Файл: Комиссаров Общая теория.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2020

Просмотров: 2940

Скачиваний: 59

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

языка теория идет к функции перевода как части широкого социокультурного фона, части культуры ПЯ. 

 
 

Связь перевода с оригиналом динамична, зависит от текста, ситуации и функции перевода: 

 
 

- чем специальное текст, тем теснее он связан с конкретной ситуацией и тем легче определить функцию 

текста; 

 
 

- чем конкретнее ситуация и яснее функция, тем сильнее перевод ориентирован на текст перевода; 

 
 

- чем «литературнее» текст (оригинальный или переводной), тем сильнее ситуация и функция перевода 

зависят от «активации» читателя; 

 
 

- чем «литературнее» перевод, тем выше статус оригинала как произведения искусства. 

 
 

Значительное место в разделе уделено проблеме стиля художественного текста. М. Снелл-Хорнби 

считает, что подлинная теория стиля в переводе еще не создана и разговоры о стиле обычно 

ограничиваются стилистическими приемами. Разработка такой теории должна основываться на ряде 

положений современной лингвистики, выдвигаемых, в частности, в работах М.А.К. Хэллидея. М. Снелл-

Хорнби разбирает некоторые из этих положений: 

 
 

- теория стиля должна предусматривать многоуровневый подход, иметь дело с множеством 

семантических, синтаксических, физических свойств художественного текста; 

 
 

- такой многоуровневости соответствует и множественность текстовых функций; 

 
 

- стиль может измеряться частотностью стилевых черт; 

 
 

- ведущим понятием в теории стиля является «форграундинг» - художественно-мотивированное 

отклонение от норм языка, качественное или количественное; 

 
 

- стиль может быть «прозрачным», прямо раскрывающим содержание, к «непрозрачным», где 

форграундинг направлено на языковую форму; 

 
 

- стилистический анализ начинается с синтаксиса (структура и длина предложения, организация 

информации - фокус и ударение, структура и частотность именных и глагольных групп - именной или 

глагольный стиль), затем на уровне семантики и лексики изучаются семантические свойства слов, 

словообразование и стилистические приемы вплоть до аллитерации и ассонанса. 

 
 

Стилистический анализ отражает и различия типов текстов: от конвенциональности и «прозрачности» 

научно-технических и стандартно-информационных текстов до «непрозрачности» индивидуально-

авторских. 

 
 

(4) В заключительной части книги М.Снелл-Хорнби кратко фор- 


background image

 
 

28 

 

-------------------------------------------------------------------------------- 

 

купирует свои взгляды на перспективу развития переводческих штудий. Она считает, что у этой 

дисциплины есть хорошее будущее: 

 
 

а) Теория перевода будет успешно развиваться, так как потребность в переводе все возрастает и он 

должен будет получить необходимый статус и признание на основе солидной теоретической базы; 

 
 

б) Отвечая запросам практики, теория перевода разрабатывает эффективную программу подготовки 

будущих переводчиков; 

 
 

в) На основе теоретических разработок повысится уровень критики перевода. 

 
 

Подводя итог этому беглому обзору работы М.Снелл-Хорнби, можно отметить, что, наряду с попыткой 

дать обобщенное представление об основных направлениях переводческих исследований, в ней 

содержится и целый ряд конкретных предложений по изучению отдельных аспектов художественного 

перевода. 

  

Лекция II

 

  

Переводоведение во Франции и Канаде

 

  

Развитие теории перевода во Франции и Канаде целесообразно рассматривать совместно не только 
потому, что основные исследования переводческой деятельности в Канаде проводились 
франкоязычными переводоведами, работавшими в школе переводчиков Монреальского университета. 
Более существенно, что их работы тесно связаны идейно и организационно с исследованиями их 
французских коллег: многие публикации канадских ученых были изданы в Париже, часть этих ученых 
защищала диссертации во Франции в русле теоретических концепций Парижской школы 
переводоведения. 
  

В истории переводоведения работы на французском языке появились одни из первых, и выдвинутые в 
них идеи сыграли важную роль в становлении этой новой науки. Особенно сильное воздействие на 
последующие исследования оказали работы Ж.-П. Вине и Ж. Дарбельне, а также лингвистический 
подход к проблемам перевода Ж. Мунэна. Позднее широкую известность приобрела интерпретативная 
теория периода Д.Селескович, развитая и конкретизированная в работах М. Ледерер, М. Пернье, Ж. 
Делила и ряда других. 
  

Для франко-канадского переводоведения характерны как собственно лингвистические концепции 
перевода, так и широкое использование данных психологии и психолингвистики. Для многих работ 
этого ареала характерно также стремление связать теоретические изложения с практическими задачами 
подготовки будущих переводчиков. 
  


background image

29 
  

 

1. Сопоставительная стилистика Ж.-П. Вине и Ж. Дарбельне

 

  

Большое влияние на развитие теории перевода не только во франкоговорящих странах, но и во всем мире 
оказала книга канадских лингвистов Жана-Поля Вине и Жана Дарбельне «Сопоставительная стилистика 
французского и английского языков. Метод перевода», вышедшая в Париже в 1958 г. и выдержавшая 
несколько переизданий. Она дала толчок к появлению целого ряда работ, использовавших 
предложенную методику анализа переводов на материале других пар языков. 
  

