Файл: Конструктивная трансформация склонности к риску как средство профилактики делинквентного поведения подростков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 275

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. Склонность к риску делинквентных подростков

1.1. Делинквентное поведение подростков и его причины

1.2. Склонность к риску как фактор делинквентного поведения

Выводы по Главе 1

2.2. Анализ результатов исследования

Выводы по Главе 2

ГЛАВА 3. Программа профилактики делинвкентного поведения подростков посредством трансформации склонности к риску

3.1. Направления социальной работы по профилактике и коррекции делинквентного поведения

3.2. Обоснование программы

3.3. Содержание программы

Выводы по Главе 3

ГЛАВА 4. Программа профилактики делинквентных подростков, входящих в состав группы антиобщественной направленности

4.1. Эмпирическое исследование статуса делинквентных подростков, входящих в состав группы антиобщественной направленности

4.2. Программа профилактики делинквентного поведения подростков,входящих в состав группы антиобщественной направленности

4.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Выводы по Главе 4

ГЛАВА 5. Группа антиобщественной направленности

и работа с ней через лидера группы

5.1. Характеристика группы антиобщественной направленности

5.2. Лидер группы как ключевой элемент

в работе с антиобщественной группой

5.3. Технологии работы с антиобщественной группой через ее лидера

5.4. Оценка эффективности работы с антиобщественной группой

Выводы по Главе 5

Заключение

Список литературы

Список терминов



Важно понимать, что оценка эффективности работы с антиобщественной группой – это комплексный процесс, который требует анализа данных, оценки качества и разнообразных методологических подходов. Поэтому, для достижения наиболее положительных результатов, необходимо строго придерживаться разработанных методик и планов работы.

В любом случае, оценка эффективности работы с антиобщественной группой – это неотъемлемый элемент процесса работы, который позволяет понять, какие методы и подходы были наиболее результативными и как корректировать работу в будущем. Однако, важно понимать, что оценка эффективности – это комплексный процесс, который требует анализа данных, оценки качества и разнообразных методологических подходов.



Выводы по Главе 5


Исследование «Группа антиобщественной направленности и работа с ней через лидера группы» позволяет сделать несколько выводов.

Во-первых, для работы с антиобщественной группой необходимо учитывать специфику ее структуры и процессов, происходящих внутри нее. Важно понимать, что лидер группы играет центральную роль в жизни антиобщественной группы, именно он может оказать влияние на мнения и поведение участников группы.

Во-вторых, для успешной работы с антиобщественной группой через ее лидера необходимо уметь установить доверительные отношения с лидером, использовать его авторитет и воздействовать на него через позитивное общение и мотивацию. Важно понимать, что влияние на лидера группы должно быть направлено на изменение его взглядов и убеждений в сторону позитивных ценностей и норм общества, а не на поддержание негативных убеждений и укрепление его позиции в антиобщественном окружении.

В-третьих, работы с антиобщественной группой через ее лидера требует тщательной планировки и организации. Важно определить цели, задачи, выбрать подходящие методы и инструменты работы, которые будут способствовать эффективному воздействию на антиобщественную группу.

В-четвертых, для работы с антиобщественной группой через лидера необходима специальная подготовка специалистов своей области. Работа с антиобщественной группой – сложный и рискованный процесс, который требует знаний, опыта и навыков работы с конфликтными ситуациями.

В-пятых, результаты работы с антиобщественной группой через ее лидера могут быть изменения в поведении и мировоззрении участников группы, а также улучшение обстановки в окружающей среде. Однако, для оценки результатов работы необходима систематическая и комплексная методика оценки, которая поможет определить и измерить изменения в группе и оценить эффективность работы.

Заключение



На сегодняшний день проблема правонарушений подростков остается весьма сложной и актуальной, так как данный период обычно характеризуется как один из самых трудных детских возрастов, когда личность находится в стадии формирования ее важнейших черт и качеств.



Ключевой фигурой в профилактической деятельности является педагог. В теории и на практике существуют различные подходы к определению методов педагогической деятельности при работе с подростками делинквентного поведения. Только во взаимосвязи методы и приемы профилактики асоциального поведения способны оказать влияние на подростков, склонных к правонарушениям. Эффективная профилактика делинквентного поведения будет способствовать социальному благополучию подростков в будущем.

