Файл: Anufrieva_L_P_-_Pravo_VTO_-_teoria_i_praktika_primenenia.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2020

Просмотров: 4411

Скачиваний: 120

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Соглашению о ВТО. Однако в случае коллизии между  положением

Соглашения

 о ВТО и положением любого из

многосторонних  торговых  соглашений   в   отношении   указанной   коллизии   имеет   преимущественную   силу

положение Соглашения о ВТО (

п. 3 ст. XVI

 Соглашения о ВТО).

Статья II

 Соглашения о ВТО прямо говорит о  том,  что  многосторонние  торговые  соглашения  "являются

составной частью

Соглашения

 ВТО о создании ВТО" и "обязательны для всех членов". Укреплению целостности

и  единства  системы,  думается,  служит  и  практика  ОРС  ВТО,  которая  в  процессе  толкования   норм   ВТО,

несомненно, исходит из необходимости создавать  единообразие  представлений  о  содержании  тех  или  иных

принципов и норм права ВТО, заложенных в его основу.

В этом плане третейская группа (panel), рассматривавшая дело "Индонезия - автомобили" <1>  в  качестве

первой  инстанции,  подчеркнула  в  своем  докладе,   что   придание   торговым   соглашениям   статуса   части

Соглашения

 о ВТО было направлено на предотвращение  конфликта  между  различными  частями  права  ВТО,

поскольку разные соглашения имеют  разный  объем  действия  и  применяются  в  различных  обстоятельствах.

Апелляционный орган также в  нескольких  своих  решениях  напомнил  членам,  что  для  них  обязательны  все

положения права  ВТО:  "Право  ВТО  фактически  составляет  единый  договор,  установивший  организованный

правопорядок".  Жюри  в  докладе  по  делу  "США  -  Раздел  301"  подтвердило   существование   правопорядка

ГАТТ/ВТО  и  даже  заявило  о  непосредственном  влиянии  этого  правопорядка  на  положение  юридических  и

физических лиц, так  как  иногда  законодательство  государств-членов  может  быть  расценено  как  нарушение

договора, если оно оказывает заметный "охлаждающий эффект" на экономическую активность этих лиц <2>.

--------------------------------

<1> Indonesia-Autos. URL: http://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds54_e.htm  (дата  обращения:

25.10.2014).

<2> См. об этом: Малянова А.Н. Становление и развитие права Всемирной торговой  организации:  Дис.  ...

канд. юрид. наук. М., 2008. С. 69.

Сущность явления  "право  ВТО"  заключается  в  диалектически  присущих  ему  свойствах  -  способности

выступать  в  качестве  целостной   "регулирующей   подсистемы"   международного   торгового   права,   которая

благодаря  специфическим  инструментам,  заложенным  в  правовые  основы  организации   (ВТО,   а   ранее   в

функционирование многостороннего соглашения -

ГАТТ

), обладает характерными чертами, отличающими его от

других составных частей международного торгового права и в целом международного экономического права, а в

силу "родовой" принадлежности к системе международного права - внутренней общностью с ним.

Говоря о соотношении права  ВТО  с  международным  торговым  правом,  оправданно,  с  одной  стороны,

проводить  безусловную   дифференциацию   между   ними,   а   с   другой   -   помещать   право   ВТО   в   рамки

международного   торгового   права   как   подотрасли   международного   экономического   права,    отводя    ему

центральное место, во-первых,  и  квалифицируя  его  в  качестве  института  международного  торгового  права,

во-вторых.  Трудно  не  заметить  несомненное  разрастание  права  ВТО   за   счет   прежде   всего   увеличения

численного состава организации. Это дает повод для чрезвычайной генерализации суждений,  будто  бы  "право

ВТО становится ядром всей правовой надстройки в международной торговой системе" <1>. В связи с этим стоит

высказать лишь одну мысль: право ВТО, конечно же, оказывает влияние на  установление  определенных  основ

правопорядка за рамками ВТО, но не может быть перенесено на всю мировую торговую систему.

--------------------------------

<1> См.: Шумилов В. Международное экономическое право: Учебник.  3-е  изд.  Ростов  н/Д,  2003.  С.  384,

385.

