Файл: Anufrieva_L_P_-_Pravo_VTO_-_teoria_i_praktika_primenenia.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2020

Просмотров: 4434

Скачиваний: 120

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

части  хозяйственной  деятельности  государств,  но  и  правовые  механизмы  и  средства.   Как   отмечает   Р.А.

Шепенко, цитируя авторов статьи "Демпинг, антидемпинг и антитраст", "в дополнение к аргументам грабежа  или

монополизации,   "адвокаты"   антидемпинговой   политики   также    утверждают,    что    антидемпинг    является

справедливой попыткой  правительства  страны-импортера  компенсировать  ограничения  в  доступе  на  рынок,

существующие в стране-экспортере, что  лежит  в  основе  способности  таких  фирм  демпинговать"  <1>.  Такие

ограничения  могут  состоять  из   импортных   барьеров,   но   могут   отражать   и   отсутствие   или   недействие

законодательства о конкуренции в стране-экспортере. Это составляет основу ответа на вопрос: почему  демпинг

рассматривается  как  нечестная  торговая   практика?   Так,   в   Соединенных   Штатах   заявляли,   что   слабое

антитрестовское законодательство Японии позволяет японским фирмам тайно сговариваться, поднимать цены и

использовать  часть  от  полученных  доходов  для  перекрестного  субсидирования  товаров,   продаваемых   на

иностранных рынках <2>.

--------------------------------

<1> Hoekman B., Mavroidis P. Dumping, Antidumping and Antitrust // JWT. 1996. Vol.  30.  N  1.  P.  29  (цит.  по:

Шепенко   Р.А.

Антидемпинговый      процесс.      Источники      права

    (статья    подготовлена    для    системы

"КонсультантПлюс", 2001)).

<2> Ibid.

Центральным вопросом антидемпингового регулирования выступает понятие демпинга,  а  в  его  рамках  -

определение демпинга. Семантически слово "демпинг" происходит от английского глагола "to dump"  и  в  общем

значении переводится на русский язык как "сбрасывать", "занижать что-либо".  В  юридическом  языке  "демпинг"

(dumping)  обычно  подразумевает  "вывоз  товара  по  бросовым  ценам"  <1>.  Так,  в  соответствии  с  Большой

советской   энциклопедией   "демпинг"   -   "продажа   товаров    монополиями,    фирмами,    не    связанными    с

производством, или правительственными организациями на внешних рынках по бросовым ценам, т.е.  по  ценам

ниже издержек производства" <2>. При более  развернутом  толковании  понятия  "демпинг"  уточняется,  что  он

означает: а) продажу товаров по более низким ценам, чем сумма средних за продолжительный период издержек

производства  и  транспортных  расходов;  б)  продажу  товаров  на  экспортных   рынках   по   ценам   ниже   цен

внутреннего   рынка   на   сопоставимую   продукцию;   просто   продажу   по   цене,   с   которой    производители

страны-импортера не могут конкурировать <3>.

--------------------------------

<1> Пивовар А.Г., Осипов В.И. Англо-русский юридический словарь: право и экономика. 2-е изд. М., 2006.

<2> Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1972. Т. 8. С. 84.

<3> См.: Толковый словарь / Общ. ред. И. Осадчей. М., 2000.

По мнению представителей французской доктрины, "демпинг - это явление давнее и сложное.  В  случае  с

демпингом речь идет, как правило, о ценовой дискриминации: один и  тот  же  продукт  продается  на  различных

национальных рынках по разным ценам без экономического и коммерческого обоснования. Чаще всего  демпинг

означает, что предприятие продает товар на  иностранном  рынке  по  цене  ниже  той,  которая  превалирует  на

внутреннем рынке. Демпинг, как правило,  осуждается  за  то,  что  связан  с  неблагоприятным  распределением

ресурсов  между  государством-экспортером  и  государством-импортером.  В  то  же  время   своими   "сбитыми"

ценами он благоприятен потребителям, хотя и наносит ущерб местным  производителям.  Таким  образом,  тема

демпинга всегда требует деликатного экономического анализа" <1>.

