Файл: Рабочая программа профессионального модуля пм. 01 Организация и управление торговосбытовой деятельностью.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 678
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К устройству и планировке торгового зала предъявляется ряд требований:
• удобное для покупателей расположение входов, выходов, отделов;
• создание наилучших условий для перемещения товаров из помещений для их хранения и подготовки к продаже к местам размещения и выкладки;
• эффективное использование площади торгового зала при размещении торгового оборудования;
• обеспечение свободного движения потоков покупателей;
• рациональная организация расчетных операций.
Оптимальные условия для организации продажи товаров обеспечиваются в торговых залах прямоугольной формы с соотношением сторон от 1: 1 до 1: 3. Это не только способствует соблюдению требований рациональной организации торгово-технологических операций, выполняемых в магазине, но и предоставляет покупателям возможность хорошо ориентироваться в размещении товарных групп и совершать покупки в минимальные сроки, создает условия для их комфортного пребывания в магазине.
Эксплуатация торговых залов магазинов, расположенных в отдельно стоящих зданиях и имеющих пропорции близкие к квадрату (1: 1; 2:3), более эффективна с точки зрения перечисленных выше требований. Напротив, слишком вытянутая форма торговых залов (1: 1 О и более) встроенных магазинов усложняет их планировку, вызывает необходимость деления зала на отделы что не всегда удобно для покупателей.
При планировке торгового зала важную роль играет правильная организация потоков покупателей, которая зависит от размещения входов и выходов, расстановки торгового оборудования и расположения контрольно-кассового узла. Контрольно-кассовый узел - специально оборудованная часть площади торгового зала, предназначенная для расчетов с покупателями за товары в зонах самообслуживания магазинов, в пределах которой сосредоточено более одной контрольно-кассовой машины.
Размещение входа в магазин и выхода из него по центру торгового зала применяют в магазинах, продажа товаров в которых происходит через прилавок обслуживания. Это позволяет рассредоточить покупателей по всей площади зала. В магазинах самообслуживания вход и выход совмещены и расположены, как правило, у правого угла фасада здания, чтобы поток покупателей был направлен против часовой стрелки.
Всю площадь торгового зала можно условно разделить на:
• установочную площадь;
• площадь проходов для покупателей и перемещения товаров;
• площадь рабочих мест обслуживающего персонала;
• площадь контрольно-кассового узла.
Установочная площадь включает в себя площадь, занятую торговым оборудованием для выкладки товаров и крупногабаритными товарами (холодильниками, стиральными мaшинами и т. п.), размещенными в торговом зале, а также площадь, занимаемую оборудованием для проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. В магазинах самообслуживания под установочную площaдь обычно отводится примерно 30% всей площади торгового зала.
Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле где Ку - коэффициент установочной площади;
Sу - установочная площадь, м2;
Sт.з - площадь торгового зала, м2.
Низкое значение коэффициента установочной площади (меньше 0,25) говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования.
Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для
покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению. Однако следует учесть, что этот показатель может изменяться в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади) и от его специализации.
Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.
Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования, предназначенных для выкладки товаров (полок, кассет и т. д.). К экспозиционной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров. Степень использования площади торгового зала под выкладку товаров характеризует коэффициент экспозиционной площади. Его рассчитывают по следующей формуле: где Кэксп - коэффициент экспозиционной площади торгового зала;
Sэксп - экспозиционная площадь, м2;
Sт.з - площадь торгового зала, м2.
Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки товаров оборудования, а также от его габаритов и количества элементов, увеличивающих экспозиционную площадь (полок, корзин и т. д.). Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7.
Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок или стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями. Коэффициент экспозиционной площади зависит от специализации магазина: он будет ниже в магазинах, где применяются холодильные прилавки и другое холодильное оборудование, в магазинах, торгующих крупногабаритными товарами, и т. д.
Для свободного перемещения товаров и покупателей часть торгового зала магазина самообслуживания отводится под проходы. Ширина проходов между торговым оборудованием определяется строительными нормами и правилами, однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации и плотности покупательского потока. Так, более широкие проходы должны быть там, где предусматривается перемещение товаров с помощью подъемнотранспортных средств.
Для свободного перемещения покупателей обязательным является наличие магистральных
(более широких по сравнению с обычными) проходов, расположенных вдоль стен и связывающих все зоны торгового зала.
В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих мест обслуживающего персонала. Ее размер равен произведению длины фронта прилавка на глубину рабочего места. Глубина рабочего места продавца включает ширину прилавка и торгового оборудования для выкладки и размещения рабочего запаса товаров, а также ширину прохода между ними, который должен быть не менее 0,9 м.
