Файл: психологопедагогические условия развития у старшеклассников субъектной активности в инновационной образовательной среде.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2 Практические аспекты исследования психолого-педагогических условий развития субъективной активности у старшеклассников в инновационной образовательной среде

    1. Психолого-педагогическая диагностика уровня развития субъективной активности у старшеклассников

Диаграммы сделать одинаковыми
Для подтверждения гипотезы, которая состояла в том, что развитие субъективной активности старшеклассников в инновационной образовательной среде будет успешным, при создании следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих: учет возрастных и индивидуальных особенностей развития старшеклассников; создание ситуации успеха с опорой на актуализацию процессов рефлексии и осознанности (осмысления субъектом своих значимых в контексте проблемы качеств, субъективного опыта), а также возможностей инновационной образовательной среды для развития субъектной активности старшеклассника, психологический комфорт; согласованность и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса для развития самореализации старшеклассников, нами было проведено исследование на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 15 имени Героя Советского Союза М. М. Расковой» города Волжского Волгоградской области. В исследовании приняли участие обучающиеся 10 «А» класса, в количестве 14 человек, мальчики –6 человек, девочки – 8 человек. Список старшеклассников, принимавших участие в исследовании, можно увидеть в приложении А в таблице 1.

Цель исследования: выявить актуальный уровень развития субъективной активности и реализовать психолого-педагогические условия по ее развитию.

Задачи исследования:

  • составить и провести комплекс диагностических методик, позволяющих определить уровень развития субъективной активности старшеклассников;

  • составить и реализовать программу занятий по развитию субъективной активности старшеклассников в инновационной образовательной среде;

  • повторно провести комплекс диагностических методик, позволяющих выявить уровень и особенности развития субъективной активности старшеклассников после программы занятий

Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе исследования нами был составлен и проведен следующий комплекс диагностических методик: «Тест-опросник самоотношения (ОСО)» В. В. Столина и С. Р. Пантелеева, «Методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК)» Дж. Роттера, модификация А. Г. Грецова, опросник «Диагностика субъектности» Е. Н. Волковой, «Изучение социализированности личности» М. И. Рожкова.


Данный комплекс представлен в приложении Б.

В начале исследования нами была использована диагностическая методика: «Тест-опросник самоотношения (ОСО)» В. В. Столина и С. Р. Пантелеева. Данный опросник построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

В этой диагностической методике обучающимся предлагалось оценить степень своего согласия/несогласия с 57 суждениями. Ответы дают возможность выразить свое отношение испытуемого к каждой ситуации, которые соответствуют следующим шкалам: шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого, шкала I – самоуважение, шкала II – аутосимпатия, шкала III – ожидаемое отношение от других, шкала IV – самоинтерес.

Глобальное самоотношение– внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя.

Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность/враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе, – видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»).



Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других.

Стоит отметить, что в нашем случае мы использовали модифицированную нами версию, не включающую семь шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого. Также для удобства расчётов мы использовали сырые баллы и уровни «Низкий», «Средний» и «Высокий», соответствующие «Признак не выражен», «Признак выражен» и «Признак ярко выражен». Обработав полученные данные, мы проанализировали результаты, которые представлены на рисунке 1.




Рисунок 1 – Уровни развития самоотношения и ее составляющих у старшеклассников по результатам диагностической методики «Тест-опросник самоотношения (ОСО)», автор В. В. Столин и С. Р. Пантелеев, на констатирующем этапе исследования
Анализируя результаты, полученные в ходе применения данной диагностической методики, можно сказать следующее, что у 79% обучающихся (11 человек) выявлен средний уровень самоотношения. Это свидетельствует о том, что у старшеклассников активность периодически стимулируется из вне, решения принимаются совместно, эмоции и поведение не всегда контролируемы. Наблюдается спад и подъем инициативности, вхождение в контакт и в диалог осуществляется с помощью собеседника. Определение нужного направления, предвидение ситуации и ее сопоставление производится с посторонней помощью. Выбор дальнейшего пути производится под влиянием наставника; самоанализ делается с помощью окружающих, испытываются затруднения в оценивании себя. Прогноз будущего осуществляется с посторонней помощью, наблюдается частичное разрешение собственных проблем и недостаточная ответственность за свои поступки.

Низкий уровень выявили у 7% обучающихся (1 человек), свидетельствующий о том, что активность не проявлена, решения учащимися самостоятельно не принимаются, поведение, и эмоции слабо контролируемы. Инициатива отсутствует, наблюдаются трудности в общении, пассивность в диалоге. Отмечается отказ от самостоятельного выбора нужного направления, не проявлено умение самостоятельно предвидеть, сопоставлять. Актуальность выбора не осознается, констатируется неумение дать самоанализ произведенным действиям, неадекватность самооценки. Наблюдается неготовность прогнозировать свое будущее, неумение решать свои проблемы самостоятельно и брать ответственность на себя.

Высокий уровень наблюдается также у 14% обучающихся (2 человек), это свидетельствует о – мотивированной активностью учащимися, решения принимаются без посторонней помощи, эмоции и поведение контролируемы. Инициатива проявлена в течение всего занятия, отмечается свободное вхождение в контакт, выражен интерес к собеседнику, легко поддерживается продуктивный диалог. Выбор нужного направления осуществляется самостоятельно, умея предвидеть будущую ситуацию, сопоставляя действия и явления. Учащиеся, самостоятельно осуществляя выбор на рефлексивной основе, умеют производить самоанализ и самооценку. Старшеклассники, самостоятельно прогнозируя свое будущее, решая свои проблемы, отвечают за свои поступки и действия.


Затем нами была проведена «Методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК)» Дж. Роттера в модификации А. Г. Грецова. Данный личностный опросник предназначен для диагностики интернальности/экстернальности, т. е степени готовности человека брать на себя ответственность за то, что происходит с ним вокруг него.

В основу определения УСК личности положены 2 предпосылки:

  • люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интервальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил – случая, других людей и т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интервальному типу.

  • локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности в случае неудач и в сфере достижений, причем это в равной степени касается различных областей социальной жизни.

Выделение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обосновано существующими эмпирическими исследованиями.

В этой диагностической методике обучающимся предлагалось оценить степень своего согласия/несогласия (0 – не согласен;1 – согласен частично; 2 – согласен полностью) с 44 суждениями. Ответы дают возможность выразить свое отношение испытуемого к каждой ситуации, которые соответствуют следующим шкалам:

  • общая интернальность (Ио),

  • область достижений (Ид),

  • область неудач (Ин),

  • семейные отношения (Ис),

  • деловые отношения (Ип),

  • личные отношения (Им),

  • здоровье (Из).

Результаты данной методики представлены на рисунке 2.



Рисунок 2 – Уровни развития субъективного контроля и ее составляющих у старшеклассников по результатам диагностической методики «Методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК)» Дж. Роттера, автор А. Г. Грецов, на констатирующем этапе исследования
Как мы видим на рисунке 2, у большинства испытуемых выявлен средний уровень развития субъективного контроля, а именно у 79%, т.е. у 11 обучающихся. Что значит о том, что старшеклассники проявляют различные виды ответственности за свои поступки и поведение. В зависимости от ситуации они могу нести ответственность, быть интернальными (нести ответственность), а в другой экстернальными (перекладывать ответственность на других).