портал     внешнеэкономической     информации     Минэкономразвития     России.      URL:

http://www.ved.gov.ru/mdb/vto/.

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  117 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

Вместе с тем ставки ввозных таможенных пошлин не являются едиными, поскольку  в  Таможенном  союзе

сохраняется  ряд  изъятий  в  отношении  отдельных  товаров,  ввозимых  из  третьих  стран  и  выпускаемых   на

территориях Республики Казахстан и Республики Беларусь. Например,  в  Казахстане  по  состоянию  на  2013  г.

ставки  ввозных  таможенных  пошлин  по  59  подсубпозициям  Товарной  номенклатуры   внешнеэкономической

деятельности Таможенного союза, в том числе по фармацевтической продукции  и  медицинским  инструментам,

были ниже, чем в России и Беларуси, что  объясняется  результатом  особых  договоренностей  между  членами

Таможенного союза, международно-правовым путем в этом вопросе <1>.

--------------------------------

<1> См.:

Перечень

 товаров и ставок, в отношении которых  в  течение  переходного  периода  Республикой

Казахстан  применяются  ставки  ввозных  таможенных  пошлин,  отличные  от  ставок,  установленных   Единым

таможенным тарифом Таможенного союза (приложение  N  2  к  решению  Комиссии  Таможенного  союза  от  18

ноября 2011 г. N 850 "О новой редакции  единой  Товарной  номенклатуры  внешнеэкономической  деятельности

Таможенного  союза  и  Единого  таможенного  тарифа  Таможенного  союза"  (вместе  с  "Единым  таможенным

тарифом

 Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ  ТС)"))

// Официальный сайт Комиссии Таможенного союза.  URL: http://www.tsouz.ru (дата обращения 29.11.2011); СПС

"КонсультантПлюс".

Последствия  вступления  России  в  ВТО   не   затронули   действие   108   товарных   подсубпозиций   для

Казахстана и Беларуси и сохранили более  высокие  ставки  ввозных  таможенных  пошлин  на  некоторые  виды

товаров (например, колесные транспортные средства) по сравнению со ставками  Единого  таможенного

тарифа

Таможенного союза. Это обстоятельство объясняется тем, что Беларусь и Казахстан не являются членами  ВТО

и,  следовательно,  освобождены  от  обязательств  по  снижению   ставок   ввозной   таможенной   пошлины   на

ввозимые транспортные средства.

В то же время в связи с членством России в ВТО потребовалось внесение поправок в Единый таможенный

тариф

 Таможенного союза, которые были вызваны разными причинами. В основном речь  шла  об  отсутствии  в

действующей номенклатуре тех товаров, по которым были зафиксированы ставки пошлин в  качестве  тарифных

обязательств России при вступлении в  ВТО  (например,  транспортные  средства,  с  момента  выпуска  которых

прошло  более   семи   лет);   о   необходимости   выделения   кодов   для   ранее   не   поименованных   товаров

(высококачественная  говядина,  клееная  фанера);  о  выделении  товаров  с   определенными   критериями,   по

которым были зафиксированы ставки пошлин в качестве тарифных обязательств России по  вступлению  в  ВТО

(например, сыр "Эмменталер" с детализацией по содержанию жира и сроку выдержки) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Халипов С.В.

Указ. соч.

 С. 12.

Известно, что создание  ГАТТ  преследовало  ряд  важнейших  с  точки  зрения  социально-экономического

развития  государств   после   Второй   мировой   войны   целей,   одной   из   которых   с   самого   начала   было

последовательное  уменьшение  ставок  таможенных  пошлин  и  тем   самым   понижение   уровня   таможенных

барьеров в международной торговле. Указанный  процесс  продолжается  в  рамках  ВТО  и  сегодня,  неизбежно

затрагивая Российскую Федерацию вследствие ее членства в ней.

Тарифные  обязательства  Российской  Федерации  по  праву  ВТО.

