Файл: Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями интеллекта.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 314
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
80
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он по- движен, вынослив, владеет основными движениями, может кон- тролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах дея- тельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следствен- ными связями, пытается самостоятельно придумывать объясне- ния явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию соб- ственных решений, опираясь на свои знания и умения в различ- ных видах деятельности.
Целевые ориентиры конкретизируются в планируемых ре- зультатах освоения Программы с учетом возрастных и психоло- гических особенностей детей с ОВЗ.
Планируемые результаты освоения
Программы I года обучения детьми с нарушениями
интеллекта (умеренными и тяжелыми)
(к пятилетнему возрасту)
Дети:
моют руки под контролем взрослого по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирают лицо и руки полотенцем. С по- мощью взрослого приводят себя в порядок, пользуются индиви- дуальными предметами (полотенцем, салфеткой, расческой, но- совым платком). Самостоятельно принимают пищу. Владеют
81 порядком одевания и раздевания. При помощи взрослого сни- мают одежду, обувь (застежки на липучках);
стремятся к эмоционально-деловому контакту со взрос- лым. Понимают инструкции взрослого. Способны адекватно ре- агировать на выполнение режимных моментов: переход от бодрствования ко сну, от игры к непосредственно образователь- ной деятельности, пространственные перемещения и т.д. Откли- каются на свое имя, свою фамилию;
владеют первичными способами усвоения общественно- го опыта (совместные действия со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взросло- го). Проявляют интерес к игрушкам, предметам и действиям с ними; фиксируют взгляд на движущейся игрушке (предмете), прослеживают за движением предмета, используют хвататель- ные движения. Испытывают эмоциональное удовольствие от красивой игрушки, от качества материала (пушистый, мягкий, теплый, гладкий и т.д.) Эмоционально реагируют на мелодич- ную музыку, природные звуки. Соотносят игрушку со звуко- подражанием, произвольно произносят звукоподражание;
имеют представления о себе как о субъекте деятельно- сти. Имеют первичные представления о своем «Я», о своей се- мье, узнают свою маму среди других людей. Фиксируют взгляд на лице сверстника, воспитателя, партнера по игре. Умеют находить глазами, откуда исходит звук; поворачиваться на звук
(находить глазами источник звука, поворачиваться в его сторо- ну); поворачиваться на голос (находить глазами говорящего);
фиксируют взгляд на предмете в течение нескольких се- кунд, прослеживают взглядом за перемещением предмета, пере- водят взгляд с одного предмета на другой; изучают взглядом предмет, который держат в руке;
из двух (трех) предметов выбирают тот, который назы- вают. Указывают на названную одну часть тела. Соотносят
82 предмет и его изображение. Показывают на себя по вопросу пе- дагога. Подражают действиям взрослого (стучат по столу ладо- шкой или ложкой, хлопают в ладоши, машут рукой на проща- ние). Выполняют действие в соответствии с инструкцией: «по- дойди», «сядь», «встань», «иди», «дай», «отдай», «ложись»;
сцепляют руки, сжимают пальцы педагога; удерживают предмет, когда его вкладывают в руки; тянутся к предмету и до- стают его, удерживают в руках мяч. Кладут предмет в коробку
(банку, миску, т.д.), надевают на стержень пирамидки крупные кольца, кладут шарики в банку, собирают крупные кубики в коробку;
интересуются объектами живого и неживого мира. Зна- комы с некоторыми свойствами объектов живой и неживой при- роды в процессе практической деятельности. Наблюдают, рас- сматривают объекты живой и неживой природы и природные явления. Правильно вести себя в быту, с объектами живой и не- живой природы.
В лепке. Эмоционально положительно настроены на лепку.
Держат, мнут пластилин. Фиксируют взгляд на поделке, изго- товленной взрослым. Понимают и выполняют простые одно- словные инструкции: «возьми», «дай», «положи».
В рисовании. Эмоционально положительно настроены на изодеятельность. Фиксируют взгляд на предмете. Прослежива- ют взглядом за движением руки взрослого. Знакомы с бумагой, кистью, карандашом, краской. Владеют совмещенными дей- ствиями со взрослым при работе с карандашом, рисованием пальчиком. Умеют делать мазки, штрихи.
В аппликации. Знакомы с бумагой и действиями с ней (мять, рвать). Фиксируют внимание на сухой аппликации, выполняе- мой воспитателем. Выполняют сухую аппликацию совместно со взрослым («рука в руке»).
