Файл: Anufrieva_L_P_-_Pravo_VTO_-_teoria_i_praktika_primenenia.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2020

Просмотров: 4439

Скачиваний: 120

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

И последний аргумент учитывает точку зрения развивающихся стран. Их  переговорная  позиция  была  бы

гораздо сильнее в рамках многосторонней основы, такой  как  ВТО,  чем  в  рамках  двусторонних  соглашений  с

какой-либо развитой страной <1>.

--------------------------------

<1> См.: Hoekman B., Saggi K. Op. cit.

Даже если теоретически существуют веские аргументы  в  пользу  международного  соглашения  о  прямых

иностранных   инвестициях,   которое,   вероятно,   улучшило   бы   благосостояние   всей   мировой    экономики,

переговоры об этом не следует проводить в рамках ВТО и связывать их с глобальным процессом переговоров  о

снижении торговых барьеров. Как было сказано ранее, до сих пор все попытки выработать  такое  соглашение  в

рамках  и  за  рамками  ВТО  оканчивались  неудачей.  Действительно,  общая  основа,  охватывающая   прямые

иностранные инвестиции  за  пределами

ТРИМС

, вряд ли будет принята и реализована  сторонами,  такими  как

развивающиеся страны и страны с высоким уровнем дохода, занимающими столь  разные  позиции  по  данному

вопросу.  Поэтому  попытка  распространить  юрисдикцию  ВТО  на  регулирование  инвестиционных  отношений

требует тщательной проработки с учетом уже имеющегося опыта и, скорее всего, займет длительное время <1>.

Российские  авторы,  в  свою  очередь,  проанализировав  непоследовательность  и   противоречивость

ТРИМС

,

склоняются к идее универсального многостороннего инвестиционного соглашения <2>.

--------------------------------

<1> Ibid.

<2> См.: Трапезников В.А. Указ. соч. С. 211, 212.

Что же касается дифференциации мер, несовместимых  с  нормами  и  принципами  права  ВТО,  согласно

ТРИМС

  они  подразделяются  на  две  четко   выраженные   категории:   нарушения   национального   режима   и

нарушения   обязательств

ГАТТ

  по  отмене  количественных  ограничений.  Первую  группу  составляют   меры,

обязывающие  предприятие  (с  инвестиционным  капиталом)  покупать   или   использовать   продукцию   только

местного происхождения,  или  меры,  обязывающие  предприятие  покупать  или  использовать  импортируемую

продукцию в ограниченном объеме, зависящем от количества или  стоимости  местной  продукции,  которую  оно

экспортирует.

К    нарушениям    обязательств

ГАТТ

    по    отмене    количественных    ограничений    относятся    меры,

ограничивающие:  1)  импорт  предприятием  продукции,  имеющей  отношение  к  его   (предприятия)   местному

производству, в общем объеме  или  в  объеме,  зависимом  от  количества  или  стоимости  местной  продукции,

которую  оно  (предприятие)  экспортирует;  2)  импорт  предприятием  продукции,  используемой  или  имеющей

отношение  к  его  (предприятия)  местному  производству,  посредством  ограничения   доступа   предприятия   к

иностранной  валюте  в  объеме,  зависящем   от   поступления   иностранной   валюты,   относимой   к   данному

предприятию;  3)  экспорт  предприятием   продукции   посредством   определения   конкретных   продуктов   или

количества  стоимости  продуктов  либо  посредством  установления  пропорции  к  объему  или   стоимости   его

(предприятия) местного производства.

Действительно,   зачастую    страны    -    импортеры    инвестиций    в    своем    законодательстве    прямо

предусматривают, например, что продукция предприятия с  иностранными  инвестициями  должна  поставляться

(возможно, в обусловленной доле) на внутренний рынок или что в определенной части оборудование или  сырье

для производства на предприятии с участием иностранного капитала должно закупаться  на  внутреннем  рынке.

Такого рода  условия  и  могут  входить  в  противоречие  с  правилами

ГАТТ

  о  либерализации,  о  недопущении

количественных   ограничений   и   проч.    <1>.    Таким    образом,

ТРИМС

    было    инициировано    странами,

заинтересованными в том, чтобы их капиталовложения за рубежом не подпадали под такого  рода  ограничения,

прежде всего развитыми странами - экспортерами инвестиционного капитала. Под инвестиционными  мерами  в

Соглашении

   понимаются   внутринациональные   меры   правового   регулирования,    относящиеся    только    к

иностранным инвестициям и ограничивающие торговые  возможности  свободно  использовать  эти  инвестиции.

