Файл: Билет 1 Теоретический вопрос.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 2306

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вопрос 1. Правомерны ли действия сотрудника отдела делопроизводства?

Ответ: Нет, действия сотрудника отдела делопроизводства не являются правомерными, потому что копии документов, указанных в задаче, не учтожаются, а хранятся в течение 50/75 лет (Сроки хранения по учету кадров).

Вопрос 2. Определите сроки хранения штатных расписаний, приказов о назначении, увольнении, присвоении классных чинов, табелей учета рабочего времени.

Ответ: Штатные расписания организации и изменения к ним по месту утверждения хранятся постоянно, в других организациях – 3 года (в организациях, не являющихся источниками комплектования государственных (муниципальных) архивов – до ликвидации организации). Документы по личному составу, законченные делопроизводством до 1 января 2003 года, (в том числе приказы о назначении и увольнении, приказы о присвоении классных чинов) хранятся 75 лет. Документы по учету рабочего времени (табели учета рабочего времени) хранятся в течение 5 лет.

Вопрос 3. Каким нормативным документом установлены сроки хранения документов в суде?

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.12.2022 №242 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности федеральных судов общей юрисдикции, с указанием сроков их хранения и Порядка хранения некоторых видов документов, предусмотренных Перечнем документов, образующихся в процессе деятельности федеральных судов общей юрисдикции, с указанием сроков их хранения».
Билет №21

Теоретический вопрос. Правовые источники (законодательство) архивного дела в Российской Федерации.

Правовую основу архивного дела в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие правовые отношения в сфере архивного дела.

Конституция Российской Федерации: каждый гражданин вправе свободно искать и получать информацию, в том числе социально-правового характера, любым законным способом, если такая информация не содержит государственной тайны и не нарушает права и свободы других лиц, обладающих правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24, 29).


Законодательство об архивном деле в Российской Федерации.

1. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» определяет: основные понятия в архивном деле; полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в области архивного дела; состав Архивного фонда Российской Федерации; организацию управления архивным делом в Российской Федерации; порядок хранения и государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации; источники комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами; сроки временного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации до их передачи на постоянное хранение; сроки временного хранения документов по личному составу; порядок доступа к архивным документам и их использование;

2. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» осуществляет правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относится информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации, законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления — муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.


Закон устанавливает принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, способы обеспечения доступа к информации, в том числе ознакомление пользователей информацией с информацией через архивные фонды; формы и порядок предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

3. Федеральный закон от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информатизации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает, что обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. К числу субъектов обладателей информации относятся и суды судебной системы РФ, которые действуют на основе принципов открытости информации о своей деятельности, обеспечивают достоверность и своевременное предоставление информации, включая и ту ее часть, которая образует архивный фонд суда.

Закон определяет права обладателей информации, содержание общедоступной информация, государственное регулирование в сфере применения информационных технологий, виды информационных систем, порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона, и способы защита информации.

4. Федеральный закон от 22 декабря 2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, в том числе находящейся в архивных фондах. К информации о деятельности судов относится информация, подготовленная в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества либо поступившая в суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества и относящаяся к деятельности судов.

Пользователями такой информации могут быть гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющие поиск информации о деятельности судов (п. 3 ст. 3 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»).


В Федеральном законе от 22 декабря 2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» закрепляются принципы обеспечения доступа к информации о деятельности судов (ст. 4):

(1) открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

(2) достоверность информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления;

(3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом;

(4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации; соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов;

(5) невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов.

В числе способов, обеспечивающих доступ к информации о деятельности судов, закон устанавливает и ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах.

Ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об архивном деле и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, а с информацией о деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей — также в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Законы субъектов Российской Федерации. Например, Закон г. Москвы от 28 ноября 2001 г. № 67 «Об архивном фонде г. Москвы и архивах» регулирует отношения по формированию, организации хранения, комплектования, учета и использования документов архивного фонда г. Москвы и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также по управлению архивным делом в г. Москве.

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты об архивном деле не должны противоречить настоящему Федеральному закону.


В случае противоречия настоящему Федеральному закону указанных актов действуют нормы настоящего Федерального закона (ст. 2 ФЗ об архивном деле в РФ).

Задача: Перед сдачей нарядов с апелляционными определениями в архив, начальник архива Зюзинского районного суда, в соответствии с требованиями действующего законодательства поручила проверить выполнение всех требований Инструкции по ведению архивного делопроизводства сотрудникам канцелярии суда. Сотрудник отдела обнаружила отсутствие одного определения в наряде. После проведения административного расследования выяснилось, что данное определение было случайно найдено в документах секретаря судебного заседания. Председатель суда на основании вышеуказанных обстоятельств привлек секретаря судебного заседания к дисциплинарной ответственности.

Вопрос 1. Оцените действия председателя суда. Ответ: Действия председателя суда были обоснованными и соответствовали требованиям действующего законодательства. Согласно статье 23 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации», организации и должностным лицам, ответственным за ведение архивного дела, необходимо обеспечивать сохранность архивных документов и обеспечивать доступность информации. В данном случае, нарушение правил ведения архивного делопроизводства, которые являются важными для сохранения документов и обеспечения доступности информации, было выявлено и необходимо было предпринимать дальнейшие действия. При этом обнаружение отсутствия одного определения в наряде говорит о нарушении процедуры ведения документации сотрудниками канцелярии суда, а не о нарушении действий секретарем судебного заседания. Необходимо привлечь к ответственности работников архива суда за невыполнение должностных обязанностей.

Вопрос 2. Назовите основные этапы процедуры административного расследования по данному инциденту в суде? 1) Обнаружение отсутствия определения в наряде при проверке выполнения требований Инструкции по ведению архивного делопроизводства. 2) Проведение административного расследования для выяснения обстоятельств произошедшего. 3) Установление факта нарушения правил ведения архивного делопроизводства и определение виновных лиц. 4) Привлечение виновных лиц к дисциплинарной ответственности или принятие мер по устранению нарушений. 5) Принятие мер по предотвращению повторения подобных случаев в будущем. Нормативные акты, на которые можно сослаться, включают Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации», а также Инструкцию по ведению архивного делопроизводства, утвержденную приказом Минкультуры России от 31 мая 2011 года № 278.