Файл: Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями интеллекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

97
 развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация);
 развитие эмоционального отклика на продукты детского творчества.
Вырабатывать устойчивое слуховое внимание, способность слушать музыкальное произведение, не отвлекаясь. Вызывать эмоциональный отклик на прослушанную музыку. Побуждать слушать пение и игру взрослого, подпевать отдельные повторя- ющиеся слова, подражая интонации взрослого. Способствовать запоминанию детьми простейших плясовых движений: притопы одной ногой, переступание с ноги на ногу, хлопки в ладоши, вращение кистями рук, кружение вокруг себя. Побуждать к вы- полнению движений с предметами.
Музыкальный материал
Слушание. Русская народная музыка «Ах вы, сени», «Пету- шок», М. Красев «Баю-бай», «Лошадка», М. Раухвергер «При- шла зима», А. Филиппенко «Дед Мороз», Т. Попатенко «Песня о маме», «Солнышко», Г. Лобачев «Дождик», М. Карасев «Жук»,
Х. Фрид «Птичка».
Пение. Е. Тиличеева «Да-да-да», «Самолет», «Колыбель- ная», Ю. Михайленко «Осень», Т. Попатенко «Елка», «Птичка»,
М. Красев «Кто нас любит», Ан. Александров «Кошка».
Музыкально-ритмические движения
Упражнения. Е. Тиличеева «Вот как мы умеем», Е. Мак- шанцева «Веселые ладошки», «Снег-снежок», «Погуляем», упражнение с листочками по усмотрению музыкального руко- водителя, М. Раухвергер «Погремушки», «Маленький хоровод»,
«Гуляем, пляшем», «Автомобиль», М. Иорданский «Ладушки- ладошки».
Пляски. Е. Тиличеева «Да-да-да», Ю. Михайленко «Осень»,
Г. Ильина «Ай да», Т. Попатенко «Елка», танец у елки по усмотрению музыкального руководителя, «Гопачок», пляска с

98 погремушкой по усмотрению музыкального руководителя, Т.
Петрова «Хлоп в ладоши», пляски по усмотрению музыкального руководителя.
Игры. Е. Тиличеева «Где же наши ручки?» «Догони зайчи- ка», «Разбудим Таню», игра с листочками по усмотрению музы- кального руководителя, В. Агафонников «Догони нас, мишка»,
Е. Петрова «Прятки», Е. Макшанцева «Кто пищит?», Г. Фина- ровский «Зайчики и лисичка», М. Раухвергер «Солнышко и дождик», игра с Дедом Морозом по усмотрению музыкального руководителя.
Рисование. Формировать положительный эмоциональный настрой к изодеятельности, учить фиксировать взгляд на пред- мете. Развивать зрительно-двигательную координацию, учить прослеживать взглядом за движением руки взрослого. Знако- мить детей с бумагой, кистью, карандашом, краской. Учить совмещенным действиям со взрослым при работе с карандашом, рисованием пальчиком. Учить делать мазки, штрихи.
Лепка. Формировать положительный эмоциональный наст- рой на лепку. Знакомить детей с пластилином (держать, мять).
Учить фиксировать взгляд на поделке, изготовленной взрослым.
Учить понимать обращенную речь, выполнять простые одно- словные инструкции: «возьми», «дай», «положи». Знакомить де- тей с другими материалами лепки (глиной, тестом). Развивать мелкую моторику рук (комкание бумаги, сухой бассейн).
Аппликация. Знакомить детей с бумагой (мять, рвать).
Учить фиксировать внимание на сухой аппликации, выполняе- мой воспитателем. Учить выполнять сухую аппликацию сов- местно со взрослым («рука в руке»). Учить выполнять простые инструкции: «возьми», «дай мне», «положи».


99
Образовательная область «Физическое развитие»
Основные коррекционно-развивающие задачи:
 создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей;
 воспитание культурно-гигиенических навыков;
 включение оздоровительных и коррекционно-развиваю- щих технологий в педагогический процесс;
 учить детей внимательно смотреть на взрослого, повора- чиваться к нему лицом, когда он говорит;
 учить детей выполнять движения и действия по подра- жанию взрослому;
 учить детей ходить стайкой за педагогом, друг за дру- гом, держась за веревку рукой, ходить по дорожке, по следам;
 учить переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе и обратно;
 учить детей прокатывать мяч, отталкивая его двумя ру- ками, подбрасывать и готовиться ловить мяч;
 воспитывать интерес к участию в подвижных играх;
 учить детей ползать по ковровой дорожке, доске, про- ползать под дугой, веревкой.
По сохранению и укреплению физического и психического
здоровья детей:
 продолжать укреплять и охранять здоровье детей, обес- печивать условия для жизни и деятельности детей, отвечающие санитарно-гигиеническим нормативам (соответствующая ме- бель, освещение, воздушный режим, кварцевание помещений в период повышенной заболеваемости и эпидемий и т.д.). Осу- ществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки;

