Файл: Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 715

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОАО «АК «Транснефть»
РД «Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов»
153
− режим и средства для предварительного подогрева (при необходимости), схема и средства контроля температуры;
− применяемые сварочные материалы (тип электрода, вид покрытия электрода, марка электрода и/или сварочной проволоки, диаметр электрода и/или сварочной проволоки, марка флюса, вид и состав защитного газа), стандарт или ТУ на поставку сварочных материалов, требования к условиям их хранения и подготовки к сварке;
− тип, марка и основные характеристики сварочного и вспомогательного оборудования;
− перечень технологических операций, выполняемых в процессе сварки стыка;
− параметры сварочного процесса (род и полярность тока, диапазон величин сварочного тока и напряжения на дуге, направление сварки, диапазон допустимых скоростей сварки, вылет и угол наклона электрода и др.);
− положение труб в процессе сварки, количество, длина и расположение прихваток, количество слоев шва и последовательность их выполнения, временной интервал между выполнением слоев шва, диапазон межслойной температуры, необходимость сопутствующего подогрева;
− условия удаления центратора (минимальное количество слоев, сваренных до удаления центратора и минимальная протяженность шва);
− необходимость выполнения послесварочной термобработки (параметры режима, оборудование, средства и условия контроля температуры)
− геометрические параметры сварных соединений;
− параметры, требующие регистрации в процессе сварки;
− другие специальные характеристики, соблюдение которых необходимо для выполнения процесса сварки;
− виды и объемы контроля качества сварных соединений;
− способ и технология ремонта дефектных сварных швов, применяемые сварочные материалы и оборудование;
− перечень исполнительной и текущей документации по сварочному производству и неразрушающему контролю.
14.2.9 Если организация-подрядчик выполняет работы на нескольких объектах ОСТ
(участках трубопроводов) с идентичными типоразмерами труб и марками трубных сталей, допускается разработка одной технологической инструкции по сварке.
14.2.10 Допускается совмещение процедуры производственной аттестации технологии

ОАО «АК «Транснефть»
РД «Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов»
154 сварки и допуска организации-подрядчика к сварке магистральных трубопроводов ОСТ, если аттестация технологии проводится в срок не более 2 месяцев до начала работ с учетом п. 14.2.4.
При положительных результатах аттестации разрешение может быть оформлено без проведения этапа сварки и контроля соединений.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   26

14.3 Допускные испытания сварщиков (операторов)
14.3.1 Целью допускных испытаний сварщиков (операторов) является определение способности сварщика выполнить качественное сварное соединение при применении технологического процесса сварки, прошедшего аттестацию и допускные испытания, согласно требованиям раздела 13-14 настоящего РД. Решение о дате начала допускных испытаний принимается главным сварщиком ОСТ на основании представленных организацией- подрядчиком акта допускных испытаний организации-подрядчика.
14.3.2 Допускные испытания сварщиков проводятся путем сварки допускных стыков, непосредственно перед началом сварочных работ на магистральном трубопроводе.
14.3.3 Сварщик (оператор) может пройти допускные испытания на выполнение всего шва в целом или конкретного слоя (слоев) шва. При наличии указаний в технологической карте о сварке стыка двумя сварщиками (операторами), выполняется сварка двух допускных стыков
(каждым сварщиком выполняется сварка половины стыка). Для стыков диаметром 1020 мм и более разрешается сварить один стык двумя сварщиками (операторами) (одну из половин периметра стыка относительно вертикальной оси). Сварщик-оператор автоматической сварки в среде защитных газов должен выполнить все наружные слои шва на 1/2 периметра стыка.
14.3.4 Сварщик-оператор, выполняющий автоматическую сварку корневого слоя шва изнутри трубы, а также внутреннего слоя при двухсторонней автоматической сварке под слоем флюса должен сварить весь периметр стыка вне зависимости от диаметра трубы (АФ, комплекс
CRC-Evans AW).
14.3.5 При допускных испытаниях по технологии ручной дуговой и механизированной сварки неповоротных стыков труб диаметром менее 1020 мм каждая пара сварщиков должна выполнить сварку двух стыков. Для комбинированных вариантов сварки данное требование относится к слоям, выполняемым соответствующим способом сварки.
14.3.6 При допускных испытаниях по комбинированной технологии с использованием односторонней автоматической сварки под флюсом сварщик-оператор должен выполнить сварку всех автоматных слоев шва одного стыка независимо от диаметра трубы.
14.3.7 В процессе допускных испытаний при сооружении узлов запуска-приема и пропуска средств очистки и диагностики, узлов установки линейных задвижек, трубной