--------------------------------

<1> Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 203.

В свете этого явление демпинга представляет собой один из  способов  конкурентной  борьбы  <1>,  целью

которого,  как  правило,  является  завоевание  рынка,  вытеснение  конкурентов  и   достижение   экономических

преимуществ в  конкретном  государстве  или  регионе,  который,  однако,  содержит  в  себе  элементы  если  не

противоправности (вытекающей из нормативного запрещения), то по крайней мере осуждения  в  качестве  меры

недобросовестной  конкуренции  в  международной  торговле.  В  частности,  в

ст. VI

  ГАТТ  закреплен  базовый

принцип современного антидемпингового регулирования: "Договаривающиеся Стороны  признают,  что  демпинг,

при котором товары одной страны  поступают  на  рынок  другой  страны  по  цене  ниже  нормальной  стоимости

товаров,  должен  подлежать  осуждению,  если  он  причиняет  или  угрожает  причинить  материальный   ущерб

промышленности,  созданной   на   территории   Договаривающейся   Стороны,   или   материально   сдерживает

создание отечественной промышленности".

--------------------------------

<1> Некоторые авторы возражают С.А. Паращук,  А.Н.  Варламовой,  А.Н.  Козырину,  Р.А.  Шепенко  и  др.,

относящим  демпинг  к  недобросовестной  конкуренции,  и  считают  это  весьма  спорным,   обосновывая   свою

позицию тем, что антидемпинговые меры осуществляются  вне  предметного  поля  законодательства  о  защите

конкуренции,  хотя  и  связаны  с  последним  (см.:  Городов   О.А.

Недобросовестная      конкуренция

: теория  и

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  135 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

правоприменительная  практика.  М.,  2008.  С.  21).  В  связи   с   этим,   не   собираясь   особенно   вдаваться   в

подробности контраргументации, целесообразно все же заметить, что для квалификации явления вряд ли важна

область нахождения регуляторов (в данном случае, по мнению оппонентов,  рамки

законодательства о защите

конкуренции

), гораздо  более  принципиальным  выглядит

характер  регулируемого   предмета

 (демпинг  как

запрещенное средство завоевания рынка).

Крупные специалисты в области международного торгового права  и  конкретно  права  ВТО,  французские

авторы Д. Карро  и  П.  Жюйар  видят  в  приведенных  формулировках

ст. VI

 ГАТТ  сдержанность  в  отношении

демпинга и отмечают, что она объясняется двумя причинами: "Первая имеет юридическую природу и  связана  с

происхождением нечестной  практики:  такой  практикой  занимаются  предприятия,  а

ГАТТ-47

 - это  соглашение

межправительственное. Запрет демпинга, нацеленный на юридических лиц как дестинаторов, с необходимостью

должен был бы иметь прямое действие. Этого не хотелось, поэтому взамен была введена  система  таможенных

репрессалий посредством  использования  антидемпинговых  пошлин...  Вторая  причина  имеет  экономическую

природу и связана с реальной  проблемой  констатации  ситуации  демпинга,  не  говоря  уже  об  общих  спорах,

касающихся наличия или отсутствия ущерба от демпинга" <1>.

--------------------------------

<1> Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 204 - 205.

Разносторонний характер и многообразие форм демпинга демонстрируются  его  видами  по  современной

классификации.    Следует    упомянуть,    что    Технический    подкомитет    при    подготовке    проекта    Устава

Международной  торговой  организации  привел  четыре  типа  демпинга:  ценовой,  демпинг  услуг,  обменный  и

социальный демпинг. Юридическая наука и позитивное право в этом плане  предлагают  большее  разнообразие

видов демпинга. Например, выделяется

монопольный

 демпинг, "характеризующийся тем, что предприятие или

группа предприятий, занимая монопольное положение в своей стране, продают за рубеж производимые  товары

по  ценам  ниже  тех,  которые  они  применяют   на   внутреннем   рынке.   Монопольное   положение   позволяет

предприятию фиксировать внутренние цены  на  уровне,  покрывающем  глобальные  издержки  производства,  и

таким образом применять при экспорте цены ниже себестоимости товара" <1>.