Имеются в виду только меры, противоречащие международной торговой системе ВТО, причем направленные не

на  регулирование  торговли  как  таковой,  а  на  регулирование   режима   иностранных   инвестиций,   косвенно

затрагивающих торговлю.

--------------------------------

<1>  См.:  Тарасов  О.А.  Принцип  национального  режима:  сущность,  практика  и  значение   в   контексте

вступления России во Всемирную торговую организацию: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 107.

Как неоднократно подчеркивалось ранее, такие меры могут привести к нарушениям  любых  условий

ГАТТ

,

но прежде всего к нарушению национального режима и запрета количественных ограничений  <1>.  Речь  идет  о

том, что на основе принципа национального режима государства обязаны устранить дискриминацию,  установив

такое положение для иностранных лиц, которое свойственно для  их  собственных  субъектов  права.  При  этом,

однако,    допускаются    некоторые    ограничения    <2>.     Вводя     меры     подобного     характера     в     своей

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  110 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

внутригосударственной сфере, государства по-разному могут формулировать  соответствующие  требования.  В

частности,  до  вступления  в  ВТО  Российская  Федерация,   не   будучи   связанной   международно-правовыми

обязательствами, обусловленными членством в организации, располагала своим законодательством  в  области

иностранного инвестирования, которое значительно расходилось с нормами ВТО и конкретно ТРИМС.

--------------------------------

<1> См.: Вельяминов Г.М.

Международное право: опыты

. С. 380.

<2> См.: Ануфриева Л.П., Спектор А.А.

Указ. соч.

Так, Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о  разделе  продукции"  (в  ред.

Федеральных  законов  от  7  января  1999  г.

N  19-ФЗ

 и от 6  июня  2003  г.

N  65-ФЗ

)   <1>   предусматривались

обязательства инвестора  по  предоставлению  российским  юридическим  лицам  преимущественного  права  на

участие в работах по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или  в  ином  качестве  на

основании договоров (контрактов)  с  инвесторами;  по  привлечению  к  ведению  работ  и  в  целом  реализации

соглашений работников - граждан РФ с установлением количественных  пределов  (не  менее  чем  80%  состава

всех  привлеченных  работников);   по   приобретению   необходимого   оборудования,   технических   средств   и

материалов российского происхождения (в объеме не менее 70% общей стоимости  приобретенных  объемов,  в

том числе по договорам аренды, лизинга  и  по  иным  основаниям)  (

ст. 7

 "Условия  выполнения  работ").  Затем

содержание  статьи  было  дополнено  следующим   текстом:   "Положения   настоящей   статьи,   вступающие   в

противоречие с принципами Всемирной торговой организации, в случае присоединения Российской Федерации к

Всемирной  торговой  организации  теряют  свою  силу  или  должны  быть  приведены  в  соответствие  с  этими

принципами  в  сроки  и  порядке,  которые  предусмотрены  документами  Всемирной  торговой   организации   и

соглашением о вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию". Здесь  важно  указать,

что  в

Перечне

    специфических    обязательств    Российской     Федерации     по     услугам     ("горизонтальные

обязательства"),  который  содержится   в   приложении   к

Протоколу

  о  присоединении  к   соглашениям   ВТО,

установлены  следующие  ограничения   национального   режима   применительно   к   соглашениям   о   разделе

продукции в отношении разведки, разработки и добычи минеральных ресурсов:

--------------------------------

<1> См. этот акт в ред. Федеральных законов от 7 января 1999 г.

N 19-ФЗ

, от 18 июня 2001 г.

N 75-ФЗ

, от 6

июня 2003  г.

N  65-ФЗ

, от 29 июня  2004  г.

N  58-ФЗ

, от 29 декабря  2004  г.

N  199-ФЗ

, от 30 декабря  2008  г.

N

309-ФЗ

, от 19 мая 2010 г.

N 89-ФЗ

, от 19 июля 2011 г.

N 248-ФЗ

.