83
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 15
Планируемые результаты освоения
Программы II года обучения детьми с нарушениями
интеллекта (умеренными и тяжелыми)
(к шестилетнему возрасту)
Дети:
самостоятельно следят за своим внешним видом: само- стоятельно умываются, моют руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом, пользуются расческой и носовым платком. Стараются аккуратного принимать пищу
(пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться ложкой, салфеткой);
стремятся к эмоционально-личностному контакту со взрос- лым. Адекватно реагируют на свое имя, свою фамилию. Адекват- но ведут себя в конкретной ситуации (садятся на стульчик, сидят на занятии, ложатся в свою кровать, знают свое место за столом, берут свои вещи из шкафчика при одевании на прогулку);
наблюдают за действиями другого ребенка и игрой не- скольких сверстников. Эмоционально положительно реагируют на сверстников и включаются в совместные действия с ними;
интересуются игрушками и предметами и адекватными способами действий с ними. Совершают отражательные дей- ствия с игрушками за взрослым. Сопровождают игровую дея- тельность звукоподражанием. Проявляют стойкий интерес к иг- рушке. Используют игрушку в соответствии с ее функциональ- ным назначением. Совершают предметные действия с игруш- кой, процессуальные действия с игрушкой, цепочку игровых действий. Ориентируются в пространстве групповой комнаты
(находят игрушку);
соотносят игрушку с ее изображением на предметной картинке, называют ее, используя звукоподражание или лепет- ные слова. Слушают непродолжительное время мелодичную му- зыку, звуки природы, эмоционально реагируют на ритмический рисунок мелодии, ее темп и характер;
84
узнают и выделяют себя на отдельной и групповой фото- графиях. Показывают на лице глаза, рот, нос, лоб, щеки, на го- лове – волосы. Фиксируют взгляд на предмете или нескольких предметах в течение нескольких минут. Изучают глазами кар- тинку, переводят взгляд с одного изображения на другое;
тянутся к предмету и достают его, захватывают мелкие предметы; пользуются большими пальцем с одной стороны и остальными с другой, чтобы схватить маленький предмет. За- хватывают мелкий предмет щепоткой. Перекладывают предме- ты из одной коробки в другую, кладут палочки в банку, строят башню из двух кубиков. Вкладывают шары в круглые отверстия
«доски форм». Надевают детали пирамиды на стержень без уче- та величины;
манипулируют предметами, пользуясь обеими руками; вставляют маленький стаканчик в больший по размеру; снимают крышку с коробки, чтобы отыскать там игрушки; подражая дей- ствиям педагога, переворачивают предмет; вкладывают квад- ратную (или круглую) пластину в одно отверстие форм; перево- рачивают страницы картонной книжки; подбирают предметы к образцу. Подбирают предметы к картинкам (выбор из двух- трех). Выбирают из двух предметов, разных по величине, боль- шой (маленький) по инструкции взрослого;
наблюдают за деятельностью и поведением человека в по- вседневной жизни и в труде. Наблюдают за изменениями в приро- де и погоде (светит солнце, идет дождь, падают листья и др.);
внимательно слушают говорящего и смотрят на него или на предмет, о котором идет речь; вместе со взрослым в течение
2–3 минут смотрят на картинки или предметы; в ответ на тон говорящего меняют выражение лица. Выполняют одноступен- чатые инструкции;
в ответ на словесную просьбу машут рукой или хлопают в ладоши. Находят знакомые предметы, о которых спрашивают.
85
Находят членов семьи, о которых спрашивают; дают предмет говорящему в ответ на его просьбу; указывают на предмет, о ко- тором спрашивают;
указывают на четыре части тела, которые называют; из четырех предметов выбирают тот, который ему называют; вы- бирают три предмета одежды, которые называют; из четырех картинок выбирают ту, которую ему называют: игрушки, ово- щи, фрукты, одежда, животные, продукты питания. Выполняют просьбу типа: «Дай мне … и …», выбирая два предмета из че- тырех («Дай мне собаку и мяч»). Выполняют указания, в кото- рых есть слова, обозначающие действия (10 слов);
подражают действиям: здороваются и прощаются, дают и требуют предметы, просят и отказываются от помощи. Под- ражают мимике взрослого. Подражают звукам (один гласный звук «а»; гласный звук + согласный звук: та-тата; один соглас- ный + два одинаковых гласных: «буу», «мее»; двухсложные комбинации: «оо-аа», «би-би», «па-па», «ма-ма»).
В рисовании. Проявляют интерес к рисованию. Фиксируют взгляд на полученном изображении, узнают знакомые предметы в изображении. Следят за процессом рисования воспитателем.
Владеют навыками самостоятельного рисования: мазки, штрихи, черкание. Правильно держат карандаш, выполняют манипуля- ции по словесной инструкции («Возьми карандаш», «Нарисуй травку»). Пользуются всем пространством листа бумаги. Оказы- вают посильную помощь в уборке после занятия (собрать ка- рандаши в стаканчик, собрать рисунки и отдать воспитателю).
В лепке. Знакомы со свойствами пластилина. Раскатывают между ладонями (колбаска). Проявляют стойкий интерес к леп- ке воспитателей готового образца (обыгрывание педагогом об- разца). Знакомы с другими материалами лепки: тестом, глиной.
