Файл: Конструктивная трансформация склонности к риску как средство профилактики делинквентного поведения подростков.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Склонность к риску делинквентных подростков
1.1. Делинквентное поведение подростков и его причины
1.2. Склонность к риску как фактор делинквентного поведения
2.2. Анализ результатов исследования
3.1. Направления социальной работы по профилактике и коррекции делинквентного поведения
4.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
ГЛАВА 5. Группа антиобщественной направленности
и работа с ней через лидера группы
5.1. Характеристика группы антиобщественной направленности
5.2. Лидер группы как ключевой элемент
в работе с антиобщественной группой
5.3. Технологии работы с антиобщественной группой через ее лидера
противостоять негативному влиянию среды, справляться со стрессами и выходить из сложных жизненных ситуаций конструктивным путём.
В результате, проведенного нами эмпирического исследования, нам удалось выявить высокий уровень склонности к риску у делинквентных подростков, заключенных в СИЗО-1 г.Омска и преобладание у законопослушных школьников Новоцарицынской СОШ уровня склонности к риску в пределах нормы. Это свидетельствует о том, что данный феномен развит у всех подростков, однако может иметь деструктивный и конструктивный характер, что предопределяет их поведение – делинквентное или законопослушное.
Все вышеизложенные факторы подтверждают необходимость организации и проведения специальной деятельности, направленной на конструктивную трансформацию склонности к риску несовершеннолетних правонарушителей. Так как, деструкция склонности к риску может выступать одним из факторов возникновения рецидива. А конструктивная трансформация склонности к риску сформирует у делинквентных подростков мотивацию, необходимую для конструктивной деятельности и включению в благоприятное социальное взаимодействие.
На основании результатов исследования нами была разработана комплексная программа, направленная на профилактику и коррекцию делинквентного поведения подростков путем конструктивной трансформации склонности к риску.
Цель программы: конструктивная трансформация склонности к риску подростков с делинквентным поведением.
Деструктивная склонность к риску подростков может быть трансформирована в конструктивную посредством вовлечения подростков в социально-одобряемую сферу деятельности: спортивную и волонтерскую.
Задачи программы:
Целевая группа: ученики БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №124», состоящие на внутришкольном учете и на профилактическом учете в подразделении по работе с несовершеннолетними в отделе полиции № 6 в количестве 8 человек, в возрасте 16-17 лет.
Работа с подростками должна быть реализована в трех направлениях, соответствующих трем блокам программы:
1 Блок. Тренинг «Мои ресурсы»»: Актуализация личностных ресурсов и жизненных целей подростков; знакомство с возможностями реализации склонности к риску в социально одобряемых сферах деятельности;
2 Блок. «Спорт в моей жизни»: Создать условия для реализации склонности к риску в социально одобряемых сферах деятельности – спортивных занятиях.
3 Блок. «Волонтерская патриотическая деятельность»: Создать условия для реализации склонности к риску в социально одобряемых сферах деятельности – волонтерской деятельности.
Для возможности реализации склонности к риску в социально-одобряемых видах деятельности нами выбраны организации специализирующиеся: на физической подготовке – Спортивный клуб «Лига Стали»; на волонтерской деятельности – Народная дружина «Правопорядок».
Данные спортивные и волонтерские мероприятия способствуют повышению уровня рефлексии и самооценки подростка. Включение в социально одобряемых сферах деятельности позволяет безопасным путем удовлетворить возрастную потребность подростка в риске [46].
Для проведения спортивных и волонтерских мероприятий для подростков будут приглашены:
Роль специальных гостей заключается в оказании помощи в организации и проведении мероприятий для подростков. А также наличие новых лиц и нового формата работы с делинквентными подростками будет способствовать повышению интереса и мотивации к данным видам деятельности.
В программе используются групповые спортивные занятия, волонтерская деятельность, тренинговые занятия, которые способствуют развитию у несовершеннолетних правонарушителей способностей познания себя и других людей, актуализации личностных ресурсов и жизненных целей
Этапы реализации программы:
1 этап – подготовительный: Диагностический, направлен на выявление уровня склонности к риску (методика М. Цукермана).
2 этап – основной: Формирующий, включает в себя тренинг, спортивные и волонтерские мероприятия, направленные на развитие у несовершеннолетнего конструктивные способы реализации склонности к рискованным действиям у подростков.
3 этап – заключительный: Диагностический (итоговая диагностика – анкетирование, цель которого – изучение происходящих изменений личностной и эмоционально-волевой сферах несовершеннолетних и видов деятельности, которыми делинквентные подростки готовы заниматься в дальнейшем (спорт, волонтерство). Образец анкеты представлен в Приложение 3.
Содержание программы:
Кадровый состав:
Целевая группа:
Программа реализуется в форме тренинга, спортивных игр и турниров, обучающих мастер-классов и волонтерских мероприятий (Таблице 2).
