Файл: Anufrieva_L_P_-_Pravo_VTO_-_teoria_i_praktika_primenenia.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2020

Просмотров: 4437

Скачиваний: 120

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

государство   само    определяло    все    существенные    составляющие    преференциального    режима    (кому

предоставлять преференции, на какие виды продукции; устанавливало правила происхождения товаров и  сроки

действия преференциального режима) <2>. Это приводит иногда к парадоксальным ситуациям: Россия получает

преференции от стран Евросоюза  как  развивающаяся  страна  и  в  то  же  время  предоставляет  преференции

другим   странам   из   числа    слаборазвитых.    Всеобщая    система    преференций    охватывает    почти    все

промышленные товары  и  часть  сельскохозяйственных  товаров.  В  рамках  ВТО  правовой  основой  всеобщей

системы преференций служит "решение о дифференцированном и более благоприятном режиме, взаимности  и

большем  участии  развивающихся  стран",  принятое   в   рамках

ГАТТ

 в 1979 г.  и  известное  также  как  общая

разрешающая оговорка (General Enabling Clause).

--------------------------------

<1>  Идея  Всеобщей  системы   преференций   была   впервые   сформулирована   первым   Генеральным

секретарем ЮНКТАД, аргентинским экономистом Р. Пребишем на первой конференции этой организации в 1964

г., а принята на второй конференции (ЮНКТАД II) в Нью-Дели в 1968 г.

<2>  См.:  Суслов  А.Ю.  Сотрудничество  со  странами  Европейского  союза  в  рамках   GSP:   актуальные

проблемы правоприменительной практики // Торговое право. 2012. N 5. С. 42.

Для применения всеобщей системы преференций в рамках ГАТТ требовалось внесение в него  изменений,

так    как    создавалось     противоречие     основополагающему     принципу

ГАТТ

   -   принципу    наибольшего

благоприятствования.  В  то  же   время   предоставление   развивающимся   странам   тарифных   преференций

рассматривалось как эффективное средство либерализации их экономического развития. В 1965 г. в ГАТТ  была

добавлена

ч. IV

,  которая  допускала   принцип   невзаимности   <1>,   т.е.   предоставление   торговых   уступок

развивающимся  странам  без  требования  взаимности  с  их  стороны  <2>.  Реальная  практика  использования

всеобщей системы преференций развитыми странами  показала  много  случаев  применения  скрытых  и  явных

ограничений  в  отношении  развивающихся  стран  в  рамках   этой   системы:   использование   количественных

ограничений   и   принципа   градации   (сокращение   размера    преференций    по    мере    повышения    уровня

экономического развития страны - получателя преференции). В  ходе  многосторонних  переговоров  Дохийского

раунда развивающиеся страны добиваются улучшения действия всеобщей системы преференций <3>.

--------------------------------

<1> Там же.

<2> Подробнее о принципе невзаимности см.: Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 82 - 84.

<3> См.: URL: http://www.vavt.ru/wto/wto/GSP (дата обращения: 04.11.2014).

Общая     разрешающая     оговорка     легализовала     право     договаривающихся     сторон      применять

дифференцированные и более выгодные условия для  развивающихся  стран,  не  предоставляя  такие  условия

другим  участникам

ГАТТ

.  Оговорка  применяется  в  отношении:  1)   тарифных   преференций,   применяемых

развитыми  странами  к  товарам,  происходящим  из  развивающихся   стран,   в   соответствии   с   Генеральной

системой преференций; 2) дифференцированных и более выгодных условий с учетом  положений  Генерального

соглашения  о  нетарифных  мерах,  применяемых  на  основании   положений   о   методах,   согласованных   на

многосторонних  переговорах  ГАТТ;  3)  региональных  и  всеобщих   соглашений,   принятых   между   наименее

развитыми договаривающимися сторонами, о взаимном уменьшении или устранении пошлин и в соответствии  с