В аппликации. Проявляют интерес к аппликации. Знакомы с клеем, кистью. Выполняют аппликацию совместно со взрослым
«рука в руке». Прослеживают взглядом за действиями воспита-
86 теля («набираем клей, приклеиваем, наносим клей на поверх- ность детали»). Пользуются салфеткой, располагают готовые формы в центре листа.
Планируемые результаты освоения
Программы III года обучения детьми с нарушениями
интеллекта (умеренными и тяжелыми)
(к семилетнему возрасту)
Дети:
самостоятельно следят за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно одеваются и раздеваются, соблюдают порядок в своем шкафу (раскладывают одежду в определенные места). Продолжают совершенствовать культуру еды (правильно пользоваться ложкой; есть аккуратно, бесшум- но, сохраняя правильную осанку за столом);
умеют видеть настроение и различные эмоциональные состояния близких взрослых и детей (радость, огорчение), уме- ют выражать сочувствие (пожалеть, помочь);
проявляют интересы и предпочтения в выборе любимых занятий, игр, игрушек, предметов быта. Обращаются к сверст- никам с просьбой поиграть. Знакомы с игрушками, действиями с ними. Проявляют интерес к игрушкам и желание играть. Ис- пользуют разнообразные предметно-игровые действия с исполь- зованием игрушек;
понимают обращенную речь взрослого в виде поруче- ний, вопросов, сообщений. Совершают отражательные действия за взрослым. Сопровождают игровую деятельность словами и репликами. Используют игрушку в соответствии с ее функцио- нальным назначением. Проявляют стойкий интерес к игре, вза- имодействию в игре со взрослым и сверстником. Совершают с игрушкой предметные действия, процессуальные действия, цепочку игровых действий, игру с элементами сюжета. Соотно- сят игрушки с потешками и стихами;
87
называют свое имя и свою фамилию, имена близких взрослых и сверстников, свой возраст. Участвуют в коллектив- ной деятельности сверстников (игровой, изобразительной, му- зыкальной, физкультурной и т.д.);
смотрят на предмет и изучают его взглядом (неподвиж- ный, передвигающийся в пространстве), изучают взглядом про- стую сюжетную картинку;
кладут и ставят предмет в нужное место, кладут в банку мелкие предметы, нанизывают детали пирамиды на стержень; вставляют штырьки в отверстие «доски форм», нанизывают грибы на штырьки; строят башни из кубиков. Строят забор из кирпичиков, кубиков; вкладывают круглую или квадратную пластину в одно из трех отверстий «доски форм» (выбор по ве- личине); складывают разрезную картинку из двух частей. Раз- мещают резко отличающиеся по форме вкладыши в соответ- ствующие отверстия (елка, гриб, домик и т.д.); переворачивают бумажные страницы книг; указывают на отдельные элементы рисунка. Подбирают предметы по образцу по цвету. Подбирают предметы к картинкам (выбор из пяти). Сличают и объединяют предметы по признаку величины, формы, цвета. В паре из двух предметов выбирают большой и маленький. Различают твердые и мягкие предметы, шероховатые и гладкие; из группы предме- тов отбирают одинаковые; находят один и много предметов.
Владеют элементами рисования (пальцем, мелом, карандашом, штампом) – черкание, линия, клубок;
соотносят явления окружающей действительности и дея- тельности человека (пошел снег – дворник расчищает дорожки, человек заболел – обращается к врачу и т.д.) Различают времена года и время суток (ночь, день). Узнают на фотографии и в окружении членов своей семьи, знают их имена;
проявляют интерес к проведению простейших наблюде- ний. Владеют способами обследования предметов, включая про- стейшие опыты (тонет – не тонет, рвется – не рвется);
88
различают и называют основные строительные детали
(кубик, кирпичик, пластина). Сооружают несложные постройки, выполняя их по подражанию. Накладывают один кирпичик на другой (башенка).
В рисовании. Правильно держат кисть, набирают краску на кисть. Владеют различными приемами рисования (всем ворсом, примакиванием, кончиком кисти). Проявляют аккуратность при работе с краской. Знакомы с круглой формой (круг, клубок, сол- нышко). Промывают и протирают кисть после окончания рабо- ты. Узнают в готовом изображении реальный предмет. Оказы- вают посильную помощь в уборке после занятия.
В лепке. Играют с поделками. Раскатывают пластилин кру- говыми движениями (колобок), делят кусок пластилина на две части путем отщипывания. По словесной инструкции педагога лепят предметы, похожие на палочку, мячик. Работают аккурат- но, после занятия протирают доски.
В аппликации. Самостоятельно работают с кистью, клеем.
По словесной инструкции воспитателя берут определенную за- готовку (большую, маленькую, красную, зеленую). Соотносят предмет, картинку, слово. Умеют использовать в аппликации другие материалы: сухие листья, семена. Работают аккуратно, пользуются салфеткой, моют руки после работы.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Образовательные области Программы
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельно- сти и охватывает следующие направления развития и образова- ния детей (далее – образовательные области): социально-комму- никативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая мо-