Файл: Теоретическая часть Введение в фармацевтическое товароведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 529

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Функциональные (от лат. functio - назначение, функция) свойства товара, которые характеризуют соответствие его как предмета потребления своему назначению.

Под надежностью понимается способность товара выполнять заданную (ые) функцию (ии), сохраняя во времени уровни потребительных свойств

Безотказностью называют способность товара непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки

Долговечность - свойство товара сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта

срок службы, под которым понимается календарная продолжительность эксплуатации изделия от ее начала или возобновления после ремонта до наступления предельного состояния

Ремонтопригодность

Сохраняемость - способность товара сохранять исправное и работоспособное состояние в течение установленного ТД срока хранения или транспортирования, а в ряде случаев и по его истечении

Эргономические свойства (от греч. ergon - работа, nomos - закон) – свойства товара, обеспечивающие удобство и комфорт его потребления в системе “человек - товар - среда”.

Антропометрические свойства (от греч. anthropos - человек и metreo - измеряю) характеризуют соответствие конструкции товара и его элементов форме и массе тела человека или его отдельным частям, что обеспечивает удобство пользования товаром в системе “человек - товар - среда”.

Психологические свойства (от греч. psyche - душа) – свойства фармтовара, влияющие на сознание и подсознание человека, с целью формирования образов этого товара

Престижность – соотношение потребительных свойств данного фармтовара с формирующимся в текущем периоде времени идеалом престижности об аналогичных товарах

Приятность – восприятие фармтовара, связанное с удовлетворением психо-физиологических потребностей

Физиологические свойства ( от греч. physis - природа и logos – слово, учение) характеризуют соответствие товара скоростным и силовым возможностям организма человека.

Психофизиологические свойства характеризуют соответствие товара и его частей органам чувств человека (слуховым, зрительным, обонятельным, осязательным и вкусовым), так как через них идет постоянная информация о состоянии среды и поведении товара

Эстетические свойства (от греч. aistheticos - чувственный) - свойства товара, обуславливающие его способность удовлетворять эстетические потребности человека, вызывать у него чувство удовлетворения, радости, эмоционального подъема.


    1. В чем сущность методики анализа и оценки потребительных свойств фармтоваров?

Настоящая методика разработана на кафедре фармтовароведения , гигиены и экологии (Стрелков В.Н., Харченко Г.Т.) Пятигорской Госфармакадемии. Сущность методики заключается в следующем.

Разрабатывают анкеты для потребителей или экспертов, в зависимости от задачи исследования и выбранных показателей потребительных свойств фармтоваров.

Проводят анкетирование и обрабатывают данные с помощью таблицы

В графе 2 выставляются показатели социальных свойств, которые считают необходимым проанализировать. В графе 3 проставляется значимость выбранных для анализа показателей. Величина значимости для того или иного показателя устанавливается лицом, проводящим анализ и оценку потребительных свойств. При этом учитывается цель анализа, предполагаемый вклад показателя в уровень данной группы потребительных свойств, рыночная ситуация, экологическая безопасность и др.

В графе 4 из анкет вносятся оценки потребителей либо специалистов и определяются их средние значения (М) по каждому показателю (графа 5). Затем величина значимости (R) умножается на среднее значение балльных оценок (М), выставленных участниками анкетирования. Полученное произведение - q (графа 6) показывает количество баллов, которое набрал конкретный показатель внутри данной группы потребительных свойств, в нашем случае - социальных. Однако говорить о том, что это хороший уровень баллов или нет, можно только после их сравнения с результатами аналогичного фармтовара или с идеальным образцом, который получают приняв все оценки равные 10 баллам. Отсюда, Q равняется, значимости каждого показателя (R) умноженного на 10 баллов (графа 7).

Соотнеся количество баллов реального фармтовара (q) с количеством баллов (Q) идеального фармтовара получают коэффициент соответствия конкретного показателя потребительных свойств – Кi (графа 8).

    1. Почему мнение потребителей является определяющим в оценке ПС фармтоваров? В каких случаях прибегают к помощи специалистов-экспертов и какие виды экспертиз могут быть использованы в фармацевтической практике? Дайте им характеристику.

Тк потребительская стоимость, складывается из потребительских свойств, а потребительские свойства в свою очередь проявляются в процессе потребления товара, а кто потребляет товары, потребители.



Если мнение 30% от числа опрошенных потребителей (больных) стационарных и амбулаторных является отрицательным по отношению к данному фармтовару, то может возникнуть необходимость в более глубокой проработке вопроса. В этом случае обращаются к медицинским и фармацевтическим работникам, которые могут выступать в роли экспертов.

можно выделить следующие виды товарной экспертизы:

Экспертиза исследование специалистом (экспертом), каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний.

Товарная экспертиза является одной из главных, так как она устанавливает соответствие свойств фармтовара НД и (или) договорным условиям между поставщиком и покупателем

Технологическая экспертиза используется в тех случаях, когда необходимо установить соответствие продукции технологическим режимам и нормативам по количественному и качественному состоянию, правильность выбора оборудования,

Экологическая экспертиза устанавливает воздействие фармтовара на человека и окружающую среду в процессе их изготовления, транспортирования, разгрузки, фасовки, хранения и потребления

Экономическая экспертиза направлена на установление: причинно - следственных связей, приведших к ухудшению хозяйственного механизма аптечного склада

Судебно-правовая экспертиза проводится правоохранительными органами для установления фактических данных и обстоятельств, приведших к нарушению тех или иных норм гражданского и других законодательств

    1. В каких случаях проводятся лабораторные испытания фармтоваров?

На стадии получения различных видов разрешительной документации в любой системе сертификации, как правило, возникает необходимость в проведении ряда лабораторных исследований в целях подтверждения соответствия продукции или товара установленным требованиям.

Главная задача испытаний заключается в независимой оценке соответствия качественных свойств, параметров и характеристик продукции действующим положениям и принятым стандартам, а также анализе и идентификации товара на соответствие предоставленной технической документации.

4. Ассортимент фармацевтических товаров

    1. Что называется ассортиментом? В чем разница между промышленным и торговым ассортиментом? Факторы, влияющие на формирование ассортимента фармтоваров.


Ассортиментом называют набор товаров, объединенных по какому-либо признаку


Промышленный ассортимент — номенклатурный перечень товаров, выпускаемых отдельной отраслью промышленности

Торговый ассортимент — совокупность товаров, реализуемых в торговой сети, включающий товары производственные товары различных местных производителей и импортируемые товары

формирование аптечного ассортимента зависит от таких факторов как

государственное регулирование обращения лекарственных средств,

потребительские предпочтения,

размер аптечной организации;

специфика аптеки;

наличие конкурентов,

характерные заболевания для района деятельности аптеки и др.


    1. Почему ассортимент следует рассматривать как систему, а не как простой перечень товаров? Что представляет собой фактический и базовый (справочный и предпочтительный) ассортимент? С какими классификационными признаками по ОКП, связаны показатели ассортимента: широта, полнота и глубина ассортимента, дайте им характеристику?


Ассортимент выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития ассортимента данного вида товаров.

Фактический ассортимент, это тот ассортимент, который сложился на данный момент в аптечном учреждении или на фармпроизводстве.

Базовый ассортимент. Базовый ассортимент состоит из справочного (норматив­ного) и предпочтительного ассортимента.

Справочный (нормативный) ассортимент приводится в справочной литературе, классификаторах, государственных реестрах и других информационных источниках.

Предпочтительный ассортимент фармтоваров, это тот ассортимент, который устанавливается на основании изучения предпочтений потребителей, врачей и ассортиментной потребности в фармтоварах лечебно - профилактических учреждений
Широта ассортимента -количество групп товаров в отдельном подклассе.

Полнота ассортимента - количество видов товаров в товарной группе

Глубина ассортимента - количество разновидностей товаров данного вида Глубина ассортимента характеризует возможности данной аптеки в удовлетворения специального спроса на конкретную разновидность фармтовара


    1. Методика товароведческого анализа широты, полноты, глубины ассортимента.

Широта ассортимента -количество групп товаров в отдельном подклассе.


Кш = Ш.ф./Ш.б.х100%, где

К - коэффициент широты; Шф. – широта фактическая; Шб. – широта базовая
Полнота ассортимента - количество видов товаров в товарной группе

Кп = Пф./Пб., где
Кп. – коэффициент полноты; Пф. – полнота фактическая; Пб. – полнота базовая

Глубина ассортимента - количество разновидностей товаров данного вида Глубина ассортимента характеризует возможности данной аптеки в удовлетворения специального спроса на конкретную разновидность фармтовара


Кг = Гф./Гб. , где
Кг. – коэффициент глубины; Гф. – глубина фактическая; Гб. – глубина базовая


    1. Что такое структура ассортимента и методика его анализа? Почему в отличие от предыдущих показателей, КРСА может быть больше 1? Индекс обновления, его значение для фармацевтических производств.

Структура ассортимента — количественное соотношение групп, видов и разновидностей фармацевтических товаров в общей массе этих товаров

коэффициенты рациональности структуры ассортимента (КРСА) путем деления фактических значений на предпочтительные.

КРСА= ФС/ПС, где

ФС – фактическая структура; ПС – предпочтительная

КРСА=1-идеальный вариант, КРСА<1- показывает что долю данной группы необходимо увеличит., КРСА>1- наихудший вариант.

Индекс обновления - доля фармтоваров, в течение, какого - либо периода времени, заменяемая на новые образцы. Индекс обновления товаров, безусловно, является показателем прогресса в любой отрасли народного хозяйства, произ­водящей товары народного потребления, в том числе, фармтовары.

    1. Маркировка фармацевтических товаров



  1. Что называется маркировкой?


Маркировка — нанесение условных знаков, букв, цифр, графических знаков или надписей на объект, с целью его дальнейшей идентификации, указания его свойств и характеристик


  1. Основные требования, предъявляемые к маркировке (3Д, основная и дополнительная информация, технические требования).


К общим требованиям, предъявляемым к маркировке, относятся:

достоверность,

доступность

достаточность,

технические требования

ОСНОВНАЯ

на их первичной и вторичной упаковке хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны

наименование лекарственного препарата,

номер серии,

дата выпуска,

срок годности,

дозировка или концентрация,

объем,

активность в единицах действия или количество доз