Файл: Anufrieva_L_P_-_Pravo_VTO_-_teoria_i_praktika_primenenia.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2020

Просмотров: 4435

Скачиваний: 120

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

торговле: AIDCP не квалифицируется  международным  органом  по  стандартизации  для  целей

Соглашения

 по

техническим барьерам в торговле, так как членство в AIDCP не является открытым. Следовательно,  третейская

группа также ошиблась и в том, что сертификация и  символ  "безопасно  для  дельфинов"  AIDCP  представляет

собой   "соответствующий   международный   стандарт"   по   смыслу

Соглашения

  по  техническим  барьерам  в

торговле <3>.

--------------------------------

<1>   Подробное   освещение   дела   см.:   Гиршович    М.Г.

Толкование      международных       договоров

апелляционным органом Всемирной торговой организации // Реформы и право. 2013. N 1. С. 53 - 69.

<2> Appellate Body Report. U. S. - Tuna II (Mexico). Paras. 346, 347.

<3> Appellate Body Report. U. S. - Tuna II (Mexico). Paras. 349 - 358, 360 - 365, 372 - 379, 399.  См.:  Уилки  М.

Маркировка    продукции    из    тунца     в     ВТО:     действительно     ли     "безопасно     для     дельфинов"?     //

Информационно-аналитический бюллетень "Мосты". 2012. Окт. Вып. 4 (дата обращения: 19.11.2014);  см.  также:

Гиршович М.Г.

Указ. соч.

Апелляционный   орган   ВТО    признал    используемый    США    символ    "безопасно    для    дельфинов"

дискриминирующим мексиканскую продукцию и нарушающим правила ВТО. В  то  же  время  была  отвергнута  и

позиция Мексики относительно того, что стандарт, предусмотренный в  AIDCP,  является  недискриминационной

альтернативной мерой, в которой отсутствуют обозначенные апелляционным  органом  проблемы,  поскольку,  в

отличие от США, которые предъявляют определенные требования к методам рыбной ловли в  качестве  условия

для использования официального символа "безопасно для дельфинов", правила AIDCP содержат  требование  о

предоставлении сертификата, подтверждающего, что дельфины не были убиты  или  ранены  во  время  каждого

отдельного улова <1>. В откликах на решение апелляционного органа, вынесенное 16 мая  2012  г.,  отмечается,

что оно "было тут же  раскритиковано  экологами  и  защитниками  прав  потребителей,  которые  увидели  в  нем

посягательство  на  возможности  США  защищать  дельфинов.  Однако  при  более  пристальном  рассмотрении

оказалось, что апелляционный орган в значительной  степени  согласился  с  аргументами  экологических  групп,

выступающих в защиту дельфинов. Критика ВТО касалась  не  высоких  стандартов  в  отношении  мексиканских

товаров,  а  применения  низких   стандартов   по   отношению   ко   всей   другой   продукции   из   тунца.   Члены

апелляционного органа особенно критиковали низкий уровень технического регламента  США,  поскольку  он  не

может гарантировать, что немексиканские  товары,  имеющие  право  на  маркировку  символом  "безопасно  для

дельфинов",  действительно  изготовлены  из   тунца,   который   был   выловлен   безопасным   для   дельфинов

способом.  Кроме  того,  апелляционный  орган  представил  важные  ориентиры  в  применении   права   ВТО   в

отношении маркировки товаров и технических регламентов" <2>.  Нетрудно  увидеть,  что  решение  по  данному

делу апелляционного органа или некоторые заключения третейской  группы  идут  гораздо  дальше  для  защиты

морской среды и ее обитателей, в частности безопасности  дельфинов,  чем  об  этом  можно  судить  с  первого

взгляда, когда формулировались окончательные выводы по делу. Как справедливо полагает М. Уилки, "отвергая

предложенную  альтернативную  меру,  апелляционный  орган  лишил  Мексику   надежды   получить   реальные

выгоды от своей победы в этом споре, поскольку другие альтернативы предполагают  увеличение  требований  к

промыслу  тунца  за  пределами  ВТТ  вместо  снижения  стандартов   для   Мексики.   Посредством   увеличения

стандартов  для  методов  рыболовства,  которые  могут  причинить  особый  вред  дельфинам,  США  могли   бы

скорректировать свою меру, устранив дискриминацию. "Мониторинг рисков для дельфинов, которые возникают в

результате использования различных методов рыболовства, за исключением установки неводов на  дельфинов,

может вестись лишь при введении дополнительного субстантивного требования - что ни  один  дельфин  не  был

убит или серьезно ранен в неводе, которым был  выловлен  тунец",  -  отметили  члены  апелляционного  органа.