критериями или условиями, которые могут  быть  предусмотрены  договаривающимися  сторонами,  о  взаимном

смягчении или неприменении нетарифных мер  для  продуктов,  импортируемых  друг  у  друга;  4)  специальных

условий для наименее развитых из  развивающихся  стран  применительно  к  любым  общим  или  специальным

мерам  в  пользу  развивающихся  стран.  По  свидетельству  специалистов,   насчитывается   13   национальных

режимов  всеобщей  системы  преференций  в  Европейском  союзе,  Австралии,  Белоруссии,  Канаде,   Японии,

Новой Зеландии, Норвегии, России, Швейцарии, Турции, США <1>.

--------------------------------

<1>          См.:          Суслов          А.Ю.          Указ.          соч.           С.           42           и           след.;           URL:

http://www.unctad.org/en/Pages/DITC/GSP/About-GSP.aspx.

Вместе  с  тем  в  доктрине  и  практике  права  ВТО  не  утихают  дебаты  по  поводу  "ценности"   торговых

преференций. Одни ученые считают, недискриминационная свободная торговля является  наилучшим  выбором

и страны в идеале должны уменьшить  или  устранить  воздвигнутые  барьеры  в  торговле  без  предоставления

преимуществ группой одних партнеров другим. Другие настаивают на том, что развивающимся странам  следует

предоставлять   преференциальный   доступ   либо   на   невзаимной   основе   (как   в    случае    односторонних

обязательств,  какими  являются,  например,  обязательства  по   всеобщей   системе   преференций),   либо   на

невзаимной основе, закрепленной в соглашениях о  свободной  торговле.  Если  преференции  предоставляются

автоматически   на   базе   соглашений   о   невзаимности   или   согласуются   положения   о   взаимной    основе

преференций,  они  всегда  подразумевают  потенциальное  возникновение  двух  проблем  для  многосторонней

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  120 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

торговой системы. Одна - это экономическая проблема "перекоса". Дискриминационная  либерализация  создаст

новый уровень торговых  связей  путем  включения  закупок  у  менее  конкурентоспособных  производителей  на

внутреннем рынке и перепродажу их конкурентам в странах-партнерах, но может  также  развернуть  торговлю  в

другую сторону посредством осуществления закупок у более конкурентоспособных  производителей  из  третьих

стран   (которые    будут    оставаться    в    зоне    действия    тарифного    регулирования)    и    продажи    менее

конкурентоспособным производителям из стран-партнеров (чьи товары становятся с этого момента  дешевле  за

счет устранения тарифов). Другая проблема, связанная с дискриминационными  программами  и  соглашениями,

заключается в том, что последние могут стать сдерживающим фактором для многосторонней либерализации  со

странами,  более  ориентированными  на  необходимость  сохранения  преференций,  которыми  они  могли   бы

воспользоваться    в    случае    этих    соглашений,    чем     необходимость     вести     новые     переговоры     по

недискриминационному снижению торговых барьеров <1>.

--------------------------------

<1> См.: Grasstek C. Van. Op. cit. P. 20.

Тарифные  преференции,  предусматриваемые   таможенно-тарифным   регулированием   международной

торговли в отношении  определенных  категорий  стран,  необходимо  отличать  от  тарифных  льгот.  Последние

также должны быть отнесены к преимуществам, предоставляемым иностранным  товарам  и  услугам,  в  рамках

международной  торговли.   Однако   не   всегда   легко   можно   дать   им   определение.   Например,   правовая

действительность   Таможенного   союза   во   времена   ЕврАзЭС   вызывала    трудности    правопонимания    и

правоприменения прежде всего потому, что категория тарифных  льгот  фигурирует  во  многих  правовых  актах

Таможенного союза различного  уровня,  но  с  учетом  отсутствия  четкой  дефиниции  наблюдались  пробелы  и

противоречия.   Например,   в    соответствии    с

п. 1  ст.  5

  Соглашения  от  25   января   2008   г.   "О   едином

таможенно-тарифном регулировании" при ввозе товаров на единую таможенную территорию  государств-сторон

могут  применяться  тарифные  льготы  в  виде  освобождения  от  уплаты  ввозной  таможенной   пошлины   или

снижения ставки  ввозной  таможенной  пошлины.  В

ст. 1

 Протокола от 12 декабря  2008  г.  "О  предоставлении

тарифных льгот" отмечается, что  такие  льготы  применяются  независимо  от  страны  происхождения  товаров.