В заключение важно подчеркнуть, что сегодня Устав ООН и  общеобязательные  универсальные  ценности

международного сообщества (в частности,  основные  принципы  международного  права),  которым  не  должны

противоречить другие международно-правовые нормы, включая нормы специальных режимов, рассматриваются

как  единый  комплекс  норм.   Вследствие   этого   закономерен   подход   к   праву   ВТО   как   к   неотъемлемой

составляющей  данной  системы,  т.е.  международного  права  в  целом  и  международного  торгового  права   в

частности, вбирающей в себя все присущие ей закономерности, признаки, а также особенности. Иными словами,

изначально присутствующими в праве ВТО следует считать качества, определяющие международное право  как

таковое, специфические же черты, характеризующие его функционирование, применение и развитие  для  целей

регулирования международной торговли в рамках международной организации - ВТО, - вторичными. Кроме того,

появление в международной правовой системе права  ВТО  (а  также  "права  МВФ"  или  "права  МВФ  -  МБРР",

"права ЕС", "права СНГ" или "права ЕАЭС"  и  т.п.)  выступает  современным  порождением  процессов  развития

системы международного права, проходящих параллельно с феноменами интеграции и глобализации.

Глава III. СТРУКТУРА И СИСТЕМА ПРАВА ВТО

1. Общие положения, касающиеся структуры и системы права ВТО

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  35 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

Определение структуры права ВТО зависит прежде всего  от  методологических  принципов  исследования

данного феномена и взгляда  на  его  сущность,  которые  и  будут  детерминировать  выявление  его  составных

частей. С позиций системного анализа раскрытие понятия "право ВТО" будет  подчиняться  общим  требованиям

подхода  к  категории  "система"  как  таковой  и  заключаться   в   установлении   качеств   самостоятельности   и

взаимодействия входящих в нее компонентов, как это происходит вообще  во  всех  случаях,  когда  речь  идет  о

системах в принципе <1>. При лапидарном изложении  вопроса  о  системе  права  (и  даже

правовой  системе,

несмотря на то что, разумеется, никоим образом нельзя ставить между ними знак равенства)  в  какой  бы  то  ни

было  конфигурации  следует  подчеркнуть:  абстракция  "система",  будучи  единением  перечисленных  и  иных

предметов,  оперирующих  этим  термином,  является  ведущей,   вследствие   чего   любые   категории   должны

восприниматься  именно  с  позиций  обнажения  внутренних  связей  и   единства   составляющих   компонентов

системы, как это изначально детерминируется философским смыслом опорного термина.  Безусловно,  важен  и

содержательный аспект понятия. Возможны различные варианты аналитических подходов  к  явлению  "система

права" <2>. Так, теоретики права рассматривают категорию  "система  права"  преимущественно  с  нормативной

стороны и указывают, что она служит "для  выражения  подразделений,  связей  и  единства  правовых  норм,  их

внутренних  взаимозависимостей  и  системы  в  целом"  <3>.   Еще   один   подход   заключается   в   логической

интерпретации  разбираемой  категории,  который  опосредствуется  выявлением  ее  структуры:  "В  логическом

плане  абстракция  "система  права"  развертывается  в  структурном  понятийном   ряду...   Понятиями   данного

структурного   ряда   выражаются    основания    внутренних    подразделений    совокупности    правовых    норм,

фиксируются  эти  подразделения,  устанавливаются   имманентные   связи   между   ними,   отмечаются   черты

сходства, различия, группировка близких друг к другу  правовых  норм"  <4>.  Наконец,  имеется  агрегированный

подход к категории "система права", который основан на особой  роли  понятий,  раскрывающих  ее  структуру  и

тем самым конкретизирующих  ее  содержание,  с  точки  зрения  их  способности  объединять  категории  общей

теории права и понятия отраслевых наук <5>. Кроме того, по мнению Г.В. Мальцева, можно говорить о правовой

системе и "в широком социокультурном смысле слова" <6>.

--------------------------------

<1> Об основных характеристиках понятий "система" в праве и "система права"  см.:  Васильев  А.М.  Указ.