Будучи одной из первых фундаментальных работ по лингвистической теории перевода, книга Ж.-П. 
Вине и Ж. Дарбельне обладает рядом несомненных достоинств, которые могут служить образцом для 
построения подобных исследований в области перевода. Ее отличает высокая степень научности, 
фундаментальности, четкости структуры и процедуры анализа. 
  

Работе предпосланы словарь переводческих терминов и Введение, в котором изложены основные 
принципы построения теории перевода, именуемой «сопоставительной стилистикой». Указав, что 
перевод обычно рассматривается как особое искусство и осуществляется переводчиком интуитивно, Ж.-
П.Вине и Ж.Дарбельне настаивают на больших возможностях научно-лингвистического изучения 
процесса перевода, которое должно исследовать пути, по которым, сознательно или бессознательно, 
следует ум переводчика при переводе от одного языка к другому. Эти пути во многом определяются 
соотношением структур и особенностей функционирования языков, участвующих в процессе перевода. 
Поэтому их изучение должно осуществляться в лингвистических терминах на основе положений 
современного языкознания. 
  

Во Введении кратко излагаются лингвистические положения, из которых исходят авторы при 
последующем анализе перевода. Это в первую очередь соссюровская концепция двусторонности 
языкового знака, значения и значимости знака, соотношения языка и речи. Особо подчеркивается 
важность различения обязательности и факультативности использования языковых форм в речи. 
Определенные языковые формы говорящий вынужден применять для выражения своей мысли, между 
другими он волен выбирать. Если переводчик не учитывает этого различия, возникает явление 
«сверхперевода»: он не видит вынужденности использования определенной формы в оригинале и 
переводит так, как будто у автора оригинала был выбор (то есть считает выбор формы релевантным для 
смысла). (Например, фр. «aller chercher» - «пойти за чем-либо», перевод на английский язык как «to go 
and look for smth» вместо простого «to fetch».) 
  

30

 

  

 

Вслед за Ш. Балли предлагается различать внутреннюю стилистику, изучающую взаимодействие 
когнитивных (интеллектуальных) и аффективных (эмотивных) элементов языка, и внешнюю 
(сопоставительную) стилистику, которая занимается сопоставительным изучением выразительных 
средств двух и более языков. Именно в рамках этой последней и предлагается исследовать соотношения 
французского и английского языков, лежащие в основе перевода. 
  


background image

Большое значение уделяется в Введении обоснованию процедуры анализа, в которой выделяются 
исследуемые единицы, планы (уровни) анализа и технические приемы. В качестве единиц перевода 
предлагается рассматривать языковые единицы, соответствующие единицам мысли. Среди таких единиц 
выделяются: (а) функциональные (выражающие одну грамматическую функцию); (б) семантические 
(выражающие одно лексическое значение: to happen - to take place); (в) диалектические (выражающие ход 
мысли: this, or); (г) просодические (выражающие одну интонацию: You don't say). В структурном 
отношении единица перевода может быть равна слову, словосочетанию, части слова (морфеме), 
фразеологической единице как идиоматической, так и неидиоматической (severe winter, flat denial, to 
know for a fact и т.д.). Таким образом, в качестве ЕП выделяются единицы текста оригинала резного 
уровня, которым можно указать отдельные соответствия в переводе и которые переводятся как одно 
целое. 
  

Рассматриваются 3 плана анализа: сопоставление лексических единиц ИЯ и ПЯ, сопоставление порядка 
расположения этих единиц (синтаксических структур) и сопоставление семантической организации двух 
текстов (двух сообщений) на этих языках (тональность, развитие мысли, эмфаза, порядок следования и 
структура абзацев и т. п.). 
  

Технические приемы перевода подразделяются на приемы прямого перевода (заимствование, калька, 
дословный перевод) и приемы кос-веяного перевода (транспозиция-замена части речи, модуляция-
изменение точки зрения, эквиваленция-замена пословиц другим образом, предупредительных надписей и 
пр., адаптация-замена описываемой ситуации). Предполагается, что косвенный перевод применяется, 
когда прямой перевод невозможен, так как он нарушает смысл или вообще не имеет смысла, нарушает 
нормы языка или ничему не соответствует в ситуации. Все технические приемы перевода могут 
применяться к ЕП на каждом из трех планов анализа. 
  

