Файл: Конспект лекций по дисциплине финансовая политика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

57
условиях развития экономической структуры общества.
Фундаментальные принципы построения системы цен находят свое выражения в понятиях оптовая цена предприятии, оптовая цены оптово-сбытового звена, розничная цена. Эти три основных вида цен представляют собой базовые цены системы цен. Они существуют в любой экономике, поскольку последовательно характеризуют общую для всех экономических систем механику товаропродвижения: от стадии производства к оптово-сбытовому звену и до розничной торговли – магазина, доводящего товары до потребителя. Базовые цены экономики строятся по основополагающему принципу возмещения ими производимых денежных затрат (на производство и реализацию продукции, издержек обращения, эксплутационных расходов) и имеют разновидности. Например, для оптовых цен предприятия это могут быть: тариф ы на электроэнергию, железнодорожную, автомобильную, морскую, речную и воздушную перевозку, бытовое обслуживание населения; закупочные цены на продукцию сельскохозяйственного производства; сметная стоимость строительства, определенную исходя из сметных норм и расценок с учетом необходимых денежных накоплений для подрядной строительно-монтажной организации.
До
1992 г.
Существовала система цен, отличительной особенностью которой выступала всеобщность утверждаемых государственных прейскурантов цен на каждый произведенный товар.
Система цен была представлена тремя видами цен: оптовая цена предприятия, оптовая цена промышленности, розничная цена. В качестве широкоприменяемой разновидности оптовых цен в ряде отраслей (угольной, сахарной, мясо-молочной идр.) использовались расчетные цены, механизм управления которыми, как правило, был связан с дотированием производителя или потребителя за счет бюджетных ресурсов. Эти основы сохранились в рыночной экономике, где отсутствует система всеобщего утверждения государством цен на производимые товары. Смещение акцентов связано также с резким сужением сферы применения расчетных (дотационных) цен и новыми подходами к определению налоговой компоненты цены.
Оптовая цена предприятия и оптовая цена промышленности, т.е. оптовая цена оптово-сбытовая звена, стали называться отпускными ценами. Для предприятия, фирм ы, компании – это отпускная цена предприятия.
Для оптово-сбытового звена, представленного региональными оптово-сбытовыми базами – отпускная цена базы.
Розничная цена, т.е. цена покупки населением товаров осталась без


58
изменения названия. Механизм ее функционирования дополнился важной принципиальной особенностью - сопряженностью оборота по продажам за наличный расчет с уплатой налога с продаж.
Таким образом, отпускная цена предприятия, отпускная цена оптово-сбытовой базы – есть цены, по которым производится продажа товаров в порядке опта. Между нынешними отпускными и прежними оптовыми ценами существует принципиальная общность: по месту их формирования; по составу цен (себестоимость-прибыль-налоги с оборота); по сущности денежного выражения сделки купли-продажи в порядке опта. По существу, помимо названий изменилась лиш ь структура цен, что связано с налогами, включаемыми в состав формируемой цены. В связи с введением налога на добавленную стоимость и акцизов вместо налога с оборота, основными плательщиками этих платежей в составе отпускных и розничных цен стали не только и главным образом оптово-сбытовые звенья и разничное торговое звено, но и предприятия – производители продукции. Причем, все предприятия-производители - по налогу на добавленную стоимость, предприятия-производители тех потребительских товаров, которые еще облагаются акцизами в соответствии с утвержденным их перечнем. Если раньше была однократность обложения налогом с оборота, то теперь налог на добавленную стоимость взимается при каждой купле-продаже товара, в том числе и при получении дохода в порядке комиссионных вознаграждений за посреднические операции. Однократность обложения сохранена лишь к производной форме налога с оборота – акцизам. В числе третьего крупного налога, формирующего отпускную или розничную цену, выступал налог на реализацию горюче-смазочных материалов, уплачивающийся с оборота по продажам этих товаров.
Следовательно, в современных условиях управлять ценой на предприятии значит управлять и налогами, формирующими отпускные и розничные цены.
Многие товаропроизводители в условиях рыночной экономики пытаются избежать промежуточных оптово-сбытовых звеньев реализации выпущенных ими товаров. В этих случаях они перестают работать на специализированное снабженческо-сбытовое звено, делающее наценки на купленный товар для последующего возмещения своих издержек обращения и получении прибыли. Если предприятие обращается к услугам товарно-сырьевой биржи, как места где заключаются сделки, то неминуемо имеет дело с аккредитированными