соч. С. 166 - 168; Пискотин М.И. Система советского права и перспективы ее развития // Советское государство и

право. 1982. N 8; см. также: Ануфриева Л.П. Соотношение  международного  и  международного  частного  права

(правовые категории).

<2>     См.:     Ануфриева     Л.П.     Понятия     "система     права",      "международно-правовая      система",

"национально-правовая система" в науке международного права // Вопросы правоведения.  2013.  N  1.  С.  128  -

143.

<3> Васильев А.М. Указ. соч. С. 166.

<4> Васильев А.М. Указ. соч. С. 166.

<5> Там же. С. 167.

<6> См. об этом: Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999. С.  7.  Здесь,  как  видим,

наблюдается сходство с вышеприведенной позицией М.И. Пискотина.

Закономерно,   что   в   данной   работе   мы   придерживаемся   точки   зрения   по   затронутому    аспекту,

объединяющей структурный, логический и "агрегированный" подходы, которая была сформулирована выше. Как

вытекает из предыдущего анализа, право ВТО неоднозначно и неоднородно и по своей  природе,  и  по  составу.

Однако в целях большей концентрированности на предметном материале структуры права ВТО мы ограничимся

лишь  главными  его  направлениями  и  будем   отталкиваться   от   простейшего   -   группирования   элементов

материально-правового    и    процессуального    регулирования,    лежащего     в     основе     функционирования

многосторонней торговой системы, по критерию предмета, функциональным  характеристикам  составляющих  и

степени  обособленности  их  в  его  системе.  В  результате  схематично  структура   права   ВТО   в   отношении

материально-правовой  и  процессуально-правовой  дифференциации  представляется  в  следующем  виде.  1.

Предметная

, или секторальная, структура права ВТО: 1) регулирование  торговли  товарами;  2)  регулирование

торговли  услугами;  3)  регулирование,  связанное  с  торговлей  правами  интеллектуальной  собственности;  4)

регулирование  связанных  с  торговлей  инвестиционных  мер.   2.

Функциональная

 структура  права  ВТО:  1)

тарифное  регулирование;  2)  нетарифное  регулирование;   3)   антидемпинговое   регулирование;   4)   система

защитных мер и  их  регламентация.  В  структурный  перечень  главных  составляющих  права  ВТО,  бесспорно,

следует добавить и такое подразделение норм, как правила разрешения споров и исполнение решений в рамках

действия различных имеющихся в ВТО механизмов. Однако эта структурная часть нормативного массива  права

ВТО  должна  занять  отдельное  место,  поскольку  в  ней  отчетливо  прослеживаются  как  предметная,   так   и

функциональная составляющие, при очевидности наличия

процессуальной

 природы данных норм. Кроме того,

предлагаемая   компоновка   норм    права    ВТО    опирается    на    критерий    соотношения    удельного    веса

материально-правового   и   процессуального   элементов   регулирования    при    нарастании    процессуальной

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  36 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

составляющей  в  регламентации  соответствующих  общественных  отношений:  в  предметной   (секторальной)

части заметно превалирование материально-правовых норм, в функциональном регулировании процессуальная

составляющая   усиливается,   а   в   структурном   подразделении,   связанном   с   механизмами    и    порядком

рассмотрения споров по правилам ВТО, процессуальный блок  самоочевиден,  в  результате  чего  в  настоящей

работе он выведен за рамки и предметной, и функциональной части в структуре права ВТО.

Поскольку    видение    секторального    принципа     формирования     структуры     права     ВТО     требует

дополнительного   обоснования,   стоит   сразу   оговориться,   что   применительно   к   понятиям    и    терминам

"секторальный", "секторальная структура" права ВТО в данной работе их  использование  исходит  из  несколько

иного смысла, чем в доктрине и практике  ГАТТ/ВТО  и  юридической  литературе,  посвященной  ВТО,  особенно

западной. Традиционно  в  последней  различаются  сектора  в  зависимости  от  специфики  объектов  торговли:

аграрный сектор,  сектор  торговли  текстилем  и  одеждой,  сырьевой  сектор  и  т.п.  Сегодня  появились  сектор

