Файл: Конспект лекций по дисциплине финансовая политика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.3. Спрос и предложение, предельная полезность товара и цена
предприятия.
В общем виде производитель товара формирует цену его реализации под влиянием соотношения спроса и предложения на данный вид товара в данном сегменте рынка. При проведении ценовой политики предприятие вынуждено учитывать существующее в рыночной экономике обратную связь между ценой реализации товара и величиной спроса. С другой стороны, цена товара и величина его предложения на рынке находятся в прямой зависимости.

63
Точка пересечения кривых спроса и предложения на товар, взят ых во времени и по уровням складывающихся на этот товар цен, представляет собой рыночную цену товара, уравновешенную в соответствии с законом спроса и предложения. Эта цена – так называемого рыночного равновесия, или цена с теми или иными отклонениями реально существующая на рынке данного товара.
Равновесная рыночная цена – есть рыночная цена такого уровня, при котором решения о продаже и купле товара синхронизируются в масштабах рынка данного товара. Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на таком уровне – есть уравновешивающая функция цен. Увеличение спроса воздействует на уровень цены на продукт труда и количество предлагаемого покупателю товара. Как видно из следующего графического изображения, представленного ниже рост спроса смещает кривую вверх. В свою очередь, сокращение спроса перемещает кривую в противоположную сторону, т.е. вниз.
Увеличение или уменьшение спроса на продукцию предприятия надо отличать от изменения величины спроса. Изменение первого не связаны с изменением цены на товар, величина спроса меняется всякий раз, когда изменяется цена на товар. Увеличение предложения сопровождается аналогичным смещением кривой предложения. Как видно из представленного нижеследующего графика кривая предложения смещается вправо вниз. При уменьшении предложения эта кивая будет смещаться в противоположную сторону.
Величина предложения меняется под действием такой причины, как изменение цены на данный товар. Это изменение проявляется так же как и по спросу, не как смещение кривой, а как перемещение на постоянной кривой предложения от одной ее точки к другой.
Спрос и предложение характеризуются эластичностью. Ценовая эластичность спроса – степень чувствительности потребителей к изменениям цены продаваемого им товара. Если потребители продукции предприятия относительно чувствительны к изменению цены продажи, то спрос характеризуется как эластичный. В обратном случае, спрос на производимую предприятием продукцию выступает в качестве неэластичного. Если, например, предприятие, выпускающее вино определенной марки, повышает его отпускную цену для отгрузки сбытовым организациям и сталкивается с ощутим ыми потерями в объемах реализации этого вина по контрактам, то спрос выступает эластичным. В случае, если цена производителя на вино снижается, а


64
объем его продаж резко возрастает, то мы также имеем эластичн ый спрос на вино.
Ценовая эластичность предложения – степень чувствительности производителей к изменениям реальных рыночных цен продажи на производимый ими товар под влиянием изменений в спросе на него.
Ценовая эластичность предложения реализуется через механизм приведения объема производства в соответствие с изменениями в спросе на выпускаемый товар, а значит и уровня реальных рыночных цен на него. Эластичность объема производства зависит от трудностей и времени перераспределения материальных и финансовых ресурсов производителя с тем, чтобы адекватно отреагировать на изменения в платежеспособном спросе. Если предприятие не может быстро изменить объем производства, то предложение оказывается неэластичным и предприятие встает перед краткосрочной перспективой либо затоваривания и получения меньших прибылей, а нередко и убытков за счет снижения реализационных цен, либо существенных потерь в виде недополученной прибыли за счет неполного удовлетворения платежеспособного спроса при росте цены на товар в данном сегменте рынка. Этих проблем в существенной мере удается избежать при варьировании степенью использования производственных мощностей предприятия и наличии резервных мощностей по выпуску продукции, что позволяет обеспечить эластичное предложение.
Поскольку производственные мощности в большинстве отраслей промышленности используются далеко не полностью, то при прочих равных условиях проблема эластичности предложения чаще представляет нескольку большую трудность при свертывании производства под влиянием снижения спроса и реализационной цены.
Одним из важнейших элементов ценовой политики предприятия выступает определение базовой цены реализации товара. Она почти никогда не равна рыночной цене и, тем более, равновесной цене. Базовая цена определяется предприятием исходя из денежного выражения индивидуальных текущих издержек на производство и реализацию продукции плюс норма прибыли или рентабельность производства продукции. Индивидуальные текущие издержки на производство и реализацию товара и индивидуальные запросы производителей по его прибыльности выступают, таким образом, основными факторами отклонения базовой цены от фактической рыночной цены продажи.
Определение базовой цены предполагает анализ собственных текущих затрат на производство и реализацию продукции и выбор метода