--------------------------------

<1> Козырин А.Н., Шепенко Р.А. Указ. соч. С. 24.

Если продажа товара по заниженным ценам обусловлена высокой производительностью  труда  благодаря

применению  современных  передовых  технологий,  имеет  место

технологический

 демпинг.  При

социальном

демпинге низкие цены обусловлены низким  уровнем  заработной  платы  и  невысокими  стандартами  в  стране

производителя товара. И.И. Дюмулен отмечает, что США и Евросоюз пытаются ввести в правовую систему  ВТО

понятие

экологического

  демпинга,  когда  обвинения  в  экологическом  демпинге  выдвигаются  в   отношении

предприятий,  не  имеющих  природоохранной  защиты  и  в   силу   этого   производящих   товары   с   меньшими

издержками, чем предприятия, оборудованные средствами экологической защиты <1>.

--------------------------------

<1> См.: Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация от "А" до "Я": Терминологический справочник.  М.,

2006. С. 44.

Различают

налоговый

 демпинг,  источником  которого  становятся  налоговые  льготы,  устанавливаемые

отдельными налоговыми юрисдикциями <1>. Особенностью

валютного

 демпинга является то, что товары могут

продаваться на внешних рынках по ценам, которые  даже  превышают  цены  на  этот  же  товар  на  внутреннем

рынке <2>. Как отмечает И.С. Потапов, валютный демпинг представляет собой экспорт товаров  по  ценам  ниже

цен конкурентов за  счет  использования  экспортером  дополнительной  прибыли,  получаемой  от  обесценения

валюты в результате ее девальвации <3>.  В

п. 1

 Пояснительных замечаний и дополнительных положений  к

ст.

VI

 ГАТТ-1947 фигурирует

скрытый

 демпинг. Несмотря на то что любой демпинг оперирует понятием  сравнения

цен, в данном случае ценовой признак представлен в качестве основного:  "Скрытый  демпинг,  осуществляемый

связанными между собой фирмами (т.е. продажа импортером по цене ниже той, по которой выставлен  ему  счет

экспортером,   с   которым   связан   импортер,   а   также   ниже   цены,   существующей   в    стране-экспортере),

представляет собой вид ценового демпинга, в отношении которого демпинговая  маржа  может  быть  исчислена

на  базе  цены,   по   которой   товары   перепродаются   импортером".   Однако   далее   в

статье

    указываются

осложняющие квалификацию  скрытого  демпинга  обстоятельства:  "Признается,  что  в  отношении  импорта  из

страны с полной или в существенных чертах полной монополией на ее торговлю, в которой все внутренние цены

устанавливаются государством, могут существовать особые трудности при  определении  сравнимости  цен  для

целей

пункта 1

, и  в  таких  случаях  импортирующие  Договаривающиеся  Стороны  могут  найти  необходимым

принимать во внимание возможность  того,  что  строгое  сравнение  с  внутренними  ценами  в  такой  стране  не

всегда может оказаться подходящим".

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  136 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

--------------------------------

<1>  См.:  Ялбулганов   А.А.

Антидемпинговые     меры

:    международно-правовое,    наднациональное    и

национальное регулирование // Реформы и право. 2014. N 1. С. 25.

<2> Там же.

<3> См.: Потапов И.С. Внешняя торговля капиталистических стран. М., 1973. С. 116.

Коль скоро демпинг,  как  это  было  показано  выше,  есть  явление,  имманентно  присущее  конкурентной

борьбе за положение на рынке в международной  торговле,  основная  задача  торговой  организации  или  иного

объединения   государств   -   ВТО   или   интеграционного   образования   -   соединить    усилия    в    выработке

противодействия ему. Именно эту роль  выполняет  антидемпинговое  регулирование  в  деятельности  ВТО,  ЕС

или ЕАЭС.

