Файл: Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями интеллекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 264

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

125
 постоянное закрепление содержания программного ма- териала, его соответствие программным требованиям;
 разработка индивидуальных программ работы с каждым ребенком и их уточнение с учетом динамики продвижения ре- бенка.
Система лечебно-педагогической комплексной работы строится с учетом общедидактических и специфических прин- ципов. Можно выделить следующие принципы построения ин- дивидуальных программ: учет возрастных особенностей ребен- ка; учет особенностей высшей нервной деятельности; учет осо- бенностей познавательной деятельности; учет индивидуально- личностных особенностей; учет структуры речевых нарушений и уровня речевого развития; прогнозирование динамики разви- тия ребенка.
Основные направления коррекционной работы учите-
ля-логопеда:
 формирование психологической базы речи (развитие восприятия, внимания, памяти);
 работа над пониманием обращенной речи;
 развитие мелкой ручной и артикуляционной моторики;
 развитие слухового внимания и фонематического вос- приятия;
 развитие чувства ритма;
 развитие дыхания и голоса;
 совершенствование произносительной стороны речи;
 формирование активной речи (звукоподражания, лепет- ные слова, отдельные слова, элементарные фразы, совершен- ствование фразовой речи).
Рекомендации по организации, планированию и содержа- нию индивидуальных логопедических занятий определены ос- новными направлениями и задачами, которые целесообразно ре- ализовывать поэтапно.

126
I этап
Задачи коррекционно-логопедической работы:
 расширять понимание речи;
 стимулировать у детей звукоподражание и общение с по- мощью аморфных слов-корней (машина – «би-би»; мишка – «ми»);
 стимулировать подражание «Сделай, как я»; звукового подражания «Как мычит корова? Как собачка лает? Как лягушка квакает?»;
 научить ребенка сортировать предметы по цвету, форме, величине, показывать части тела, приносить игрушки по словес- ной инструкции;
 учить соотносить предметы с их словесными обозначе- ниями;
 стимулировать формирование первых форм слов;
 научить ребенка сначала проговаривать ударный слог, а затем воспроизводить два и более слогов слитно;
 постепенно учить ребенка объединять усвоенные слова в двусловные предложения;
 учить ребенка выражать свои потребности словами «дай пить», «хочу спать», «спасибо».
II этап
Задачи коррекционно-логопедической работы:
 расширять понимание обращенной речи;
 формировать двусловные предложения;
 осуществить постановку звуков.
III этап
Задачи коррекционно-логопедической работы:
 совершенствовать фразовую речь детей;
 развивать понимание грамматических форм существи- тельных и глаголов;
 продолжать работу по словоизменению и словообразо- ванию;


127
 продолжать работу по коррекции звукопроизношения
(постановка, автоматизация и дифференциация звуков);
 подготовка к обучению грамоте;
 продолжать работу по овладению элементами грамоты.
Логопедическая работа начинается с комплекса упражне- ний артикуляционной и пальчиковой гимнастик (от простых упражнений к более сложным). Артикуляционная гимнастика проводится по подражанию, перед зеркалом. В работе исполь- зуются разные виды мячей.
Особенности образовательной деятельности
по коррекции нарушений развития
Коррекционно-развивающая работа осуществляется разны- ми специалистами ДОО с целью обеспечения комплексного ме- дико-психолого-педагогического воздействия на развитие детей.
В тесной взаимосвязи на основе профессионального взаимодо- полнения в ДОО работают: воспитатели, педагог-психолог, ин- структор по физической культуре, музыкальный руководитель, медсестра, врач-педиатр.
В наиболее тесной связи взаимодействуют учитель-логопед и воспитатели группы, что осуществляется в разных формах.
Это совместное составление перспективного планирования ра- боты на текущий период во всех образовательных областях; об- суждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно- развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и уча- стие в образовательной деятельности; совместное осуществле- ние образовательной деятельности в ходе режимных моментов, ежедневные задания учителя-логопеда воспитателям
Коррекционно-развивающая работа направлена на:
 формирование способов усвоения детьми с ограничен- ными возможностями здоровья (ОВЗ) социального опыта взаи-

128 модействия с людьми и предметами окружающей действитель- ности;
 развитие компенсаторных механизмов становления пси- хики и деятельности;
 преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности в целом;
 формирование способов ориентировки в окружающей действительности.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в фор- ме коррекционно-развивающих подгрупповых и индивидуаль- ных занятий. Они носят игровой характер, насыщены разнооб- разными играми и развивающими упражнениями, а также дру- гими видами детской деятельности, характерной для дошколь- ного возраста и не дублируют школьных форм обучения.
Педагоги ДОО соблюдают следующие требования при про- ведении коррекционно-развивающих занятий:
 в занятии должны участвовать все дети группы (под- группы), кроме тех, у которых к моменту проведения занятия наблюдаются симптомы патологических состояний;
 каждое занятие должно быть направлено на решение центральной задачи – коррекцию нарушения познавательной деятельности и сопутствующих отклонений посредством вариа- тивного усвоения программного материала;
 на каждом занятии происходит неукоснительное соблю- дение требований охранительного режима: строгий регламент времени, недопущение психического переутомления, истощения детей, утомления зрения и слуха, оптимальное чередование тру- да и отдыха, разнообразие видов деятельности, дружелюбие и терпимость педагога к промахам и затруднениям детей, оказа- ние им необходимой помощи;
 занятие должно соответствовать дидактическим требо- ваниям, должно быть связано с предыдущим и подготавливать