59
там брокерскими конторами, каждая из которых взимает свои комиссионные. При прям ых поставках платежей посредникам удается избежать. Биржевая цена, таким образом, выступает разновидностью оптовой цены снабженческо-сбытовой организации, которая компенсирует те же издержки обращения плюс приносит прибыль.
Мировая практика выработала и другую необходимую форму товаропродвижения
– реализация продукции через дилерские организации, которые могут быть постоянными дилерами и временными на срок контракта. Продажа продукции дилерам осуществляется производителем, как правило, по льготным отпускным ценам с оплатой по факту отгрузки на склад дилера или непосредственно в его розничную торговую сеть.
3.2. Государственное управление ценами предприятия.
Ценовой аспект управления финансами в государстве всегда будет иметь особое значение для многих предприятий.
Через цену предприятий разных отраслей хозяйства
(от пром ышленности, сельского хозяйства до торговли) государство может довольно активно вмешиваться в эквивалентную мену товаров, работ и услуг. Последняя в условиях товарно-денежных отношений выступает «источником» возникновения значительной части финансовых и кредитных ресурсов предприятий и государства.
Проявляется это через цену.
Безэквивалентные денежные отношения всегда будут зависеть и, в значительной мере, определяться эквивалентной ценовой меной в хозяйстве. Следовательно, государству всегда будет интересно, как на предприятиях и в организациях хозяйства формируются цены, каков их уровень и соотношения.
Государственная политика регулирования цен имеет непреходящий объект в системе цен в государстве – регулируемые государством цены предприятий. Они практически реализуется в следующих основных прям ых и косвенных формах:

Государственное лимитирование уровня цен, которое выражается прежде всего в административном ограничении роста, или минимального уровня цен на отдельные виды продукции, например, минимальных розничных цен на водочные изделия;

Государственное финансовое регулирование уровня цен, которое связано с возможным дотированием из соответствующих бюджетов – федерального, и особенно субъектов федерации и местных, отдельных видов продукции сельского


60
хозяйства и пром ышленности, например, мяса, молока, яиц, хлеба, сахара, фармацевтической продукции для определенных категорий граждан;

Государственное монопольное установление цен, которое жестко проявляется, например, при продаже золотодобытчиками своей продукции государству по государственным сдаточным ценам для дальнейшего использования на нужды ювелирного производства и пополнения золотых запасов страны, установление цен на другие драгоценные металлы, элементы и вещества, составляющие монополию государства на их производство, добычу и использование;

Государственное косвенное регулирование цен, которое проявляется, например, в государственной таможенной политике установления порядка исчисления, валюты оплаты и размеров экспортно-импортных пошлин по группам, видам и отдельным наименованиям вывозимой и ввозимой продукции. Косвенное регулирование не означает отсутствие воздействия на уровень цены. Однако такое воздействие не связано непосредственно с установлением или фиксацией новой цены.
Косвенное регулирование цен может проявляться и в выделении целевого государственного финансирования в отдельн ые народохозяйственные комплексы, имеющие определяющее значение в формировании общего уровня оптовых (отпускных) и розничных цен. К таким базовым отраслям хозяйства, от уровня цен и тарифов на продукцию которых фактически зависит вся ценовая система страны, могут быть отнесены: электроэнергетика, газовая, нефтяная, нефтеперерабатывающая пром ышленность, железнодорожный транспорт и др.
Финансовое управление ценами предприятий со сторон ы государства представляет собой одну из ключевых проблем государственного финансового менеджмента и проведения государственной краткосрочной финансовой политики. Финансовая политика государства в области регулирования цен, включает использование двух методов финансового регулирования, связанных с изъятием и предоставлением финансовых ресурсов хозяйствующим субъектам. Эти два метода практически реализуются в ценовой системе государства через разнообразные налоговые и неналоговые форм ы.
Первый метод выражает налоговое воздействие на уровень цен, через увеличение или уменьшение налоговых составляющих в ценах на тот или иной вид товара, что влияет на уровень его цены. Например, увеличение или уменьшение акциза на продажу автомобилей, устанавливаемого в процентах к отпускным ценам производителя,