Попытки по определению содержания термина  и  формулированию  понятия  "демпинг"  применительно  к

международной торговле были осуществлены во время первой сессии Подготовительного  комитета  в  Лондоне

по проекту  устава  Международной  торговой  организации.  Как  отмечалось  ранее,  в  дискуссии  Технического

подкомитета  по  ст.  11  проекта  Устава  Международной  торговой  организации   фигурировали   четыре   типа

демпинга (ценовой, демпинг услуг, обменный и социальный демпинг), причем предусматривалось, что указанная

статья разрешает меры для противодействия первому типу и будет обязывать участников не налагать  пошлины

в отношении остальных трех типов. Такое  понимание  было  подтверждено  и  в  п.  5  доклада  Подкомитета  на

Гаванской конференции <1>.

--------------------------------

<1> См.: Шепенко Р.А. Введение в право ВТО. Курс антидемпингового  регулирования:  Учеб.  пособие.  М.,

2014. С. 61.

Антидемпинговое регулирование  ВТО  представляет  собой  унифицированные  правила,  которые  имеют

целью установление единообразия в правовом регулировании государств-членов и введение тем самым  общих

параметров  в  соответствующих  режимах  международной  торговли.  Нормы   ГАТТ,   посвященные   демпингу,

содержатся в его ст. VI, в  силу

абз. 1

 которой он имеет место, если цена экспортируемого товара  при  обычном

торговом  обороте  ниже  нормальной  цены  на   аналогичный   товар,   предназначенный   для   потребления   в

экспортирующей стране, и вследствие этого причиняется существенный ущерб промышленности на  территории

импортирующего государства. Таким образом, для установления демпинга необходимо провести сравнение цен,

в рамках которого определяется разница между ценой товара  на  внутреннем  рынке  и  экспортной  ценой  <1>.

Однако ГАТТ не регламентирует  методику  расчета  цен,  подлежащих  сравнению,  а  также  не  устанавливает,

какие  конкретные  товары  должны  или  могут  учитываться  при  подобном  сравнении.  В   целях   предметного

урегулирования указанного и других аспектов борьбы с демпингом было  заключено

Соглашение

 по применению

ст. VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г., которое в практике международной торговли и  в

рамках  права  ВТО  стало  именоваться  Антидемпинговым  кодексом  и  характеризуется  в   теории   как   такой

инструмент, который "существенно ограничивает сферу применения демпинговых  мер"  <2>.  В  силу  его

ст. 2.1

"товар рассматривается как являющийся демпинговым, то есть поступивший  на  рынок  другой  страны  по  цене

ниже его нормальной стоимости, если экспортная цена данного товара,  экспортированного  из  одной  страны  в

другую,  ниже  сравнимой  цены  в  обычных  условиях  торговли   на   подобный   товар,   предназначенный   для

потребления в  экспортирующей  стране"  <3>.  Иными  словами,  ключевым  обстоятельством  в  этом  является

наличие экспортно-импортных операций между участниками торговли двух или более договаривающихся сторон

(имеются в  виду  участники

ГАТТ

 и члены ВТО в целом). Как  подчеркивалось  ранее,  для  установления  факта

демпинга принципиально сравнение экспортной и внутренней цены на товар (услугу).  Однако  при  образовании

объединений  интеграционного  типа  (зоны  свободной  торговли,  таможенного  союза,  общего  рынка,  единого

экономического  пространства  и  т.д.)  операции,  совершаемые  между  участниками   экономического   оборота

внутри  объединения,  не  считаются  международными  в  привычном   смысле   этого   слова.   Соответственно,

положения

ГАТТ

 и  Антидемпингового

кодекса

 не распространяются на обменные  операции,  в  других  случаях

подлежащие  квалификации  в  качестве  экспорта  товаров,  в  отношении   демпинга   в   рамках   региональных

интеграционных  организаций,  поскольку  они  рассматриваются  как  внутренние  для  конкретной   таможенной

территории (интеграционного образования).

--------------------------------

<1> Vermulst/Komuro. Anti-Dumping Disputes in the GATT/WTO // JWT. 1997. Vol. 37. N 1. P. 5.

<2> Подробнее см.: Palmeter D. A Commentary on the WTO-Anti-Dumping Code // JWT. 1996. Vol. 30.  N  4.  P.