Апелляционный орган особо подчеркнул, что необходимо ввести дополнительное регулирование таких  методов

рыбной ловли,  как  использование  устройств  для  привлечения  рыбы  (FAD)  -  плавающих  объектов,  которые

специально спроектированы и размещаются  в  океане  для  привлечения  тунца.  "Использование  кошельковых

неводов, или FAD, может привести в некоторых случаях к существенному увеличению непреднамеренной  ловли

дельфинов", - указывается в докладе третейской группы" <3>.

--------------------------------

<1> Appellate Body Report. U. S. - Tuna II (Mexico). Para. 399.

<2> Уилки М. Указ. соч.

<3> Там же. С. 26.

Соглашение

  по   применению   санитарных   и   фитосанитарных   мер.

Соглашение

  по   применению

санитарных и фитосанитарных мер ставит перед государствами - членами  ВТО  цель  создать  многостороннюю

систему правил и дисциплин, регулирующих разработку, принятие и применение санитарных и  фитосанитарных

мер, чтобы свести к минимуму  их  негативное  воздействие  на  торговлю,  признавая  при  этом  важный  вклад,

который  могут  внести  при  этом  международные  стандарты,  руководства  и   рекомендации;   способствовать

использованию согласованных санитарных и фитосанитарных мер  между  членами  на  основе  международных

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  130 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

стандартов, руководств и рекомендаций,  разработанных  соответствующими  международными  организациями,

включая   Комиссию   Кодекс    Алиментариус,    Международное    бюро    по    эпизоотии    и    соответствующие

международные и региональные  организации,  действующие  в  рамках  Международной  конвенции  по  защите

растений, без предъявления при этом  членам  требований  внести  изменения  в  их  соответствующий  уровень

охраны жизни или здоровья людей, животных или растений.  Поскольку  члены  -  развивающиеся  страны  могут

сталкиваться   с   особыми   трудностями    в    плане    соблюдения    санитарных    или    фитосанитарных    мер

импортирующих  членов  и,  как  следствие,  в  плане  доступа  к  рынкам,   а   также   выработки   и   применения

санитарных  или  фитосанитарных  мер  в  пределах  своих  территорий  и  желая  помочь   им   в   их   усилиях,

Соглашение

 исходит из стремления членов ВТО разработать  правила  для  применения  положений

ГАТТ-1994

,

которые имеют отношение к использованию санитарных или фитосанитарных мер, в особенности положений

ст.

XX (b)

.

Соглашение

  применяется  ко  всем  санитарным  и  фитосанитарным  мерам,  которые  могут   прямо   или

косвенно оказывать негативное воздействие на международную  торговлю.  Разработка  таких  мер  подчиняется

положениям  Соглашения

(ст. 1)

. Для целей адекватного толкования  и  применения  Соглашения  используются

определения,   согласованные   в   отдельном   документе    (

приложении    А

  к  Соглашению).

Пунктом  4  ст.  1

Соглашения  особо  акцентируется,  что  ничто  не  затрагивает  прав  членов,   вытекающих   из

Соглашения

 по

техническим  барьерам  в  торговле  в   отношении   мер,   выходящих   за   рамки

Соглашения

  по   применению

санитарных и фитосанитарных мер.