 Так,  ставки  таможенных  пошлин

будут  ограничены  тарифными  обязательствами,   предусмотренными

Протоколом

 о присоединении  России  к

ВТО. По таким товарам, как, например, телефоны, фрукты, фармацевтические продукты,  сельскохозяйственная

техника, самолеты и  авиаоборудование  и  др.,  Россия  в  течение  двух-трех  лет,  т.е.  в  течение  переходного

периода, должна снизить ставки пошлин в два раза.  В  связи  с  этим  Единый  таможенный

тариф

 Таможенного

союза должен также изменяться в сторону снижения в соответствии с тарифными обязательствами  России,  так

как

Договором

 о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой  системы  от  19  мая

2011 г.  предусмотрено,  что  "с  момента  присоединения  одного  из  государств-членов  к  ВТО  ставки  Единого

таможенного

тарифа

 Таможенного союза не  будут  превышать  ставки  импортного  тарифа,  предусмотренные

Перечнем

  уступок  и  обязательств  по  доступу  на  рынок  товаров,  являющимся  приложением  к

Протоколу

 о

присоединении этого государства-члена к ВТО".

Заметное  влияние  на  ход  переговоров  по  тарифам  и  формирование  обязательств  России   в   сфере

установления импортных пошлин как части тарифного регулирования оказали мероприятия,  осуществленные  в

рамках тарифной реформы в 2000 - 2001 гг., когда были существенно снижены тарифные  пики  и  осуществлена

унификация  тарифов  в  рамках  групп  товаров  со  сходными  характеристиками.  Данная  реформа  привела   к

снижению средневзвешенной  ставки  на  сельскохозяйственные  товары  примерно  на  5%,  на  промышленные

товары - примерно на 3%. В соответствии со сложившейся в ВТО практикой основой для тарифных  переговоров

является действующий тариф присоединяющейся страны. В связи с этим после проведенной реформы  запросы

по доступу на российский рынок были существенным образом ужесточены.

Результаты переговоров,  в  процессе  которых  обсуждались  условия  присоединения  России  к  ВТО,  не

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  118 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

учитывают  решения  о  повышении  ставок  пошлин,  принятые  в   период   после   завершения   переговоров   с

основными торговыми партнерами до настоящего времени (в частности, изменения,  осуществленные  в  рамках

формирования Единого таможенного тарифа).

В результате с даты присоединения России к ВТО  ставки  ввозных  таможенных  пошлин  на  ряд  товаров

должны быть снижены (возвращены на уровень тарифа, действовавшего в России в период  2004  -  2006  гг.).  В

ряде  случаев  это  предусматривает  переход  от  комбинированной  к  адвалорной  ставке  или  специфической,

снижение специфической составляющей комбинированной ставки.  По  более  чем  90%  адвалорных  пошлин  и

адвалорных  частей  комбинированных  пошлин  с  даты   присоединения   России   к   ВТО   ставки   могут   быть

установлены на уровне выше уровня  ставок  действующего  Единого  таможенного

тарифа

 Таможенного  союза

или  равном  ему.  По  истечении  всех  переходных  периодов  около  50%  предельных  адвалорных  пошлин   и

адвалорных частей комбинированных пошлин останется на уровне не ниже действующего Единого таможенного

тарифа

. На ряд товаров подвергнутся снижению ставки более чем на 5 процентных  пунктов  (ставки  пошлин  на

них  повышены  после  завершения  переговоров  в  рамках  антикризисных   мер   при   формировании   Единого

таможенного

тарифа

, в рамках текущих корректировок уровня тарифной защиты).

В  отношении

тарифных  квот

 Россия продолжит с момента  присоединения  к  ВТО  применение  режима

тарифного квотирования при импорте охлажденного и мороженого мяса крупного рогатого скота  (коды  ТН  ВЭД

ТС

0201

 и

0202

), свинины (код ТН ВЭД  ТС

0203

) и мяса птицы (код ТН ВЭД  ТС

0207

) с сохранением  отдельных

страновых квот по мясу крупного рогатого скота и мясу птицы. Срок окончания режима  тарифного  квотирования

при  импорте  мяса  крупного  рогатого  скота  и  мяса  птицы  не  определен.  Срок  окончания  действия  режима

тарифных квот на свинину - 31 декабря 2019 г. В случае отмены квот Россия должна будет  установить  обычную

ввозную пошлину на мясо крупного рогатого скота (коды ТН  ВЭД  ТС

0201

 и

0202

) на уровне не выше 27,5%,  на

мясо птицы (код ТН ВЭД  ТС

0207

) - на уровне не выше 37,5%, на свинину (код ТН  ВЭД  ТС

0203

) - на уровне не

выше 25%.