Вместе с тем снижение  ставки  ввозной  таможенной  пошлины  предусмотрено  для  преференциального  ввоза

товаров  из  развивающихся  стран.  При  этом  тарифные  преференции   тарифными   льготами   не   являются.

Исследователи  задаются  вопросом:  как  понимать  встречающиеся  иные  случаи   освобождения   от   ввозных

таможенных пошлин товаров, которые не охвачены таким понятием, как  "тарифные  льготы"?  В  частности,  как

квалифицировать ввоз сахара-сырца тростникового субпозиции

170113

 и

170114

 ТН ВЭД ТС для промышленной

переработки на территорию Казахстана с освобождением от  взимания  ввозных  таможенных  пошлин,  который

допускался решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 "О едином таможенно-тарифном

регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской  Федерации"

(абз.

1 п. 5)

? <1>.

--------------------------------

<1> См.: Халипов С.В.

Указ. соч.

 С. 11 - 16.

Тарифные квоты.

 Указанное понятие в тарифном регулировании права ВТО  занимает  не  столь  видное

место. Вместе с тем упоминание о тарифной  квоте  присутствует  в

ст. XIII

 "Недискриминационное  применение

количественных  ограничений"  ГАТТ.   Ее

п. 5

  гласит:  "Положения  настоящей

статьи

  применяются  к  любой

тарифной  квоте,  установленной  или  сохраняемой  любой   Договаривающейся   Стороной,   и,   насколько   это

применимо,  принципы  настоящей

статьи

 также распространяются  на  ограничения  экспорта".  Следовательно,

тарифное квотирование расценивается как разновидность недискриминационного  применения  количественных

ограничений государством в его международной торговле с другими членами ВТО.  Среди  примеров  тарифного

квотирования   можно   привести   факты   из   практики   Таможенного   союза   ЕврАзЭС:   во-первых,   правовое

регулирование условий и порядка применения тарифных квот  в  отношении  товаров,  ввозимых  в  Таможенный

союз,  осуществляемое  в   соответствии   с

Соглашением

  от  12  декабря  2008  г.  "Об  условиях  и  механизме

применения  тарифных   квот";   во-вторых,   определение   решениями   Евразийской   экономической   комиссии

ежегодных  объемов  тарифных  квот  для  государств  -  членов  Таможенного  союза   и   перечней   товаров,   в

отношении которых они вводятся <1>.

--------------------------------

<1> См.,  например:

решение

 Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 октября 2013  г.  N  242

"О Перечне товаров, в  отношении  которых  на  2014  год  устанавливаются  тарифные  квоты,  а  также  объемы

тарифных  квот  для  ввоза  этих  товаров  на  территории  государств  -  членов  Таможенного  союза  и  Единого

экономического пространства". В настоящее время в рамках тарифных квот в государства - члены  Таможенного

союза ввозятся мясо и молочная сыворотка (ввоз в Россию) (см.: Халипов С.В.

Указ. соч.

 С. 13).

