ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 231
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
49
Методика выплаты дивидендов акциями предусматривает выдачу акционерам вместо денежных средств дополнительного пакета акций. Размер таких дивидендов равен сумме уменьшения средств, капитализированных в уставном капитале и резервах. Этот подход при определенных условиях может удовлетворять акционеров, поскольку получаемые ими в качестве дивидендных выплат ценные бумаги могут быть реализованы на фондовом рынке. Законодательно реализация акций расценивается как продажа капитала и подлежит налогообложению по ставке налога на доход с капитала.
Выплата дивидендов акциями может осуществляться либо при неизменных размерах уставного капитала и валюты баланса, т.е. простым перераспределением источников собственных средств, либо при одновременном увеличении уставного капитала и валюты баланса.
В первом случае увеличение в пассиве уставного капитала осуществляется за счет сокращения эмиссионного дохода и нераспределенной прибыли прошлых лет. Если количество акций в обращении увеличивается, а общая сумма источников средств (валюта баланса) не изменяется, то стоимость активов, приходящихся на одну акцию, уменьшается. При втором варианте (эмиссии обыкновенных акций с одновременным увеличением уставного капитала) дополнительный выпуск акций не приводит к сокращению стоимости активов на одну акцию и, как правило, не ведет к снижению рыночной стоимости акций.
При использовании этой методики динамика рыночного курса ценных бумаг наименее предсказуема. Небольшая сумма дивидендов, выплачивается таким образом, как правило, не оказывает влияния на рыночную стоимость акций. Если дивиденды значительны, то рыночная цена акций после дополнительной эмиссии может существенно упасть.
Зачастую предприятия вынуждены прибегать к данной методике дивидендных выплат, например, при неустойчивом финансовом положении и отсутствии высоколиквидных активов для расчетов с акционерами либо при необходимости реинвестирования прибыли отчетного года в высокоэффективный проект. В соответствии с российским законодательством акционерное общество вправе выплачивать дивиденды акциями, только если это предусмотрено его уставом.
50
В целом в экономической литературе выделяют три основных подхода к формированию дивидендной политики: консервативный, умеренный (компромиссный) и агрессивный.
Большинство методик дивидендных выплат могут быть отнесены к одному из типов дивидендной политики.
Консервативному типу соответствуют методики выплат ы дивидендов по остаточному принципу и фиксированных дивидендных выплат.
Умеренному (компромиссному) типу соответствует методика выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов.
Агрессивному типу соответствуют методики постоянного процентного распределения прибыли и постоянного возрастания размера дивидендов.
Проведение политики дивидендных выплат с помощью выплат ы дивидендов акциями определяется столь большим количеством факторов, что она не может быть однозначно отнесена ни к одному из данных типов.
Механизм распределения прибыли акционерного общества предусматривает определенную последовательность действий.
Из сумм ы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет отчисления в резервные и другие обязательные фонды, предусмотренные уставом.
Оставшаяся часть чистой прибыли представляет собой так называем ый дивидендный коридор, в рамках которого и реализуется избранный тип дивидендной политики.
Оставшаяся чистая прибыль распределяется на реинвестируемую
(капитализируемую) и потребляемую (фонд потребления) части. Фонд потребления распределяется на фонд дивидендных вы плат и создаваемый в соответствии с коллективным трудовым договором фонд потребления работников акционерного общества.
Если в вопросе выбора типа дивидендной политики и форм ы выплаты дивидендов предприятия является полностью самостоятельными, то порядок и процедура дивидендных выплат регламентируются действующим законодательством. В соответствии с
Законом РФ «Об акционерный обществах» дивиденд представляет собой
51
часть чистой прибыли акционерного общества, распределяемую среди его акционеров пропорционально их вкладу в уставный капитал (т.е. пропорционально число имеющихся у них акций). Таким образом, основным источником дивидендных выплат по итогам года является чистая прибыль акционерного общества за истекший год. Для выплат ы дивидендов по привилегированным акциям при отсутствии прибыли в текущем году может использоваться резервный фонд, специально созданный для этого за счет прибыли прошлых лет.
В соответствии с российским законодательством акционерное общество не вправе выплачивать дивиденды в случаях, если:
Не полностью оплачен уставный капитал;
Предприятие не расплатилось за собственные акции, по которым наступил срок их обязательного выкупа;
К моменту наступления срока выплаты дивидендов финансовое состояние предприятия отвечает законодательно определенным формальным признакам несостоятельности
(банкротства) либо станет соответствовать этим признакам в случае выплаты дивидендов;
Стоимость чистых активов предприятия меньше суммарной величины уставного капитала, резервного фонда и разниц ы
(превышения) между номинальной и ликвидационной
(определенной в уставе) стоимостью привилегированных акций либо станет меньше этой величины в случае выплаты дивидендов.
