Файл: Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями интеллекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ
ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с осо- быми образовательными потребностями, имеющих нарушения интеллекта, осуществляется в соответствии с требованиями:
 Конвенции о правах ребенка от 13.12.1989 г.;
 Семейного кодекса Российской Федерации;
 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
 Федерального государственного образовательного стан- дарта дошкольного образования, утвержденного приказом Мин- обрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155;
 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об ос- новных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013 г.);
 Указа Президента РФ от 01.06.2012 г. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.»;
 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утверж- денным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014;
 Письма Минобрнауки России от 18.04.2008 г. № АФ–
150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
 Письма Минобрнауки России от 27.03.2000 г. № 27/901-6
«О психолого-медико-педагогическом консилиуме образова- тельного учреждения»;
 Устава муниципального бюджетного дошкольного обра- зовательного учреждения;

71
 Лицензии ДОО на правоведение образовательной дея- тельности.
Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта в дошкольных образовательных организациях строится на осно- ве адаптированной основной образовательной «Программы до- школьного образования в группах общеразвивающей направ- ленности для детей с нарушениями интеллекта» (далее – Про- грамма).
Цели и задачи реализации Программы
Цели реализации Программы:
1. Повышение социального статуса дошкольного образо- вания.
2. Обеспечение равенства возможностей для каждого ре- бенка в получении качественного дошкольного образования.
3. Обеспечение государственных гарантий уровня и каче- ства дошкольного образования.
4. Сохранение единства образовательного пространства
Российской Федерации относительно уровня дошкольного обра- зования.
5. Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, со- хранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
6. Создание условий развития ребенка, открывающих воз- можности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответ- ствующих возрасту видов деятельности.
7. Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивиду- ализации детей.


72
Задачи реализации Программы:
1. Охрана и укрепление физического и психического здо- ровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства неза- висимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержа- ния образования, реализуемых в рамках образовательных про- грамм различных уровней.
4. Создание благоприятных условий развития детей в соот- ветствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенци- ала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
5. Объединение обучения и воспитания в целостный обра- зовательный процесс на основе духовно-нравственных и социо- культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социаль- ных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленно- сти с учетом образовательных потребностей, способностей и со- стояния здоровья детей.
8. Формирование социокультурной среды, соответствую- щей возрастным, индивидуальным, психологическим и физио- логическим особенностям детей.

73 9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки се- мьи и повышения компетентности родителей (законных пред- ставителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
10. Организация воспитательно-образовательной работы, направленной на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обуче- нию в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
11. Максимальная социально-бытовая адаптация детей с уче- том индивидуальных психофизических возможностей здоровья.
12. Подготовка воспитанников учреждения к обучению по адаптированным программам в специальных (коррекционных) и общеобразовательных школах.
13. Обеспечение психолого-педагогической диагностики де- тей в начале, середине, конце учебного года.
Принципы и подходы к формированию Программы
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным об- разовательным стандартом дошкольного образования.
Основные принципы к формированию Программы:
 полноценное проживание ребенком всех этапов детства
(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение
(амплификация) детского развития;
 построение образовательной деятельности на основе ин- дивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего об- разования, становится субъектом образования (далее – индиви- дуализация дошкольного образования);
 содействие и сотрудничество детей и взрослых, призна- ние ребенка полноценным участником (субъектом) образова- тельных отношений;


74
 поддержка инициативы детей в различных видах дея- тельности;
 сотрудничество ДОО с семьей;
 приобщение детей к социокультурным нормам, традици- ям семьи, общества и государства;
 формирование познавательных интересов и познава- тельных действий ребенка в различных видах деятельности;
 возрастная адекватность дошкольного образования (со- ответствие условий, требований, методов возрасту и особенно- стям развития);
 учет этнокультурной ситуации развития детей;
 принцип деятельностного подхода к обучению и воспи- танию дошкольников с ОВЗ;
 принцип развивающего характера коррекционного обу- чения с учетом возраста и специфики (структуры, степени) нарушения;
 принцип единства диагностики и коррекции развития;
 учет общих тенденций развития нормального и аномаль- ного ребенка;
 приобщение детей с ОВЗ ко всему, что доступно их нор- мально развивающимся сверстникам, стирание границ, реализа- ция концепции нормализации;
 оптимальное сочетание общеразвивающей работы с кор- рекционно-компенсаторной и абилитационно-реабилитацион- ной педагогической деятельностью на основе учета структуры дефекта, степени и времени его возникновения, онтогенетиче- ских особенностей детей;
 постоянное изучение нетипичных детей в динамике их развития и выявление психических новообразований;
 создание условий для дифференциации обучения с эле- ментами индивидуализации в каждой возрастной группе в зави-

75 симости от особенностей психофизического развития детей с
ОВЗ;
 равномерное распределение психофизической нагрузки с учетом специфики нарушения детей с ОВЗ в ходе коррекцион- ной работы;
 опора на сохранные и компенсаторные механизмы с це- лью повышения результативности проводимой психолого-педа- гогической деятельности.
Основные подходы к формированию Программы:
 Программа сформирована на основе требований ФГОС, предъявляемых к структуре образовательной программы до- школьного образования и к ее объему;
 Программа определяет содержание и организацию обра- зовательной деятельности на уровне дошкольного образования;
 Программа обеспечивает развитие личности детей до- школьного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;
 Программа сформирована как Программа психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индиви- дуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного об- разования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
В Программе учитываются:
 индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
 возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.


