Файл: Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями интеллекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

115 ния участвовать в коллективной деятельности сверстников (иг- ровой, изобразительной, музыкальной, физкультурной и т.д.).
Образовательная область «Познавательное развитие»
Основные коррекционно-развивающие задачи:
 сенсорное развитие;
 развитие мелкой моторики и конструктивной деятельности;
 формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
По формированию навыков тонкой моторики и сенсорному
развитию: Развитие зрительного восприятия.
Развивать умение смотреть на предмет и изучать его взгля- дом (неподвижный, передвигающийся в пространстве); умение изучать взглядом простую сюжетную картинку.
Манипулирование с предметами, элементы конструи-
рования.
Учить детей класть и ставить предмет в нужное место, класть в банку мелкие предметы, нанизывать детали пирамиды на стержень; вставлять штырьки в отверстие «доски форм», нанизывать грибы на штырьки; строить башни из кубиков. Зна- комить детей с новой деталью конструктора – кирпичиком.
Учить строить забор из кирпичиков, кубиков; вкладывать круг- лую или квадратную пластину в одно из трех отверстий «доски форм» (выбор по величине); складывать разрезную картинку из двух частей. Учить детей размещать резко отличающиеся по форме вкладыши в соответствующие отверстия (елка, гриб, до- мик и т.д.); переворачивать бумажные страницы книг; указывать на отдельные элементы рисунка. Учить подбирать предметы по образцу по цвету. Учить подбирать предметы к картинкам (вы- бор из пяти). Учить сличать и объединять предметы по признаку величины. Учить сличать и объединять предметы по признаку формы. Учить сличать и объединять предметы по признаку цве- та. В паре из двух предметов учить выбирать большой и ма-

116 ленький. Развивать термическое восприятие, учить различать твердые и мягкие предметы, шероховатые и гладкие; из группы предметов отбирать одинаковые; находить один и много пред- метов. Учить элементам рисования (пальцем, мелом, каранда- шом, штампом) – черкание, линия, клубок. Продолжать разви- вать навыки работы с бумагой: комкание («Снежок», «Мячик»), складывание.
По формированию целостной картины мира.
Учить детей соотносить явления окружающей действитель- ности и деятельности человека (пошел снег – дворник расчища- ет дорожки, человек заболел – обращается к врачу и т.д.) Фор- мировать у детей временные представления: лето, осень, зима, весна; время суток: ночь, день. Узнавать на фотографии и в окружении членов своей семьи, знать их имена. Продолжать учить детей адекватно вести себя во время режимных процес- сов.
По развитию конструктивной деятельности.
Поощрять исследовательский интерес, проведение про- стейших наблюдений. Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет – не тонет, рвется – не рвет- ся). Подводить детей к простейшему анализу несложных по- строек, развивать конструктивные навыки и умения; учить раз- личать и называть основные строительные детали (кубик, кир- пичик, пластина). Учить сооружать несложные постройки, вы- полняя их по подражанию. Учить накладывать один кирпичик на другой (башенка).
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15

Образовательная область «Речевое развитие»
Основные коррекционно-развивающие задачи:
 понимание обращенной речи взрослого в виде поруче- ния, вопроса, сообщения;
 формирование у детей коммуникативных способностей.

117 1. Умение слушать и концентрировать свое внимание на
том, о чем говорят:
 учить детей слушать говорящего, концентрировать вни- мание на предмете разговора независимо от окружающей обста- новки; выслушивать простую инструкцию до конца;
 развивать умение в течение 5–10 минут внимательно слушать короткий рассказ, находясь с рассказчиком наедине;
 умение слушать рассказ, отвечая словами или жестами на простые вопросы;
 выполнять двухступенчатые инструкции типа «Подними и положи».
2. Умение реагировать на жесты и выполнять простые
указания:
 учить детей выполнять простую инструкцию, просьбу, выраженную двумя или тремя словами;
 учить детей по просьбе говорящего приносить знакомый предмет.
3. Умение выбирать из нескольких предметов то, что
нужно:
 учить детей из четырех предметов выбирать два в соот- ветствии с функциональными признаками, которые ему назы- вают; из четырех-шести картинок выбирать те, о которых ему говорят: игрушки, фрукты, овощи, одежда, продукты питания, мебель, животные; указывать на 10 частей тела; указывать на изображение того, о ком спрашивают: папа – мама, тетя – дядя, баба – деда, мальчик – девочка;
 учить детей выполнять просьбу типа «Дай мне … и …», выбирая два предмета из тех, что находятся в комнате.
4. Формирование навыков общения, умения использовать
отдельные слова.
 учить детей здороваться и прощаться («пока»), просить дать предмет («дай», «хочу»); просить об услуге, отказываться
(«да», «нет»), отказываться от предмета, сообщать о событии;

