Файл: Теоретическая часть Введение в фармацевтическое товароведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 533

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

-логотип фирмы-производителя;

-страна-производитель;

-название препарата и действующего вещества на английском (или латинском) языке; рядом с названием может размещаться знак оригинальности, указывающий на то, что оно является торговой маркой данного производителя и не может быть использовано другим производителем;

-штрих-код.



  1. Носители и структура маркировки. Какова роль рисунков на упаковке товаров? Как классифицируются информационные знаки?


Носителями маркировки может мыть первичная, вторичная, групповая и транспортная тара

По своей структуре маркировка обычно включает три эле­мента: текст, рисунок, условные обозначения, или информа­ционные знаки.

Рисунок не всегда присутствует на маркировке. Рисунок отличается высокой степенью доступности и выпол­няет в основном эмоциональную и мотивационную функции.



  1. Дайте характеристику товарным знакам, знакам мест и наименованиям мест происхождения товаров. Особенности присвоения товарного (торгового) знака лекарственным средствам. Что обозначают знаки: R, C и TM, изображенные в круге. Что такое логотип?

Товарный знак — это любое название, символ, рисунок или их комбинация, используемые для обозначения товаров компании, отличающие их от товаров конкурентов.
Знаки мест происхождения товара — это знаки, содержащие название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта и используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объединения природными условиями или людскими факторами.
Право на товарный знак охраняется законом. Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет.

Буква «R» должна использоваться только правообладателями официально запатентованных знаков
Маркировка «ТМ», которая является сокращением от слова «trademark» не регулируется законодательством РФ. Буквально он означает «фирменный знак», «товарный знак», «торговая марка». По сути оно обязано отличать продукцию или услуги одних товаропроизводителей от других.

Маркировка «С» является сокращением от слова «copyright». Эта маркировка по своей сути означает «право на воспроизведение».
Логоти́п — графический знак, символ, используемый территориальными образованиями, коммерческими предприятиями, организациями и частными лицами для повышения узнаваемости и распознаваемости в социуме. Логотипы широко применяются в качестве товарных знаков


  1. Дайте характеристику количественным и размерным знакам.

Количественные показатели, используемые для отечественных лекарственных средств, парафармацевтической продукции принято выражать в единицах измерения по системе СИ

1. масса: кг, г, мг, мкг;

2. объем: л, мл, см3;

3. биологическая активность: ME, ЕД, ED Ph.Eur., IU (International Unit);

4. линейные размеры: м, см, мм;

5. концентрация: %.

Наиболее часто на упаковках фармтоваров, парафармацевтичес­кой продукции, косметических средств наносятся следующие размер­ные знаки:

V или Vol.- объем или объемное содержание. Может использо­ваться на упаковках спиртосодержащих парафармацевтических средств или косметики;

N или No. — номер, количество (от лат. питего).Иногда знак N означает «содержится в пределах упаковки»;

#— порядковый номер, используется в английской транскрипции. Встреча­ется на импортной продукции.

е или Э - масса нетто


  1. Дайте характеристику манипуляционным и эксплуатационным предупредительным и экологическим знакам.


Манипуляционные знаки – знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами

Наиболее распространенными манипуляционными знаками, ис­пользуемыми для нанесения на транспортную тару являются следу­ющие:

1. «Осторожно! Хрупкое!»

2. «Защищать от воздействия прямых солнечных лучей» (Беречь от нагрева).

3. «Защищать от попадания влаги» (Беречь от влаги).

5. «Верх! Не кантовать!» (указано правильное вертикальное рас­положение груза).
Эксплуатационные знаки – знаки, предназначенные для информации потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и накладки потребительских товаров.

Предупредительные знаки – знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребления и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или указания на действия по предупреждению опасности.






  1. Дайте характеристику компонентным знакам, какие вещества они обозначают и каким индексом обозначаются.


Компонентные знаки – знаки, предназначенные для информации о применяемых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных

Индекс Е и трех- или четырехзначное число – обозначения пищевых добавок:

Е-100 – красители, придающие продукту нужный цвет;

Е-200 – консерванты


  1. Основные элементы маркировки упаковок:

а) готовых лекарственных средств;

б) лекарственных форм аптечного приготовления

в) лекарственных средств, поступающих массой "ангро";

г) лекарственного растительного сырья;

д) БАД к пище, характеристика нутрицевтиков, парафармацевтиков и эубиотиков.