4.2. Нетарифное регулирование

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  121 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

В противовес  таможенно-тарифным  мерам  нетарифное  регулирование  не  основано  на  экономических

механизмах и рычагах воздействия на международную торговлю,  в  которых  в  качестве  главного  инструмента

используются тариф и таможенные пошлины. Нетарифные меры практикуются во всех странах мира. Д. Карро и

П. Жюйар отмечают, что "нетарифные барьеры столь же древние, как и сама международная торговля.  Сегодня

они представляют собой главные препятствия на пути товарообмена. Основная проблема  здесь  -  выявить  эти

барьеры...  Большинство  из  них  не  носят  характера  открыто  протекционистских  или  дискриминационных   в

отношении импортируемых иностранных товаров. Только по своему эффекту они могут  быть  квалифицированы

как барьеры в  торговле"  <1>.  Авторы  предлагают  следующее  определение  нетарифного  барьера  <2>:  "Это

любая мера или действие независимо от  ее  происхождения  (публичная  или  частная),  эффект  (а  то  и  цель)

которой   состоит   в   затруднении   доступа    товарам    иностранного    происхождения    на    соответствующий

национальный рынок при ввозе или в торговом обороте" <3>.

--------------------------------

<1> Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 182.

<2> Специалистами проводится определенное разграничение  между  мерой  тарифного  регулирования  и

барьером. Подробнее о различиях между ними см. далее.

<3> Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 182, 183.

Обладая  в  отдельных  случаях  характером  злоупотреблений,  что  особенно  проявляется   в   ситуациях

использования  процедурных  правил  и  технических   норм,   под   запрет,   как   указывают   немецкие   авторы,

подпадают лишь количественные ограничения экспорта и импорта (

абз. 1 ст. XI

 ГАТТ). Ими выделяется принцип

добросовестной/честной    торговли

(fair  trade)

,  направленный  против  любых  ограничений   конкуренции,   в

частности  против  таких  ограничений,  которые  связаны   с   государственными   субсидиями   или   демпингом,

применяемым преимущественно частными предприятиями. Указанный  принцип  действует  также  в  отношении

антидемпинговых мер и мер, направленных на отмену или ограничение субсидий <1>. Когда в 1970-х  гг.  в

ГАТТ

провели работу по выявлению нетарифных мер, был составлен перечень из 855 позиций, быстро переваливший

за тысячу.  В  некоторых  международных  организациях  насчитывают  едва  ли  не  20  тыс.  видов  нетарифных

барьеров <2>. Статистика ЮНКТАД свидетельствует, что наряду с увеличением случаев  применения  защитных

(в  первую  очередь  антидемпинговых)  мер  страны  активизируют  использование  и   иных   мер   нетарифного

характера.

--------------------------------

<1> См.: Витцтум В.Р. и др.

Указ. соч.

 С. 673.

<2> См.: Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 182.

По различным оценкам, нетарифные меры охватывают от 18 до 30% объемов мировой торговли. При этом

развитые страны используют нетарифные  меры  в  отношении  17%  импорта,  в  том  числе  в  отношении  50%

металлопродукции,  25%  текстильных  изделий,  44%   продукции   сельского   хозяйства.   В   последнее   время

нетарифные меры все более активно применяются и развивающимися странами - до 40% всего импорта,  в  том

числе    50%    импорта    продовольствия.    Объектом    протекционистских    мер    часто    становятся    товары,

экспортируемые  из  Российской  Федерации.  По  состоянию  на  1  мая  2010  г.  Министерство   экономического

развития РФ зафиксировало  93  ограничительные  меры  на  ввоз  российских  товаров,  которые  действуют  на

территории более чем 20 стран  мира.  Самое  большое  количество  ограничений  на  экспорт  из  России  ввели

государства  Евросоюза  (17).  Максимальное  количество  ограничительных  мер   направлено   на   металло-   и

химическую продукцию (28 и 14 соответственно) <1>.

--------------------------------

<1>  Приводится  по:  Трошкина  Т.Н.

Нетарифные    меры

  в   системе   государственного   регулирования

международной торговли (на примере развитых стран) / Под ред. В.С. Загашвили. М., 2010.