129 последующее занятие, должно формировать и укреплять навыки коллективного учебного труда;
 при выборе методов и приемов обучения и воспитания должны учитываться особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Коррекционно-развивающее занятие с одной подгруппой де- тей 3–4 лет длится до 15 минут, 4–5 лет – до 20 минут, 6–7 лет – до 25–30 минут. Его продолжительность может быть сокращена в зависимости от насыщенности, целей занятия и индивидуаль- но-типологических особенностей детей.
Индивидуальные занятия проводятся с каждым ребенком ежедневно. Их продолжительность и содержание зависит от ин- дивидуальных особенностей ребенка.
Коррекционно-развивающая работа в течение учебного го- да планируется в соответствии с комплексно-тематическим пла- ном, обеспечивающим концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что согласуется с зада- чами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

Особенности взаимодействия коллектива ДОО
с семьями воспитанников
С семьями воспитанников взаимодействуют все специали- сты ДОО. Педагоги систематически оказывают родителям по- мощь в выявлении у детей положительных и отрицательных ка- честв личности, руководят самообразованием родителей, разви- вают у них стремление к самосовершенствованию, помогают в создании благоприятных и комфортных условий для развития нетипичного ребенка в семье, постоянно работают над един- ством педагогических требований в семье и детском саду.
Используются различные формы сотрудничества с семьей: информативные (индивидуальные беседы, консультации, роди-

130 тельские собрания, дни открытых дверей, папки-передвижки, информационные стенды), обучающие (семинары-практикумы, тренинги, конкурсы совместных рисунков, поделок, совместные проекты, совместные праздники, досуги, семейные клубы), ис- следовательские (анкетирование, тестирование).
Взаимодействие с семьей ребенка с нарушениями интел- лекта имеет некоторые особенности. Так, посещение семьи не- типичного ребенка проводится с учетом следующих правил: обязательное предупреждение родителей о визите в удобные для них день и время; нежелательность ведения любых записей во время беседы; доминирование в разговоре советов, пожеланий, предложений, рекомендаций. Специалисты ДОО проводят так- же подгрупповые консультации с родителями, имеющими об- щие проблемы в воспитании детей. Консультирование родите- лей всегда предваряется тщательным изучением реабилитаци- онного потенциала семьи. Общие и групповые родительские со- брания проводятся с целью пропаганды общих и специальных
(коррекционных) педагогических знаний, обеспечения единства требований в детском саду и семье.
Детский сад имеет собственный сайт, на котором система- тически обновляется информация для родителей. Родители и за- конные представители могут ознакомиться с документами по организационным и образовательным вопросам, с последними событиями и мероприятиями детского сада, посмотреть фото- графии. Эффективная коррекционно-развивающая работа ДОО возможна только благодаря интеграции усилий педагогов дет- ского сада и семей воспитанников.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Необходимым условием развитием инициативного поведе- ния является воспитание его в условиях развивающего, не авто- ритарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности


131 деятельности, является условием полноценного развития пози- тивной свободы и самостоятельности ребенка. Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творче- ски, проявлять познавательную активность. Новизна продукта деятельности детей имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня разви- тия творческой инициативы, произвольности деятельности и по- ведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности. Активность ребенка является основной фор- мой его жизнедеятельности, необходимым условием его разви- тия, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка. Чем безза- ветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее затем у него возникает потребность в совместной деятельности с взрослым В этой фазе ребенок особенно восприимчив к воз- действиям взрослого. Педагоги дошкольного учреждения долж- ны использовать различные формы взаимодействия ребенка и взрослого, носителя знаний, благодаря чему содержательнее становится собственная активность ребенка. Именно на основе собственной активности у дошкольников возникает ряд специ- фических видов детской деятельности, выполнение которых ха- рактеризуется высоким уровнем самостоятельности и ориги- нальности.
Специфические виды деятельности развиваются у здоровых детей без помощи взрослого и даже вопреки его запретам.
К таким видам деятельности относится экспериментирование и игра – важнейший вид поисковой деятельности. Однако у детей с нарушениями интеллекта без активирующей и организующей деятельности взрослого этого не происходит. Педагог организу- ет экспериментирование, которое лежит в основе любого про- цесса детского познания и пронизывает все сферы детской жиз-

132 ни. Педагог учит ребенка сначала примерять вкладыши по раз- меру, решая проблемную ситуацию – «войдет – не войдет», пе- рекладывать кастрюльки и крышки и т.д. ; затем – переливать воду из разных кружечек, стаканчиков, тарелочек, чтобы отве- тить на вопрос: сколько же воды в стакане? и т.д. Чтобы такая познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект, в группе создаются условия, необходи- мые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей, учитывающие следующие факторы:
 предметно-развивающая среда разнообразна по своему содержанию;
 образовательная и игровая среда стимулирует развитие поисково-познавательной деятельности детей;
 содержание развивающей среды учитывает индивиду- альные особенности и интересы детей конкретной группы;
 родители информированы обо всем, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т.д.
При организации работы по поддержке детской инициати- вы педагоги придерживаются следующих принципов:
 деятельности – стимулирование детей на активный по- иск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности;
 вариативности – предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации;
 креативности – создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совмест- ную и индивидуальную деятельность.
Однако полноценной развивающей среды и условий недо- статочно, чтобы у детей повысился уровень познавательной ак- тивности. Для детей с нарушениями интеллекта особенно важно