торговли "невидимыми объектами" - сектор  услуг,  сектор  связанных  с  торговлей  объектов  интеллектуальной

собственности  и  инвестиций.  Структура   права   ВТО,   хотя   и   строится   с   учетом   предметного   критерия,

свойственного торговым отношениям, имеет в виду такое деление на сектора, которое обусловлено спецификой

сфер обращения соответствующих объектов торговли и  особенностями  деятельности  их  участников,  -  обмен

товарами,    услугами,    результатами    интеллектуального    творчества,    инвестициями.    Вследствие     этого

оправданным  кажется  распределение  норм  права  ВТО  по  таким   подразделениям,   сконструированным   по

предметно-секторальному   принципу,   как   торговля   товарами,   торговля   услугами,   торговля,   связанная   с

объектами  интеллектуальной  собственности;  связанные  с  торговлей   инвестиционные   меры.   Именно   этот

алгоритм заложен в подход к определению структуры права ВТО и, соответственно,  к  изложению  материала  в

данном исследовании.

Между тем право ВТО с точки зрения его строения может выглядеть и иначе, если опираться  на  критерий

наличия и выделения особых его норм, именуемых основными. Так, П. Ван ден Бош и В. Здук, исходя  из  общей

характеристики и  назначения  права  ВТО  как  совокупности  норм,  затрагивающей  широкий  спектр  вопросов,

начиная  с  тарифов,  импортных   квот   и   таможенных   формальностей   до   обязательного   лицензирования,

безопасности  продуктов  и  мер   охраны   интересов   национальной   безопасности,   насчитывают   пять   групп

основных норм: 1) правила о недискриминации; 2) нормы, регулирующие доступ на рынки; 3)  правила  борьбы  с

недобросовестной конкуренцией; 4) институционные  и  процессуальные  предписания,  включая  относящиеся  к

принятию решений, обзору торговой политики и разрешению споров <1>. Нетрудно догадаться, что  вычленение

таких подразделений норм формирует, с точки зрения указанных авторов, и  соответствующую  структуру  права

ВТО.

--------------------------------

<1> См.: Bossche P. Van den, Zdouc W. Op. cit. P. 35.

Наряду  с   этим   в   своей   работе   П.   Ван   ден   Бош   изложил   несколько   отличающийся   взгляд   на

соответствующие обстоятельства, дающий  основания  для  подхода  к  определению  структуры  права  ВТО.  В

частности,  он  включает  в  содержание   и   состав   права   ВТО   "общие   принципы   права":   "Нормы   общего

международного права являются обязательными для всех  государств.  Нормы  общего  международного  права,

включая общие принципы права, заполняют существующие пробелы. Они не применяются лишь  в  случаях  и  в

той  мере,  если

Соглашение

  ВТО  in  casu  исключило  некоторые  нормы  общего  международного  права.  Как

третейские группы, так и апелляционный орган ОРС ВТО ссылаются и  используют  общие  принципы  права  как

фундамент своих решений при их  обосновании.  В  деле  "США  -  креветки"  апелляционный  орган  отметил  по

поводу  принципа  добросовестности  следующее:  смысл

статьи XX

 (ГАТТ. -

Л.А.

) на деле содержит  и  реально

отражает  принцип  добросовестности.  Этот  принцип,  будучи  общим  принципом  права  и   общим   принципом

международного   права,   контролирует    характер    осуществления    государствами    их    прав.    Применение

государствами   данного   общего   принципа,   воспринимаемое   через   призму   широко   известной    доктрины

"злоупотребления  правом",   запрещает   государству   такое   осуществление   своих   прав,   которое   является

чрезмерным их использованием (злоупотреблением)  и  создает  в  ходе  этого  помехи  в  той  области,  которая

охватывается   договорным   обязательством;   право   должно    реализовываться    bona    fide,    т.е.    разумно.