Правительства, деловые круги, экспортеры и импортеры разных стран относятся к ним  по-разному.  Но  ни

одна страна мира еще не отказалась и не планирует отказываться от подобных  инструментов,  вследствие  чего

они  продолжают  оставаться  актуальными  и  сохранять  свою  роль  в  международной  торговле.  Содержание

понятия  нетарифных  мер  образуют  прежде  всего  любые  распоряжения  центральных   и   местных   властей,

включая методы реализации законов, постановлений и других нормативных актов  (кроме  таможенно-тарифных

мероприятий), воздействующие на экспорт и  импорт  товаров,  объем,  товарную  структуру  внешней  торговли,

цены   и   конкурентоспособность   товаров,   создавая   более   жесткие   условия   для    товаров    иностранного

происхождения по сравнению с товарами национального производства  или  различный  режим  товаров  разных

стран.

Информация о  практикуемых  или  вновь  вводимых  государствами  -  членами  ВТО  мерах  технического

регулирования  крайне  важна  для  неосложненного  хода  международной   торговли.   Получение   сведений   о

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  122 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

техническом  регламенте  какого-либо   члена   ВТО   возможно   через   поиск   уведомления   об   этой   мере   в

общедоступных  базах  данных  ВТО  <1>.  Обзоры  торговой  политики  членов  ВТО   также   являются   ценным

источником информации. Заинтересованные стороны и члены ВТО могут обратиться в  информационный  центр

по техническим барьерам в торговле (enquiry point) соответствующего члена ВТО  для  запроса  дополнительной

информации  по  интересующему  техническому  регламенту.  Кроме  того,  во  время   заседаний   Комитета   по

техническим  барьерам  в  торговле   члены   организации   могут   заявить   о   недостаточной   информации   об

используемых определенным членом ВТО мерах, а также обсудить связанные с торговлей проблемы.

--------------------------------

<1> См.: Системы информации по  техническим  барьерам  в  торговле  (URL:  http://tbtims.wto.org/)  и  база

документов ВТО (URL: http://docsonline.wto.org/gen_home.asp?language=1&=1).

Как справедливо указывается в специальных публикациях, зачастую реальное  влияние  мер  нетарифного

регулирования на торговлю, а также другие затрагиваемые сферы  выявить  достаточно  сложно.  Также  бывает

нелегко определить истинные причины вводимых мер -  действительно  ли  они  вызваны  стремлением  снизить

риски  для  безопасности,  здоровья  людей,   обеспечить   соответствие   стандартам   или   являются   скрытым

инструментом протекционизма, направленным на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Нетарифные меры, связанные с аграрной продукцией: инструменты  безопасности  или  торговые

барьеры?   //   Информационно-аналитический   бюллетень   "Мосты".   2013.   Май.   Вып.   3   (дата   обращения:

19.11.2014).

В  праве   ГАТТ   нетарифные   меры   определяются   как   "любые   действия,   кроме   тарифов,   которые

препятствуют свободному ходу международной торговли" <1>. В определении нетарифных мер, приведенном на

официальном  сайте  ВТО,  уточняется,  что  они  могут  применяться  на  основе  достигнутых  в  рамках  данной

организации  специальных  соглашений  (по  лицензированию   импорта,   защитным   мерам,   антидемпинговым

процедурам,   таможенной   оценке,   стране    происхождения,    по    сельскому    хозяйству,    информационным

технологиям, текстилю, техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам и др.) <2>.

--------------------------------

<1> ISO Catalogue. Geneva, 1978.

<2> См.: WTO Trade Topics. URL: http://www.wto.org/english/tratop_e/markacc_e/markacc_e.htm.