65
ценообразования.
В зависимости от особенностей структур ы себестоимости продукции, характерной для данного предприятия, прибыль может включаться в базовую цену пропорционально производственной себестоимости изделия, полной себестоимости его производства, материальным затратам на производство товара, стоимости его обработки.
Базовая цена отклоняется от цены товара (стоимости выполнения работ, оказания услуг) на рынке и по причине такого простого факта, что она в принципе не может и не должна учитывать факторы неопределенности, связанные с динамикой спроса и предложения, изменениями в условиях конкуренции. Базовая цена, таким образом, представляет собой не столько прогнозную цену, сколько минимально необходимую цену реализации товара для удовлетворения внутренних потребностей предприятия в выгодности производства изделия. Не всегда, но обычно – это цена минимального запроса производителя по выгодности для него производства данного товара в данных фиксированных во времени условиях рыночной цены. Следует иметь в виду, что эту минимальность запроса по уровню рентабельности, заложенную в базовую цену, каждое предприятие в зависимости от особенностей его производственно-финансовой деятельности понимает по-своему. Одно предприятие может трактовать эту минимальность в
20% рентабельности к полной себестоимости товара, другое – в 30%.
Некоторые предприятия промышленности и торговли не практикуют использование надбавок и скидок с отпускных (розничных) цен например, за качество, сортность, задержку платежа, досрочную оплату и т.п. Реализация продукции здесь осуществляется по стабильной на определенном отрезке времени отпускной (розничной) цене. В этих случаях, базовая цена отражает жесткий ценовой запрос потребителю и приближается по существу к цене фактической реализации. Другие предприятия вынуждены увеличивать свой запрос по выгодности для них продаж продукции на сумму возможных скидок с цены потребителя.
Так например, обстоит дело на железнодорожном транспорте, где установлены базовые тариф ы на перевозку грузов, которые обеспечивают минимальную выгодность осуществления грузопотоков для железных дорог при условии предоставления системы скидок. Эти базовые тарифы могут увеличиваться или льготироваться в зависимости, например, от расстояния перевозки, характера груза, выполнения грузоотправителем или грузополучателем для систем ы
МПС работ, оказания необходимых системе услуг, наличия


66
межправительственных соглашений об условиях расчетов за перевозку грузов между странами содружества независим ых государств и др. В этой связи управление предприятиями ценами и тарифами может б ыть представлено как процесс корректировки базовых цен и тарифов в соответствии с целевыми установками производителя и рядом рыночных условий в числе которых определяющее значение имеют спрос, предложение, мониторинг цен конкурентов, наличие ценовых ограничений по решениям правительства или внутриведомственн ым решениям.
В ходе управления ценами финансовый менеджер предприятия вынужден учитывать фактор динамики отпускных (розничных) цен, как убывание по мере роста спроса и сбыта общественной (потребительской) полезности продаваемых товаров. Предельная полезность товара представляет собой трансформированный через динамику спроса и объемов продаж товара ценовой сигнал потребителей на изменений цены продажи. Теория предельной полезности лежит в основе всей работы предприятия, направленной на сохранение ценовых и товарн ых позиций на рынке, поскольку учитывает изменение спроса под влиянием постепенного насыщения рынка данного товара за счет роста объема продаж и многократности покупки товара потребителем. В результате этого, полезность товара для потребителя стремится к предельной. По мере насыщения рынка данным видом товара и роста повторяемости его продаж потребителю предельная полезность такого товара стремится к нулю. Фактор движения полезности товара к предельной лежит в основе маркетинговой политике предприятия, включающей в себя рынки сбыта, спрос, предложение товаров, цены продаж на них. Но этот фактор также заставляет управлять ценами и за счет совершенствования параметрических данных о продукции, т.е. улучшения ее качества, технических характеристик и других потребительских свойств, обновления ассортимента выпускаем ых изделий.
3.4. Управление ценами и финансовая политика предприятия.
Система управления ценами представляет собой важный элемент механизма управления финансами предприятия. Этот механизм предусматривает использование определенного набора методов регулирования финансовых процессов. К их числу относится и метод ценового воздействия на внутренние (себестоимость продукции) и внешние финансовые результаты (валовая прибыль). В условиях