Теоретическое исследование по проблеме профилактики делинквентного поведения в подростковом возрасте послужило основой проведения опытно - экспериментальной работы в данном направлении. Целью опытно – экспериментального исследования явилась разработка комплекса занятий по профилактике делинквентного поведения в подростковом возрасте и выявление его эффективности.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа:

1) констатирующий этап;

2) формирующий этап;

3) контрольный этап

На каждом из этапов решались поставленные в ходе экспериментального исследования задачи.

Так, на констатирующем этапе был выявлен уровень склонности к различным видам делинквентного поведения среди подростков. Для выявления уровня склонности к делинквентному поведению использован диагностический опросник «ДАП-П» для учащихся общеобразовательных учреждений, модифицированный автором.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что среди подростков контрольной группы на констатирующем этапе исследования ни у одного учащегося не выявлен высокий уровень склонности к делинквентному поведению. Лишь у 5 учеников (25 % испытуемых) выявлен средний уровень склонности к делинквентному поведению. А у 15 подростков (75 % респондентов) уровень склонности к делинквентному поведению низкий.

Результаты опроса говорят о наличии в экспериментальной группе подростков, в разной степени склонных к делинквентному поведению. Так, в экспериментальной группе выявлено 35 % (или 7 подростков) со средним уровнем склонности к делинквентному поведению. 55 % (или 11 человек) характеризуются значительной предрасположенностью к делинквентному поведению. А 10 % (или 2 подростка) имеют высокий уровень склонности к делинквентному поведению.

Полученные результаты предопределили необходимость профилактической работы с подростками экспериментальной группы для успешного преодоления детьми кризисных явлений подросткового возраста и формированию адекватных форм поведения.


На формирующем этапе исследования разработан и реализован комплекс занятий по профилактике делинквентного поведения в подростковом возрасте. Комплекс представлен 10 занятиями, ориентированными на профилактическую работу с подростками в возрасте 13 – 14 лет.

На контрольном этапе проведена повторная диагностика подростков. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в контрольной группе изменений не произошло. Заметные улучшения произошли в экспериментальной группе. Не выявлены подростки с высоким уровнем склонности к делинквентному поведению. Доля подростков со значительной предрасположенностью к делинквентному поведению снизилась с 55 % до 10%. В то же время увеличилась доля учащихся с низким уровнем склонности к делинквентному поведению с 0% на констатирующем этапе до 30 % (или 6 респондентов) на контрольном этапе исследования. Доля подростков со средним уровнем склонности к делинквентному поведению составила на контрольном этапе 60 %.

Полученные результаты подтверждают гипотезу исследования и позволяют судить об эффективности комплекса занятий по профилактике делинквентного поведения в подростковом возрасте.



Список литературы





  1. Авдулова Т.П. Социальные представления подростков, склонных к риску // Экспериментальные исследования. Социальная психология и общество. – 2015. Т. 6. – № 2. – С. 105-114.

  2. Акутина С.П., Семавина А.А. Проблема делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации // Молодой ученый. – 2016. – №8. – С. 869-872. [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/112/28702/ (дата обращения 26.05.2020)

  3. Александров С.Г. Девиантные отклонения в структуре личности юношей, совершивших преступления: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. – СПб.: МВД России, СПбУ, 1999. – 175 с.

  4. Антонян Ю.М. О некоторых неосознаваемых мотивах систематического занятия бродяжничеством // Вопросы борьбы с преступностью. – 1982. – Вып. 36. – С. 3-15.

  5. Антонян, Ю.М. Криминология. Избранные лекции. – М.: Логос, 2004. – 448 с.

  6. Аувяэрт Л.И. Роль семьи и сверстников в правовой социализации несовершеннолетних: автореф. … канд. психол. наук. – М.: Харвест, 1981. – 24 с.

  7. Башкина, Ю.Д., Посохова, С.Т. Личностный смысл чувства риска у подростков. – СПб.: СПбУ, – 2007. – 691 с.

  8. Быкова С.В. Склонность к риску как устойчивое свойство личности // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 1. №1. – С. 157-160.

  9. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2015. 655 с.

  10. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие. – М.: Академия, 2001. – 160с.