Площадь контрольно-кассового узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а также площадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями. В магазинах самообслуживания эта площадь не должна превышать 15% площади торгового зала. При этом количество рабочих мест контролеров-кассиров определяют исходя из специализации магазина и площади его торгового зала.
Практическая часть
Задание 1 Построить план-проект специализированного магазина.
Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.
Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования, предназначенных для выкладки товаров (полок, кассет и т. д.). К экспозиционной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров. Степень использования площади торгового зала под выкладку товаров характеризует коэффициент экспозиционной площади. Его рассчитывают по следующей формуле: где Кэксп - коэффициент экспозиционной площади торгового зала;
Sэксп - экспозиционная площадь, м2;
Sт.з - площадь торгового зала, м2.
Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки товаров оборудования, а также от его габаритов и количества элементов, увеличивающих экспозиционную площадь (полок, корзин и т. д.). Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7.
Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок или стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями. Коэффициент экспозиционной площади зависит от специализации магазина: он будет ниже в магазинах, где применяются холодильные прилавки и другое холодильное оборудование, в магазинах, торгующих крупногабаритными товарами, и т. д.
Для свободного перемещения товаров и покупателей часть торгового зала магазина самообслуживания отводится под проходы. Ширина проходов между торговым оборудованием определяется строительными нормами и правилами, однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации и плотности покупательского потока. Так, более широкие проходы должны быть там, где предусматривается перемещение товаров с помощью подъемнотранспортных средств.
Для свободного перемещения покупателей обязательным является наличие магистральных
(более широких по сравнению с обычными) проходов, расположенных вдоль стен и связывающих все зоны торгового зала.
В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих мест обслуживающего персонала. Ее размер равен произведению длины фронта прилавка на глубину рабочего места. Глубина рабочего места продавца включает ширину прилавка и торгового оборудования для выкладки и размещения рабочего запаса товаров, а также ширину прохода между ними, который должен быть не менее 0,9 м.
Площадь контрольно-кассового узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а также площадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями. В магазинах самообслуживания эта площадь не должна превышать 15% площади торгового зала. При этом количество рабочих мест контролеров-кассиров определяют исходя из специализации магазина и площади его торгового зала.
Практическая часть
Задание 1 Построить план-проект специализированного магазина.
Изучить требования к проектированию торговых предприятий. Составить планировку торгового предприятия. На плане указать расположение основных помещений (торговых, для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных и т.д). Укажите направление материальных потоков и потоков покупателей.
Задание 2 Проведение планировки торгового зала.
На плане торгового предприятия выделить зону торгового зала и провести его планировку: указать расположение входов-выходов, расставить торговое оборудование, согласно специализации магазина, расположить контрольно-кассовые узлы.
Задание 3 Рассчитать показатели эффективности использования площади торгового зала
(коэффициент установочной площади, коэффициент экспозиционной площади, площадь для организации рабочих мест обслуживающего персонала, площадь контрольно-кассового узла)
Практическая работа5
«Изучение устройства и технологической планировки магазинов»
Информационный ресурс: [5,7,11].
В ходе практического занятия студенты должны выполнить следующее:
1. Изучить нормативно-правовую и нормативно-техническую базу, регламентирующую требования к устройству и проектированию магазинов.
2. Ознакомиться с вариантами общих планировок торговых предприятий, расположением основных помещений.
3. Используя ситуационные задачи, на практических примерах закрепить теоретические знания в области рационального построения розничных магазинов (планировка, устройство, расчет торговой и неторговой площади, размещение товаров в торговом зале и др.).
Типовые ситуационные задачи
Вариант 1
Торговое предприятие «Эдем» осуществляет розничную продажу продовольственных товаров. Общая площадь магазина –5520 кв.м, торговая –3860 кв.м., магазин имеет форму сильно вытянутого прямоугольника, оборудование размещено продольным способом. Список оборудования прилагается (табл.1).
Задания.
1. Дайте характеристику магазина, укажите тип магазина и специализацию.
2. Оцените эффективность планировки магазина и торгового зала. Сделайте заключение об эффективности использования площадей данного предприятия.
3. Составьте план-схему торгового зала с указанием расположения системы «вход-выход», кассового узла, способа расстановки оборудования. Таблица 1- Список оборудования в магазине
Вид оборудования
Si – площадь единицы оборудования
Количество единиц
Количество полок в оборудовании
Стеклянные витрины
1,9 * 1,2 62 4
Столы
– прилавки
1,2 * 1,5 29
-
Столы упаковочные
1,2 * 2,8 20
Горки пристенные
0,8 * 1,8 94 5
Кассовые кабины
0,8 * 1,5 11
-
Вариант 2
Торговое предприятие «Алиготе» осуществляет розничную продажу продовольственных товаров. Общая площадь магазина –2400 кв.м, торговая –1100 кв.м., магазин имеет форму квадрата, оборудование размещено способом «радиальная решетка». Список оборудования прилагается (табл.2).