118
 учить детей помогать друг другу при одевании – разде- вании, совместно манипулировать с игрушками, рассматривать книги.
Рекомендуемые темы игр-занятий:
«Мы играем», «Что это?», «Найди свою игрушку», «Что надеваем?», «Что надела девочка?», «С чем это делают?», «Раз- ложи картинки», «Овощи», «Назови и положи правильно», «Ого- род», «Кто с нами живет?» (домашние животные), «Кто к нам пришел?», «Кто как кричит?», «Кого мы встретили в лесу?», «Ку- рочка-пеструшка», «Как зовут лошадку?», «Зайчик и кошечка».
Продолжать работу по формированию интереса к книге.
Продолжать регулярно читать детям художественные и познава- тельные произведения. Формировать понимание прочитанного.
Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знако- мых произведений, побуждать показывать их на картинках и в игровых ситуациях.
Русские народные песенки, потешки: «Зайчишка-трусиш- ка…», «Гуси вы, гуси…», «Ножки, ножки, где вы были?», «Си- дит, сидит зайка…», «Кот на печку пошел…», «Барашеньки…»,
«Идет лисичка по мосту…», «Иди, весна, иди, красна…».
Сказки: «Лисичка-сестричка и волк». Повторять знакомые и любимые сказки.
Образовательная область «Художественно-эстетичес-
кое развитие»
Основные коррекционно-развивающие задачи:
 приобщение к миру художественной литературы;
 умение слушать и концентрировать свое внимание на том, о чем читают, рассказывают;
 развитие эмоционального отклика на услышанное;
 пробуждение у детей интереса к музыкальным занятиям;
 формирование первых музыкальных впечатлений;


119
 развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация);
 развитие эмоционального отклика на продукты детского творчества.
Продолжать прививать интерес к музыкальным занятиям.
Накапливать музыкальные впечатления, развивать музыкальную восприимчивость, эмоциональный отклик на музыку. Приучать подпевать слова, отдельные фразы, прислушиваясь к пению взрослого. Учить ориентироваться в пространстве: двигаться в одном направлении, не мешая друг другу, собираться вместе по указанию взрослого или по музыкальному сигналу. Учить во- дить хоровод, выполнять простейшие плясовые движения, со- гласуя их исполнение с началом и окончанием звучания музыки.
Менять движения в танце или игре по указанию воспитателя или в соответствии с ярко выраженной сменой частей музыки по показу воспитателя. Приучать выполнять простейшие плясовые движения в парах. Развивать диатонический, тембровый, ритми- ческий слух.
Музыкальный материал.
Слушание. М.Красев «Ах вы, сени», «Баю-баю», «Елочка»,
Ан. Александров «Осенняя песенка», Г. Левкодимов «Веселая песенка», В. Карасева «Зима», В. Витлин «Серенькая кошечка»,
Н. Метлов «Зима прошла», М. Раухвергер «Как у наших у во- рот», «Грибок».
Пение. Ю. Михайленко «Зайка», «Осень», «Лошадка»,
А. Филиппенко «Дед Мороз», Т. Попатенко «Елка», «Маме пе- сенку пою», «Солнышко», М. Раухвергер «Пришла зима», «Со- бачка», В. Карасева «Петушок», «Жук».
Музыкально-ритмические движения.
Упражнения. Е. Тиличеева«Ходим-бегаем», М. Раухвергер
«Ножками затопали», Е. Макшанцева «Лужа», «Пальчики ша- гают», «Лошадка», А. Филиппенко «Вот снежок летит», «Паро-

