Файл: Закономерности Категориальный аппарат, понятия Методы и принципы науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 741

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Слухи делятся на четыре категории.

  1. Мечты и чаяния (желания и надежды тех, кто инициирует возникновение слухов);

  2. Слухи-«пугала» (страхи и опасения работников, вызывающие общее беспокойство в коллективе);

  3. «Вбивание клиньев» (это наиболее агрессивный тип слухов: они разделяют группы и подрывают лояльность. Они, как правило, унизительны для организации или человека и способны нанести урон репутации других лиц);

  4. Финальный слух (слух в предвидении каких-то действий, возникающий тогда, когда сотрудники длительное время ожидали наступления определенного события).

Процесс обмена информацией включает пять базовых элементов:

«кто говорит»;

«что говорит»;

«каким путем»;

«кому»;

«с каким эффектом».

Общая схема процесса передачи информации такова:

1. Коммутатор – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;

2. Сообщение – информация, закодированная с помощью символов;

3. Среда или канал – средство передачи информации;

4. Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее;

5. Обратная связь – обратная реакция на то, что услышано, прочитано или увидено, при которой информация «отсылается» назад отправителю, свидетельствуя о мере понимания и согласия с сообщением.

На пути эффективных коммуникационных процессов могут возникнуть «помехи»

С целью устранения помех менеджеры должны:

  • разъяснять смысл своих сообщений;

  • регулировать поток информации;

  • использовать обратную связь;

  • развивать сопереживание;

  • поощрять взаимное доверие;

  • упрощать свой язык;

  • быть эффективными слушателями, т.е. стремиться не только к тому, чтобы быть понятными, но и к тому, чтобы понять.

Как сказываются на организации, плохо работающие коммуникативные связи?

  • руководителям подразделений организации приходится тратить много времени на поиск нужной информации и ее обработку;

  • происходит дублирование информации, поскольку одна и та же информация поступает в подразделения организации и к ее руководству из разных источников;

  • в одних подразделениях и у одних руководителей ощущается недостаток информации, тогда как в других подразделениях может произойти информационная перегрузка;

  • работники организации мало осведомлены о ее деятельности, планах, ориентации и положении во внешней среде, что отрицательно сказывается на процессах интеграции, точном выполнении распоряжений руководства и т.д.


Существуют научные подходы в исследовании коммуникационных процессов:

  • Школа научного управления

  • Школа человеческих отношений

  • Системный подход к коммуникациям в организациях.

В чем сущность школы научного управления?

В структуре организации имеются только вертикальные властные связи (от руководителей к подчиненным),

В этой структуре имеют место только вертикальные властные связи (от руководителей к подчиненным),

т.е. такая организация базируется на формальных, предельно жестких, вертикальных, иерархических коммуникационных связях.

Информация, передаваемая по вертикали, делится на два типа:

1. задание и необходимые пояснения к нему (содержит сведения о том,

  • что,

  • когда

  • как надо делать,

задается администрацией организации и доводится до подчиненных каждым руководителем);

2. контроль за исполнением задания

  • доклад о выполнении задания.

В целом можно сделать вывод о том, что данная научная школа не придавала большого значения коммуникациям в организациях.

В чем сущность школы человеческих отношений?

Горизонтальные организационные связи неформального характера между членами организации имеют большое значение.

Эти связи должны способствовать функционированию формальной организации и обеспечивать сплоченность коллектива и защиту целостности личности.

Наличие в организации одновременно вертикальных (властных) и горизонтальных (в основном неформальных) потоков информации должно способствовать:

1. удовлетворению потребностей работников (прежде всего в общении и взаимном обмене текущей информацией);

2. обеспечению вовлеченности работников в процесс принятия управленческих решений.

В чем сущность системного подхода к коммуникациям в организациях?

связи между различными системными единицами организации являются главным моментом в понимании сущности её функционирования

Во всех системных теориях утверждается, что связи между различными системными единицами организации являются главным моментом в понимании сущности её функционирования.

Для эффективного действия этих связей важнейшее значение имеют:



  • создание,

  • получение и

  • переработка информации.

Можно сказать, что все организационные системы по своей сути коммуникационные.

На что акцентируют внимание системные теории?

Рассматривая организацию как открытую систему, системные теории акцентируют внимание на:

  1. её взаимообмене с внешней средой,

  2. изучении потоков информации, поступающих:

  • от других организаций

  • от социальных институтов

Реализация положений системных теорий способствовала повышению степени выживаемости организации за счет:

1. налаживания связей с другими организациями и институтами;

2. возможностей распространять властное влияние;

3. осуществлять обмен ценной информацией.

При укреплении и успешном функционировании внешних связей становятся более устойчивыми и эффективными и внутренние коммуникации.

