Файл: Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями интеллекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 317

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

89 ральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимо- действия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции соб- ственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, фор- мирование готовности к совместной деятельности со сверстни- ками, формирование уважительного отношения и чувства при- надлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного по- ведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интере- сов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окру- жающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружаю- щего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и време- ни, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценно- стях своего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее при- роды, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологи- ческой речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знаком- ство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формиро- вание звуковой аналитико-синтетической активности как пред- посылки обучения грамоте.

90
Художественно-эстетическое развитие предполагает раз- витие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и пони- мания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художе- ственной литературы, фольклора; стимулирование сопережива- ния персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразитель- ной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с вы- полнением упражнений, направленных на развитие таких физи- ческих качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы ор- ганизма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не нано- сящим ущерба организму, выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); включа- ет также формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; ста- новление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладе- ние его элементарными нормами и правилами (в питании, дви- гательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Конкретное содержание указанных образовательных обла- стей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей де- тей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности. К ним относятся: непосред- ственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная ак- тивность и тактильно-двигательные игры, предметная деятель-


91 ность и игры с составными и динамическими игрушками; экспе- риментирование с материалами и веществами (песок, вода, те- сто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстни- ками под руководством взрослого, самообслуживание и дей- ствия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматрива- ние картинок, двигательная активность; сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры, коммуникативная (обще- ние и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познава- тельно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, элементарный быто- вой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музы- кально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), двигательная деятельность (овладение основны- ми движениями) формы активности ребенка.
Описание образовательной деятельности детей 4–5 лет
в соответствии с направлениями развития, представленными
в пяти образовательных областях
Образовательная область «Социально-коммуникативное
развитие»
Основные коррекционно-развивающие задачи:
 формирование умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
 формирование интереса к игровой деятельности;
 формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.).

92
По формированию умения сотрудничать со взрослыми:
 формировать у детей потребность эмоционально-лич- ностного контакта со взрослым;
 формировать у детей интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым;
 обучать детей пониманию и воспроизведению инструк- ции взрослого;
 формировать у детей способность адекватно реагировать на выполнение режимных моментов: переход от бодрствования ко сну, от игры к непосредственно образовательной деятельно- сти, пространственные перемещения и т.д. Учить откликаться на свое имя, свою фамилию.
По развитию игровой деятельности:
 обучать детей первичным способам усвоения обще- ственного опыта (совместные действия со взрослым в предмет- ной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого);
 учить проявлять интерес к игрушкам, предметам и дей- ствиям с ними; фиксировать взгляд на движущейся игрушке
(предмете), прослеживать за движением предмета, формировать захват руки;
 учить испытывать эмоциональное удовольствие от краси- вой – игрушки, от качества материала (пушистый, мягкий, теп- лый, гладкий и т.д.) Учить эмоционально реагировать на мело- дичную музыку, природные звуки, развивать зрительное воспри- ятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуж- дать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания.
По формированию первичных личностных отношений:
 формировать у ребенка представление о себе как о субъ- екте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, потребностях, желаниях, интересах. Формировать у детей уве- ренность, чувство раскрепощенности и защищенности в услови- ях психологического комфорта, предупреждая детские страхи;


93
 формировать у детей представление о своем «Я», о своей семье, умение узнавать свою маму среди других людей. Учить фиксировать взгляд на лице сверстника, воспитателя, партнера по игре.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15

Образовательная область «Познавательное развитие»
Основные коррекционно-развивающие задачи:
 сенсорное развитие;
 развитие мелкой моторики и конструктивной деятель- ности;
 формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
По формированию навыков тонкой моторики и сенсорного
развития:
1.Развитие зрительного восприятия.
Учить детей фиксировать взгляд на предмете в течение не- скольких секунд, прослеживать взглядом за перемещением предмета, переводить взгляд с одного предмета на другой; изу- чать взглядом предмет, который держит в руке.
2. Развитие хватательных движений.
Учить детей сцеплять руки, сжимать пальцы педагога; удерживать предмет, когда его вкладывают ему в руки; тянуться к предмету и доставать его, удерживать в руках мяч.
3. Развитие собственно движений с помощью взрослых.
Учить детей класть предмет в коробку (банку, миску, т.д.), надевать на стержень пирамидки крупные кольца, класть шари- ки в банку, собирать крупные кубики в коробку.
4. Манипулирование предметами.
Учить детей доставать игрушку, потянув ее за веревочку, толкать машину, вагончик, мяч; держа в руках по кубику, уда- рять ими друг о друга; вставлять стаканчик в стаканчик.