ОАО «АК «Транснефть»
РД «Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов»
155 обвязки НПС и резервуарных парков на право выполнять сварку стыков «труба плюс труба»,
«труба плюс соединительная деталь», каждый сварщик должен выполнить не менее 2 кольцевых стыков труб диаметром менее 108 мм и не менее 1 стыка диаметром от 108 до 426 мм. Конкретный типоразмер труб определяется главным сварщиком ОСТ в соответствии с утвержденной технологической картой.
14.3.8 Сварку допускных стыков следует производить с расположением оси стыка под углом 45 градусов к горизонтальной плоскости (положение Н45), если утвержденная технология предусматривает выполнение стыков труб с расположением оси трубопровода под углом свыше 25 градусов к горизонтали. В данном случае сварщик, успешно прошедший испытания, допускается к выполнению соединений, регламентируемых техкартой, во всех пространственных положениях.
14.3.9 К сварке допускных стыков прямых врезок допускаются наиболее квалифицированные сварщики. Перед сваркой допускного соединения рекомендуется выполнить 1-2 тренировочных соединения. Пространственное положение сварки должно соответствовать требованиям технологической карты. В случае, если технологическая карта предусматривает выполнение прямых врезок в различных пространственных положениях, допускные испытания проводятся в положении В1 (при горизонтальном расположении оси патрубка). В процессе допускных испытаний должны соблюдаться требования по сборке, сварке, неразрушающему контролю и механическим испытаниям сварных соединений, регламентированные настоящим РД и в утвержденной технологической карте. Сварщик, успешно выдержавший допускные испытания, может быть допущен к сварке прямых врезок с диаметром трубы-ответвления в пределах диапазона, установленного требованием раздела 13
(аттестация технологии сварки таблица). Сварщик, выполнявший прямую врезку в пространственном положении В1, допускается к сварке прямых врезок в положениях, указанных в таблице 13.9.
14.3.10 Допускные испытания сварщиков при сооружении узлов запуска-приема и пропуска средств очистки и диагностики, узлов установки линейных задвижек, трубной обвязки НПС и резервуарных парков на право выполнения кольцевых стыков «труба плюс переходное (заводское) кольцо задвижки (шарового крана)» и «труба плюс задвижка (шаровой кран)» осуществляются при сварке первого товарного (производственного) стыка. К сварке допускных стыков могут быть допущены наиболее квалифицированные сварщики, ранее выполнявшие аналогичные или разнотолщинные соединения труб при сооружении линейной части трубопроводов. Перед сваркой допускного стыка рекомендуется выполнить 1-2 тренировочных стыка катушек труб соответствующего типоразмера.