43.

<3> Agreement on Implementation  of  Article  VI  of  the  GATT  1994  //  The  Results  of  the  Uruguay  round  of

Multilateral Trade Negotiations.  Geneva,  1994.  P.  168.

Соглашение

 1994 г. - это третье по  счету  соглашение  об

интерпретации

ст. VI

 ГАТТ, до этого действовали соглашения (Антидемпинговые кодексы) 1967 и 1979 гг.

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  137 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

В  ЕС  регулирование   по   противодействию   демпингу   основано   на   Антидемпинговом

кодексе

 ВТО  и

подчиняется

Регламенту

    Совета    ЕС    1225/2009     <1>.     Материально-правовые     нормы

Регламента

предусматривают:  демпинг  -  это   продажа   на   территории   государств-членов   товаров   из   третьих   стран,

идентичных  или   аналогичных   товарам   ЕС,   ниже   их   "нормальной"   стоимости.   Такая   продажа   наносит

существенный ущерб экономике страны-члена (нескольких стран-членов). Демпинг товаров из третьих  стран  за

определенный период вызывает сокращение производства аналогичных товаров  в  ЕС,  потерю  части  рынка  и

снижение конкурентоспособности предприятий государств - членов ЕС в  данной  отрасли.  Отрасли,  затронутой

демпингом, должен быть причинен существенный ущерб.

--------------------------------

<1>  Official  Journal.   2009,   L.346/11.20.   Русский   текст

Регламента

  1225/2009   см.:   Калиниченко   П.А.

Столкновение и взаимодействие интеграционных пространств в торговле: антидемпинговое право и практика ЕС

в отношениях с Россией и другими странами ЕврАзЭС. М., 2011. С. 85 и след.

В  процессуальном  плане  противодействие   демпингу   основывается   на   антидемпинговой   процедуре,

антидемпинговом расследовании и применении антидемпинговых мер, как это имеет место и  в  других  странах,

основывающих свое законодательство на праве ВТО. Антидемпинговая  процедура  проводится  Еврокомиссией

по ее собственной инициативе или же по ходатайству физических или юридических  лиц  либо  соответствующих

объединений   предпринимателей,   производителей   или   профсоюзов,    представляющих    заинтересованную

отрасль   экономики,   под   которой   понимается   вся    совокупность    производителей,    охватывающая    50%

изготовляемых  в  ЕС   товаров,   подвергшихся   демпингу   из   третьих   стран.   Ходатайство   направляется   в

Еврокомиссию напрямую либо через государственные органы  страны  -  члена  ЕС.  В  этом  документе  должны

быть  указаны   сведения,   подтверждающие   факт   демпинга   и   потенциального   или   уже   нанесенного   им

существенного   ущерба   для   данной   отрасли   экономики,   а   также   причинно-следственная   связь    между

причиненным ущербом и демпингом. Существенным признается ущерб, если увеличение экспорта  демпинговых

товаров из третьих стран за определенный период вызывает сокращение производства  аналогичных  товаров  в

ЕС, потерю части  рынка  и  снижение  конкурентоспособности  предприятий  государств  -  членов  ЕС  в  данной

отрасли. Причинно-следственная связь между демпингом и причиненным им ущербом имеет место при условии,

что рыночное положение данной отрасли ухудшается одновременно  с  увеличением  демпингового  импорта  из

третьих стран. При этом демпинговый импорт не должен  быть  единственной  причиной  ущерба.  Еврокомиссия

проверяет правильность  и  обоснованность  доказательств,  представленных  заявителями.  Но  даже  если  она

сочтет  их  убедительными,  то  основная  процедура  будет   начата   только   тогда,   когда   ходатайство   будет

поддержано производителями, на чью долю приходится 25% всего объема товаров ЕС,  которым  был  причинен

ущерб в связи с демпинговым импортом из третьих стран <1>.

--------------------------------
<1>  См.:  Dony  M.  Droit  de  L'Union

.  Bruxelles,  2010.  P.  658;  см.  также:   Юмашев   Ю.М.