94 5. Развитие собственно моторики рук.
С использованием сухого (пальчикового) бассейна, бумаги, воды, тактильных таблиц: вдавливание ладонью крупы до дна; просеивание крупы между пальцами; «Веник»; «Стираем пла- точки»; «Варим щи», «Солим щи»; «Пальчики ходят по бассей- ну»; учить рвать бумагу мелкими кусочками; «Комкание бума- ги»; «Следы» (по размягченной глине, пластилину, тесту паль- цем, ладошкой); работа с тактильными таблицами по системе М.
Монтессори.
По формированию целостной картины мира.
Формировать у детей интерес к изучению объектов живого и неживого мира. Знакомить детей с предметами окружающего мира, близкими детям по ежедневному опыту. Знакомить детей с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы в процессе практической деятельности. Обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматривать объекты живой и неживой природы и природные явления. Воспитывать у детей умение правильно вести себя в быту, с объектами живой и не- живой природы.
Образовательная область «Речевое развитие»
Основные коррекционно-развивающие задачи:
 понимание обращенной речи взрослого в виде поруче- ния, вопроса, сообщения;
 формирование у детей коммуникативных способностей.
1. Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят.
Развивать умение следовать заданным формам поведения.
Развивать умение задерживать свой взгляд на лице говорящего, поддерживать зрительный контакт с говорящим – смотреть на его глаза, рот; разглядывать окружающие предметы, переводя взгляд с одного на другой; умение находить глазами, откуда ис-


95 ходит звук; поворачиваться на звук (находить глазами источник звука, поворачиваться в его сторону); поворачиваться на голос
(находить глазами говорящего).
2. Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания.
Развивать умение менять выражение лица в ответ на изме- нение выражения лица взрослого, выполнять просьбы, сопро- вождаемые жестами; умение оборачиваться, услышав свое имя; услышав строгое замечание, прерывать свое занятие; развивать умение регулировать поведение в соответствии с инструкцией.
Развивать эмоционально-волевую сферу.
3. Умение выбирать из нескольких предметов то, что нужно.
Учить детей из двух предметов выбирать тот, который ему называют; из трех предметов выбирать тот, который ему назы- вают; указывать на одну часть тела, которую ему называют; учить соотносить предмет и его изображение; выбирать из двух картинок ту, которую ему называют; в ответ на вопрос: «Где
…?» показывать на себя; учить выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия (6 слов): «поцелуй», «дай»,
«возьми», «принеси», «посади», «покажи».
4. Формирование навыков общения в довербальный период.
Учить детей подражать действиям взрослого: стучать по столу ладошкой или ложкой, хлопать в ладоши, махать рукой на прощание. Выполнять действие в соответствии с инструкцией:
«подойди», «сядь», «встань», «иди», «дай», «отдай», «ложись».
Рекомендуемые темы игр-занятий для развития понимания речи, зрительно-слухового восприятия с привлечением внимания к речи педагога. «Где звучит игрушка?», «Где ляля?», «Прятки»,
«Делай, как я», «Ладушки», «Дай ручку», «Поздоровайся с ля- лей», «Сделай «до свидания», «Поиграем на барабане», «Посту- чим по бубну», «Покатаем мячик», «Брось мяч», «Машина по- ехала», «Дай мяч», «Покачай лялю», «Покорми собачку», «Ло-

96 шадка бежит», «Волчок бежит», «Курочка зернышки клюет»,
«Птичка летает», «Ляля пришла к детям».
Регулярно читать детям художественные книги. Побуждать называть знакомые предметы и персонажи, показывать их по просьбе воспитателя, задавая вопросы «Кто (что) это?». При- учать детей рассматривать рисунки в книгах. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного те- атра и других средств наглядности. Примерный перечень для чтения и рассказывания детям: русские народные песенки, по- тешки: «Ладушки, ладушки!..», «Петушок, петушок…», «Во- дичка, водичка…», «Баю-бай, баю-бай…», «Киска, киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота…», «Пошел кот под мосток…».
Русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Как коза избушку построила». Произведения поэтов и писателей России:
З. Александрова «Прятки», А. Барто «Бычок», «Мячик», «Слон»
(из цикла «Игрушки»), В. Берестов «Курица с цыплятами»,
В. Жуковский «Птичка», Г. Лагздынь «Зайка, зайка, попляши!»,
С. Маршак «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»), И. Токмакова «Баиньки», Т. Александрова «Хрюшка и Чушка», Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился»,
В. Сутеев «Цыпленок и утенок», Е. Чарушин «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»), К. Чуковский «Цыпленок».
Образовательная область «Художественно-эстетичес-
кое развитие»
Основные коррекционно-развивающие задачи:
 приобщение к миру художественной литературы;
 умение слушать и концентрировать свое внимание на том, о чем читают, рассказывают;
 развитие эмоционального отклика на услышанное;
 пробуждение у детей интереса к музыкальным занятиям;
 формирование первых музыкальных впечатлений;