российские юридические лица имеют преимущественное  право  на  участие  в  реализации  соглашения  о

разделе продукции в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или  в  ином  качестве  по  соглашениям

(контрактам) с инвесторами;

не менее 80% всего нанятого персонала, привлеченного к реализации  соглашения  о  разделе  продукции,

должны  быть  гражданами  РФ.  Между  тем  в

п.  1071

  Доклада  рабочей  группы  указано,  что  в  случае,  если

действующие  соглашения  о  разделе  продукции  будут  подвергнуты  новации  и  (или)  продлены,   Российская

Федерация должна взять  на  себя  обязательства  устранить  любые  положения,  противоречащие

ТРИМС

 <1>.

Кроме того, как следует из

п. 1070

 Доклада, Федеральный

закон

 N 225-ФЗ применялся к соглашениям о разделе

продукции, заключенным до его вступления в  силу,  только  в  той  мере,  чтобы  не  допустить  коллизий  между

нормами  закона  и  положениями  соглашений  о  разделе  продукции.  Кроме  того,  в  соглашениях   о   разделе

продукции, которые были  заключены  до  вступления  в  силу  Федерального

закона

 N 225-ФЗ,  не  содержалось

требований о местной составляющей или экспортных параметров.  Правда,  два  из  соглашений  ("Сахалин-2"  и

"Харягинское") имели рекомендации, относящиеся к использованию российского  оборудования,  но  ни  одно  из

них   не   предусматривало   штрафных   санкций   или   неустойки   за   то,   что   инвестор   не   следовал   таким

рекомендациям.

--------------------------------

<1> См. также

п. п. 1063

 -

1070

 Доклада.

Комментируя общее положение в связи с затронутыми проблемами, целесообразно  сослаться  на  мнение

В.М.  Шумилова,  согласно  которому  "системные  обязательства,  которые  приняла  Россия,   как   правило,   не

выходят за рамки стандартных  обязательств  ВТО.  Россия  не  взяла  на  себя  обязательства  по  обеспечению

доступа к своим природным ресурсам, к трубопроводному транспорту, по выравниванию внутренних  и  мировых

цен  на  ресурсы,  в  том  числе  на  газ,  по  разделению  госкомпаний,   открыть   недискриминационный   доступ

иностранных товаров к госзакупкам, присоединиться к

Соглашению

 ВТО по торговле гражданской авиатехникой.

Для    реализации    некоторых    обязательств    предусмотрены    переходные    периоды    (для    гармонизации

железнодорожных тарифов и т.п.)" <1>.

--------------------------------

<1> Шумилов В.М.

Феномен права ВТО

 и законодательство России. С. 88 - 106.

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  111 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

Исходя из изложенного закономерен вывод, что действительно принцип  национального  режима  "красной

нитью" проходит через  все  основные  документы  ВТО  и  вместе  с  принципом  наиболее  благоприятствуемой

нации  является  ключевым  принципом  системы  ВТО.  Однако  этот  принцип  имеет  разный  правовой  объем,

устанавливает разные правовые нормы для участников  различных  соглашений  ВТО.  Так,  например,  принцип

национального режима  в

ГАТС

, в отличие от

ГАТТ

, распространен на сферу услуг и на поставщиков  услуг,  при

этом в

ГАТС

 он сравнительно более ограничен, поскольку допускает  условия  и  ограничения,  которые  каждый

участник

ГАТС

 может указывать в перечне конкретных обязательств <1>.

--------------------------------

<1> См.: Тарасов О.А. Указ. соч. С. 109.

Некоторые  ученые  приходят  к   обобщающему   заключению   о   том,   что   зачастую   провозглашаемые

достижения, прежде всего в рамках ВТО, в части свободы, либерализации торговли фактически  еще  далеки  от

действительно справедливого, равного режима для всех  участников  мировых  торговых  отношений,  очевидно,

еще  долго  недостижимого  в  условиях  огромных  диспропорций  экономического  развития  и   благосостояния

отдельных  государств,  для  чего  недостаточно  декларации  так  называемой  глобализации,  а  тем  более   ее

реальных успехов, далеко не пропорциональных интересам всех стран <1>.

--------------------------------

<1> См.: Вельяминов Г.М.

Международное право: опыты

. С. 114.

Иначе говоря, в  самой  общей  форме

ТРИМС

 запрещает любые  меры  страны  -  импортера  инвестиций,

которые предписывали бы  предприятиям  с  иностранным  капиталом  приобретать  или  использовать  в  своей

деятельности  только  местную  продукцию  либо  импортировать  иностранную  продукцию  или  экспортировать

собственную продукцию в той или иной зависимости  в  пропорции  к  собственному  производству,  собственной

валютной выручке и т.п. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гордеев И. Указ. соч.