Таблица 2
Содержание программы «Профилактика делинквентного поведения подростков посредством конструктивной трансформации склонности к риску»
Занятия с подростками занятия проводятся 3 раза в неделю по 1-2-3 часа в течение месяца.
Принципы взаимодействия с подростками:
Ожидаемые результаты:
Критерии эффективности программы
Риски программы
Таблица 3
Ресурсы реализации программы:
В результате, проведенного нами эмпирического исследования, нам удалось выявить высокий уровень склонности к риску у делинквентных подростков, заключенных в СИЗО-1 г.Омска и преобладание у законопослушных школьников Новоцарицынской СОШ уровня склонности к риску в пределах нормы. Это свидетельствует о том, что данный феномен развит у всех подростков, однако может иметь деструктивный и конструктивный характер, что предопределяет их поведение – делинквентное или законопослушное.
Все вышеизложенные факторы подтверждают необходимость организации и проведения специальной деятельности, направленной на конструктивную трансформацию склонности к риску несовершеннолетних правонарушителей. Так как, деструкция склонности к риску может выступать одним из факторов возникновения рецидива. А конструктивная трансформация склонности к риску сформирует у делинквентных подростков мотивацию, необходимую для конструктивной деятельности и включению в благоприятное социальное взаимодействие.
3.3. Содержание программы
На основании результатов исследования нами была разработана комплексная программа, направленная на профилактику и коррекцию делинквентного поведения подростков путем конструктивной трансформации склонности к риску.
Цель программы: конструктивная трансформация склонности к риску подростков с делинквентным поведением.
Деструктивная склонность к риску подростков может быть трансформирована в конструктивную посредством вовлечения подростков в социально-одобряемую сферу деятельности: спортивную и волонтерскую.
Задачи программы:
-
Актуализировать личностные ресурсы и сформулировать жизненные цели подростков; -
Показать подросткам возможности реализации склонности к риску в социально одобряемых сферах деятельности; -
Создать условия для реализации склонности к риску в социально одобряемых сферах деятельности: спорт и волонтерство;
Целевая группа: ученики БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №124», состоящие на внутришкольном учете и на профилактическом учете в подразделении по работе с несовершеннолетними в отделе полиции № 6 в количестве 8 человек, в возрасте 16-17 лет.
Работа с подростками должна быть реализована в трех направлениях, соответствующих трем блокам программы:
1 Блок. Тренинг «Мои ресурсы»»: Актуализация личностных ресурсов и жизненных целей подростков; знакомство с возможностями реализации склонности к риску в социально одобряемых сферах деятельности;
2 Блок. «Спорт в моей жизни»: Создать условия для реализации склонности к риску в социально одобряемых сферах деятельности – спортивных занятиях.
3 Блок. «Волонтерская патриотическая деятельность»: Создать условия для реализации склонности к риску в социально одобряемых сферах деятельности – волонтерской деятельности.
Для возможности реализации склонности к риску в социально-одобряемых видах деятельности нами выбраны организации специализирующиеся: на физической подготовке – Спортивный клуб «Лига Стали»; на волонтерской деятельности – Народная дружина «Правопорядок».
Данные спортивные и волонтерские мероприятия способствуют повышению уровня рефлексии и самооценки подростка. Включение в социально одобряемых сферах деятельности позволяет безопасным путем удовлетворить возрастную потребность подростка в риске [46].
Для проведения спортивных и волонтерских мероприятий для подростков будут приглашены:
-
заслуженный мастер спорта РФ, двукратного чемпиона мира по кикбоксингу и общественного деятеля, -
командир ОМООНД «Правопорядок», член ООО «Офицеры России», член ВООВ «Боевое братство», начальник штаба ОДО «МЧС волонтер».
Роль специальных гостей заключается в оказании помощи в организации и проведении мероприятий для подростков. А также наличие новых лиц и нового формата работы с делинквентными подростками будет способствовать повышению интереса и мотивации к данным видам деятельности.
В программе используются групповые спортивные занятия, волонтерская деятельность, тренинговые занятия, которые способствуют развитию у несовершеннолетних правонарушителей способностей познания себя и других людей, актуализации личностных ресурсов и жизненных целей
Этапы реализации программы:
1 этап – подготовительный: Диагностический, направлен на выявление уровня склонности к риску (методика М. Цукермана).
2 этап – основной: Формирующий, включает в себя тренинг, спортивные и волонтерские мероприятия, направленные на развитие у несовершеннолетнего конструктивные способы реализации склонности к рискованным действиям у подростков.
3 этап – заключительный: Диагностический (итоговая диагностика – анкетирование, цель которого – изучение происходящих изменений личностной и эмоционально-волевой сферах несовершеннолетних и видов деятельности, которыми делинквентные подростки готовы заниматься в дальнейшем (спорт, волонтерство). Образец анкеты представлен в Приложение 3.