100
 проводить закаливающие мероприятия с использованием различных природных факторов (воздух, солнце, вода). Обеспе- чить полноценное питание, витаминизацию.
По формированию культурно-гигиенических навыков:
 учить детей под контролем взрослого, а затем самостоя- тельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вы- тирать лицо и руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок;
 формировать навык пользования индивидуальными предметами (полотенцем, салфеткой, расческой, носовым плат- ком). Во время еды побуждать детей к самостоятельному прие- му пищи. Обучать детей порядку одевания и раздевания. При помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (застежки на липучках).
По включению оздоровительных и коррекционно-развиваю-
щих технологий:
Предупреждение гиподинамии и обеспечение оптимального двигательного режима (ежедневно проводить утреннюю гимна- стику продолжительностью 5–6 минут, двигательные разминки в процессе занятий). Использовать различные виды гимнастики в коррекции моторных функций, снятия психического и мы- шечного напряжения (пальчиковая, дыхательная гимнастика, упражнения для релаксации и т.д.).
1 квартал
Ходьба, бег. Учить детей сохранять равновесие при ходьбе, ходить стайкой за воспитателем. Тащить за веревочку игрушку на колесиках («Прокати мишку»). Учить бегать стайкой к вос- питателю, игрушке.
Игра с мячом. Учить прокатывать мяч из положения сидя и стоя двумя руками (0.5–1м); бросать мяч воспитателю, гото- виться ловить мяч, поднимать упавший мяч; катать мяч друг к другу (на расстоянии 1 м); подбрасывать надувной шар.


101
Лазанье. Учить детей ползать к игрушкам, предметам на четвереньках по прямой линии; проползать на четвереньках под лентой, дугой, веревкой (высота – 70 см).
2 квартал.
Ходьба, бег. Продолжать учить детей сохранять равновесие при ходьбе, учить ходить по дорожке из ткани (ширина – 30 см), положенной на пол; учить ходить по прямой дорожке, выло- женной из шнура (с помощью взрослого). Бегать по просьбе к воспитателю, игрушке.
Игра с мячом. Продолжать учить детей бросать мяч воспи- тателю (диаметр мяча 15 см) двумя руками; учить катать шари- ки друг к другу (расстояние 15 см); учить бросать мяч вдаль.
Лазанье. Учить детей ползать по дорожке между цветными линиями с последующим перелезанием через препятствия; пол- зать на четвереньках по полу в заданном направлении (к игруш- ке, воспитателю).
3 квартал
Ходьба, бег. Продолжать учить детей ходить по шнуру, по- ложенному на пол (с помощью взрослого); учить ходить по дос- ке, лежащей на полу (ширина 30 см), с помощью взрослого.
Продолжать учить детей бегать за воспитателем, к игрушке, ориентироваться в пространстве групповой комнаты, физкуль- турного зала.
Игра с мячом. Учить прокатывать мяч в ворота с расстоя- ния 50 см; учить ловить мяч, воздушный шар, поднимать упав- ший мяч.
Лазанье. Учить детей ползать на четвереньках по лежащей доске (ширина 30 см, длина 1,5 м).
4 квартал
Ходьба, бег. Продолжать учить детей ходить стайкой за воспитателем, учить ходить по прямой линии с мячом в руках; учить ходить по наклонной доске, приподнятой на высоту 15 см
(длина доски 1,5 м, ширина 25 см).

102
Игра с мячом. Учить детей бросать мяч в корзину, постав- ленную на пол, с небольшого расстояния движением снизу вверх; учить бросать маленький мячик одной и двумя руками
(исходное положение: стоя прямо, ноги вместе); продолжать учить детей поднимать упавший мяч; прокатывать по полу мячи двумя руками друг другу (расстояние 1,5 м).
Лазание. Продолжать учить детей ползать на четвереньках; пролезать под дугой высотой 60 см.
Рекомендуемые подвижные игры:
«Покатай мишку», «Догони меня», «Догони мяч», «К кук- лам в гости», «По тропинке», «Доползи до погремушки», «В во- рота», «Прокати мяч», «Попади в ворота», «Где звенит?», «Бро- сай мяч», «Толкни и догони мяч».
Описание образовательной деятельности детей 5–6 лет
в соответствии с направлениями развития, представленными
в пяти образовательных областях
Образовательная область «Социально-коммуникативное
развитие»
Основные коррекционно-развивающие задачи:
 формирование умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
 формирование интереса к игровой деятельности;
 формирование первичных личностных представлений (о се- бе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.).
По формированию умения сотрудничать со взрослыми:
 продолжать формировать у детей потребность эмоцио- нально-личностного контакта со взрослым, формировать у детей интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым. Фор- мировать у детей способность адекватно реагировать на свое имя, свою фамилию. Формировать у детей адекватное поведе- ние в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на за-