Г.М.   Вельяминов   пишет:   "Возвращаясь   к    оценкам    ТРИМС,    можно    отметить    очевидность    его

геоэкономического и социального эффекта. Во имя основополагающей  парадигмы  ВТО  (свобода  конкуренции)

на государства - импортеры инвестиций были наложены запреты  стимулирования  (национальной  экономики.  -

Л.А.) посредством использования концепции "performance requirements", т.е. развития национальной экономики с

помощью иностранных инвестиций.

Вместе с тем что касается  значения

ТРИМС

 для выравнивания уровней экономического развития в  мире,

то  стоит  согласиться,   что   оно   было   явно   контрпродуктивно"   <1>.   Современный   экономический   кризис

демонстрирует,  кроме  прочего,  что  полная  и  бесконтрольная  свободная  конкуренция   (во   многих   случаях

реально оборачивающаяся монополией сильного) не является всеобщим и универсальным благом.

--------------------------------

<1> Вельяминов Г.М. Политика, право и международные инвестиции // Правовые аспекты  инвестиционных

договоров: Сб. ст. / Под ред. А. Алиева, С. Крупко, А. Трунка. М., 2012. С. 15.

Не случайно против применения

ТРИМС

 с самого начала его принятия выступали многие  развивающиеся

страны. Акцент в их реакции, как подчеркивалось ранее, был направлен на отрицательные последствия данного

Соглашения

 для экономики в целом и уровня занятости.

В целом стоит сказать, что при  реализации

Соглашения

 по ТРИМС развивающиеся страны столкнулись  с

разными  проблемами,  к  которым  стоит  отнести  в  том  числе  трудности,  связанные   с   определением   мер,

относящихся к сфере применения  данного

Соглашения

, а также с обеспечением своевременного  уведомления

ВТО о них.

4. Функциональная структура права ВТО

4.1. Тарифное регулирование

В  интенсивном  развитии  международной  торговли  во  второй  половине  XX  в.  может   быть   выделена

преимущественная   черта,   обусловленная    реализацией    одного    из    ведущих    принципов    современного

международного  торгового  права  -  принципа  либерализации   торговых   отношений.   Вообще   все   развитие

международной  торговли  и  ее  правового  фундамента  характеризуется  борьбой  и   сосуществованием   двух

противоположных  тенденций,  а  также,  соответственно,  и  принципов  регулирования:  либерализма  (свободы

торговли) и протекционизма. Французские авторы  Д.  Карро  и  П.  Жюйар  пишут:  "Развитие  правового  режима

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  112 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

международной торговли всегда происходило в диапазоне между  либерализацией  и  интервенционизмом  (или

протекционизмом), в зависимости от доминирующих доктрин  и  государственных  концепций,  касающихся  роли

государства в этой сфере" <1>.  Американский  исследователь  международной  торговли  и  права  ВТО  К.  Ван

Грасстек подчеркивает, что главной идеей XX  в.,  ставшей  самой  важной  для  международного  правопорядка,

явилось понимание того, что страны могут извлекать обоюдные выгоды из состояния большей свободы  рынков.

Политические деятели, указывает он, не будут принимать решения по либерализации рынка до тех пор, пока  не

поверят, что и в индивидуальных, и в коллективных интересах их стран предоставить такие возможности,  чтобы

реализовывались  преимущества  международного  разделения  труда,  основанные  на  сравнимых   масштабах

выгоды и экономии <2>. По его мнению, Г. Гроций,  который  является  основателем  доктрины  международного

права  в  целом,  будучи   "адвокатом"   принципа   "свободы   морей",   внес   свой   первый   вклад   в   традиции

фритредерства (свободы торговли. - Л. А.).  Создавая  свои  сочинения  в  период,  когда  международное  право

было  более  чаянием,  нежели  фактом  реальности,  он  основывал  свои  аргументы  в  значительной  мере  на

существовании естественного права. Его труд "О праве  войны  и  праве  мира"  (1625)  положил  начало  теории

экономического рационализма "свободного рынка". Некоторые его современники -  политические  комментаторы

схожим образом доказывали, что свобода торговли осуществляет  мирное  воздействие  на  страны,  ассоциируя

открытый рынок с миром и защитой от войны <3>.

--------------------------------

<1> Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 3 и след.

<2> См.: Grasstek C. Van. Op. cit. P. 4.

<3> Ibid. P. 7.