61
воздействует на уровень фактически оплачиваемой покупателем цены за данный товар. Финансовое регулирование первым методом может осуществляться также с использованием таких наиболее распространенных налоговых форм, как налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог на прибыль, государственные пошлины. Таким образом, важнейшей отличительной чертой первого метода финансового регулирования цен в хозяйстве выступает налоговый характер их регулирования, а также использование государством для этого налоговых форм изъятия дохода.
Особенностью государственного финансового регулирования цен вторым методом является предоставление финансовых ресурсов хозяйствующим субъектам. Форма такого предоставления – бюджетное финансирование. Его характеристика – целевой характер. Инструмент в руках государства для практической реализации этой форм ы – бюджетная система страны. Примеры практического применения: дотирование ряда видов медикаментов, а также мяса, молока и других продуктов питания в регионах.
Особенностью рассматриваемой форм ы финансового регулирования цен является и то, что она функционирует при данной системе цен и налогов, а также при данных пропорциях и соотношениях цен и налогового изъятия доходов. Таким образом, важнейшей отличительной чертой второго метода финансового регулирования при сложившихся соотношениях цен и налоговых пропорциях.
Косвенной формой государственной финансовой политики регулирования цен выступает кредитное регулирование цен путем предоставления льготных кредитов, например сельскохозяйственным предприятиям и организациям на закупку техники, семян, создание запасов топлива под посевную. Отечественная практика знает не одиночные факты списания государством долгосрочной и текущей задолженности колхозов и совхозов по банковским кредитам.
Наиболее эффективное управление ценами предприятий достигается на основе применения в мировой и отечественной практике дотирования цен производителей и потребителей.
Бюджетное регулирование цен предприятий представляет неналоговую форму государственного и регионального финансового регулирования внутрихозяйственного соотношения цен, основанную на методе предоставления бюджетных ресурсов в распоряжение хозяйствующего субъекта для целевого формирования его финансовых ресурсов.
Отечественной практике хозяйствования известны следующие основные

62
разновидности использования бюджетного метода регулирования ценовых соотношений:

Финансирование выплаты разниц в ценах на сельскохозяйственную продукцию;

Финансирование выплат разниц в ценах на промышленную продукцию;

Финансирование выплат дифференцированных надбавок к закупочным ценам на сельскохозяйственную продукцию;

Дотации на плановые затраты убыточных и низкорентабельных колхозов;

Финансирование возмещения торговым организациям дополнительных расходов по овощам и фруктам;

Финансирование возмещения выплаченных надбавок заготовительным организациям и перерабатывающим предприятиям;

Финансирование центров по применению расчетн ых цен на продукцию по отраслевым группам однородных производств;

Дотации на поставку материально-технических ресурсов в сельское хозяйство.
Основным источником для бюджетного регулирования цен выступают сегодня ресурсы бюджетов субъектов федерации, т.е. республик, краев и областей. Вместе с тем, не свободен от государственного регулирования цен в народном хозяйстве и федеральный бюджет. Бюджетное регулирование цен предприятий, как часть государственной финансовой политики регулирования цен , имеет место в тех или иных масштабах во всех зарубежных странах. В конечном счете такая финансовая политика направлена на регулирование спроса и предложения товаров на рынке.
1   2   3   4   5   6   7   8   9