103 нятии, ложиться в свою кровать, знать свое место за столом, брать свои вещи из шкафчика при одевании на прогулку и т.д.
По развитию игровой деятельности:
 учить детей наблюдать за действиями другого ребенка и игрой нескольких сверстников. Учить детей эмоционально по- ложительно реагировать на сверстников и включаться в сов- местные действия с ними. Формировать у детей интерес к иг- рушкам, предметам и адекватным способам действий с ними.
Побуждать детей совершать отражательные действия с игруш- ками за взрослым. Учить сопровождать игровую деятельность звукоподражанием;
 вызывать стойкий интерес к игрушке. Учить использовать игрушку в соответствии с ее функциональным назначением;
 учить совершать предметные действия с игрушкой, про- цессуальные действия с игрушкой, цепочку игровых действий.
Развивать навыки ориентировки ребенка в пространстве группо- вой комнаты: учить находить игрушку (мячик, куклу, мишку).
Учить соотносить игрушку с ее изображением на предметной картинке, называть ее, используя звукоподражание или лепет- ные слова. Учить детей слушать непродолжительное время ме- лодичную музыку, звуки природы, эмоционально реагировать на ритмический рисунок мелодии, ее темп и характер.
По формированию первичных личностных отношений:
 продолжать формировать у ребенка представления о се- бе и своей семье. Продолжать формировать у ребенка представ- ления о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоци- ональных состояниях, потребностях, желаниях, интересах;
 учить ребенка узнавать и выделять себя на отдельной и групповой фотографиях. Учить детей показывать на лице глаза, рот, нос, лоб, щеки, на голове – волосы.

104
Образовательная область «Познавательное развитие»
Основные коррекционно-развивающие задачи:
 сенсорное развитие;
 развитие мелкой моторики и конструктивной деятельно- сти; формирование целостной картины мира, расширение круго- зора детей.
По формированию навыков тонкой моторики и сенсорному
развитию:
1. Развитие зрительного восприятия:
 учить детей фиксировать взгляд на предмете или не- скольких предметах в течение нескольких минут. Развивать умение изучать глазами картинку, переводить взгляд с одного изображения на другое.
2. Развитие хватательных движений:
 учить детей тянуться к предмету и доставать его; согнув кисть и пальцы грабельками, захватывать мелкие предметы; пользоваться большими пальцем с одной стороны и остальными с другой, чтобы схватить маленький предмет;
 учить доставать предмет из коробки, снимать кольца со стрежня пирамидки, захватывать мелкий предмет щепоткой.
3.Умение класть и ставить предмет в нужное место:
 развивать умение перекладывать предметы из одной ко- робки в другую, класть палочки в банку, строить башню из двух кубиков; вкладывать шары в круглые отверстия «доски форм»;
 учить надевать детали пирамиды на стержень без учета величины.
4. Манипулирование предметами:
 учить детей манипулировать предметами, пользуясь обеими руками; вставлять маленький стаканчик в больший по размеру; снимать крышку с коробки, чтобы отыскать там иг- рушки; подражая действиям педагога, переворачивать предмет; вкладывать квадратную (или круглую) пластину в одно отвер-


105 стие «доски форм»; переворачивать страницы картонной книж- ки; подбирать предметы к образцу;
 учить подбирать предметы к картинкам (выбор из двух- трех);
 учить выбирать из двух предметов, разных по величине, большой (маленький) по инструкции взрослого.
По формированию целостной картины мира:
 продолжать расширять ориентировку детей в окружаю- щем пространстве;
 учить детей наблюдать за деятельностью и поведением человека в повседневной жизни и в труде;
 знакомить детей с предметами окружающей действи- тельности (игрушки, посуда, одежда, мебель);
 формировать у детей временные представления: лето, осень, зима, весна. Учить детей наблюдать за изменениями в при- роде и погоде (светит солнце, идет дождь, падают листья и др.).
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15