Таким образом, свобода торговли и принцип либерализации многосторонней торговли в

ГАТТ

 и праве ВТО

явились итогом исторически  объективного  хода  развития  человеческого  общества  и  международного  права.

Однако  видение  указанного  принципа  и  его   реализации   в   рамках   международных   торговых   отношений

складывалось   по-разному   со   стороны   различных   государств   и   их   объединений.   Как   пишет   один    из

представителей   торгового   департамента   США,   "различия   между   подходами   ЕС    и    США    к    торговой

либерализации   могут   быть   прослежены   на   примерах   несовпадений   их   внутригосударственного   опыта.

Экономическая интеграция первоначально была мотивацией для объединения в обоих случаях, но  возникала  в

разные  исторические  периоды  и  протекала  с  разными  темпами.  В  Америке  она   была   достигнута   "одним

прыжком", когда

Конституция

 1787 г. запретила внутренние барьеры в торговле и  установила  единый  внешний

тариф. Процесс интеграции в Европе шел гораздо медленнее и политически труднее. Достигнув  общего  рынка,

страны Европы стали даже большими защитниками либерализма, нежели их партнеры из Соединенных Штатов.

Многие  европейские  политические  деятели  рассматривали  экономическую  интеграцию   на   международном

уровне в качестве естественного результата прогресса на базе  региональных  достижений.  Те  же  инициативы,

полагали они,  что  способствовали  обеспечению  мира  и  процветанию  европейского  континента,  могут  быть

перенесены на масштаб мирового порядка" <1>.

--------------------------------

<1> Grasstek C. Van. Op. cit. P. 14.

Несмотря  на   достаточно   последовательную   реализацию   в   рамках   ВТО   принципа   либерализации

международной торговли по  все  расширяющемуся  кругу  направлений,  формирование  глобального  торгового

режима протекает, как  справедливо  утверждают  отечественные  авторы,  весьма  сложно  и  противоречиво,  в

международной  торговой  системе   возникают   новые   явления.   "Это   отражает   объективно   существующие

различия в национальных  экономических  интересах  стран  и  новые  противоречия,  возникающие  уже  в  ходе

самого процесса глобализации. Проявлением противоречий в позициях стран - участниц ВТО по  либерализации

современной международной торговли является так называемый новый протекционизм и стремление некоторых

стран-участниц  ориентироваться  в  большей  степени  на  двусторонние  и  региональные  соглашения  вопреки

базовым соглашениям в рамках ВТО" <1>.

--------------------------------

<1> Долгов С.И. Глобализация экономики. Новое слово  или  новое  явление.  М.,  2009.  С.  207  -  209;  см.

также: Рустамова И.Т. Роль ВТО в унификации норм внешней торговли // Таможенное дело. 2012. N 2. С. 29 - 34.

Вместе с тем в той мере,  в  какой  можно  говорить  о  возникновении,  становлении  и  развитии  принципа

либерализации как свершившегося факта международной торговли на современном этапе, он связывается всем

своим существом  с

ГАТТ

, правом ВТО,  поскольку  непосредственно  вытекает  из  целей  и  положений

ГАТТ

, а

затем  последующих  соглашений  пакета  соглашений  ВТО.   По   мнению   В.М.   Шумилова,   данный   принцип

раскрывают  следующие  права  и  обязанности   субъектов   международного   права:   обязанность   государств

устранять препятствия в международной торговле, не устанавливать запрещений и ограничений на  импорт  или

экспорт  иных,  кроме  таможенных  пошлин,  налогов,  сборов;  не  применять   ограничения,   несовместимые   с

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  113 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

правилами

ГАТТ

 (standstill), и устранять  ограничения,  противоречащие  правилам

ГАТТ

 (rollback);  обязанность

снижать  уровень  таможенного  обложения  импортируемых  товаров,  а  также  не   применять   к   иностранным

товарам   ставки   внутреннего   налогообложения,    имеющие    дискриминационный,    протекционистский    или

фискальный характер; право государств на встречное понижение ставок таможенных  пошлин;  право  требовать

устранения незаконных запрещений и ограничений, а также право на применение контрмер; право на  участие  в

выработке мер в целях  устранения  препятствий  в  МТ  (международной  торговле.  -  Л.А)"  <1>.  В  цитируемой

работе  автора  также  подчеркивается  сохранение  вплоть  до  сего   времени   в   том,   что   касается   доступа

иностранных товаров на национальные рынки, двух тенденций:

либерализации и протекционизма

.

--------------------------------

<1> Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. С. 129 - 130.

В  соответствии  с  вышеуказанным  принцип   либерализации   международной   торговли,   встроенный   в

систему  права  ВТО,  защищается  в  ней  различными  средствами.  Так,   неотъемлемым   обязательством   по

вступлению в ВТО каждого члена является неуклонное следование  актам  ВТО,  особенно  в  том,  что  касается

неизменности курса либерализации. В соглашениях о вступлении в ВТО предусмотрен "тест  на  необходимость"

для национальных законов. Иными словами, национальные законы могут "ограничивать торговлю не более,  чем

необходимо" <1>. Страна, вступившая в ВТО, уже не сможет, как суверенное государство, просто изменить свою

политику, отказаться от обязательств в одностороннем  порядке.  Изменение  условий  либерализации  торговли

возможно  только  через  три  года  после  вступления  в  силу  договоров  и  лишь  после  выплаты  компенсаций

торговым   партнерам,   понесшим   убытки,   а   также   возможных   огромных   штрафных   санкций    в    случае

национализации какого-то сектора экономики <2>.

--------------------------------

<1> См.: WTO  Secretariat:  Necessity  in  the  WTO.  URL:  http://ictsd.org/downloads/2008/04/nectest.pdf;  WTO

Secretariat: Application of the necessity test. URL: http://www.ratical.org/co-globalize/gatsdocs.pdf.

<2> См. об этом: Митин А.Н.

Право ВТО

 в контексте диверсификации международного права // Российский

юридический журнал. 2013. N 4. С. 30 - 33.

Реализация принципа либерализации, с одной стороны, и протекционизма (защиты национального  рынка)

- с другой, опосредствуется государствами - участниками международной торговли в закрепленных  нормативно

тарифных и  нетарифных

 мерах <1>. В немецких изданиях  по  международному  праву  формулируется  даже

особый принцип -

принцип допустимости только тарифных ограничений  (tariffs  only)

, предметом которого

является "ограничение торгово-политических мер защиты таможенными пошлинами и  запрещение  нетарифных

торговых ограничений" <2>.

--------------------------------

<1> Развернутую расшифровку значения термина "тариф" дает  Энциклопедический  словарь  Брокгауза  и

Ефрона:   слово   "тариф"    происходит    от    названия    небольшого    городка    Tarifa,    Андалузия,    Испания,

расположенного  в  южной  оконечности  Европейского  материка   близ   самого   узкого   места   Гибралтарского

пролива. Во время владычества над обоими берегами пролива  арабы  взимали  в  Тарифе  по  особой  таблице

сбор со всех судов,  проходивших  через  пролив,  соответственно  качеству  и  количеству  груза.  Впоследствии

таблицы для взимания разного рода сборов, в том числе таможенных, стали применяться и  в  других  странах  и

слово  "тариф"  вошло  во  всеобщее  употребление.  Тариф  таможенный   представляет   собой   роспись   всех

товаров, на которые установлены ввозные и вывозные таможенные пошлины  с  указанием  размера  обложения

(см.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 64. М., 1993. С. 641, 642).

<2> Витцтум В.Г. и др.

Указ. соч.

 С. 673.

Тарифные   и   нетарифные   меры   оформляются   как   актами   внутригосударственного   права,    так    и

международно-правовыми договорами и иными документами, в том числе в рамках ВТО. По  мнению  некоторых

исследователей права  ВТО,  "идея  создания  глобального  единого  экономического  пространства,  из  которой

исходит современный международный экономический порядок, реализуется  через  принцип  свободы  торговли,

устранение  нетарифных  барьеров,   согласованное   снижение   ставок   таможенных   пошлин   до   их   полной

ликвидации. С  учетом  этого  регулирование  импорта  путем  прямого  установления  количественных  объемов

ввоза практически во всех основных государствах - участниках МТ (международной  торговли.  -  Л.А.)  заменено

или заменяется на  таможенно-тарифное  регулирование  товаропотоков.  Таможенно-тарифное  регулирование

несет фискальные и/или защитные функции" <1>.

--------------------------------

<1>

Там же

.

В  частности,  в  число  160  обязательств  Российской  Федерации,  предусмотренных  в

параграфе   1450

Доклада рабочей группы  по  присоединению  России  к  Всемирной  торговой  организации,  ссылка  на  который

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  114 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)