Файл: Закономерности Категориальный аппарат, понятия Методы и принципы науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 741
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Слухи делятся на четыре категории.
-
Мечты и чаяния (желания и надежды тех, кто инициирует возникновение слухов); -
Слухи-«пугала» (страхи и опасения работников, вызывающие общее беспокойство в коллективе); -
«Вбивание клиньев» (это наиболее агрессивный тип слухов: они разделяют группы и подрывают лояльность. Они, как правило, унизительны для организации или человека и способны нанести урон репутации других лиц); -
Финальный слух (слух в предвидении каких-то действий, возникающий тогда, когда сотрудники длительное время ожидали наступления определенного события).
Процесс обмена информацией включает пять базовых элементов:
«кто говорит»;
«что говорит»;
«каким путем»;
«кому»;
«с каким эффектом».
Общая схема процесса передачи информации такова:
1. Коммутатор – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;
2. Сообщение – информация, закодированная с помощью символов;
3. Среда или канал – средство передачи информации;
4. Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее;
5. Обратная связь – обратная реакция на то, что услышано, прочитано или увидено, при которой информация «отсылается» назад отправителю, свидетельствуя о мере понимания и согласия с сообщением.
На пути эффективных коммуникационных процессов могут возникнуть «помехи»
С целью устранения помех менеджеры должны:
-
разъяснять смысл своих сообщений; -
регулировать поток информации; -
использовать обратную связь; -
развивать сопереживание; -
поощрять взаимное доверие; -
упрощать свой язык; -
быть эффективными слушателями, т.е. стремиться не только к тому, чтобы быть понятными, но и к тому, чтобы понять.
Как сказываются на организации, плохо работающие коммуникативные связи?
-
руководителям подразделений организации приходится тратить много времени на поиск нужной информации и ее обработку; -
происходит дублирование информации, поскольку одна и та же информация поступает в подразделения организации и к ее руководству из разных источников; -
в одних подразделениях и у одних руководителей ощущается недостаток информации, тогда как в других подразделениях может произойти информационная перегрузка; -
работники организации мало осведомлены о ее деятельности, планах, ориентации и положении во внешней среде, что отрицательно сказывается на процессах интеграции, точном выполнении распоряжений руководства и т.д.
Существуют научные подходы в исследовании коммуникационных процессов:
-
Школа научного управления -
Школа человеческих отношений -
Системный подход к коммуникациям в организациях.
В чем сущность школы научного управления?
В структуре организации имеются только вертикальные властные связи (от руководителей к подчиненным),
В этой структуре имеют место только вертикальные властные связи (от руководителей к подчиненным),
т.е. такая организация базируется на формальных, предельно жестких, вертикальных, иерархических коммуникационных связях.
Информация, передаваемая по вертикали, делится на два типа:
1. задание и необходимые пояснения к нему (содержит сведения о том,
-
что, -
когда -
как надо делать,
задается администрацией организации и доводится до подчиненных каждым руководителем);
2. контроль за исполнением задания
-
доклад о выполнении задания.
В целом можно сделать вывод о том, что данная научная школа не придавала большого значения коммуникациям в организациях.
В чем сущность школы человеческих отношений?
Горизонтальные организационные связи неформального характера между членами организации имеют большое значение.
Эти связи должны способствовать функционированию формальной организации и обеспечивать сплоченность коллектива и защиту целостности личности.
Наличие в организации одновременно вертикальных (властных) и горизонтальных (в основном неформальных) потоков информации должно способствовать:
1. удовлетворению потребностей работников (прежде всего в общении и взаимном обмене текущей информацией);
2. обеспечению вовлеченности работников в процесс принятия управленческих решений.
В чем сущность системного подхода к коммуникациям в организациях?
связи между различными системными единицами организации являются главным моментом в понимании сущности её функционирования
Во всех системных теориях утверждается, что связи между различными системными единицами организации являются главным моментом в понимании сущности её функционирования.
Для эффективного действия этих связей важнейшее значение имеют:
-
создание, -
получение и -
переработка информации.
Можно сказать, что все организационные системы по своей сути коммуникационные.
На что акцентируют внимание системные теории?
Рассматривая организацию как открытую систему, системные теории акцентируют внимание на:
-
её взаимообмене с внешней средой, -
изучении потоков информации, поступающих:
-
от других организаций -
от социальных институтов
Реализация положений системных теорий способствовала повышению степени выживаемости организации за счет:
1. налаживания связей с другими организациями и институтами;
2. возможностей распространять властное влияние;
3. осуществлять обмен ценной информацией.