67
динамичной рыночной экономики ценовой метод регулирования финансовых процессов выступает эффективным инструментом проведения краткосрочной финансовой политики предприятия.
В основе управления ценами лежит определение финансов ым менеджером системы критериев для установления, контроля и изменения цен. В принципиальном виде можно выделить несколь ко крупных аспектов содержания процесса управления ценами на предприятии:

Формирование цены на новое, или вновь освоенное изделие;

Изменение цены производимого изделия под влиянием конъюнктуры рынка;

Целенаправленное изменение структуры производства продукции, в результате чего может обеспечиваться рост средней цены номенклатуры выпуска, массы приб ыли и уровня рентабельности;

Фиксирование пониженной, или удержание повышенной цены.
В общем виде управление ценами на предприятии почти всегда связано с изменением уровня цены. Исключением выступают те, достаточно редкие в условиях рынка случаи, когда предприятия осваивают новую продукцию, стремятся удержать сложившийся уровень цен на отдельные изделия по известным им соображениям целесообразности. Однако прежде чем изменять цену необходимо ее сформировать.
Важным средством управления и контроля за формированием цен на предприятии выступает составление и исполнение плановой калькуляции себестоимости изделия, а также анализ фактической калькуляции затрат на его производство и сбыт. Отмечая большое значение в деле управления ценами эффективной политики предприятия по организации и осуществлению сбыта продукции, формированию и оптимизации внепроизводственных расходов особо подчеркнем управление ценой. Управление ценой – есть прежде всего управление производственной себестоимостью выпуска отдельных видов продукции. Именно здесь может быть создан резерв на фиксацию пониженной цены на изделия за счет систематической экономии себестоимости продукции. В противном случае, появл яется трудно нейтрализуемый мощный фактор на удорожание цены производственного потребления. В результате этого рост издержек на производство может слабо компенсироваться соответствующим ростом

68
выручки от реализации. Поэтому, возникает опасность возникновения финансовых затруднений и не окупаемости текущих денежных затрат на производство и реализацию продукции. Удержание достаточно высокой рыночной цены зависит от эффективности затратных основ формирования себестоимости, реализованных предприятием возможностей ее экономить , такого неотвратимо действующего фактора, как динамика рыночного спроса и предложения. Так в практике управления ценами на предприятии фактически смыкаются несколько вопросов: о формировании новой и пересмотре действующей цены, ее фиксировании на пониженном, или удержании на сложи вшемся повышенном уровне.
Финансовая политика предприятия в области формирования цен на новые изделия, выполняемые работы и оказываем ые услуги выступает как политика обеспечении продвижения этих товаров на рынке специфическими финансово-ценовыми методами. Нет смысла формировать цену на новый товар, который не будет затем покупаться.
Поэтому проводя ценовую политику финансовый менеджер совместно с менеджером по продажам и другими службами предприятия определяет маркетинговые возможности и целесообразность использования следующих разновидностей цен на новую продукцию: цена внедрения товара на рынок, обычно пониженная до уровня, позволяющего проникнуть в данный сегмент рынка, где продаются аналогичные изделия; цена средней норм ы прибыли, возмещающая фактические издержки по производству изделия и обеспечивающая среднюю норму прибыли в группе однородных производств или в отрасли; цена лидера рынка, установленная на аналогичную продукцию ведущим производителем данного вида продукции; «психологическая» цена – цена ниже любой круглой суммы кратной 10; цена «снятия сливок», когда производитель нового продукта устанавливает с самого начала высокую цену в расчете на определенные круги покупателей- потребителей; престижная цена, предлагаемая рынку на новые изделия особо высокого эксклюзивного качества. Выбор конкретных видов цен на новые изделия зависит от места (доли) предприятия на ры нке аналогичных товаров, уровня конкурентности рынка, устремлений предприятия по скорейшей окупаемости понесенных затрат на создание и освоение производства нового изделия, решаемых задач по быстроте внедрения товара на рынок и т.п.
Фиксирование пониженной или поддержание стабильности повышенной цены на изделие часто может предполагать дотирование