Файл: Дневник отчет о прохождении производственной практики преддипломная практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 727

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РАССЛАБЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ*
Перед началом каждого занятия детям предлагается расслабить­ся. (Если в занятии это не написано, то все равно подразумевается.)

Для чего необходимо расслабляться? Важным моментом при вза­имодействии с цветом является способность открыться интуитивным знаниям, то есть ощутить, прочувствовать, осознать. И ничто не по­могает так проникнуть в мир интуитивной мудрости, как умение рас­слабиться.

Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии, пробуждает дремлющий творческий потенциал... Расслаб­ление — это забота о самом себе, это помощь самому себе, это со­здание условий для нормальной работы своего организма. Потому что в процессе расслабления организм наилучшим образом пере­распределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гар­монии.

При необходимости можно уделить некоторое время обучению детей расслабляться, умению ощущать и чувствовать свое тело. (* Перепечатано из работы Н. Погосовой «Погружение в сказку» (Тренинг по сказкотерапии / Под. ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2000).)
РАССЛАБЛЕНИЕ ПО КОНТРАСТУ С НАПРЯЖЕНИЕМ
При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением мы привлекаем внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловища, шеи, лица). Контрастными парами могут быть слова:

Твердый — мягкий.

Сильный — слабый.

Холод — тепло.

Сосулька — водичка.

Движение — сон.

Страх — доверие.

Злой — добрый.

В качестве вариантов упражнения можно предложить следующие.

  1. Детям предлагается максимально напрячь, сделать твердыми паль­цы рук («коготки тигра») и подержать их в таком положении. Педагог обходит детей, проверяет, достаточно ли твердыми стали пальцы и кис­ти рук. Затем детям предлагается расслабить пальцы, свесить кисти рук, сделать их мягкими и слабыми (вместо «коготков» — «мягкие лапки»).
    Ведущий проверяет, достаточно ли расслабленными стали пальчики.

  2. Детям предлагается стиснуть зубы, прищурить глаза, сделать свое лицо злым и грубым, почувствовать напряжение в мышцах лица. Мож­но потрогать лицо своими пальчиками и ощутить, какими твердыми стали мышцы губ, челюстей, лба. Затем дети расслабляют лицо, делая его мягким, добрым, спокойным. Нежно поглаживают пальчиками щеки, губы, подбородок, лоб, ощущая покой и расслабленность мышц.

  3. Детям в положении стоя предлагается «замерзнуть», сжаться от холода, напрячь мышцы шеи, плеч, рук, почувствовать их твердость и зажатость. Педагог проверяет, насколько напряглись мышцы тела, дотрагиваясь до каждого ребенка. Затем ведущий ласково гладит каж­дого ребенка по голове, шее, плечам, рукам, предлагая «согреться», расслабиться, почувствовать тепло и мягкость во всем теле. Руки у де­тей свисают вдоль туловища, голова легонько падает на грудь. Веду­щий проверяет расслабленность, поднимая руки детей. Мягкая и рас­слабленная рука будет падать сама, без всякого сопротивления.



РАССЛАБЛЕНИЕ С ФИКСАЦИЕЙ ВНИМАНИЯ НА ДЫХАНИИ
Почти все динамичные упражнения, игры и танцы рекомендуется заканчивать расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Рит­мичное, замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и по­могает глубже расслабиться.

Живот во время вдоха должен подниматься, а во время выдоха опускаться. Внимание следует сосредоточить на животе, добиваясь более полного и глубокого выдоха. Вдох происходит самопроизволь­но и не требует особого внимания. Расслабление в сочетании с дыха­нием можно выполнять сидя или стоя, но чаще всего это происходит в положении «лежа».

Педагог «ведет» детей своим голосом: вдо-о-о-х-х... вы-ы-до-о-х... мягче... легче... Тело не двигается... ручки лежат спокойно... расслаб­ленно... Дышим животиком... мягче... легче... Молодцы. У вас заме­чательно получается... Наблюдаем, как воздух выходит... животик поднимается... опускается... Лицо расслабляется... становится спо­койным... мягким... Вдо-о-о-х-х... вы-ы-до-о-х... молодцы.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Логопеды знают, как порой утомительно и долго длится период автоматизации поставленного звука. Использование цвета в этот пе­риод может превратить скучную работу в интересную, живую и твор­ческую. Дети берут в руки предметы и игрушки определенного цве­та, выполняют с ними разнообразные действия, моделируют ситуации. Все действия обговариваются. Нужный звук, таким обра­зом, повторяется многократно, а дети получают удовольствие от про­цесса работы с цветом.

Необходимо отметить два небольших ограничения, с которыми приходится мириться.