Что позволяет сетевой подход?

  • сетевой анализ позволяет понять динамику коммуникационных процессов;

  • особенности поведения членов организации,

  • так как нередко сети в организации возникают спонтанно (т.е. в результате появления новых целей и в ходе повседневного общения членов организации) и постоянно меняются.

Проблемы, связанные с созданием эффективно действующих коммуникаций можно разделить на 2 основные группы:

1. проблемы структурных коммуникаций;

2. проблемы, возникающие в ходе межличностного общения.

Чем обусловлена основная проблема коммуникаций между элементами организационной структуры?

  • распоряжения и директивы руководящего органа организации могут не соответствовать ситуации;

  • не пониматься подчиненными;

  • дублироваться;

  • последующее сообщение может противоречить ранее посланным;

  • горизонтальные связи между отдельными подразделениями или членами организации становятся ненадежными;

  • информация к подразделениям поступает хаотично, что вызывает информационный голод или, наоборот, избыток противоречивой информации;

Основными Барьерами в коммуникационных процессах можно назвать:

  1. Искажение сообщений

  2. Информационные перегрузки

  3. Недостатки в структуре организации

  4. Высокая степень пространственной дифференциации


1.Искажения бывают:

  • Непреднамеренные искажения;

  • Сознательные искажения;

  • Фильтрация информации в сообщении.

Когда наблюдается отрицательный эффект фильтрации информации?

Отрицательный эффект фильтрации наблюдается,

  • когда высших руководителей пытаются снабжать только информацией положительного содержания,

  • не доводя до их сведения наиболее острые проблемы;

  • когда существует страх перед наказанием;

  • ощущается бесполезность информации из-за ее неправильной оценки.

2.У каких руководителей чаще всего наблюдается информационная перегрузка?

  • Особенно часто информационная перегрузка наблюдается у руководителей, замыкающих на себе решение многих (даже самых мелких) вопросов, связанных с управлением деятельностью подразделений организации.

  • Отсутствие четких фильтров у «сторожей», не позволяет руководителю эффективно использовать самую важную часть поступающей к нему информации.

3.Недостатки в структуре организации

  • неудачная конфигурация — существование большого количества уровней управления, когда информация при прохождении от уровня к уровню теряется или искажается;

  • отсутствие устойчивых горизонтальных связей между отдельными подразделениями организации,

  • наличие конфликтов между отдельными группами и подразделениями организации.

4.Высокая степень пространственной дифференциации

  • создает преграды для прохождения информации по определенным коммуникационным каналам в силу удаленности отдельных структурных единиц организации.

  • В первую очередь это касается каналов контроля и обратной связи, а также каналов, по которым передается печатная информация (документы, научная или технологическая литература и т.д.).

  • Как следствие, может возникнуть взаимное недоверие между членами организации, снижается эффективность взаимодействия.

12.Управление инновационными процессами

Что такое инновации?

В повседневной практике понятия новшества, новации, нововведения, инновации, как правило, отождествляются.

В широком смысле слова под инновациями понимается прибыльное использование новшеств в виде новых:

  • технологий,

  • видов продукции и услуг,

  • организационно-технических и социально-экономических решений

  • производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.


Какова цель инновационного менеджмента?

определение основных тенденций научно-технической и производственной деятельности организации в определенных областях:

Цель инновационного менеджмента заключается в определении основных тенденций научно-технической и производственной деятельности организации в следующих областях:

  • разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность);

  • модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции;

  • дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции;

  • снятие с производства устаревшей продукции и т.п.

Основной задачей инновационной деятельности является создание новых изделий (или услуг), которые станут основой будущей производственной деятельности организации.

Что необходимо для организации процесса управления инновационной деятельностью?

  • Четко сформулировать цель управления (реализация цели, решение проблемы);

  • Оценить свои возможности, сильные и слабые стороны;

  • Определить методы управления;

  • Разработать организационную и производственную структуры;

  • Построение структуры системы инновационного менеджмента

На какие этапы делится инновационный проект?

  1. обоснование и выбор проекта;

  2. составление первоначального плана реализации проекта;

  3. «запуск» проекта;

  4. собственно реализация проекта;

  5. завершение проекта

Что являются основными аспектами реализации проекта?

  • планирование;

  • мониторинг и контроль;

  • менеджмент риска.

Что характеризуется понятием риска?

неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе осуществления проекта неблагоприятных ситуаций и последствий

Понятием риска характеризуется неопределенность, или неполнота (неточность) информации об условии реализации проекта, связанная с возможностью возникновения в ходе его осуществления неблагоприятных ситуаций и последствий.

Какие виды рисков представляются наиболее существенными при оценке проектов?