76
Программа направлена на:
 создание условий развития ребенка, открывающих воз- можности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответ- ствующим возрасту видам деятельности;
 на создание развивающей образовательной среды, кото- рая представляет собой систему условий социализации и инди- видуализации детей.
Формы реализации Программы:
Игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, общение и взаимодействие со взрослы- ми и сверстниками, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, лепка, рисование, ап- пликация и т.д. Реализация Программы осуществляется в фор- мах, специфических для детей данной возрастной группы и воз- можностей здоровья, прежде всего в форме различных видов игры, совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, специально организованной познавательной деятельности. Про- грамма предназначена для работы с детьми дошкольного воз- раста с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями интеллекта: легкими, умеренными и тяжелыми) от 3 до 7 лет, с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных осо- бенностей, по образовательным областям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное разви- тие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.

77
Индивидуально-типологические особенности
воспитанников ДОО с нарушениями интеллекта
(умеренными и тяжелыми)
Категория детей с данными нарушениями интеллекта и психики представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой являются тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения. Общими чертами для всех этих детей помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта явля- ются также грубые нарушения всех сторон психики: восприя- тия, внимания, памяти, речи, мышления, эмоционально-волевой сферы. Для этих детей характерно поверхностное, глобальное восприятие, т.е. восприятие предметов в целом. Они не анализи- руют воспринимаемый материал, не сравнивают и не сопостав- ляют его о другими объектами. Вся деятельность детей по вос- приятию предметов характеризуется недифференцированнос- тъю, глобальностью. Отсутствие целенаправленных приемов: анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных действий – приводит к хао- тичному, беспорядочному и неосмысленному характеру их дея- тельности. Специальная работа по развитию восприятия этих детей должна быть направлена на перевод от хаотичной, неце- ленаправленной их деятельности к планомерному, по возмож- ности осмысленному выполнению задач. Внимание детей с глу- бокой умственной отсталостью всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно слабоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного вни- мания, необходимого для достижения заранее поставленной це- ли. Изучение психики детей с глубокой интеллектуальной недо- статочностью показало, что логическая и механическая память у них крайне неразвита. Вместе с тем имеются случаи гипертро- фированной механической памяти. Это так называемая частич-


78 ная память на события, числа, места и т.д. Для мышления детей с глубокими нарушениями интеллекта характерны еще в боль- шей степени те же черты, что и для сенсорной деятельности: беспорядочность, бессистемность имеющихся представлений и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установлений, инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная затрудненность обобщений. В тесной связи с гру- быми нарушениями интеллекта у детей находится глубокое недоразвитие речи. Прежде всего, появление речи, как правило, значительно запаздывает. У многих детей речь появляется к 6–
7-летнему возрасту.
Степень поражения речи чаще всего соответствует уровню общего психического недоразвития. Однако встречаются случаи их расхождения в ту или иную сторону. У некоторых детей с кажущейся богатой речью можно наблюдать поток бессмыслен- ных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее ин- тонаций. В таких случаях говорят о пустой, эхолаличной речи.
У других детей речь не возникает и почти не развивается. Это так называемые «безречевые» дети. Ярко выраженный речевой дефект оказывает негативное влияние на умственную деятель- ность детей и резко снижает их познавательные возможности.
Результаты освоения
основной образовательной программы
Результаты освоения основной образовательной программы
ДОО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-норматив- ные возрастные характеристики возможных достижений ребен- ка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целе- вые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реаль- ными достижениями детей. Они не являются основой объектив-

79 ной оценки соответствия, установленного требованием образо- вательной деятельности и подготовки детей. Освоение Про- граммы не сопровождается проведением промежуточных атте- стаций и итоговой аттестации воспитанников.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного об-
разования:
 ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в раз- ных видах деятельности – игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др.; спосо- бен выбирать себе род занятий, участников по совместной дея- тельности;
 ребенок обладает установкой положительного отноше- ния к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимо- действует со сверстниками и взрослыми, участвует в совмест- ных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
 ребенок обладает развитым воображением, которое реа- лизуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным пра- вилам и социальным нормам;
 ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, мо- жет выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения ре- чевого высказывания в ситуации общения, может выделять зву- ки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;