  1. Автоматизация звука в цвете возможна лишь на более продви­нутом этапе, когда ребенок уже легко произносит поставленный звук в словах (в разных позициях).

  2. Если в названии цвета встречаются два трудных для произно­шения звука (а это можно обнаружить почти в каждом слове), то один из звуков у ребенка должен быть либо сохранным, либо полностью автоматизированным.

Очень хорошо использовать цвет и для дифференциации звуков. Возьмем, например, желтый цвет. Можно предложить детям найти сре­ди желтых предметов сначала те, что содержат в своем названии звук «ж» (желтая жаба, желтый жук, желтая одежда, желтый жираф и т. д.), а потом те, в которых встречается звук «з» (желтая змея, желтый зон­тик, желтый зайчик, желтая звезда и т. д.).

Ниже перечисляются некоторые виды работ по автоматизации звуков в цвете. Подробно эти и другие упражнения расписаны не­посредственно в занятиях или в разделах «Дополнительный матери­ал для автоматизации звука».



НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ РАБОТ


  1. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Синий василек.

Синяя страна.

Синее небо.

Синие сливы.

  1. Изменение прилагательных вместе с существительными по па­дежам:

(Есть) синий василек.

(Нет) синего василька.

(Подошел) к синему васильку.

(Вижу) синий василек.

(Любуюсь) синим васильком.

(Думаю) о синем васильке.

  1. Практическое усвоение предлогов; изменение глаголов с помо­щью приставок.

Розовая бабочка вылетела из розовой комнаты.

Розовая бабочка прилетела на розовую полянку.

Розовая бабочка подлетела к розовой гвоздике.

Розовая бабочка перелетела на розовую звезду.

  1. Согласование количественных числительных с прилагательны­ми и существительными разных родов.

Одна розовая ягода.

Две розовые ягоды.

Пять розовых ягод.

  1. Составление предложений по демонстрации действий.

Я положил на желтую салфетку желтого жука.

Я рисую желтым карандашом желтого жирафа.

Желтая жаба скачет по желтой дорожке.

  1. Подбор родственных слов.

Зеленый, зеленка, зелень, зеленеют, позеленел, зеленоглазый, зелено, Зеленушка.

  1. Объединение предметов по смыслу (по ассоциации).

Красное платье — красные пуговицы. Красные пуговицы можно пришить на красное платье.

Белая чашка — белое молоко. Белое молоко можно налить в белую чашку.

Зеленый кузнечик — зеленая трава. Зеленый кузнечик живет в зеленой траве.

  1. Составление описательных рассказов.

Это белая бабочка. Она прозрачная и легкая.У нее четыре белых крылышка. И так далее.

  1. Сочинение сказок.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА ДЛЯ КОРРЕКЦИИ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ


  1. Автоматизация звука «р»: красный, розовый, бордовый, серый, черный, оранжевый.

  2. Автоматизация звука «рь»: сиреневый, коричневый, серебря­ный.

  3. Автоматизация звуков «с» и «сь»: красный, синий, серый, се­ребряный.

  4. Автоматизация звуков «з» и «зь»: золотой, розовый, зеленый.

  5. Автоматизация звука «ж»: желтый, оранжевый.

  6. Автоматизация звука «л»: белый, золотой, голубой, желтый.

  7. Автоматизация звука «ль»: зеленый, фиолетовый.

  8. Автоматизация звука «ч»: черный, коричневый.


ПОНЕМНОГУ О РАЗНОМ

  1. Предложенные в этой книге занятия разработаны для детей 5-7лет, посещающих старшую или подготовительную группу детского сада. Эти занятия можно проводить как в логопедических группах детского сада, так и в массовых. При внесении определенных изме­нений занятия по цвету могут быть использованы в работе с детьми более старшего возраста.

  2. На занятиях дети чаще всего сидят в так называемой позе рас­слабления: сидя на пяточках, опустив свободно руки вдоль туловища или положив их на бедра. Спину надо держать прямо. Поначалу эта поза может показаться непривычной, могут слегка побаливать ноги, но детям необходимо объяснить, что косточки и мышцы их тела мяг­кие, гибкие, подвижные и что они скоро привыкнут к необычному положению. Опыт работы показывает, что дети действительно легко к этому привыкают.


  1. Можно изменять последовательность занятий. Единственное, о чем важно помнить, что на первых занятиях при описании цвета де­тям следует давать контрастные пары слов (цвет теплый или холод­ный, легкий или тяжелый, успокаивающий или тревожный и т. д.).