е) минеральных вод;

ж) детского лечебного и диетического питания

з) химических реактивов;

и) медицинских газов;

к) опасных товаров,

л) парфюмерно-косметических товаров,

м) изделий медицинского назначения

9. В каких случаях используется в фармации цветовая маркировка?

Цветовая маркировка - использование на информационном поле упаковок (товаров) различных цветов, отличных от белого и черного.

Традиционным для фармации является использование цветовой маркировки - сигнальных цветов, несущих конкретную информацию о способах приема препа­рата, о лекарственной форме (экстемпоральные лекарства), определя­ющих внутреннее содержимое упаковки (баллоны с медицинскими газами), предупреждающих об опасности (химические реактивы, ядо­витые вещества).

Для парафармацевтической продукции цветовая маркировка иг­рает большую роль в продвижении товара. Согласно современным представлениям, многие зарубежные фирмы оформляют упаковку с препаратами для детей ярко и привлекательно, используя любые цве­товые решения.

10. Какие информационные знаки наиболее часто наносятся на транспортную тару с фармацевтические товары?

Информационные знаки делятся на:

- товарные знаки;

- наименование места происхождения (места назначения);

- знаки соответствия или качества, технологические знаки;

- компонентные знаки;

- размерные знаки;

- манипуляционные знаки;

- эксплуатационные знаки;

- предупредительные знаки;

- экологические знаки;

- штриховое кодирование;

- прочие.

11. Что такое штриховой код? Какие преимущества имеет использование штрихового кодирования фармацевтических товаров в аптечной сети? Физическая сущность ШК. Требования к ШК. Какие семейства штриховых кодов наиболее часто используются на мировом рынке?


Штриховой код (ШК) – знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов (рис.1).

. Наиболее распространены американский Универсальный товарный код UPC и Европейская система кодирования EAN (см. рисунок).

Согласно той или иной системе, каждому виду изделия присваивается свой номер, состоящий чаще всего из 13 цифр (EAN-13).

Функции штрих-кода


Штрих-код в отличие от многих информационных знаков выполняет не только общие функции информационного и идентифицирующего характера, но и ряд дополнительных функций:

  • автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств;

  • автоматизированный контроль и учет товарных запасов;

  • оперативное управление процессом товародвижения: отгрузкой, транспортировкой и складированием товаров;

  • повышение скорости и культуры обслуживания покупателей;

  • информационное обеспечение маркетинговых исследований.

12. ШК какого семейства используется для российских лекарственных средств, его структура. В каких случаях информация о стране-изготовителе товара не совпадает со ШК, нанесенным на этот товар?

В нашей стране применяют штриховой код European Artiecle Numbering (EAN)-

Структура штрихового кода EAN-13

Штриховой код EAN-13 включает тринадцать знаков. Рассмотрим, что они обозначают.

Первые 2—3 цифры обозначают страну происхождения товара, иногда называются «флагом».

Следующие 4—5 цифр — код фирмы изготовителя товара. Затем еще 5 цифр обозначают код товара. Последняя цифра Контрольная, применяется для проверки правильности предшествующих 12 цифр.

Для проверки штрих-кода следует провести вычисления: код 4600104008498.

1. Сложить цифры, стоящие на четных позициях

6 + 0 + 0 + 0 + 8 + 9 = 23.

2. Сумму, полученную в пункте 1, умножить на 3

23 х 3 = 69.

3. Сложить цифры, стоящие на нечетных позициях

4 + 0 + 1+ 4 + 0 + 4 = 13.

4. Сложить суммы, полученные в пункте 2 и 3

69 + 13 = 82.

5. Определяется контрольное число как разность между полученной суммой и ближайшим к нему большим числом, кратным 10

90 - 82 = 8.

Если цифра после расчета не совпадает с контрольной, это означает, что товар произведен незаконно и его качество не гарантируется.

13. Порядок расчета контрольной цифры ШК семейства ЕАН-13.

1. Складываем цифры, стоящие на четных позициях кода.

2. Результат умножаем на 3 .

3. Складываем цифры, стоящие на нечетных позициях кода.