Осуществление  государством-членом  своего  договорного  права   при   допущении   злоупотребления   правом

означает  несоблюдение  договорных   прав   другой   стороны,   тем   самым   представляет   собой   нарушение

обязательств     по     договору"     <1>.     Принципы     надлежащего     соблюдения     процессуальных     правил,

пропорциональности,       "юридической        экономии",        неретроактивности,        принцип        эффективности,

причинно-следственной связи, непосредственной связи  с  основной  нормой,  принцип  запрета  двусмысленной

интерпретации (in  dubio  mitius)  как  принципы  толкования  норм  также  применялись  третейскими  группами  и

апелляционным органом в их многочисленных докладах <2>. Со своей стороны, оценивая  сказанное,  полагаем,

что  принципы  права  ВТО,  включая  и   правила   о   недискриминации,   национальном   режиме,   наибольшем

благоприятствовании,  взаимности  или  преференциях  в  пользу  развивающихся  стран,  охватывают  всю   его

систему,  вследствие   чего   их   сегрегация   от   любой   из   присутствующих   в   структуре   составных   частей

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  37 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

неприемлема. Следовательно,  это  не  может  не  обусловить  соответствующие  изменения  в  концептуальном

представлении структурных элементов рассматриваемой системы.

--------------------------------

<1>  Bossche  P.  Van  den.  The  Law  and  Policy  of  the  World  Trade  Organization.  Texts,  Cases,  Materials.

Cambridge University Press, 2005. P. 58.

<2> См., например: Appellate Body Report, EC - Hormones, footnote 154.

Взгляд на сферу действия и структуру права ВТО может быть осуществлен также  через  призму  предмета

регулирования. С этих позиций подходят к нему авторы монографии  "Регулирование  международной  торговли:

право  и  политика  в  ВТО,  Европейском  союзе  и  Швейцарии"  Т.  Котье  и  М.  Эш,  для   которых   право   ВТО

опосредствуется    различными    правовыми    инструментами:

ГАТТ-1994

  и  другими  относящимися   к   нему

соглашениями,   регулирующими    торговлю    физическими    товарами,    начиная    с    промышленных    и    до

сельскохозяйственных;

ГАТС

 - регулирующим все виды услуг;

ТРИПС

 - относящимся к исключительным правам.

К тому же право ВТО характеризуется его сферой действия,  которая  затрагивает  такие  инструменты  торговой

политики, как тарифные и  нетарифные  меры  (количественные  ограничения,  субсидии,  демпинг,  технические

стандарты  и  нормы,  стандарты   пищевой   безопасности).   При   этом   сфера   действия   этих   инструментов

продолжает   распространяться   на   таможенно-пограничные   меры:   тарифы,    импортные    или    экспортные

ограничения. Однако, несмотря на очевидную  важность  этих  мер,  новый  вид  инструментов  сосредоточен  на

национальном   регулировании   в   целях   установления   равных   условий   конкуренции   для   иностранных   и

национальных товаров и услуг. Таким образом, право ВТО затрагивает внутреннее налогообложение  товаров  и

постепенно  "проникает  в   область   конкурентной   политики",   ставя   в   круг   внимания   не   только   вопросы

государственных закупок,  субсидий  и  деятельности  правительств,  но  также  правила  конкретного  поведения

частных лиц в области недобросовестной конкуренции или требования положений

ТРИПС

 <1>.

--------------------------------

<1> См.: Cottier T., Oesch M. International Trade Regulation: Law and Policy in  the  WTO,  the  European  Union

and Switzerland: Cases, Materials and Comments. Staempfli Publishers, 2005.

Некоторые авторы структурируют право ВТО в зависимости от видов  актов,  включаемых  в  перечень  его

источников:  "Нормы  Устава  ВТО  и  приложенных  к  нему   соглашений   составляют   международно-правовой

институт, который можно обозначить  термином  "право  ВТО"  <1>.  Правда,  в  другой  работе  этого  же  автора

данное понятие,  будучи  раскрытым  с  точки  зрения  строения  рассматриваемого  явления,  трактуется  иначе:

"Термин  "право  ВТО"  можно  понимать  в   нескольких   значениях,   в   частности:   а)   как   нормы   внутренних

регламентов, определяющих порядок и прочие вопросы функционирования ВТО; б) как нормы  решений  ВТО  (и