Приведенное  определение  нетарифных  мер  свидетельствует  о  том,  что  использование   чрезвычайно

широкого  подхода  в  интерпретации  понятия  нетарифных  мер  -  не  редкость.  Так,   некоторые   авторы   под

нетарифными   мерами   понимают   "любые   нормативные   акты,   политический   курс   или   другие    действия

правительства,  отличающиеся  от  введения  тарифов  и  оказывающие  влияние  на   ведение   международной

торговли" <1>. Таким образом, получается, что единственным критерием определения нетарифных  мер  служит

допущение обратного: все, что не тариф и оказывает влияние на международную  торговлю,  -  это  нетарифные

меры. На самом деле такое положение вещей  вряд  ли  соответствует  действительности.  Стоит  согласиться  с

авторами,   которые   оценивают    процитированные    высказывания    как    достаточно    распространенные    и

опирающиеся на подход, выраженный в документах международных организаций <2>. В то же время  нельзя  не

заметить, что столь широкая интерпретация нетарифных мер  хотя  и  не  единичное  явление  <3>,  но  все-таки

больше индивидуальное мнение, чем мнение, устоявшееся в науке.

--------------------------------

<1> Griffin R.W., Pustay M.W. International Business: A Managerial Perspective.  4th  ed.  New  Jersey,  2005.  P.

1069.

<2> См.: Трошкина Т.Н.

Указ. соч.

<3> Например, в сущности, из той же идеи опоры на тариф в дифференциации  нетарифных  мер  исходит

А.  Йитс,  который  определяет   их   как   "все   частные   и   правительственные   средства   и   мероприятия,   за

исключением   таможенного   тарифа,   которые   служат   ограничению   размеров,   деформации   структуры    и

направлений мировых потоков товаров и услуг" (Yeats A.J. Trade Barriers facing Developing Countries. University of

Stockholm, 1978. P. 149).

Специалистами указывается, что "нетарифные меры объединяют в себе  многочисленные  инструменты  и

правила регулирования международной торговли, использование которых в  зависимости  от  конкретных  целей

торговой политики может принимать различный характер. Одна и та же мера способна  выступать  и  как  орудие

протекционизма (в этом случае можно  говорить  о  барьерах  и  ограничениях  международной  торговли),  и  как

необходимая административная  мера,  нацеленная  на  обеспечение  безопасности,  защиту  жизни  и  здоровья

граждан, гарантирование права на благоприятную окружающую среду и т.д." <1>.

--------------------------------

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  123 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

<1> Трошкина Т.Н.

Указ. соч.

; о многоплановости протекционистского действия нетарифных мер на импорт

см.: Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М., 2004. С. 51.

Указанный выше подход к определению  нетарифных  мер  воспроизводится  в  российских  и  зарубежных

нормативных и доктринальных источниках. Встречаются определения, в которых к нетарифным относятся меры,

принимаемые как правительством, так и  частным  сектором:  "...все  частные  и  правительственные  средства  и

мероприятия,  за  исключением  таможенного  тарифа,  которые  служат  ограничению   размеров,   деформации

структуры и направлений мировых потоков товаров  и  услуг".  Некоторые  исследователи  особо  отмечают,  что

нетарифные меры могут использоваться для регулирования  не  только  импортных,  но  и  экспортных  поставок

<1>.

--------------------------------

<1> См.: Yeats A.J. Op. cit. P. 149; Bora B., Kuwahara A., Laird S. Quantification of Non-Tariff Measures  /  Policy

Issues in International Trade and Commodities. Study Series N 18. UNCTAD/ITCD/TAB/19. N.Y.; Geneva, 2002. P. 2.

Статьей   20

  Федерального  закона  от  8  декабря   2003   г.   N   164-ФЗ   "Об   основах   государственного

регулирования внешнеторговой деятельности" установлено, что нетарифное  регулирование  внешней  торговли

товарами  может   осуществляться   только   в   случаях,   предусмотренных

ст. ст.  21

 -

24

,

26

 и

27

   настоящего

Федерального  закона,  при  соблюдении  указанных  в  них  требований.  А

ст. 27

  устанавливает   возможности

применения  специальных  защитных,  антидемпинговых  и  компенсационных  мер  при   импорте   товаров   для

защиты экономических интересов российских производителей товаров. В  результате  указанное  использование

специальных  защитных,  антидемпинговых  и  компенсационных  мер  при  ввозе  товаров  образует  запреты   и

ограничения, следовательно, относится к мерам нетарифного регулирования.