ОАО «АК «Транснефть»
РД «Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов»
156 14.3.11 Ремонт специальных соединений и кольцевых стыков «труба плюс переходное
(заводское) кольцо задвижки (шарового крана)» и «труба плюс задвижка (шаровой кран)» должен производиться сварщиками, которые имеют допуск к сварке указанных соединений.
Отдельные допускные испытания в данном случае не требуются.
14.3.12 Сварщик либо сварщики (операторы), выполнившие сварку стыка, признанного годным при производственной аттестации технологии сварки, считаются прошедшими испытания и могут не выполнять сварку допускного стыка.
14.3.13 В процессе допускных испытаний сварщик должен выполнять все требования операционной технологической карты по аттестованной технологии сварки, использовать оборудование, соблюдать технику сварки и скорость выполнения всех операций, которые будут использоваться в дальнейшем при сварке или ремонте сварных стыков трубопровода.
14.3.14 Катушки труб, подготовленные для сварки допускных стыков, должны быть изготовлены из тех же труб, т.е. иметь тот же класс прочности, толщину стенки и разделку кромок с учетом требований раздела 14.2, что и трубы, применяемые для сооружения
(ремонта) магистрального трубопровода. Длина катушки для допускных испытаний по ручной и механизированной сварке должна составлять не менее 125 мм. Для проведения допускных испытаний по автоматической сварке длина катушки устанавливается исходя из возможности обеспечения всех требований операционной технологической карты.
14.3.15 Допускной стык должен выполняться в присутствии представителя службы независимого технического надзора и представителя ОСТ (главного сварщика или инженера по сварке) с обеспечением непрерывного пооперационного контроля и последовательной оценки качества выполнения операций.
14.3.16 Повторные допускные испытания сварщика, в том числе при работе в составе бригады, назначают в случаях, если:
− он имел перерыв в своей работе более трех месяцев;
− в содержание технологической карты внесены изменения, делающие необходимым проведение новой производственной аттестации технологии сварки.
14.3.17 Однако сварщики могут быть допущены к работе на объекте без повторных допускных испытаний при условии, что практический экзамен при аттестации сварщиков в соответствии с действующими Правилами проводился в полном соответствии с технологической картой на процесс сварки, который прошел производственную аттестацию и применяется на данном объекте.
14.3.18 Допускные испытания сварщиков для выполнения ремонта дефектных сварных швов осуществляются по каждому виду ремонта, регламентируемому настоящим РД и


ОАО «АК «Транснефть»
РД «Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов»
157 соответствующей технологической картой. Длина участка шва для каждого вида ремонта должна составлять не менее 200 мм для линейной части трубопровода или соответствовать требованиям 12 раздела настоящего РД для трубной обвязки НПС и резервуарных парков.
14.3.19 Допускной стык подвергают:
− пооперационному контролю в процессе сварки;
− визуальному осмотру с определением геометрических параметров сварного соединения;
− радиографическому контролю (с оценкой качества по I категории трубопроводов);
− контролю размеров швов и наличия недопустимых дефектов по макрошлифам (в случае двухсторонней автоматической сварки под флюсом);
− контролю размеров швов по макрошлифам для автоматических способов сварки в среде защитных газов или механизированных самозащитной порошковой проволокой;
− механическим испытаниям на статический изгиб (для механизированной и автоматической сварки в среде защитных газов). Количество образцов – 4 шт для каждого сварщика.
14.3.20 Сварной шов считается годным, если получены положительные результаты контроля проведенным в соответствии с 14.3.9.
14.3.21 Если результаты контроля не удовлетворяют предъявляемым требованиям, то разрешается выполнять сварку и контроль двух дополнительных допускных стыков. В случае получения при контроле повторно неудовлетворительных результатов хотя бы на одном из стыков, сварщик признается не выдержавшим испытание. К очередному испытанию сварщик может быть допущен только после проведения внеочередной аттестации.
14.3.22 По результатам допускных испытаний на каждого сварщика оформляется
Допускной лист (приложение В), а также составляется список сварщиков для выполнения работ на магистральном трубопроводе (участке трубопровода).

ОАО «АК «Транснефть»
РД «Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов»
158
Приложение А
(обязательное)
Методика механических испытаний сварных соединений
А.1 Испытания сварного соединения на статическое растяжение
А.1.1 Испытания следует проводить на образцах типа XII или XIII (ГОСТ 6996). Форма образца представлена на рисунке А.1. Размеры образца указаны в таблице А.1.
Рисунок А.1. Форма образцов (тип ХII и XIII) для испытаний сварного соединения на статическое растяжение
А.1.2 Усиление шва на образцах должно быть снято механическим способом до уровня основного металла, при этом допускается удалять основной металл по всей поверхности образца на глубину до 15% от толщины стенки трубы, но не более 4 мм. Удаление основного металла с поверхности образца производят только с той стороны, с которой снимают усиление шва. Строгать усиление следует поперек шва. Острые кромки плоских образцов в пределах рабочей части должны быть закруглены радиусом не более 1,0 мм путем сглаживания напильником вдоль кромки. Разрешается строгать усиление вдоль продольной оси шва с