В  перечень  основных  прав  и  обязанностей  стран  -  членов  ВТО  в  затронутой  области  входят:  право

вводить санитарные и фитосанитарные меры, необходимые для защиты жизни или  здоровья  людей,  животных

или  растений,  при  условии,  что  такие   меры   не   противоречат   положениям   анализируемого

Соглашения

;

обеспечение того, чтобы любая санитарная или  фитосанитарная  мера  применялась  только  в  той  степени,  в

которой это необходимо для охраны жизни  или  здоровья  людей,  животных  или  растений,  была  основана  на

научных принципах и не оставалась в силе без достаточного  научного  обоснования,  за  исключением  случаев,

предусмотренных  в

п. 7 ст. 5

; соблюдение того, чтобы  санитарные  или  фитосанитарные  меры  государств  не

служили средством произвольной или неоправданной дискриминации между членами,  в  которых  преобладают

идентичные или схожие условия, включая их собственную территорию и территорию других членов.

При определении основных  прав  и  обязательств  сторон  по

Соглашению

 по применению  санитарных  и

фитосанитарных мер в документе предусматривается право государств вводить санитарные и  фитосанитарные

меры, необходимые для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений  с  учетом  требования,  что

такие меры не противоречат положениям  Соглашения

(ст. 2)

. Подчеркнем, однако, что предметом  специальной

оговорки выступает обязанность применять любую санитарную или фитосанитарную меру только в той  степени,

в какой это необходимо для охраны жизни или здоровья людей, животных или растений, и следить за тем, чтобы

она была основана на научных принципах и не оставалась в  силе  без  достаточного  научного  обоснования,  за

исключением случаев,  предусмотренных  в

Соглашении

 <1>. Так же как и в случае с  техническим  барьерами  в

торговле, Соглашение по применению санитарных  и  фитосанитарных  мер  содержит

приложение А

, в котором

даны определения, необходимые в ходе применения санитарных и фитосанитарных  мер.  Государства  -  члены

ВТО обеспечивают, чтобы их санитарные или фитосанитарные меры не служили  средством  произвольной  или

неоправданной  дискриминации  между  членами,  в  которых  преобладают  идентичные  или   схожие   условия,

включая их собственную территорию  и  территорию  других  членов.  Санитарные  и  фитосанитарные  меры  не

применяются таким способом, который являлся бы скрытым ограничением  международной  торговли

(п. 3 ст. 2)

.

В силу

п. 4 ст. 2

 Соглашения установленные государствами-участниками санитарные  и  фитосанитарные  меры

считаются  находящимися   в   соответствии   с   обязательствами   членов,   предусмотренными   положениями

ГАТТ-1994

, и не противоречащими праву ВТО,  если  они  имеют  отношение  к  использованию  санитарных  или

фитосанитарных мер согласно положениям

ст. XX (b)

.

--------------------------------

<1>

Пункт 7 ст. 5

 Соглашения гласит: "В случаях, когда соответствующее  научное  обоснование  является

недостаточным,  любой  член  может  временно  ввести   санитарные   или   фитосанитарные   меры   на   основе

имеющейся надлежащей информации, включая информацию, полученную от соответствующих  международных

организаций, а также информацию о санитарных или фитосанитарных  мерах,  применяемых  другими  членами.

При подобных обстоятельствах  члены  стремятся  получить  дополнительную  информацию,  необходимую  для

более объективной оценки риска,  и,  соответственно,  пересмотреть  санитарную  или  фитосанитарную  меру  в

течение разумного периода времени".

В отдельную позицию в рассматриваемом Соглашении выделена  обязанность  участников

Соглашения

 по

гармонизации   фитосанитарных   мер

(ст.  3)

,  в  рамках  которой  особо   подчеркиваются   необходимость   ее

проведения на более широкой основе и учет международных стандартов, руководств и  рекомендаций  в  случае

их наличия, если в

Соглашении

, и в особенности в

п. 3 ст. 3

, не предусмотрено иное.

В отличие от

Соглашения

 по техническим барьерам в  торговле

Соглашение

 по применению санитарных и

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  131 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

фитосанитарных  мер  непосредственно  определяет  конкретные  организации,  принимающие  международные

стандарты, что является конкретным содействием в установлении  нормативного  содержания  соответствующих

положений в процессе разрешения споров. Во  всяком  случае  при  отсутствии  подобного  указания  на  органы,

полномочные  вырабатывать  международные  стандарты,  практика  разрешения  споров  в  рамках   ОРС   ВТО

вынуждена   сталкиваться   с   большими   трудностями   при   толковании   норм   применимых   международных

договоров. Об этом свидетельствует рассмотрение вышеупомянутого дела  о  маркировке  продукции  из  тунца,

когда апелляционный орган, решая вопрос, является ли специальный символ AICP "безопасно  для  дельфинов"

международным  стандартом,  а  орган,   его   принявший,   -   международной   организацией   или   органом   по

стандартизации  в  смысле

Соглашения

 по техническим барьерам в торговле,  указал  на  то,  что  последнее  не

содержит искомого перечня международных организаций <1>.

--------------------------------

<1> Appellate Body Report. U. S. - Tuna II (Mexico). Para. 379.

Между тем среди таких организаций, деятельности которых по разработке  и  периодическому  пересмотру

стандартов,  руководств  и  рекомендаций  в  отношении  всех  аспектов  санитарных  или  фитосанитарных  мер

должны содействовать государства-члены, упомянуты: Комиссия  Кодекс  Алиментариус,  Международное  бюро

по эпизоотии, а также международные  и  региональные  организации,  действующие  в  рамках  Международной

конвенции  по  защите  растений.   Соответствующая   деятельность   по   взаимодействию   с   международными

организациями возложена  на  Комитет  по  санитарным  и  фитосанитарным  мерам,  предусмотренный  в

ст. 12

Соглашения, который  разрабатывает  процедуру  наблюдения  за  процессом  международной  гармонизации  и

координирует эту работу с соответствующими международными организациями

(п. 5 ст. 3)

.

Члены  ВТО  праве  вводить  или  сохранять  в  силе  санитарные   или   фитосанитарные   меры,   которые

обеспечивают   более   высокий   уровень   санитарной   или   фитосанитарной   защиты,   чем   меры    на    базе

соответствующих международных стандартов, руководств или  рекомендаций,  если  имеется  соответствующее

научное обоснование или если член  определяет,  что  этот  уровень  санитарной  или  фитосанитарной  защиты

является  надлежащим  согласно  соответствующим   положениям

п. п. 1

 -

8 ст. 5

 Соглашения  по  применению

санитарных и фитосанитарных мер. Несмотря на вышеизложенное, все меры, приводящие к уровню санитарной

или фитосанитарной защиты, отличному от  того,  который  достигался  бы  с  помощью  мер,  принятых  на  базе

международных  стандартов,  руководств   или   рекомендаций,   не   должны   противоречить   любому   другому

положению этого  Соглашения.  В  нем  уточняется,  что  для  целей  понимания

п. 3 ст. 3

  научное  обоснование

присутствует в том случае, если на основе изучения и оценки имеющейся научной информации,  согласующейся

с  соответствующими  положениями

Соглашения

, член установит,  что  международных  стандартов,  руководств

или  рекомендаций

недостаточно

  для  достижения  надлежащего  уровня   санитарной   или   фитосанитарной

защиты.

Вопрос о  достаточности  или  недостаточности  научного  обоснования  нередко  вызывает  трудности  при

толковании норм

Соглашения

 по применению санитарных и фитосанитарных мер  в  процессе  разбирательстве

спора. В решении по делу "Япония - Сельскохозяйственная продукция II"  апелляционный  орган  установил,  что

положения

ст. 5.7

  применимы  при  удовлетворении  четырех  кумулятивных  требований:  1)  соответствующее

научное  обоснование  недостаточно;  2)  мера  принята   на   основании   имеющейся   и   относящейся   к   делу

информации; 3)  страна-член  принимает  меры  к  получению  дополнительной  информации,  необходимой  для

более объективной  оценки  риска;  4)  страна-член  проводит  пересмотр  введенных  мер  в  течение  разумного

периода времени <1>.

--------------------------------

<1> Japan - Measures Affecting Agricultural Products. WT/DS76/AB/R. Adopted 19 March 1999. Para. 89.

4.3. Антидемпинговое регулирование

Приступая  к   освещению   данного   аспекта,   важно   подчеркнуть,   что   сам   термин   "антидемпинговое

регулирование"   не   является   "легальным",   т.е.   зафиксированным   нормативно,   а   выступает   в   качестве

доктринального  понятия.  В  отличие  от  явлений  "валютное  регулирование"  и  "таможенное   регулирование",

известных как  национальному  (например,  российскому)  законодательству,  так  и  международно-договорному

закреплению <1>, термин "антидемпинговое регулирование" не присутствует в предписаниях ВТО в  противовес,

скажем, термину "антидемпинговая мера/антидемпинговые меры".

--------------------------------

<1> В частности, хотя  в  Федеральном

законе

 "О валютном регулировании и  валютном  контроле"  термин

"валютное регулирование"  не  сопровождается  легальной  дефиницией,  он  присутствует  в  правовой  системе

России и означает базовое  легальное  понятие;  в  Таможенном

кодексе

 Таможенного союза  ЕврАзЭС  понятие

"таможенное регулирование" присутствует эксплицитно и исчерпывающим образом раскрывается в  дефиниции:

в

ст. 1

  под  таможенным  регулированием   понимается   "правовое   регулирование   отношений,   связанных   с

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  132 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их  перевозкой  по  единой  таможенной

территории    Таможенного    союза    под    таможенным    контролем,    временным    хранением,     таможенным

декларированием,  выпуском  и  использованием  в  соответствии  с  таможенными  процедурами,   проведением

таможенного  контроля,  уплатой  таможенных  платежей,  а  также  властных  отношений  между   таможенными

органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными  товарами"  (СПС

"КонсультантПлюс").

Вместе с тем как собирательное понятие термин "антидемпинговое регулирование" широко используется в

теории и практике  международной  торговли.  Целесообразность  ракурса  исследования  именно  через  призму

явления  антидемпингового  регулирования,  а  не   просто   обращение   к   термину   "антидемпинговые   меры",

означающему легальное понятие, демонстрирует в своей работе А.А. Ялбулганов. "Во-первых, -  пишет  автор,  -

оно позволяет нам комплексно взглянуть на исследуемую проблему, вычленить институциональную, правовую и

функциональную    составляющие    антидемпинговой    политики,    выявить    и    проанализировать    принципы

антидемпингового  регулирования,   проанализировать   все   стадии   антидемпингового   процесса.   Во-вторых,

исследование правовых основ антидемпингового регулирования предполагает сопоставление антидемпингового

инструментария  с  иными  защитными  мерами,  применяемыми  в  практике  Российской  Федерации   и   других

государств  -  участников   Таможенного   союза   ЕврАзЭС   (компенсационными   и   специальными   защитными

мерами). В-третьих, для  полноценного  исследования  антидемпингового  регулирования  необходимо  провести

сравнительный анализ антидемпингового законодательства в Таможенном союзе ЕврАзЭС/ЕАЭС  (Евразийского

экономического союза)  с  аналогичным  законодательством  Европейского  союза,  США,  Китая  и  др.  Наконец,

исследование антидемпингового регулирования по  сравнению  с  антидемпинговыми  мерами  позволяет  более

точно сделать акцент на  отдельных  инструментах  антидемпинговой  политики,  которые  в  конечном  счете  не

всегда приводят к применению собственно антидемпинговых мер" <1>.

--------------------------------

<1> Ялбулганов А.А.

Антидемпинговая пошлина и антидемпинговые процедуры

. М., 2013. С. 6.

Антидемпинговое  регулирование  и  вообще  вопрос  о  системе  защитных  мер  национального   рынка   в

современных условиях роста взаимозависимости национальных экономик  государств,  усиления  конкуренции  в

экономических отношениях и особенно в международной торговле становится  все  более  и  более  актуальным.

Для Российской Федерации значение антидемпингового регулирования проявляется в двух аспектах: во-первых,

в рамках ее членства в ВТО, а во-вторых, в связи с участием в реализации евразийской интеграции.