  2. Необходимо принимать от детей любые характеристики цвета, даже если они кажутся неподходящими. Например, если кто-то ска­жет о желтом как успокаиэающем цвете, то не следует считать это ошибкой. Встречая одобрение со стороны взрослых, дети станут сме­лее в высказываниях, увереннее в себе и в дальнейшем постепенно научатся гораздо глубже чувствовать вибрации цвета и подбирать бо­лее точные определения.

  3. Общий дополнительный материал к занятиям и образцы сказок, составленных детьми, предназначены для широкого использования логопедами, воспитателями, психологами и другими педагогами.

Литература

  1. Серов Н. В. Лечение цветом. СПб., 1997.

  2. Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение. СПб., 2000.

  3. Бонде Л. Магия цвета (цветотерапия на каждый день). СПб., 1997.

  4. Линн Д. Священное пространство. М., 1997.

  5. Гоникман Э. И. Лечебная радуга камня (каменная цветотерапия). Минск, 1992.

  6. Тренинг по сказкотерапии: Сб. программ / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
    СПб., 2000.

  7. Зинкевич Т. Д., Михайлов А. М. Теория и практика Сказкотерапии. Опыт психоди­
    агностики и психокоррекции. СПб., 1996.

  8. Материалы семинара по сказкотерапии в образовательном центре «Гармония».

  9. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. СПб., 1998.

  1. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1990.

  2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.

  3. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб., 1994.

  4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников (дети с ОНР). М., 1981.

  1. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуальная подгрупповая работа по
    коррекции звукопроизношения: Пособие для логопедов. М., 1998.


Занятие №1
СТРАНА ЦВЕТА
Цели

  1. Расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать.

  2. Упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде и числе.

  3. Обучение умению ясно и четко излагать свои мысли, делать выводы и обобщать.

  4. Практическое усвоения деления слов на слоги на примере слова «разноцветный».

  5. Развитие слухового и зрительного внимания.

  6. Формирование вкусовых образов.

  7. Формирование умения плавно и длительно выдыхать.

  8. Развитие мелкой моторики пальцев и координации движения.
    Формирование умения произвольно расслаблять мышцы тела.

  9. Воспитание способности внимательно и терпеливо слушать
    других.


  1. Развитие фантазии и творческого воображения.

  2. Воспитание эстетического отношения к цвету и краскам.


Оборудование и материалы

Разноцветные предметы: игрушки, листья, ягоды и цветы из бу­маги, ткани, бусы, кубики, нитки, клубки, пуговицы, карандаши, фломастеры, и т. д.

Иллюстрации с видами природы.
Ход занятия

Вступление

¾Сегодня нам предстоит совершить необычное путешествие, путе­шествие в страну цвета. Какие цвета вы знаете?

¾Назовите свой любимый цвет. Почему он вам нравится больше других?

¾Зачем нужны разные цвета?

¾Представьте себе, что на земле исчезли все краски, кроме черной и белой. Какое настроение вызывает черно-белый мир?
ПОГРУЖЕНИЕ В ЦВЕТ
Упражнение 1. Сказка о том, как появился разноцветный мир

Давным-давно, когда весь мир был только белым и чер­ным, жили на Земле две могущественные феи: фея Тьмы и фея Света.

Фея Света озаряла весь мир чудесным искрящимся светом. Когда же наступала ночь, то приходила фея Тьмы, укрывала Землю черным покрывалом, и все предметы становились чер-ными-пречерными.

Так они сменяли друг друга долгие годы и века. Но всему на свете приходит конец. И в один прекрасный день фея Све та решила подарить Земле краски. Взмахнула она своим вол­шебным светящимся лучом, и предстали перед нею цветные феи, словно сотканные из разноцветных сверкающих иско­рок. Одна фея была голубой, другая розовой, третья — фио­летовой, четвертая — оранжевой... Фей было много: всех цве­тов и оттенков.

— Дорогие феи, — сказала могущественная фея Света, — вам предстоит нелегкая работа: осветить своими цветными лучами Землю и сделать ее разноцветной, нарядной и радос­тной.

Только взмахнула Голубая фея волшебным голубым лу­чом, как посыпались на Землю голубые искры света — и сразу заголубели васильки и незабудки, вода в озерах и небо над Землей.

Только взмахнула Розовая фея своим волшебным лучом, как полились на Землю розовые потоки света — и сразу порозовели щеки у детей, розы в садах и лесные гвоздики, а розовый рас-- свет осветил облака в утреннем небе.

Славно потрудились все феи... С той поры преобразилась Зем­ля и расцвела яркими красками, радуя людей пестротой своих, роскошных и разноцветных нарядов.

  • Понравилась ли вам сказка?

  • Что интересного вы узнали из этой сказки?