органов  ВТО),  принимаемых  для  обеспечения  целей  Организации  в  рамках  ее  правосубъектности;   в)   как

совокупность  норм  соглашений,  составляющих  "пакет  ВТО";  г)  как  нормы  всех   вышеперечисленных   актов

вместе" <2>. Именно в  последнем  смысле,  согласно  тезисам  автора,  и  должен  применяться  термин  "право

ВТО",  что,  разумеется,  не  может  не  повлечь  вследствие  этого   серьезные   затруднения   с   установлением

структуры.  П.  Ван  ден  Бош,  обращаясь  к  феномену  "право  ВТО",   оперирует   перечнем   его   источников:

Соглашение

 о ВТО,

приложения

 к Соглашению  о  ВТО,  иные  международные  соглашения,  "общие  принципы

права" <3>.

--------------------------------

<1> Шумилов В.М. Международное экономическое право: Учебник для магистров. 6-е изд. М., 2014. С. 375.

<2> Шумилов В.М. Право Всемирной торговой организации (ВТО): Учебник. С. 52 - 53.

<3> См.: Bossche P. Van den. Op. cit.

2. Принципы права ВТО

Знание основополагающих принципов и норм права ВТО, которые применяются к регулированию торговли

товарами и услугами,  обмену  инвестициями  и  объектами  прав  интеллектуальной  собственности  в  условиях

российской действительности, крайне важно, поскольку они затрагивают  значительную  область  хозяйственной

деятельности  государства  и  его  национальных  субъектов,   участвующих   в   международных   экономических

связях. Как вытекает из документов по присоединению России  к  соглашениям  ВТО,  число  ее  международных

обязательств   превышает   23150   <1>.   Этот   факт,   как    никакой    другой,    подтверждает    справедливость

обозначенного выше тезиса и обусловливает необходимость пристального  внимания  к  относящимся  к  данной

сфере проблемам.

--------------------------------

<1>   Согласно

§  1450

  Доклада  рабочей   группы   по   присоединению   России   к   Всемирной   торговой

организации  в

приложение   I

  к  Протоколу  о  присоединении   включен

Перечень

   обязательств   Российской

Федерации по тарифам,

ч. 1

 которого, в свою очередь, содержит 11256 кодов товарной номенклатуры, описание

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  38 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

товарных  позиций  по  каждому  коду,  ставку  связывания  по  каждой  позиции  на  дату  присоединения,  ставку

связывания на дату истечения переходного  периода,  дату  истечения  переходного  периода,  перечень  членов

ВТО,  которым  предоставлены  первоначальные  переговорные  права,  ставки  связывания  прочих   налогов   и

сборов;

ч. 2

 касается преференциальных  тарифов,

ч. 3

 - нетарифных уступок,

ч. 4

 - обязательств по поддержке

сельского  хозяйства   и   экспортных   субсидий;

ч. 5

  содержит  обязательства   по   экспортным   пошлинам   с

перечислением  466  кодов  товарной

номенклатуры

, описанием  товарных  позиций  по  каждому  коду,  ставкой

связывания по каждой позиции  на  дату  присоединения,  ставкой  связывания  на  дату  истечения  переходного

периода;

приложение 1

 к ч. 1 касается матрицы применения обязательств по  тарифам,  включая  код  товарной

номенклатуры, и содержит параметры снижения ставок пошлин по годам  по  примерно  7000  тарифных  линий;

Перечень

 специфических обязательств Российской Федерации по  услугам  распространяется  на  116  секторов

(по классификации ВТО), каждый из которых состоит из трех или (в некоторых случаях) четырех  обязательств  в

зависимости от способа поставки услуги на российский рынок // СЗ РФ. 2012. N 29. Ст. 4169.