  11. Волкова Н.А. Динамика ценностных ориентации в структуре личностных характеристик у школьников: дис. … канд. психол. наук. – Л.: ЛГУ, 1983. – 162 с.

  12. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. / Под ред. Сластенина 2-е изд., перераб. изд. М.: Академия, 2002, – 212 с.

  13. Змановская Е.В. Девиантология. (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений – 2е изд., испр. – М.: Академия, 2004. – 174 с.

  14. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. №2. – С. 47-57.

  15. Ильин Е.П. Психология риска. [Электронный ресурс]. – URL: https://docplayer.ru/50624552-Ilin-e-p-psihologiya-doveriya-spb-piter-s-il.html (дата обращения: 05.06.2021)

  16. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов – М.: Издательство Юрайт, 2004. – 211 с.

  17. Комлев Ю.Ю., Сафиуллин Н.Х. Социология девиантного поведения: Учебное пособие / Под общ. ред. Ю.Ю. Комлева. – Казань.: КЮИ МВД России, 2006. – 222 с.

  18. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений: Учеб. пособ. для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 286 с.

  19. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. – М.: Юридическая литература, 1982. – 191 с.

  20. Кузнецова Л. П. Основные технологии социальной работы: учеб. пособие. Владивосток: изд. ДВГТУ, 2002. – 92 с.

  21. Лакреева А.В. Склонность к риску как фактор девиантного поведения подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –2016. – № 24. – С. 141-146. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26146235 (дата обращения: 05.06.2021)

  22. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. – 256 с.

  23. Лузгин С. А. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: учеб. пособие – 2-е изд. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказания, 2006. – 335 с.

  24. Министерство внутренних дел Российской Федерации, ФКУ «Главный информационно-аналитический центр». Состояние преступности в России за январь-декабрь 2018 года. [Электронный ресурс]. – URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/16053092 (дата обращения: 26.05.2020).

  25. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 183 c.

  26. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф.. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.

  27. Паников В.В. Основы социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Курс лекций. Екатеринбург: УрГПУ, 2002. 131 с.

  28. Першина, Е.Е. Помощь детям, склонным к делинквентному поведению. – Коломна.: Министерство образования Московской области, 2016 г. – 169 с.

  29. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. – М.: Педагогика, 1987. – 312 с.

  30. Профилактика делинквентного поведения подростков, Психологос. [Электронный ресурс]. – URL: https://knyazhinskaya.ru/chelovek/profilaktika-delinkventnogo-povedeniya-2.html (дата обращения: 04.06.2021).

  31. Санникова О.П. Пролонгированный подход к исследованию детерминационных процессов. – Одеса.: Наука і освіта, 2007. – 67 с.

  32. Санникова О.П., Санников А.И., Быкова С.В. Риск и принятие решений. – Харьков.: ТОВ (Алекс+), 2007. – 60 с.

  33. Семенова А.В. Склонность к риску в подростковом и юношеском возрасте // Педагогика: история, перспективы. – 2019. – №5. Том 3. – С. 131-136.

  34. Тельных Н.В., Чередниченко И.П. Психология управления. – Ростов-наДону: Феникс, 2004. – 608 с.

  35. Титова А.И. Преступность несовершеннолетних: состояние и динамика // Молодой ученый. – 2018. – №34. – С. 64-66. [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/220/52434/ (дата обращения: 02.05.2020)

  36. Флип Р. Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2010. – 816 с.

  37. Холостова Е.И. Технологии социальной работы. – М.: ИНФРА-М, 2001. 400 с.

  38. Цветков В.Л. Юридическая психология Учебник. М.: Щит, 2006. 436 с.

  39. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – М.; Рига: Педагогический центр Эксперимент, 1999. – 113 с.

  40. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2004. – 349с.

  41. Шипунова Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения: учеб. пособие. М.: Академия, 2011.240 с.

  42. Kogan N., Wallach M. Risky shift phenomenon in small decision groups: a test of the informationexchange hypothesis // Journal of Experimental Social Psychology. 1967. – V. 3. – Pp. 75-84.

  43. Zuckeiman, M. Sensation seeking and risky behavior. – New York: APA, 2006. – Pp. 309.