Файл: Билет 1 Теоретический вопрос.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 2310

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задача: Гражданин Исаев обратился с районный суд с просьбой установить, находится ли материалы уголовного дела в отношении Петряева на хранении в данном суде и если находится, хотел бы с ними ознакомиться.

Вопрос 1. В качестве сотрудника аппарата суда установите, какие требования действующего законодательства должен выполнить гражданин Исаев, что бы ему были предоставлены материалы дела для ознакомления.

Ответ: Посторонние лица, не имеющие отношения к уголовному делу, не имеют права на ознакомление с материалами уголовного дела и снятие с них копий. Право на доступ к уголовному делу и ознакомление с его материалами, включая снятие копий и проведение фотосъемки материалов, имеет только уголовный адвокат в соответствии с Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15 декабря 2004 г. №161. В ином случае Исаев должен предоставить доверенность о представительстве интересов ранее указанного Петряева. В соответствии с п. 14.1 Инструкции право на ознакомление с документами из материалов дела предоставляется обвиняемым, подсудимым, осужденным, оправданным, их представителям и некоторым другим категориям лиц (адвокатам, заинтересованным лицам, прокурорам) при наличии письменного заявления и предъявлении соответствующих документов.

Билет №25

Теоретический вопрос. Документальный фонд суда. Определение, основные задачи и функции.

Документальный фонд суда - это совокупность архивных документов и материалов, накопленных исключительно в результате деятельности судебной системы. Он включает в себя все документы, связанные с проведением судебных разбирательств, рассмотрением дел и принятием судебных решений.

Основные задачи и функции документального фонда суда включают следующее:

1. Учет и систематизация: Документальный фонд суда предназначен для учета и систематизации архивных документов суда. Это включает регистрацию, опись и классификацию документов, что обеспечивает их удобное хранение и доступность.

2. Хранение и сохранность: Документальный фонд суда служит для сохранения архивных документов и материалов в соответствии с установленными правилами и процедурами. Он обеспечивает условия хранения, предотвращает повреждение, утрату или несанкционированный доступ к архивным материалам.


3. Доступ и предоставление информации: Документальный фонд суда обеспечивает доступ к архивным материалам для заинтересованных сторон, включая судей, адвокатов, государственные органы и общественность. Работники судебного аппарата отвечают за предоставление информации из документов фонда и обслуживание пользователей.

4. Доказательство и обеспечение права на справедливое судебное разбирательство: Документальный фонд суда играет роль в процессе судебного разбирательства и доказывает существование и ход действий, принятых в ходе рассмотрения дела. Архивные документы являются основой для принятия судебных решений и обеспечивают соблюдение права на справедливое судебное разбирательство.

5. Защита конфиденциальности: Документальный фонд суда обеспечивает защиту конфиденциальности и ограниченного доступа к определенным судебным документам в соответствии с законодательством и требованиями суда.

Все вышеперечисленные функции документального фонда суда направлены на бесперебойное функционирование судебной системы, обеспечение сохранности и достоверности архивных документов, а также принципов справедливости и прозрачности судебных процедур.

Задача: Гражданин Иванов при входе в здание районного суда настаивал на его немедленной встрече с председателем суда, чтобы передать ему заявление и выдать архивное уголовное дело в отношении отца Иванова. Обеспечивающий безопасность в здании суда судебный пристав предложил ему для этих целей обратиться в приемную суда для подачи указанного заявления. Иванов отказался, заявив, что ему необходимо попасть лично к председателю. Кто прав в этой ситуации?

Вопрос 1. Как осуществляется прием в районных судах по вопросу выдачи архивных дел? Ответ: Судебные дела (архивные дела) выдаются для ознакомления в помещении суда на основании письменного заявления и при предъявлении соответствующих документов, подтверждающих полномочия лица на ознакомление с материалами дела при выдаче архивных документов. Иванов может попасть на прием лично к председателю, но лишь в дни и часы приема, установленные приказом председателя суда. Пристав прав, необходимые документы подаются через приемную суда, а дальнейшие вопросы решаются на личном приеме у председателя.

Вопрос 2. Кем утверждается Инструкция по архивному делопроизводству в районном суде?



Ответ: Инструкция по архивному делопроизводству в районном суде утверждается председателем районного суда или иным уполномоченным на то органом, определенным внутренними правилами суда или другими нормативными актами, устанавливающими правила организации и функционирования судебных органов. Кроме того, инструкцию могут утверждать вышестоящие судебные инстанции, например, высший судебный орган региона или федерации.

Билет №26

Теоретический вопрос. Что понимается под организацией ведения архивного делопроизводства. Назовите субъекты организации архивного делопроизводства в суде.

Организация архивного делопроизводства в суде — комплекс мероприятий правового, кадрового, ресурсного и иного характера, осуществляемых уполномоченными субъектами, направленных на создание надлежащих условий для хранения, комплектования, учета и использование архивных документов в суде.

Архивное делопроизводство является составной частью судебного делопроизводства в суде. Своевременное и качественное оформление судебных дел, формирование нарядов, документов общего делопроизводства, имеющих научную и практическую ценность, обеспечение сохранности является важнейшей задачей отдела делопроизводства суда (секретариата судебной коллегии).