Нормы  ГАТТ/ВТО  хотя  и  оперируют  терминами  "нетарифные  меры",   "нетарифные   барьеры",   но   не

формулируют  критериев  для  их  разграничения  либо   дефиниций   <1>.

Статья   XXXVII

  ГАТТ,  посвященная

обязательствам участников, требует от них воздерживаться "от введения или повышения значений  таможенных

пошлин или нетарифных импортных барьеров на товары, экспорт которых в  настоящее  время  или  в  будущем

представляет особый интерес для  менее  развитых  Договаривающихся  Сторон"

(подп. (b) п. 1)

. Помимо этого,

учеными усматривается в документах и практике, а также в доктрине значительное разнообразие  наименований

средств  нетарифного  регулирования,  которые  "чаще  всего  называются  нетарифными  барьерами   (non-tariff

barriers, NTB) или нетарифными ограничениями (non-tariff restraints).  Реже  встречаются  термины  "нетарифные

препятствия" (non-tariff obstacles), "нетарифные искажения" (non-tariff distortions)" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Нетарифные меры, связанные с аграрной продукцией: инструменты  безопасности  или  торговые

барьеры?   //   Информационно-аналитический   бюллетень   "Мосты".   2013.   Май.   Вып.   3   (дата   обращения:

19.11.2014).

<2> Трошкина Т.Н.

Указ. соч.

Виды нетарифных  мер  и  механизмы  нетарифного  регулирования.

 Нетарифные меры  относятся  к

таким средствам ограничений международной торговли, которые, с  одной  стороны,  допустимы,  хотя  иногда  и

ограничены имеющимся многосторонним регулированием, а  с  другой  -  способны  довольно  легко  привести  к

созданию    барьера    для    беспрепятственного    осуществления    операций    в     международной     торговле.

Использование   государствами   в   торговле   мер,   лежащих   за   пределами    тарифного    регулирования,    -

естественный  процесс,  обусловленный  их  интересами  обеспечения   порядка,   надлежащей   организации   и

управления импортом и экспортом,  нужного  уровня  безопасности,  защиты  внутреннего  рынка,  национальной

экономической системы в целом  и  т.д.  Реализация  внутренних  и  внешних  функций  со  стороны  государства

закономерно  требует  введения  разнообразных  мер,  способных   оказывать   воздействие   на   общественные

отношения  в  сферах  производства,  распределения,  обращения,  торговли  и   обмена   в   целях   достижения

соответствующего  вектора  развития  экономики,  политики,  науки,  культуры,  техники,   социального   климата,

окружающей среды и т.п.

Как  правило,  к  нетарифным  мерам  относят  требования  к  таможенной  обработке  (очистке)  товаров  и

представлению   товаров   для   декларирования;   налоги   и   сборы.   Обширную    область    нетарифных    мер

регулирования  торговли   составляют   технические   стандарты,   административные   правила,   санитарные   и

карантинные         формальности;         сфера         валютно-финансовых         отношений         с          отдельными

административно-правовыми  требованиями,  обусловленными   ярко   выраженными   внутригосударственными

интересами  в  подходах  к  валютному  регулированию  и  валютному  контролю;  правовое  положение   (статус)

иностранных физических и юридических лиц, транспортный режим (грузов, судов и иных транспортных средств),

транзит; режим защиты интеллектуальной собственности, вопросы отправления правосудия  (доступ  к  судам  и

арбитражу,  признание  и  исполнение   судебных   и   арбитражных   решений),   отдельные   элементы   режима

дипломатических, консульских и иных представительных служб, визовый режим и другие сферы экономического,

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  124 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)