120 воз», Р. Рустамов «Мы идем», Т. Ломова «Платочки», «Ах вы, сени».
Пляски. «Стукалка», танец с листочками по усмотрению музыкального руководителя, Е. Макшанцева «Мишутка пля- шет», «Чок да чок», «До чего ж у нас красиво», И. Арсеев «Са- пожки», «Потанцуй со мной, дружок», Р. Рустамов «Березка», танец у елки, новогодний хоровод по усмотрению музыкального руководителя.
Игры. Т. Ломова «Прогулка», М. Раухвергер «Погремуш- ки», «Мишка ходит в гости», В. Витлин «Кошка и котята»,
Е. Тиличеева «Игра с ленточками», Р. Рустамов «Тихие и гром- кие звоночки», М. Карасева «Игра с куклой», «Прятки», игра с
Дедом Морозом по усмотрению музыкального руководителя.
Рисование. Знакомить детей с кистью, красками; учить пра- вильно держать кисть, учить набирать краску на кисть. Учить детей различным приемам рисования; всем ворсом, примакива- нием, кончиком кисти. Воспитывать аккуратность при работе с краской. Познакомить детей с круглой формой (круг, клубок, солнышко). Учить промывать и протирать кисть после оконча- ния работы. Учить узнавать в готовом изображении реальный предмет. Продолжать учить оказывать посильную помощь в уборке после занятия: убирать, протирать, складывать оборудо- вание. Продолжать развивать мелкую моторику рук детей, зна- комить с нетрадиционными способами изображения (печатание сухими листьями, губкой, кусочком поролона).
Лепка. Продолжать работать над созданием у детей поло- жительного эмоционального отношения к лепке. Воспитывать желание играть с поделками. Знакомить детей с новыми прие- мами лепки: учить раскатывать пластилин круговыми движени- ями (колобок); учить делить кусок пластилина на две части пу- тем отщипывания. Учить детей по словесной инструкции педа- гога лепить предметы, похожие на палочку, мячик. Учить детей работать аккуратно; после занятия протирать доски. Продол-


121 жать развивать мелкую моторику детей, учить работать с те- стом, глиной.
Аппликация. Продолжать воспитывать у детей интерес к ап- пликации. Учить самостоятельно работать с кистью, клеем.
Учить детей по словесной инструкции воспитателя брать опре- деленную заготовку (большую, маленькую, красную, зеленую).
Учить детей соотносить предмет, картинку, слово. Учить ис- пользовать в аппликации другие материалы: сухие листья, семе- на. Продолжать учить детей работать аккуратно, пользоваться салфеткой, мыть руки после работы.
Образовательная область «Физическое развитие»
Основные коррекционно-развивающие задачи:
 создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей;
 воспитание культурно-гигиенических навыков;
 включение оздоровительных и коррекционно-развиваю- щих технологий в педагогический процесс;
 учить детей внимательно смотреть на взрослого, повора- чиваться к нему лицом, когда он говорит;
 учить детей выполнять движения и действия по подра- жанию взрослому;
 учить детей ходить стайкой за педагогом, друг за дру- гом, держась за веревку рукой, ходить по дорожке, по следам;
 учить переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе и обратно;
 учить детей прокатывать мяч, отталкивая его двумя ру- ками, подбрасывать и готовиться ловить мяч;
 воспитывать интерес к участию в подвижных играх;
 учить детей ползать по ковровой дорожке, доске, про- ползать под дугой, веревкой.