Согласованные  условия  взаимодействия  членов   ВТО   в   рамках   регулирования   торговли   товарами,

услугами,  связанных  с  торговлей  прав  интеллектуальной  собственности,  равно  как  и  инвестиционных  мер,

связанных  с  торговлей,  базируются  на  общих  принципах,   зафиксированных   в

ГАТТ

,  других   соглашениях

системы  ВТО,  а  также  подкрепляемых  практикой  ОРС  ВТО,  степень  применимости  которых  к   конкретным

отношениям варьируется в зависимости от предмета. Речь  идет  именно  о  принципах  права  ВТО.  Это  важно

подчеркнуть  в  современных  обстоятельствах  исследования  данного   феномена,   когда   интерес   к   нему   в

отечественной среде сильно возрос, вследствие чего к нему обращаются иногда и неспециалисты, а это  бывает

чревато формулированием ряда постулатов или использованием терминологии, не  соответствующей  существу

анализируемого явления. Стоит ли, скажем, имея  в  виду  специалистов,  особо  подчеркивать,  что  право  ВТО,

будучи частью международного права, о чем конкретно речь пойдет ниже, не знает понятия  "законодательство";

или что термины "принципы права ВТО" и "принципы деятельности ВТО" как институции суть разные вещи?  Тем

не менее подобное встречается на страницах публикуемых статей в профилированных юридических журналах и

других изданиях <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Гриб В.В., Егорова М.А.

Правовые основания одностороннего введения

 экономических

санкций в условиях действия законодательства ВТО // Юридический мир. 2014. N 12. С. 48 - 55.

Говоря же собственно о принципах права ВТО, нужно констатировать, что  основными  являются:  принцип

недискриминации (принцип запрета дискриминации), наибольшего благоприятствования  (установления  режима

наиболее  благоприятствуемой  нации),  национального  режима,  преференциального   режима,   взаимности   и

взаимной выгоды. Подчеркнем: речь идет о полноценных  правовых  принципах,  т.е.  руководящих  положениях,

выраженных юридически - как нормы права  (и  более  конкретно  -  международного  права)  -  применительно  к

правилам  поведения  государств  и  иных  участников  международной  торговли,   являющихся   членами   ВТО.

Вместе с тем в теории права и международного  экономического  права,  к  которому,  в  частности,  и  относится

право ВТО как часть международного торгового права, не утихают дискуссии по вопросу  о  сущности  и  перечне

принципов международного экономического права.

Соответственно,  и  отнесение  норм  о  недискриминации,  национальном  режиме,  режиме   наибольшего

благоприятствования или взаимности к специальным принципам международного торгового права, а еще шире -

международного   экономического   права,   которые   обладают    юридической    обязательностью,    не    всегда

единодушно воспринимается в среде юристов-теоретиков. Палитра взглядов здесь  чрезвычайно  разнообразна.

В частности, одни авторы видят в нем собственный принцип  международной  торговли,  т.е.  основополагающее

правило  поведения,  определяющее  юридический  фундамент  взаимоотношений  между  субъектами  торговой

деятельности, прежде всего государствами. К их  числу  следует  отнести  И.С.  Перетерского,  Л.А.  Лунца,  М.М.

Богуславского <1> и др. Некоторые усматривают в принципе национального режима  некий  "внутренний  режим"

<2>,  особо  связывая  с   его   действием   специфические   сферы   регулирования,   прежде   всего,   например,

иностранное инвестирование <3>. Г.М. Вельяминов хотя и называет нормы о национальном режиме  принципом,

но  в  конечном  итоге  не  придает  им  сугубо  юридического  значения:  "По  существу  и  такие   конвенционные

международно-правовые     принципы,     как     наибольшее     благоприятствование,     национальный      режим,

недискриминация,    взаимная    выгода,    наравне    с    принципом    преференциальности...     суть     принципы

рекомендательные, нацеленные на гармонизацию общего режима международной торговли в широком  смысле"

<4>.   Еще   более   любопытной   является   конкретизация   автором   высказываемых   положений:   "Принципы

национального режима или наибольшего благоприятствования и другие  такого  рода  принципы  юридически  не

есть императив, это - не обязывающие, не когентные нормы международного права, это - своего рода установки,

которые, можно со всей обоснованностью утверждать, имеют, по сути, правовую  силу  рекомендательных  норм

и,  как  иллюстрирует  обильная  универсальная  практика,   рекомендованности   которых   государства   широко

следуют.    Но,    будучи    конвенционно    закрепленными,    эти    "рекомендательные"    принципы    становятся

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  39 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)