Периодичности выплаты дивидендов определяется национальным законодательством.
Для российских компаний предусмотрена выплата дивидендов с периодичностью один раз в квартал, полгода и год.
На этом основании устав каждого акционерного общества должен содержать положение, определяющее регулярность выплаты дивидендов по привилегированным и обы кновенным акциям.
В соответствии с российским законодательством на выплату дивидендов по привилегированным акциям должно направляться не менее 15% собственного капитала. Если а кционерное общество не в состоянии соблюдать это условие, оно обязано либо снизить свой уставный капитал, либо продать часть пакета принадлежащих ему акций.
52
Процедура выплаты дивидендов определенная Законом РФ «Об акционерных обществах», практически не отличается от схемы, принятой в практике большинства стран. Ее соблюдение является обязательным для всех акционерных обществ.
Процедура выплаты дивидендов осуществляется в четыре этапа по датам: объявления дивидендов; объявления экс-дивидендов; переписи акционеров; выплаты дивидендов.
Дата объявления дивидендов – день, когда принимается решение о выплате дивидендов, их размере, дате переписи акционеров и дате выплаты дивидендов. Решение о выплате годовых дивидендов принимается общим собранием акционеров по рекомендации совета директоров. Размер годовых дивидендов не может быть больше рекомендованной им величины и меньше величины промежуточных дивидендов. Совет директоров также может принять решение о выплате промежуточных дивидендов, их размере, форме выдачи по различн ым типам акций. Как правило, информация о размере и порядке выплат ы дивидендов публикуется в средствах массовой информации.
Экс-дивидендная дата – день, после которого владельц ы приобретенных ценных бумаг не имеют права на получение дивидендов по ним за предыдущий период. Экс-дивидендная дата назначается обычно за четыре деловых дня до даты переписи акционеров.
Дата переписи акционеров – день регистрации акционеров, которые имеют право на получение объявленных дивидендов. Как правило, она назначается за 2-4 недели до даты выплаты дивидендов.
Дата выплаты дивидендов – день, в который производится рассылка чеков, платежных поручений или почтовых переводов акционерам.
По неполученным в срок дивидендам проценты акционерным обществом не начисляются.
С 70-х годов ХХ в многими западными крупными компаниями внедрены программы автоматического реинвестирования дивидендов, по которым акционеры могут инвестировать выплаченные им дивиденды в акции той же компании.
Некоторые компании представляют при этом скидку в пределах 5% от рыночной цены акций.
По подсчетам внедривших данные программ ы компаний, в них участвуют около 20% акционеров. Основным недостатком данных
53
программ для инвесторов является налогообложение выплаченных и вновь инвестированных дивидендов.
Уровень дивидендных выплат на одну обыкновенную акцию
(Удв) определяется как отношение разницы между общей суммой фонда дивидендных выплат (Фдв) и суммой фонда дивидендных выплат по привилегированным акциям (Дп) к количеству обыкновенных акций, эмитированных акционерным обществом (К):
Удв = (Фдв – Дв) : К.
В большинстве стран размер дивидендов объявляется без учета налога. Взимание налога на доходы по ценным бумагам в соответствии с российским законодательством происходит у источника получения дохода, следовательно, при выплате акционерам дивидендов часть их удерживается предприятием и перечисляется государству в виде налога на доходы по ценным бумагам.
Для оценки эффективности проводимой предприятием дивидендной политики используется множество показателей.
Рассмотрим их отдельно.
Коэффициент дивидендного выхода (Кдв) приведен в методике постоянного процентного распределения прибыли. Он показывает, какая часть чистой прибыли предприятия направляется на выплату дивидендов по обыкновенным акция м.
Показатель дивидендного дохода (ДД) рассчитывается ка к отношение суммы дивиденда, выплаченного на одну обыкновенную акцию (Да), к рыночной цене одной акции (Ца):
ДД = Да : Ца.
Показатель дивидендного дохода является мерой текущего дохода, т.е. дохода акционера без учета прироста стоимости капитала.
Повышение дивидендного дохода может быть вызвано не только
54
увеличением дивидендных выплат на акцию, но и снижением р ыночной цены акции.
Коэффициент соотношения цены и дохода по акции (Кц/д) является обратным показателю дивидендного дохода.
Он рассчитывается как отношение рыночной цены одной акции (Ца) к сумме дивидендов, выплаченных на одну акцию (Да):
Кц/д = Ца : Да.
Этот коэффициент показывает, сколько денежных единиц необходимо вложить акционеру в акции для получения одной денежной единицы дохода.
Коэффициент соотношения рыночной цены и прибыли на одну обыкновенную акцию (Кц/п) рассчитывается как отношение рыночной цены одной акции (Ца) к прибыли, приходящейся на одну обыкновенную акцию (Па):
Кц/п = Ца : Па.