Основное содержание книги Ж.-П. Вине и Ж. Дарбельне состав-мет детальное сопоставление 
английского и французского языков по воем этим трем планам. Особенно подробно рассматривается 
соотношение лексических единиц двух языков. По мнению авторов, главное различие между английским 
и французским языками состоит в том, что английские слова чаще отражают план реальности, являясь 
словами- 
  

31

 

  

 

образами (конкретные, мотивированные), а французские слова - план концептуальный, выступая в 
качестве слов-знаков (абстрактные, немотивированные). Отсюда вытекают многочисленные частные 
различия: в объеме значения (вызывающие необходимость конкретизации или генерализации при 
переводе), в видовых значениях (как интеллектуальных - длительность, начинательность, завершенность 
и пр., так и аффективных - интенсивность, непринужденность, изысканность и пр.). 
  

Особо рассматриваются различия в ассоциативных связях слова и типы лексических модуляций. Так, 
англ, «swim» может ассоциироваться с двумя рядами действий: walk, run, jump - физические упражнения 
- to go for a walk, to read, to play tennis - и развлечения, а фр. «nager» связано лишь с одним таким рядом 
(ср. se baigner). Лексические модуляции могут иметь в своей основе самые разные логические 
отношения, например: причина-следствие to baffle analysis - не поддается анализу средство-результат (a 
firing squad - команда для расстрела), часть-целое (to wash one's hair - помыть голову), изменение угла 
зрения (entered the high way выехал на шоссе), промежуток-предел (three flights of stairs - три этажа), 
форма-применение (high chair - детский стульчик) и т. д. 
  


background image

По аналогичной схеме сопоставляются и синтаксические организации высказываний, и морфологические 
категории в двух языках, раскрывающие различия в способах актуализации лексических единиц в речи. 
Здесь прежде всего детально рассматриваются различные виды транспозиции (замены части речи в 
переводе). Затем авторы пытаются сформулировать ряд обобщений, касающихся подобных 
преобразований. Они выделяют четыре основные тенденции, которые создают, по их мнению, разные 
«виды речи». Во-первых, отмечается преобладание во французском языке существительных, в отличие 
от большей «глагольности» английского языка. (Ср. to resigh-donner sa demission.) Во-вторых, порядок 
слов в английском языке более четко отражает реальное расположение объектов, чем во французском, 
что вызывает необходимость перестановок при переводе, например: Не gazed out of the open door into the 
garden (средство-результат) - II a regarde' dans le jardin par la parte ouverte. В-третьих, английский язык 
более эллиптичен, в связи с чем часто при переводе служебные слова заменяются полнозначными (ср. 
From-Expediteur). В-четвертых, существуют различия в употреблении деиктов-артиклей и местоимений: 
Не walked seven miles on an empty stomach-Il a fait dix kilometres le ventre vide. 
  

Значительное место в данном разделе уделено сопоставлению грамматических категорий. Здесь 
отмечаются расхождения в категориях рода, числа, времени, залога, модальности и вида. 
  

Завершают раздел замечания о возможных различиях в структуре синтагмы и в использовании эллипса. 
Наблюдаются как случаи из- 
  

32

 

  

 

быточности, связанные с опущениями при переводе (Не strode away like 

Ac 

mountaineer he was), так и 

необходимость добавления опущенного элемента (Не did not say - он этого не сказал - Il ne I'а pas dit). 
  

Большой интерес представляет материал раздела, посвященного и лишению различия в смысловой 
структуре сообщений в двух языках. Прежде

 

всего обращается внимание на расхождения в способах 

описания одних и тех же ситуаций (We passed few cars on the road. - По дороге мы встретили мало 
машин). Затем под общим названием «Просодические явления» рассматривается ряд явлений, связанных 
с повторением элементов текста, расширением сообщения (добавления слов при переводе), экономией 
средств, компенсацией, стилистическими украшениями и с использованием метафор («живых» и 
стершихся). Соотношение порядка слов в оригинале и переводе обнаруживает различия в расположении 
идей в высказывании, что, по мнению авторов, отражает особенности психологии. Отмечается, в 
частности, тенденция английского языка к анимизму, субъективному изображению ситуации (Winter 
saw: We heard steps) особенности использования эмфазы, инверсии, риторических вопросов. Интересно 
наблюдение, что некоторые слова в переводе не могут стоять в начале фразы (More will come tomorrow), 
другие не могут стоять в конце (французский язык, по мнению авторов, избегает ставить в конце фразы 
короткие слова). Рассматриваются также различные виды логических связок между высказываниями. 
  

В заключение раздела анализируются случаи использования приемов модуляции и эквиваленции при 
изменении смысловой структуры сообщения при переводе. Подробно описываются различные 
логические отношения между исходными и преобразованными структурами: конкретное-абстрактное, 
причина-следствие, целое-часть и т.д. Следует отметить, что эта часть во многом повторяет раздел 
работы, посвященный лексическим модуляциям. То же самое можно сказать и о примерах использования 
приема эквиваленции при переводе высказывания, где

 

описываются уже знакомые явления (ср. Open to 

the public - Вход свободный; Men at work - Дорожные работы и т. п.).