Содержание программы:
Кадровый состав:
-
специалист по социальной работе; -
педагог-психолог БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №124»; -
инспектор ПДН Отдела полиции №6; -
приглашенные специалисты: заслуженный мастер спорта РФ, двукратный чемпион мира по кикбоксингу и общественный деятель (К.А. Нурмаганбетов); командир ОМООНД «Правопорядок», член ООО «Офицеры России», член ВООВ «Боевое братство», начальник штаба ОДО «МЧС волонтер».
Целевая группа:
-
учащиеся БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №124», состоящие на внутришкольном учете и на профилактическом учете в подразделении по работе с несовершеннолетними в отделе полиции №6 в количестве 8 человек, в возрасте 16-17 лет.
Программа реализуется в форме тренинга, спортивных игр и турниров, обучающих мастер-классов и волонтерских мероприятий (Таблице 2).
Таблица 2
Содержание программы «Профилактика делинквентного поведения подростков посредством конструктивной трансформации склонности к риску»
Проводимые мероприятия | Даты проведения | Ответственный |
1 Блок. Тренинг « Мои ресурсы» Цель: актуализация личностных ресурсов и жизненных целей подростков; знакомство с возможностями реализации склонности к риску в социально одобряемых сферах деятельности; Задачи:
| ||
Социально-психологический тренинг «Путь к себе» | 01.07 05.07 02.08 04.08 | Турлубаева Д.Д. |
Встреча с заслуженным мастером спорта РФ, двукратным чемпионом мира по кикбоксингу и общественным деятелем | 07.07 | Нурмаганбетов К.А. |
Встреча с командиром ОМООНД «Правопорядок», членом ООО «Офицеры России», членом ВООВ «Боевое братство», начальником штаба ОДО «МЧС волонтер» | 09.07 | Бабенко А.А. |
2 Блок. « Спорт в моей жизни»: Цель: создание условий для реализации склонности к риску подростков в социально одобряемых сферах деятельности – спортивных занятиях: помочь подросткам в поиске вида спорта для последующих занятий, укрепить здоровье,повысить уровень физической подготовки. Задачи:
| ||
Ознакомительные тренировки по кроссфиту | 12.07 14.07 | Нурмаганбетов К.А. |
Ознакомительные тренировки по футболу. | 19.07 | |
Футбольный турнир среди подростков «Сила Сибири!» | 21.07 | |
Ознакомительные тренировки по кикбоксингу | 26.07 28.07 | |
3 Блок. «Волонтерская патриотическая деятельность»: Цель: создание условий для реализации склонности к риску подростков в социально одобряемых сферах деятельности – боевой волонтерской деятельности, условий для повышения уровня военно-патриотической подготовки. Задачи:
| ||
Военно-тактическая игра «Готовы Родине служить!» | 16.07 | Бабенко А.А. |
Патриотический марафон «Победа! Молодость! Весна!» | 23.07 | |
Участие в акции «Поможем вместе» совместно с сотрудниками детского сада № 127 (гуманитарная помощь многодетным, малообеспеченным семьям). | 30.07 |
Занятия с подростками занятия проводятся 3 раза в неделю по 1-2-3 часа в течение месяца.
Принципы взаимодействия с подростками:
-
Добровольность – проведение занятий с учениками школы на основе их добровольного участия; -
Сотрудничество и взаимоуважение – работа во взаимопонимании и уважении между учениками школы и специалистами, реализуемыми программу; -
Принцип гуманизма – демократичное и справедливое отношение ко всем ученикам школы; -
Практикоориентированность – информация, описанная в блоках и содержании программы должна быть реализована.
Ожидаемые результаты:
-
Трансформация деструктивной склонности к риску подростков в конструктивную; -
Актуализация личностных ресурсов и жизненных целей подростков у подростков.
Критерии эффективности программы
-
Конструктивная трансформация склонности к риску подростков, участвующих в реализации программы; -
Возможность выбора социально одобряемой деятельности – спорт, волонтерство.
Риски программы
Таблица 3
Риски | Предотвращение |
Низкая мотивация подростков | Обеспечение ситуации личного выбора занятий; информирование подростка о преимуществах прохождения программы. |
Закрытость подростков | Эмоциональная поддержка, уважительное и доброжелательное общение. |
Ограниченность ресурсов в реализации программы | Заблаговременная договоренность с руководством учреждений о предоставлении помещений и необходимого инвентаря и оборудования, и специалистами для реализации мероприятий и занятий программы. |
Отсутствие положительного результата | Детальный разбор причин неуспеха в виде рефлексивного анализа, а при необходимости повторение каких-либо занятий. |
Ресурсы реализации программы: