Файл: Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями интеллекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 315

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образовательная область «Речевое развитие»
Основные коррекционно-развивающие задачи:
 понимание обращенной речи взрослого в виде поруче- ния, вопроса, сообщения;
 формирование у детей коммуникативных способностей.
1. Умение слушать и концентрировать свое внимание на том, о чем говорят:
 развивать умение внимательно слушать говорящего и смотреть на него или на предмет, о котором идет речь;
 развивать умение вместе со взрослым в течение 2–3 ми- нут смотреть на картинки или предметы; в ответ на тон говоря- щего менять выражение лица. Развивать умение выполнять од- ноступенчатые инструкции.
2. Умение реагировать на жесты и выполнять простые ука- зания:

106
 учить детей в ответ на словесную просьбу махать рукой или хлопать в ладоши;
 развивать умение находить знакомые предметы, о кото- рых его спрашивают. Учить находить членов семьи, о которых его спрашивают; давать предмет говорящему в ответ на его просьбу; указывать на предмет, о котором его спрашивают.
3. Умение выбирать из нескольких предметов то, что нужно.
 учить детей указывать на четыре части тела, которые ему называют; из четырех предметов выбирать тот, который ему называют;
 учить выбирать три предмета одежды, которые ему называют; из четырех картинок выбирать ту, которую ему назы- вают: игрушки, овощи, фрукты, одежда, животные, продукты питания;
 учить выполнять просьбу типа «Дай мне … и …», выби- рая два предмета из четырех («Дай мне собаку и мяч»);
 развивать умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия (10 слов).
4. Формирование навыков общения:
 учить детей подражать действиям: здороваться и про- щаться, давать и требовать предметы, просить и отказываться от помощи;
 учить детей подражать мимике;
 учить детей подражать звукам (игры со звуками): один гласный звук «аа»; гласный звук + согласный звук: та-та-та; один согласный + два одинаковых гласных: «буу», «мее»; двух- сложные комбинации: «оо-аа», «би-би», «па-па», «ма-ма».
Рекомендуемые темы игр-занятий для развития активной
речи детей до уровня звукоподражаний, лепетных и нескольких
общеупотребительных слов: «Покачай лялю», «Покорми лялю»,
«Помой ляле ручки», «Одень куклу», «Покатай мишку», «Пере- дай другому», «Кукла хочет спать», «Дай куклу», «Что это?», «С


107 чем и что делают?», «Наши игрушки», «Игрушки для Миши и
Маши», «Кто как кричит?». Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, сопереживать героям произведения.
Объяснять детям поступки героев и последствия этих поступ- ков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного, предоставляя детям возможность договаривать слова или части слов. Продолжать формировать интерес к кни- гам, рассматривать регулярно с детьми иллюстрации.
Русские народные песенки, потешки: «Наши уточки с утра…», «Пошел котик на торжок», «Заяц Егорка», «Наша Ма- ша маленька…», «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!», «Огуречик, огуре- чик…», «Солнышко, ведрышко…».
Русские народные сказки: «Козлята и волк», «Теремок»,
«Маша и медведь».
Произведения поэтов и писателей России: А. Барто «Грузо- вик», «Мишка», «Лошадка» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит», В. Берестов «Больная кукла», «Котенок», Г. Лагздынь
«Петушок», Н. Саконская «Где мой пальчик?», В. Сутеев «Кто сказал «мяу»?», Н. Павлова «Земляничка».
Образовательная область «Художественно-эстетичес-
кое развитие»
Основные коррекционно-развивающие задачи:
 приобщение к миру художественной литературы;
 формирование умения слушать и концентрировать свое внимание на том, о чем читают, рассказывают;
 развитие эмоционального отклика на услышанное;
 пробуждение у детей интереса к музыкальным занятиям;
 формирование первых музыкальных впечатлений;
 развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация);

108
 развитие эмоционального отклика на продукты детского творчества;
 продолжать прививать интерес к музыкальным занятиям.
Накапливать музыкальные впечатления, развивать музыкальную восприимчивость, эмоциональный отклик на музыку. Приучать подпевать слова, отдельные фразы, прислушиваясь к пению взрослого. Учить ориентироваться в пространстве: двигаться в одном направлении, не мешая друг другу, собираться вместе по указанию взрослого или по музыкальному сигналу. Учить во- дить хоровод, выполнять простейшие плясовые движения, со- гласуя их исполнение с началом и окончанием звучания музыки.
Менять движения в танце или игре по указанию воспитателя или в соответствии с ярко выраженной сменой частей музыки по показу воспитателя. Приучать выполнять простейшие плясовые движения в парах. Развивать диатонический, тембровый, ритми- ческий слух.
Музыкальный материал.
Слушание. М. Красев «Ах вы, сени», «Баю-баю», «Елочка»,
Ан. Александров «Осенняя песенка», Г. Левкодимов «Веселая песенка», В. Карасева «Зима», В. Витлин «Серенькая кошечка»,
Н. Метлов «Зима прошла», М. Раухвергер «Как у наших у во- рот», «Грибок».
Пение. Ю. Михайленко «Зайка», «Осень», «Лошадка», А. Фи- липпенко «Дед Мороз», Т. Попатенко «Елка», «Маме песенку пою», «Солнышко», М. Раухвергер «Пришла зима», «Собачка»,
В. Карасева «Петушок», «Жук».
Музыкально-ритмические движения.
Упражнения. Е. Тиличеева«Ходим-бегаем», М. Раухвергер
«Ножками затопали», Е. Макшанцева «Лужа», «Пальчики ша- гают», «Лошадка», А. Филиппенко «Вот снежок летит», «Паро- воз», Р. Рустамов «Мы идем», Т. Ломова «Платочки», «Ах вы, сени».


109
Пляски. «Стукалка», танец с листочками по усмотрению музыкального руководителя, Е. Макшанцева «Мишутка пля- шет», «Чок да чок», «До чего ж у нас красиво», И. Арсеев «Са- пожки», «Потанцуй со мной, дружок», Р. Рустамов «Березка», танец у елки, новогодний хоровод по усмотрению музыкального руководителя.
Игры. Т. Ломова «Прогулка», М. Раухвергер «Погремуш- ки», «Мишка ходит в гости», В. Витлин «Кошка и котята»,
Е. Тиличеева «Игра с ленточками», Р. Рустамов «Тихие и гром- кие звоночки», М. Карасева «Игра с куклой», «Прятки», игра с
Дедом Морозом по усмотрению музыкального руководителя.
Рисование. Продолжать формировать интерес к рисованию.
Учить фиксировать взгляд на полученном изображении, учить узнавать знакомые предметы в изображении. Учить следить за процессом рисования воспитателем. Продолжать формировать навыки самостоятельного рисования: мазки, штрихи, черкание.
Продолжать учить детей правильно держать карандаш. Учить выполнять манипуляции по словесной инструкции: «Возьми ка- рандаш», «Нарисуй травку». Упражнять детей в проведении прямой линии. Учить пользоваться всем пространством листа бумаги. Учить оказывать посильную помощь в уборке после за- нятия (собрать карандаши в стаканчик, собрать рисунки и от- дать воспитателю). Знакомить детей с нетрадиционными фор- мами рисования: рисование на крупе, рисование пальчиками.
Развивать мелкую моторику рук.
Лепка. Продолжать знакомить детей со свойствами пласти- лина. Учить раскатывать между ладонями (колбаска). Вызывать у ребенка стойкий интерес к лепке воспитателем готового об- разца (обыгрывание педагогом образца). Продолжать знакомить детей с другими материалами лепки: тестом, глиной. Развивать мелкую моторику рук, используя сухой бассейн, бумагу. Учить работать аккуратно.

110
Аппликация. Продолжать воспитывать интерес к апплика- ции. Познакомить детей с клеем, кистью. Учить выполнять ап- пликацию совместно со взрослым «рука в руке». Учить просле- живать взглядом за действиями воспитателя: «Набираем клей, приклеиваем, наносим клей на поверхность детали». Учить де- тей пользоваться салфеткой. Учить располагать готовые формы в центре листа.
Образовательная область «Физическое развитие»
Основные коррекционно-развивающие задачи:
 создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей;
 воспитание культурно-гигиенических навыков;
 включение оздоровительных и коррекционно-развиваю- щих технологий в педагогический процесс;
 учить детей внимательно смотреть на взрослого, повора- чиваться к нему лицом, когда он говорит;
 учить детей выполнять движения и действия по подра- жанию взрослому;
 учить детей ходить стайкой за педагогом, друг за дру- гом, держась за веревку рукой, ходить по дорожке, по следам;
 учить переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе и обратно;
 учить детей прокатывать мяч, отталкивая его двумя ру- ками, подбрасывать и готовиться ловить мяч;
 воспитывать интерес к участию в подвижных играх;
 учить детей ползать по ковровой дорожке, доске, про- ползать под дугой, веревкой.
По сохранению и укреплению физического и психического
здоровья детей.
Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закали- ванию организма и совершенствованию его функций.


111
Осуществлять под руководством медицинских работников комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов (воздух, солнце, вода). Обеспечить пребывание детей на свежем воздухе в соответствии с режимом дня. Организовать и проводить различные подвижные игры. Обеспечить полно- ценное питание, витаминизацию.
По формированию культурно-гигиенических навыков.
Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять умение пользоваться расческой и носовым платком. Совершенствовать навыки акку- ратного приема пищи (пищу брать понемногу, хорошо переже- вывать, есть бесшумно, правильно пользоваться ложкой, сал- феткой).
По включению оздоровительных и коррекционно-развиваю-
щих технологий.
Предупреждение гиподинамии и обеспечение оптимального двигательного режима (ежедневно проводить утреннюю гимна- стику продолжительностью 6–8 минут, двигательные разминки в процессе занятий). Использовать различные виды гимнастики в коррекции моторных функций, снятия психического и мы- шечного напряжения (пальчиковая, дыхательная гимнастика, упражнения для релаксации и т.д.).
1 квартал
Ходьба, бег. Продолжать учить детей ходить стайкой за воспитателем; учить во время ходьбы перешагивать через линии
(шнуры); учить детей ходить, держась за руки парами. Учить детей ходить по гимнастической скамейке (10 см) с помощью взрослого; учить ходить, перешагивая через предметы. Продол- жать учить детей ходить по узкой линии на полу. Продолжать учить детей бегать по просьбе к воспитателю, к игрушке (стай- кой); учить детей переходить по команде от ходьбы к бегу.

112
Игра с мячом. Учить бросать мешочки с песком вдаль; про- должать учить катать мячи друг к другу на расстоянии 2 м; про- должать учить детей прокатывать мяч в ворота (ширина 60 см).
Лазанье. Учить детей ползать на четвереньках по наклон- ной доске шириной 30 см, длиной 1,5 м, приподнятой на 10 см, учить пролезать под дугу, веревку на четвереньках; учить про- лезать в большой обруч.
2 квартал
Ходьба, бег. Продолжать учить детей ходить по узкой до- рожке с помощью взрослого (ширина 25 см), учить детей ходить друг за другом, держась за веревку, продолжать учить детей пе- реходить по команде от ходьбы к бегу, учить детей ходить по доске (ширина 20 см) без посторонней помощи.
Игра с мячом. Продолжать учить прокатывать мяч в ворота
(ширина 50–60 см); продолжать учить бросать мяч в корзину снизу двумя руками с небольшого расстояния. Учить бросать мяч воспитателю и ловить его.
Лазание. Продолжать учить детей пролезать через ворота
(высота 60 см, ширина 70 см), учить ползать на четвереньках по доске (ширина 30 см, длина 1,5 м).
3 квартал
Ходьба, бег. Продолжать упражнять детей в равновесии.
Совершенствовать умение перешагивать через предметы, лежа- щие на полу (высота 15 см); продолжать учить детей ходить по узкой линии с поддержкой.
Игра с мячом. Продолжать учить детей бросать мяч вдаль, вперед. Учить выполнять упражнение: толкнуть мяч двумя ру- ками вперед, догнать, поднять мяч над головой. Учить детей ме- тать мяч правой и левой рукой вдаль.
Лазание. Закреплять навыки подлезания под веревку (высо- та 50 см); ползать по наклонной доске (высота 20 см, длина доски 2 м).


113
4 квартал
Ходьба, бег. Продолжать учить детей ходить, перешагивая через препятствие, а также по узкой линии на полу с помощью.
Игра с мячом. Учить детей бросать мяч от груди двумя ру- ками, ловить мяч, брошенный воспитателем с близкого расстоя- ния (50 см) не роняя его на землю. Учить попадать мячом в кор- зину (диаметр 8–10 см.), поставленную на полу, с расстояния 1 м.
Лазание. Продолжать учить детей пролезать в обруч, под- ползать под веревку на четвереньках (высота 50 см). Учить де- тей влезать на вертикальную гимнастическую стенку и спус- каться с нее с помощью взрослого (высота 0,5 м).
Рекомендуемые подвижные игры: «Мячи разные кидаем»,
«Перешагни через веревочку», «Мячик покатился», «Закати мяч в ворота», «Толкни и догони мяч», «Проведи зайку через мостик»,
«Через ручеек», «Воробышки и автомобиль», «Солнышко и дож- дик», «Птички в гнездышках», «Найди игрушку», «Лови мяч».
Описание образовательной деятельности детей 6–7 лет
в соответствии с направлениями развития, представленными
в пяти образовательных областях
Образовательная область «Социально-коммуникативное
развитие»
Основные коррекционно-развивающие задачи:
 формирование умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
 формирование интереса к игровой деятельности;
 формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.).
По формированию умения сотрудничать со взрослыми.
Воспитывать у детей потребность в любви, доброжелатель- ном внимании взрослых и сверстников. Формировать у детей

114 умение видеть настроение и различные эмоциональные состоя- ния близких взрослых и детей (радость, огорчение), умение вы- ражать сочувствие (пожалеть, помочь).
По развитию игровой деятельности.
Формировать у детей интересы и предпочтения в выборе любимых занятий игр, игрушек, предметов быта. Учить детей обращаться к сверстникам с просьбой поиграть. Продолжать знакомить ребенка с игрушками, действиями с ними; вызывать интерес к игрушкам и желание играть. Совершенствовать навы- ки осуществления разнообразных предметно-игровых действий с использованием игрушек. Продолжать учить понимать обра- щенную речь взрослого в виде поручений, вопросов, сообще- ний. Поощрять стремление детей совершать отражательные действия за взрослым. Учить сопровождать игровую деятель- ность словами и репликами. Продолжать учить использовать игрушку в соответствии с ее функциональным назначением.
Вызывать стойкий интерес к игре, учить взаимодействию в игре со взрослым и сверстником. Учить совершать с игрушкой: предметные действия, процессуальные действия, цепочку игро- вых действий, игру с элементами сюжета. Учить соотносить иг- рушки с потешками и стихами.
Темы игр-занятий с использованием элементов сюжетно-
ролевой игры: «Девочка кушает», «Девочка спит», «Кукла оде- вается», «Катание куклы в коляске», «Покатаем на машине»,
«Построим дом», «Вымой Кате ручки», «Катя заболела», «Кукла поет и пляшет», «У нас в гостях лошадка», «Покатаемся на ма- шине», «Покатаемся на поезде».
По формированию первичных личностных отношений.
Формировать у детей умение называть свое имя и свою фа- милию, имена близких взрослых и сверстников. Учить называть свой возраст. Формировать у детей потребность, способы и уме-