Этот коэффициент показывает цену, которую инвесторы готов ы заплатить за единицу дохода предприятия.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ТЕМА 3. Ценовая политика и управление ценами на предприятии
3.1 Цена как объект финансового управления и основы системы цен
В процессе финансового управления предприятием финансовыми службами осуществляется формирование, контроль, изменение и взаимоувязка многих параметров финансово-хозяйственной деятельности. При этом финансовый менеджер концентрирует свое внимание на практических формах проявления объективн ых экономических категорий. В условиях товарно-денежных отношений эти практические форм ы существования экономических категорий
55
предстают не иначе как стоимостные, денежные форм ы. Они находят понятийное и количественное выражение в таких денежных инструментах финансового управления экономикой предприятия ка к себестоимость, прибыль, заработная плата, оборотные средства, цена и др.
Цена как объект управления на предприятии выступает одним из важнейших факторов формирования текущих денежных затрат на производство и реализацию продукции, а также финансовых результатов деятельности.
Управление ценами осуществляется финансовыми службами не иначе как в системе действующих цен и тарифов. Это означает, что последние в значительной мере определяют не только полные издержки на производство и реализацию товара, но и важнейшие финансовые показатели деловой активности – выручку от реализации продукции (объем продаж), валовой доход предприятия, маржинальный доход (валовую маржу), прибыль, рентабельность.
Кроме того, числовые значения других используемых в финансовом менеджменте показателей основного и оборотного капитала, стоимости предприятия, операционного (производственного) рычага , финансового рычага, окупаемости инвестиций, приведенной стоимости проекта и многих других также подвержены не просто влиянию цен. Все эти показатели, напрямую зависят от сложившегося уровня тех или иных видов цен.
Последние далеко не всегда устанавливаются и пересматриваются самим предприятием. Например, не устанавливаются предприятиями-потребителями цены на топливо, тариф ы на электро и теплоснабжение, железнодорожную и прочую перевозку грузов, став ки арендной платы, цены на потребляемое сырье, основные и вспомогательные материалы, производим ые в ограниченно- монопольном порядке, сметные нормы и расценки на капитальн ый ремонт и капитальное строительство, выполняем ые подрядными строительными организациями и т.п. Следовательно, управление ценами на предприятии осуществля ется финансовым менеджером не просто в системе подвластных ему действующих цен и тарифов, а в системе действующих цен и тарифов, включающих также цены
(например, путем подбора поставщиков с пониженными ценами на продукцию).
Вот почему финансовый менеджер не может абстрагироваться и должен себе достаточно четко представля ть действующую ценовую систему государства. Это необходимо для точного выявления места ценовой системы в которой работает предприятие в общей системе цен. Более того, управляя ценами
56
предприятия, фирмы, компании, финансовый менеджер вынужден прогнозировать и учитывать взаимосвязи, направления изменений в системе цен государства, затрагивающие интересы конкретного бизнеса.
Спрогнозировать цену значит в большинстве случаев спрогнозировать валютный курс рубля и внести необходим ые поправки на корректирующий коэффициент отставания роста цен от роста курса доллара. Вот еще одна причина, по которой нельзя действительно эффективно управлять ценами на предприятии вне учета макроэкономического аспекта движения экономики.
От системы цен в государстве, к системе и конъюнктуре цен
рынка в своем сегменте, далее – к внутренним корректировкам системы
цен, зависимым непосредственно, либо частично от деятельности
предприятия. Такова логика грамотного, системного управления таким важнейшим инструментом и объектом управления финансами предприятия, каковым выступает цена. Система цен государства
представляет
собой
совокупность
разновидностей
цен,
функционирующих в народном хозяйстве, через которую в практике
хозяйствования выражается меновая форма стоимости товаров, т.е.
способность их обмениваться опосредованно через деньги. Цена есть денежная оболочка отношений мены, стоимость – их содержание.
Практические проявления действия системы цен и эффекта от их оперативного управления выражаются через акты купли-продажи товаров, оплаты выполненных работ и оказанных услуг. Важнейшая
общая целевая задача управления ценами на уровне государства и на
уровне предприятия - максимизация финансового результата. Ценовыми методами это достигается на основе формирования и поддержания цен рыночного уровня и рациональных соотношений цен на потребляемую и производимую продукцию (работы, услуги).
Управление ценами на предприятии представляет собой комплекс оперативно-тактических и стратегических действий финансовой службы по целенаправленному использованию цены как фундаментальной категории товарного производства, подчиненной действию закона стоимости. Функционирование цены как экономической и стоимостной категории в условиях товарно-денежных отношений происходит во взаимосвязи с другими экономическими и финансовыми категориями, такими например, как товар, деньги, выручка от реализации продукции, налоги в составе цены, себестоимость, прибыль, кредит, банковский процент и др. Следует различать фундаментальные принципы построения системы цен в экономике от их названий в конкретных