ОАО «АК «Транснефть»
РД «Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов»
159 последующим удалением рисок. Шероховатость поверхности RZ в местах удаления усиления должна быть не более 6,3 мкм.
Т а б л и ц а А.1 - Размеры плоских образцов для испытаний на статическое растяжение (тип
XII и XIII по ГОСТ 6996)
Толщина стенки трубы, мм
Толщина образца a, мм
Ширина рабочей части образца, b, мм
Ширина захватной части образца,
b
1
, мм
Длина рабочей части образца,
ℓ мм
Общая длина образца,
L, мм
До 6 вкл.
15
± 0,5 25 50
Свыше 6 до
10 вкл.
20
± 0,5 30 60
Свыше 10 до
25 вкл.
25
± 0,5 35 100
Свыше 25 до
50 вкл.
Равна толщине стенки трубы
30
± 0,5 40 160
ℓ + 2h
Примечание –
1. Длину захватной части образца h устанавливают в зависимости от конструкции испытательной машины.
2. Скорость нагружения образцов в процессе испытаний должна составлять не более 15 мм/мин.
А.1.3 Перед проведением испытаний сварных соединений, выполненных с применением электродов с целлюлозным видом покрытия или самозащитной порошковой проволокой типа
Иннершилд следует провести дефлокирующую термическую обработку образцов при температуре 250°С в течение 6 часов.
А.1.4 Временное сопротивление разрыву, определяемое на плоских образцах со снятым усилением, должно быть не ниже нормативного значения временного сопротивления разрыву основного металла труб, регламентированного техническими условиями на их поставку или
ГОСТом.
А.2 Испытания сварного соединения на статический изгиб
А.2.1 При испытаниях стыковых соединений труб определяют способность сварных соединений принимать заданный по размеру и форме изгиб. Эта способность характеризуется углом изгиба
α, при котором в растянутой зоне образца появляется первая трещина, развивающаяся в процессе испытаний. Если длина трещин, возникающих в растянутой зоне образца в процессе испытания, не превышает 20% его ширины, но не более 5 мм, то такие трещины не являются браковочным признаком. Определяется также место образования трещины или разрушения (металл шва, металл околошовной зоны или основной металл).
А.2.2 Форма и размеры образцов представлены в таблице А.2 и на рисунке А.2.

ОАО «АК «Транснефть»
РД «Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов»
160
А.2.3 Диаметр нагружающей оправки а также вид испытания на статический изгиб определяется в соответствии с таблицей А.3.
Т а б л и ц а А.2
− Размеры образцов для испытаний на статический изгиб
Вид изгиба
Толщина основного металла
S, мм
Ширина образца b мм
Общая длина образца,
L, мм
Расстояние между опорами, мм
Корнем шва наружу или внутрь
До 12,5 1,5S, но не менее 10 2,5D + 80 2,5D
На ребро 12,5 и более
12,5
± 0,2 180-200 80
Примечание – D - диаметр нагружающей оправки (мм), устанавливается в соответствии с требованиями таблицы 2.2 настоящего приложения.
Рисунок А.2 -Форма образцов для испытаний на статический изгиб. а – образец для изгиба корнем шва наружу или внутрь; б – образец для изгиба на ребро.
А.2.4 Толщина образцов должна равняться толщине основного металла. Усиление шва по обеим сторонам образца снимается механическим способом до уровня основного металла.
Разрешается строгать усиление шва в любом направлении с последующим удалением рисок.
Кромки образцов в пределах их рабочей части должны быть закруглены радиусом
≥0,1 толщины образца (но не более 2 мм) путем сглаживания напильником вдоль кромки.
А.2.5 Перед проведением испытаний сварных соединений, выполненных с применением электродов с целлюлозным видом покрытия или самозащитной порошковой проволокой типа Иннершилд следует провести дефлокирующую термическую обработку образцов при температуре 250
О
С в течение 6 часов.
А.2.6 Обязательным условием проведения испытаний является плавность возрастания