Кроме того, роль инструментов рыночного взаимодействия в хозяйственной сфере с другими  участниками

международного сотрудничества познается в последние годы на практике непосредственно с помощью  ведения

торговли в рамках Таможенного союза трех государств, а сегодня и в несравненно более  широком  масштабе  в

связи с членством в ВТО. К  тому  же  регулирование  защитных,  компенсационных  и  специальных  мер,  в  том

числе  антидемпинга,  присущее  ВТО,  проникает  в  национальные  правопорядки  государств,   формально   не

связанных членством в ВТО. Что же касается Таможенного союза (а в ближайшем будущем - ЕАЭС),  то  в  силу

Договора

  о  Евразийском  экономическом  союзе  от  29  мая  2014  г.  установлена  юридическая   связь   между

регулированием  ЕАЭС  и  ВТО  через

Протокол

  о  функционировании  Евразийского  экономического  союза   в

рамках  многосторонней  торговой  системы  и  конкретно  благодаря  сохранению  действия  в  рамках  Союза  с

применением  к  соответствующим  отношениям

Договора

 о  функционировании  Таможенного  союза  в  рамках

многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 г.  Тем  самым  антидемпинговые  правила  ВТО  приобретают

куда более распространенные масштабы.

Антидемпинговое     регулирование     представляется     весьма     динамично     развивающейся     частью

международного торгового права, прогрессирующей во многом именно  благодаря  нормам

ГАТТ

 и права ВТО, а

также их восприятию системами предписаний, действующих в интеграционных объединениях.  Это  происходило

и происходит посредством реализации правил,  предусмотренных  в

ГАТТ

, а затем посредством  развертывания

целой системы правового  регулирования  в  соглашениях  ВТО.  В  течение  менее  чем  70  лет  регламентация

антидемпинга  в   рамках   ГАТТ/ВТО   прошла   путь   от   единичных   случаев   установления   в   национальном

законодательстве  отдельных  государств  спорадически   появляющихся   правил   о   мерах   недобросовестной

конкуренции   (демпинге)   до    закрепления    комплекса    соответствующих    предписаний    в    универсальном

международном договоре. Однако меры  борьбы  с  демпингом  затрагивают  как  внутригосударственную,  так  и

внешнеэкономическую  деятельность.  Выходя  за  рамки  права  ВТО,  т.е.,   говоря   вообще,   антидемпинговое

регулирование, можно определить как совокупность урегулированных национальным и международным  правом

действий  государства,  направленных  против  продажи  экспортных   товаров   на   мировом   рынке   по   ценам

существенно ниже внутренних цен в стране-производителе.

Если раньше лишь  немногие  государства  обеспечивали  правовое  закрепление  борьбы  с  демпингом  и

устанавливали соответствующие преграды, позволяющие бороться с ним путем или сдерживания,  или  попыток

устранения или нейтрализации с помощью введения особых механизмов и средств (антидемпинговых мер), то  в

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  133 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

настоящее  время,  в  условиях  глобализации,  большинство  стран  мира  принимает   на   себя   обязательство

соблюдать  международный  антидемпинговый  правопорядок,  предполагающий  прежде  всего   отрицательное

отношение к демпингу.

В XX в. стала очевидна необходимость единообразного применения мер борьбы с демпингом, несмотря на

расхождения в законодательных и доктринальных подходах  к  антидемпинговому  регулированию  в  различных

государствах мира. Не зря ныне существующие интеграционные организации стремятся создать такие правовые

основы,   которые   соответствуют   унифицированным    правилам

ГАТТ

  и   Антидемпингового

кодекса

. Так,  в

Таможенном союзе трех государств - Беларуси, Казахстана и России - задача  антидемпингового  регулирования

решена  в

Соглашении

  о  применении  специальных  защитных,  антидемпинговых  и  компенсационных  мер  по

отношению к третьим странам от 25 января 2008  г.  (в  ред.  от  18  октября  2011  г.)  <1>.  Вместе  с  тем  после

вступления в силу

Договора

 о Евразийском экономическом союзе в части  применения  специальных  защитных,

антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к  третьим  странам  действуют  его  положения  <2>,  в

которых  отражены  все  главные  подходы  к   антидемпинговому   регулированию,   свойственные   праву   ВТО.