Наряд — сброшюрованное дело документов одной категории, сформированное в алфавитном порядке, в хронологической последовательности или в хронологическо-тематической последовательности.

Наряды имеют четко и полно сформулированные заголовки, что позволяет осуществлять эффективный поиск нужных документов. Например, в судах общей юрисдикции встречаются наряды, имеющие наименования: «Переписка с гражданами, организациями по поступившим от них заявлениям», «Акты, докладные записки, справки проверки состояния делопроизводства в отделах суда», «Нормативно-методические документы по делопроизводству и судебной статистике», «Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели» и т.д.

Субъекты организации архивного делопроизводства в суде органы государственной власти РФ, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, должностные лица судебной системы Российской Федерации (председатель суда, главный специалист отдела делопроизводства, судебной статистики и систематизации законодательства суда).


Деятельность архива суда непосредственно обеспечивают соответствующие работники отдела делопроизводства суда.
Задача: Начальник отдела кадров Люблинского районного суда вошла в помещение архива суда, взяла личное дело гражданки Колесниковой, затем беспрепятственно покинула помещение.

Вопрос 1. Является ли начальник отдела кадров районного суда, лицом обладающим правом находится в помещении архива? Ответ обоснуйте.

Ответ: Нет, начальник отдела кадров Люблинского районного суда не является лицом, обладающим правом находиться в помещении архива областного суда без соответствующего разрешения или приглашения (если, к примеру, он не является одной из сторон при рассмотрении дела). Такое право имеют только сотрудники архива и лица, имеющие специальное разрешение на доступ к конкретным материалам. В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 22.10.2004 №125-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об архивном деле в Российской Федерации» без ведома сотрудника архива никто не вправе входить в помещение архива, иначе специалист архива не сможет нести ответственность за сохранность всего хранящегося в архиве.

Билет №27

Теоретический вопрос. Сущность экспертной оценки судебных дел и документов. Основные этапы делопроизводства в суде по осуществлению экспертизы ценности документов.

Экспертиза ценности документов - изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации.

Экспертиза ценности судебных дел и документов проводится в целях оценки их юридической, исторической и иной значимости и отбора на государственное хранение.

Необходимость проведения экспертизы образующихся в деятельности судов документов объясняется неравноценностью документов как источников информации. Некоторые из них могут иметь большое значение для изучения истории функционирования судебной власти в Российской Федерации, другие – быть актуальными для формирования данных о развитии правосудия в конкретном регионе, третьи – представлять интерес с научной точки зрения и развития права, в том числе прикладных юридических дисциплин и судебного делопроизводства.

При проведении экспертизы ценности документов следует учитывать, что утраченное восполнить трудно (невозможно), в связи с чем, необходимо тщательно отбирать документы на государственное хранение. С другой стороны, объём документооборота в судах ежегодно увеличивается, что влечёт за собой образование всё большего количества документов, требующих обеспечения долговременной и постоянной сохранности. Поэтому при организации и осуществлении экспертизы ценности документов необходимо соблюдать баланс государственных интересов с объективными возможностями судов.


В работе по экспертизе ценности документов выделяются следующие этапы:

1. Оценка документов в процессе их образования в структурных подразделениях судов. По результатам этой оценки составляются списки дел структурных подразделений суда: постоянного, временного (свыше 10 лет) сроков хранения, по личному составу, на основании которых в архиве суда составляются годовые разделы соответствующих сводных описей дел, документов. На дела с истекшими сроками хранения в структурные подразделения суда составляются предложения к акту о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению.

Описи на дела, документы постоянного хранения и по личному составу и акты на уничтожение документов рассматриваются на заседании экспертной комиссии суда и после согласования этих документов с экспертной комиссией, они направляются в Центральную экспертную комиссию Судебного департамента при Верховном Суде РФ. После утверждения и согласования ЭПК описей дел, документов описи и акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, утверждается председателем суда, после чего дела, выделенные по акту к уничтожению, могут быть уничтожены.

2. Оценка документов при подготовке к передаче дел в архив. Осуществляется при полистном просмотре каждого передаваемого документа, сверке наименований дел (нарядов) к имеющимся в описях данных в ходе проведения итогового контроля перед передачей документов в архив суда.

3.Оценка документов в архиве суда при составлении актов о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению.

Происходит в процессе текущей плановой деятельности работников архива суда путем исследования учетных документов архива суда, отбора дел временного срока хранения.

4. Оценка документов в архиве суда при окончательном отборе документов на постоянное хранение в процессе комплектования государственных архивов.

Нормативные правовые акты запрещают проводить экспертизу ценности документов только по заголовкам дел (нарядов) без просмотра самих документов. На практике выработаны определенные критерии оценки текстовой информации, применяемой при экспертизе ценности документов.

К числу этих критериев относятся:

- значение содержание судебных и несудебных документов (значение события, факта, предмета и т.п., уникальность, полнота изложения и т.д.);