Автономные меры Европейского союза

 по регулированию внешнеэкономических связей // Закон. 2014. N 2. С. 90

- 101.

В зарубежных курсах  по  международному  праву  вопросам  антидемпингового  регулирования  отводится

видное  место.  В  частности,  в  относительно  недавнем   издании   немецких   авторов   отмечается,   что

ГАТТ

предусматривает "юридически обязывающие положения в  отношении  антидемпинговых  мер,  осуществляемых

на национальном и наднациональном уровне. Соответствующие положения регламентируют  в  первую  очередь

борьбу с демпингом. Борьба с демпингом имеет большое  значение  в  международной  торговле  и  на  практике

также  может  приобретать  протекционистский   характер"   <1>.   Трудно   сказать,   что   имеется   в   виду   под

наднациональным характером борьбы с демпингом (скорее всего,  регулирование,  также  гармонизированное  с

правом ВТО, которое существует в ЕС), однако утверждения о том, что борьба с демпингом  может  перерастать

в серьезный протекционизм под маркой установления антидемпинговых мер, не вызывают сомнений.

--------------------------------

<1> Витцтум В.Г. и др.

Указ. соч.

 С. 73.

Справедливость  таких  наблюдений  подтверждается  практикой  ОРС  ВТО,  в  рамках  которой   дела   по

рассмотрению  так  называемых  антидемпинговых  споров  являются  едва  ли  не  самыми   регулярными   <1>.

Примером сказанного является оспаривание ЕС  российских  антидемпинговых  пошлин  на  легкие  автомобили,

импортируемые из  Германии  и  Италии  <2>;  Канадой  -  меры  по  антидемпингу  Китая  в  отношении  импорта

целлюлозной ваты из Канады <3>. На рассмотрении в ВТО  в  настоящее  время  находятся  жалобы  по  поводу

антидемпинговых мер Аргентины, Тайваня,  Индонезии  -  против  ЕС,  Индонезии  -  против  Пакистана  <4>,  что

характеризует   определенную   тенденцию    в    состоянии    международной    торговли    и    антидемпингового

регулирования в рамках ВТО. Дело в том, что если раньше антидемпинговые меры в  основном  использовались

в индустриально  развитых  государствах  (США,  ЕС,  Австралия,  Канада),  то  после  завершения  Уругвайского

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  138 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

раунда такие меры все чаще применяются в практике развивающихся стран <5>.

--------------------------------

<1>  Стоит  особо  отметить,  что  отражением  чрезвычайной  актуальности  и  важности  данного   аспекта

является посвящение в новейшей литературе специальных работ проблематике антидемпинговых  споров.  См.:

Шепенко  Р.А.

Антидемпинговые     прецеденты     ГАТТ/ВТО

 // Закон. 2014. N  6.  С.  144  -  151;  Он  же.  ВТО  и

урегулирование антидемпинговых споров: общая характеристика. С. 322 - 331.

<2> По жалобе DS479 "ЕС против России" 20 октября 2014 г. была назначена третейская группа. См.: URL:

http://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds479_e.htm   (дата    обращения:    24.10.2014).    См.    также:

Кадышева О.В.

Комментарий

 по спору России "Антидемпинговые пошлины  в  отношении  легких  коммерческих

автомобилей из Германии и Италии" // Право ВТО. 2015. N 1. С. 78 - 83.

<3> По состоянию на 15 октября 2014 г. по жалобе  Канады  DS483  ОРС  ВТО  проводились  консультации

между   сторонами.   URL:   http://www.wto.org/english/tratop_e/dis-pu_e/cases_e/ds479_e.htm    (дата    обращения:

24.10.2014).

<4> Там же.

<5> Обзор антидемпинговых мер, применяемых государствами  -  членами  ВТО,  см.:  Витцтум  В.Г.  и  др.

Указ. соч.

 С. 74; Miranda/Torres/Ruiz. The International Use of Antidumping: 1987 - 1997 // JWT. 1998. Vol. 32. N 5.  P.

5.