Регламентация антидемпинговых мер свойственна и праву ЕС,  осуществляемая  на  основе

Регламента

 Совета

(ЕС) от 30 ноября 2009 г. N 1225/2009 о  защите  от  демпингового  импорта  из  стран,  не  являющихся  членами

Европейского сообщества <3>. В дополнение к антидемпинговым мерам в ЕС  принят

Регламент

 Совета (ЕС) от

11  июня  2009  г.  N  597/2009  о  защите   от   субсидируемого   импорта   из   стран,   не   являющихся   членами

Европейского сообщества <4>, в котором сформированы меры противодействия незаконным субсидиям.

--------------------------------

<1>   Изменения,   внесенные

Протоколом

 от 18 октября 2011  г.,  вступили  в  силу  с  6  мая  2013  г.  (см.:

официальный    сайт    Евразийской     экономической     комиссии.     URL:

http://www.tsouz.ru/,     официальный

интернет-портал  правовой  информации.  URL: http://www.pravo.gov.ru) и временно применялись  с  18  октября

2011 г. (Бюллетень международных  договоров.  2012.  N  6).

Соглашение

 утрачивает силу с даты  вступления  в

силу

Договора

 о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (СПС "КонсультантПлюс").

<2>  См.:  приложение  N  8  к  Договору  о  Евразийском  экономическом   союзе:

Протокол

  о  применении

специальных защитных, антидемпинговых и  компенсационных  мер  по  отношению  к  третьим  странам  //  СПС

"КонсультантПлюс".

<3> Council Regulation (EC) N 1225/2009 of 30 November  2009  on  Protection  Against  Dumped  Imports  from

Countries Not Members of the European Community // OJ L 343. 22.12.2009. P. 51.

<4> Council  Regulation  (EC)  N  597/2009  of  11  June  2009  on  Protection  Against  Subsidised  Imports  from

Countries Not Members of the European Community // OJ L 188. 18.07.2009. P. 93.

Изменение социально-экономических и политических условий мироустройства повлекло за собой  и  смену

концептуальных воззрений на то иное явление. Так,  в  российской  литературе  указывается,  что  "в  начале  XX

века, на заре антидемпингового регулирования и формирования  антидемпингового  законодательства,  демпинг

понимался  как  такая  внешнеторговая  деятельность,  при  которой  конкретный   товар   продавался   в   стране

производителя  по  ценам  более  высоким,  чем  при  его  вывозе  за  границу.  Такая  торговая   практика   была

направлена  в  первую  очередь  на  захват  и  удержание  новых  зарубежных  рынков   сбыта.   Таким   образом,

демпинговый импорт представлял собой мощный инструмент конкурентной борьбы во внешней торговле" <1>. В

то же время, как верно отмечается другим автором, "низкие  экспортные  цены  не  всегда  являются  синонимом

демпинга. Выход на внешние  рынки  практически  всегда  предполагает  ценовые  уступки;  без  них  выходить  с

новым товаром на иностранные рынки - занятие бессмысленное" <2>.

--------------------------------

<1> Ялбулганов А.А.

Антидемпинговая пошлина и антидемпинговые процедуры

. С. 4.

<2>   Козырин   А.Н.,   Шепенко   Р.А.   Конкуренция    на    международных    рынках    и    антидемпинговое

регулирование. М., 1999. С. 24.

В связи с этим обращают на себя внимание глубокие по значимости наблюдения французского мыслителя

и философа Ш.  Монтескье,  который  подчеркивал:  "Истинная  польза  народа  требует,  чтобы  он  без  важных

причин не устранял ни одного народа от торговли со своею  страной.  Японцы  торгуют  лишь  с  двумя  нациями:

китайской и голландской, и китайцы выручают с них по тысяче процентов на сто на сахаре и иногда столько же  -

на полученном за него в обмен товаре. Почти такие же прибыли получают и голландцы.  Всякий  народ,  который

пожелает следовать правилам  японцев,  будет  неизбежно  обманут.  Справедливая  цена  товаров  и  истинное

отношение между ними устанавливаются только конкуренцией" <1>.

--------------------------------

<1> Монтескье Ш.Л. О духе законов. М., 1999. С. 286.

Борьба с  демпингом,  а  значит,  и  недобросовестной  конкуренцией  в  торговле,  составляющая  предмет

антидемпингового регулирования, совмещает  в  себе  не  только  учет  экономических  принципов  торговли  как

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  134 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)