В  области

обязательства   по   поддержке   сельского   хозяйства

  переговоры  были  направлены   на

достижение договоренностей по объему внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках "янтарного  ящика"

(меры поддержки, оказывающие  искажающее  влияние  на  торговлю).  Обязательства  по  объемам  "янтарного

ящика" фиксируются для  каждого  члена  ВТО  в  виде  агрегированных  мер  поддержки.  Кроме  того,  в  тех  же

перечнях  могут  быть  указаны  и  параметры  по  дальнейшему  сокращению  уровня  "янтарного  ящика"  (меры

поддержки, не оказывающие искажающего влияния на торговлю).

Экспортные  пошлины.

 Условия присоединения России к  ВТО  предполагают  обязательства  в  области

таможенных пошлин, которые включают договоренности по ставкам  экспортных  пошлин,  достигнутые  главным

образом  в  переговорах  с  ЕС.  Обязательства,  согласованные  с  ЕС,  предусматривают  "связывание"   ставок

пошлин на определенный список товаров (порядка 700 тарифных линий). В данный список вошли все  товары,  в

отношении которых действовали экспортные пошлины на май 2004 г.

На   нефть   и   нефтепродукты   (по   действовавшему   на   тот   период   перечню   товаров,   на   которые

распространялись экспортные пошлины) предусмотрено применение особой формулы расчета ставок. При этом

формула   расчета   предельных    ставок    на    нефть    зафиксирована    в    соответствии    с    действовавшим

законодательством. Формулы ставок на нефтепродукты соответствуют действующим на настоящий  момент.  На

природный газ  зафиксировано  применение  ставки  30%  без  обязательств  по  снижению  ставок.  Предельная

ставка на природный сжиженный газ установлена на уровне 21%, но не более 40 евро / 1000 кг без обязательств

по снижению <1>.

--------------------------------

<1> См.: URL: http://www.economy.gov.ru.

Тарифные    преференции.

 В праве ВТО,  относящемся  к  торговле  товарами,  как  и  в  международном

торговом праве в целом, в рамках тарифного регулирования видное  место  занимают

тарифные преференции

и   тарифные   льготы

.  Одним   из   институтов   первостепенной   важности   права   ВТО   является   институт

преференций, предоставляемых развивающимся странам. Будучи  рожденной  ЮНКТАД  <1>,  эта  совокупность

норм, регулирующих предоставление развивающимся  странам  тарифных  преференций  со  стороны  развитых

стран,   получила   наименование   Генеральной   (всеобщей)   системы   преференций   (Generalized   system   of

preferences     (GSP)).     Всеобщая     система     преференций     была     провозглашена     как     невзаимная     и

недискриминационная система, которая состояла в уменьшении или отмене тарифных ставок на  определенные

виды товаров, произведенных в развивающихся странах и ввозимых развивающимися странами  на  территорию

развитых  стран.  Ее  суть  заключалась  в  достижении  целей  увеличения   доходов   слаборазвитых   стран   от

экспорта;     содействии     их     индустриализации;     ускорении     показателей     их     экономического      роста.

Предусматривалось,     что     преференции     (льготные     ставки     таможенного     тарифа)     предоставляются

развивающимся    странам    каждой     развитой     страной     индивидуально     путем     введения     внутренним

законодательством  льготных   таможенных   пошлин   на   товары,   ввозимые   из   развивающихся   стран,   без

требований за  это  каких-либо  встречных  взаимных  уступок  со  стороны  развивающихся  государств.  Каждое

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  119 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)