122
По сохранению и укреплению физического и психического
здоровья детей.
Продолжать под руководством медицинских работников проводить комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов (воздух, солнце, вода) в сочетании с физи- ческими упражнениями. Обеспечить пребывание детей на све- жем воздухе в соответствии с режимом дня. Организовывать и проводить различные подвижные игры. Обеспечить полноцен- ное питание, витаминизацию.
По формированию культурно-гигиенических навыков.
Продолжать приучать детей следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически. Закреплять умение самостоя- тельно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места). Продол- жать совершенствовать культуру еды (правильно пользоваться ложкой; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осан- ку за столом).
По включению оздоровительных и коррекционно-развиваю-
щих технологий.
Предупреждение гиподинамии и обеспечение оптимального двигательного режима (ежедневно проводить утреннюю гимна- стику продолжительностью 8–10 минут). Во время непосред- ственно образовательной деятельности и в промежутках прово- дить физкультминутки длительностью 1–3 минуты. Использо- вать различные виды гимнастики в коррекции моторных функ- ций, снятия психического и мышечного напряжения (пальчико- вая, дыхательная гимнастика, двигательные разминки, упражне- ния для релаксации и т.д.).
1 квартал
Ходьба, бег. Продолжать упражнять детей в равновесии, учить ориентироваться в пространстве зала, групповой комнаты.


123
Учить ходить по извилистой линии между игрушками за воспи- тателем; учить детей ходить по кругу, держась за руку.
Игра с мячом. Продолжать учить детей бросать мяч в кор- зину (расстояние 1 м). Прокатывать мяч в ворота, бросать мяч и ловить его двумя руками снизу.
Лазание. Продолжать учить детей ползать на четвереньках по лежащей на полу доске (ширина 30 см, длина 1,5 м); учить влезать на гимнастическую стенку (высота 1 м) и спускаться с нее произвольно.
2 квартал
Ходьба, бег. Продолжать учить детей ходить по извилистой линии между предметами (кеглями).
Игра с мячом. Продолжать учить детей бросать мяч левой и правой рукой вдаль; учить бросать мяч вверх, стараясь поймать его. Учить детей прокатывать мячи между кеглями (расстояние
3 м, ширина ворот 30 см). Учить детей бросать мячи в корзину из-за головы (высота корзины 1–2 м, расстояние 1,5 м).
Лазание. Учить детей пролезать под веревку, дугу (высота
50 см), учить влезать по гимнастической стенке с помощью со- гласованных движений рук и ног.
3 квартал
Ходьба, бег. Продолжать учить детей ходить змейкой меж- ду предметами, ходить по шнуру, лежащему на полу.
Игра с мячом. Учить детей бросать мяч в горизонтальную цель двумя руками; учить ударять мячом об пол и ловить его.
Лазание. Продолжать учить детей подниматься по гимна- стической стенке (с помощью взрослого), стараться согласовать движение рук и ног.
4 квартал
Ходьба, бег. Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве зала, комнаты: ходить группами с нахождением игрушек. Продолжать развивать координацию движений: учить детей ходить по извилистой дорожке между предметами; про-

124 должать учить детей ходить с перешагиванием через предметы.
Учить детей ходить, держа руки на поясе.
Метание, игры с мячом. Продолжать учить детей попадать мячом (диаметр 6–8 см) в корзину, стоящую на полу, с расстоя- ния 1,5–2 м, бросая мяч двумя руками из-за головы. Учить детей метать маленькие мячи в горизонтальную цель.
Лазание. Продолжать учить детей подниматься по гимна- стической стенке и спускаться с помощью взрослого, стараясь согласовать движение рук и ног.
Рекомендуемые подвижные игры: «Филин», «Кто ходит и летает», «Где самый большой мяч», «Ель, елка, елочка», «Мячик покатился», «Найди свой цвет», «Поезд», «Пузырь», «Мой весе- лый, звонкий мяч», «Зайка беленький сидит».
Условия эффективности логопедического воздействия
Успешное преодоление нарушений речевого развития воз- можно при обеспечении выполнения следующих условий:
 установление взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструк- тора по физической культуре, медицинской сестры);
 установление тесной связи логопеда с родителями, обес- печивающей единство требований к развитию речи ребенка и закрепление изучаемого материала в домашних занятиях;
 адаптация ребенка к обстановке логопедического каби- нета, эмоциональный контакт логопеда с ребенком, тактичность, доброжелательность, положительная эмоциональная оценка лю- бого достижения ребенка со стороны логопеда и сотрудников детского сада;
 сочетание в работе логопеда вербальных средств с наглядными и дидактическими материалами, техническими средствами обучения;