В целях  демонстрации  указанного  выше  тезиса  о  близости  антидемпингового  регулирования  ЕАЭС  и

права  ВТО  целесообразно  привести  некоторые  предписания,  зафиксированные  в  Договоре  о  Евразийском

экономическом союзе: "Для защиты экономических интересов производителей товаров в Союзе могут вводиться

меры  защиты  внутреннего  рынка  в  отношении  товаров,  происходящих  из   третьих   стран   и   ввозимых   на

таможенную территорию Союза, в виде специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер..."

(п.

1 ст. 48)

. Применению специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры при импорте товара

предшествует расследование, проводимое в соответствии с

приложением N 8

 к Договору.

Защита внутреннего рынка стран Союза с помощью разнообразных мер  подчиняется  аналогичным  праву

ВТО принципам: специальная защитная мера может быть применена к  товару  в  случае,  если  по  результатам

расследования, проведенного органом, осуществляющим расследования, установлено, что импорт этого товара

на  таможенную  территорию  Союза  осуществляется  в   таких   возросших   количествах   (в   абсолютных   или

относительных   показателях   к   общему   объему   производства   в   государствах-членах    аналогичного    или

непосредственно конкурирующего товара) и на таких  условиях,  что  это  причиняет  серьезный  ущерб  отрасли

экономики   государств-членов   или   создает   угрозу   причинения    такого    ущерба    (

п. 1  ст.  49

   Договора).

Антидемпинговая мера может  быть  применена  к  товару,  являющемуся  предметом  демпингового  импорта,  в

случае, если по результатам  расследования,  проведенного  компетентным  органом,  установлено,  что  импорт

такого  товара   на   таможенную   территорию   Союза   причиняет   материальный   ущерб   отрасли   экономики

государств-членов, создает угрозу причинения  такого  ущерба  или  существенно  замедляет  создание  отрасли

экономики государств-членов (

п. 2 ст. 49

 Договора).

В то время как строго юридически в ГАТТ не зафиксирован принципиальный запрет демпинга

(абз. 1 ст. VI)

, следовательно, государства-члены не обязаны запрещать экспорт товаров по  ценам  ниже  рыночных,  тем  не

менее он квалифицируется в качестве  проявления  недобросовестной  конкуренции  и  предусматривается,  что

"демпинг... подлежит осуждению,  если  он  причиняет  или  угрожает  причинить  существенный  ущерб  отрасли

промышленности, созданной на территории договаривающейся стороны, или существенно сдерживает создание

отрасли отечественной  промышленности".  Для  борьбы  с  недобросовестной  конкуренцией,  выражающейся  в

демпинге, государствам предоставляются возможности использования некоторых правомерных средств  борьбы

с  ним.  В   целях   ограничения   конкуренции,   если   таковое   осуществляется   посредством   демпинга,   ГАТТ

предусматривает право государств вводить антидемпинговую пошлину в качестве ответной меры в размере,  не

превышающем    "демпинговой    маржи"     (

абз.  2  ст.  VI

  ГАТТ),  в   случаях,   когда   наносится   ущерб   рынку

страны-импортера. Таким образом, антидемпинговая пошлина служит ответной  мерой  в  отношении  демпинга.

Как  указывается  в  публикациях  на  затронутую  тему,   "предпосылки   для   осуществления   таких   мер   были

конкретизированы и усилены в ходе Уругвайского раунда" <1>.

--------------------------------

<1> Витцтум В.Г. и др.

Указ. соч.

Примечательно, что антидемпинговые меры в международной торговле не могут восприниматься в отрыве

от других сфер ее регулирования. Так, Г.М. Вельяминов, вскрывая принцип недискриминации в  международном

экономическом   праве,   обращает   острие   своей   критики    на    несовершенство    правил,    действующих    в

международной торговле, в  том  числе  в  сфере  регламентации  антидемпинга,  осуществляемого  в  ВТО:  "...к

примеру, при отсутствии у страны этого статуса (рыночной  экономики.  -

Л.А.

) для квалификации ее  экспортных

цен как демпинговых учитываются  не  ее  внутренние  цены,  но  цены  ее  конкурентов,  манипулируя  которыми

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  139 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)