При укреплении и успешном функционировании внешних связей становятся более устойчивыми и эффективными и внутренние коммуникации.
Что позволяет сетевой подход?
-
сетевой анализ позволяет понять динамику коммуникационных процессов; -
особенности поведения членов организации, -
так как нередко сети в организации возникают спонтанно (т.е. в результате появления новых целей и в ходе повседневного общения членов организации) и постоянно меняются.
Проблемы, связанные с созданием эффективно действующих коммуникаций можно разделить на 2 основные группы:
1. проблемы структурных коммуникаций;
2. проблемы, возникающие в ходе межличностного общения.
Чем обусловлена основная проблема коммуникаций между элементами организационной структуры?
-
распоряжения и директивы руководящего органа организации могут не соответствовать ситуации; -
не пониматься подчиненными; -
дублироваться; -
последующее сообщение может противоречить ранее посланным; -
горизонтальные связи между отдельными подразделениями или членами организации становятся ненадежными; -
информация к подразделениям поступает хаотично, что вызывает информационный голод или, наоборот, избыток противоречивой информации;
Основными Барьерами в коммуникационных процессах можно назвать:
-
Искажение сообщений -
Информационные перегрузки -
Недостатки в структуре организации -
Высокая степень пространственной дифференциации
1.Искажения бывают:
-
Непреднамеренные искажения; -
Сознательные искажения; -
Фильтрация информации в сообщении.
Когда наблюдается отрицательный эффект фильтрации информации?
Отрицательный эффект фильтрации наблюдается,
-
когда высших руководителей пытаются снабжать только информацией положительного содержания, -
не доводя до их сведения наиболее острые проблемы; -
когда существует страх перед наказанием; -
ощущается бесполезность информации из-за ее неправильной оценки.
2.У каких руководителей чаще всего наблюдается информационная перегрузка?
-
Особенно часто информационная перегрузка наблюдается у руководителей, замыкающих на себе решение многих (даже самых мелких) вопросов, связанных с управлением деятельностью подразделений организации. -
Отсутствие четких фильтров у «сторожей», не позволяет руководителю эффективно использовать самую важную часть поступающей к нему информации.
3.Недостатки в структуре организации
-
неудачная конфигурация — существование большого количества уровней управления, когда информация при прохождении от уровня к уровню теряется или искажается; -
отсутствие устойчивых горизонтальных связей между отдельными подразделениями организации, -
наличие конфликтов между отдельными группами и подразделениями организации.
4.Высокая степень пространственной дифференциации
-
создает преграды для прохождения информации по определенным коммуникационным каналам в силу удаленности отдельных структурных единиц организации. -
В первую очередь это касается каналов контроля и обратной связи, а также каналов, по которым передается печатная информация (документы, научная или технологическая литература и т.д.). -
Как следствие, может возникнуть взаимное недоверие между членами организации, снижается эффективность взаимодействия.
12.Управление инновационными процессами
Что такое инновации?
В повседневной практике понятия новшества, новации, нововведения, инновации, как правило, отождествляются.
В широком смысле слова под инновациями понимается прибыльное использование новшеств в виде новых:
-
технологий, -
видов продукции и услуг, -
организационно-технических и социально-экономических решений -
производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.
Какова цель инновационного менеджмента?
определение основных тенденций научно-технической и производственной деятельности организации в определенных областях:
Цель инновационного менеджмента заключается в определении основных тенденций научно-технической и производственной деятельности организации в следующих областях:
-
разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); -
модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; -
дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; -
снятие с производства устаревшей продукции и т.п.
Основной задачей инновационной деятельности является создание новых изделий (или услуг), которые станут основой будущей производственной деятельности организации.
Что необходимо для организации процесса управления инновационной деятельностью?
-
Четко сформулировать цель управления (реализация цели, решение проблемы); -
Оценить свои возможности, сильные и слабые стороны; -
Определить методы управления; -
Разработать организационную и производственную структуры; -
Построение структуры системы инновационного менеджмента
На какие этапы делится инновационный проект?
-
обоснование и выбор проекта; -
составление первоначального плана реализации проекта; -
«запуск» проекта; -
собственно реализация проекта; -
завершение проекта
Что являются основными аспектами реализации проекта?
-
планирование; -
мониторинг и контроль; -
менеджмент риска.
Что характеризуется понятием риска?
неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе осуществления проекта неблагоприятных ситуаций и последствий
Понятием риска характеризуется неопределенность, или неполнота (неточность) информации об условии реализации проекта, связанная с возможностью возникновения в ходе его осуществления неблагоприятных ситуаций и последствий.
Какие виды рисков представляются наиболее существенными при оценке проектов?