Задание 1.
1. Дайте характеристику магазина, укажите тип магазина и его специализацию.
2. Определите коэффициенты эффективности планировки магазина и торгового зала.
Сделайте заключение об эффективности использования площадей данного предприятия.
3. Составьте план-схему торгового зала с указанием расположения системы «вход-выход», кассового узла, способа расстановки оборудования. Таблица 2 - Список оборудования в магазине
Вид оборудования
Si – площадь единицы оборудования
Количеств о единиц
Количество полок в оборудовании
Стеклянные витрины
1,9 * 1,2 62 4
Столы– прилавки
1,2 * 1,5 29
-
Горки пристенные
0,9 * 1,5 104 5
Кассовые кабины
0,8 * 1,5 7
-
Вариант 3
Торговое предприятие «Марс» осуществляет розничную продажу продовольственных товаров. Общая площадь магазина –370 кв.м, торговая –250 кв.м., магазин имеет форму квадрата, оборудование размещено поперечным способом. Список оборудования прилагается (табл.3).
Задание 1.
1. Дайте характеристику магазина, укажите формат магазина и его специализацию.
2. Определите коэффициенты эффективности планировки магазина и торгового зала.
Сделайте заключение об эффективности использования площадей данного предприятия.
3. Составьте план-схему торгового зала с указанием расположения системы «вход-выход», кассового узла, способа расстановки оборудования. Таблица 3- Список оборудования в магазине
Вид оборудования
Si – площадь единицы оборудования
Колич ество едини ц
Количество полок в оборудовании
Стеклянные витрины
0,9 * 1,2 25 3
Столы– прилавки
1,2 * 0,5 20
-
Горки пристенные
1,7 * 0,7 49 4
Кассовые кабины
0,8 * 1,5 5
Столы упаковочные
1,8*0,5 5
-
Вариант 4
Торговое предприятие «Эдельвейс» осуществляет розничную продажу женской одежды.
Описание магазина: общая площадь магазина –820 кв.м, торговая –460 кв.м., магазин имеет форму сильно вытянутого прямоугольника, оборудование размещено боксовым способом. Список оборудования прилагается (табл.4).
Задание 1.
1. Дайте характеристику магазина, укажите формат магазина и его специализацию.
2. Определите коэффициенты эффективности планировки магазина и торгового зала.
Сделайте заключение об эффективности использования площадей данного предприятия.
3. Составьте план-схему торгового зала с указанием расположения системы «вход-выход», кассового узла, способа расстановки оборудования. Таблица 4- Список оборудования в магазине
Вид оборудования
Si – площадь единицы оборудования
Количество единиц
Количество полок в
оборудовании
Стеклянные витрины
0,9 * 1,2 60 3
Столы– прилавки
1,2 * 0,5 20
-
Примерочные
1,2 * 2,2 5
Горки пристенные
0,8 * 0,5 10 4
Кассовые кабины
0,8*1,5 2
-
Вариант 5
Торговое предприятие «Амур» осуществляет розничную продажу электробытовых товаров.
Описание магазина: общая площадь магазина –95 кв.м, торговая –70 кв.м., магазин имеет форму квадрата, оборудование размещено смешанным способом. Список оборудования прилагается
(табл.5).
Задание 1.
1.Дайте характеристику магазина, укажите формат магазина и его специализацию.
2. Определите коэффициенты эффективности планировки магазина и торгового зала.
Сделайте заключение об эффективности использования площадей данного предприятия.
3. Составьте план-схему торгового зала с указанием расположения системы «вход-выход», кассового узла, способа расстановки оборудования. Таблица 5 - Список оборудования в магазине
Вид оборудования
Si – площадь единицы оборудования
Количест во единиц
Количество полок в оборудовании
Витрины
0,9 * 1,2 14 3
Столы– прилавки
1,2 * 0,5 13
-
Столы упаковочные
1,2 * 1,8 8
Горки пристенные
0,8 * 0,5 5
5
Кассовые кабины
1,8*1,5 2
-
Практическая работа 6
Товарное планирование
Выберите одну из тем, предложенных ниже, и разработайте товарный план по конкретному виду товара.
Бренд и магазин, нацеленный на семьи и молодые пары
Бренд и магазин, опирающийся на красоту ручных изделий и теплоту природы
Бренд и магазин с главным упором на праздники: к рождеству, на дни рождения и прочие.
Порядок работы
Выбор темы
Обсуждение содержания (работа в группе)
Создание основной концепции
Разделение функций
Работа над планом, создание карты эскиз-имиджа
Презентация
Практическая работа № 7
Изучение организации торгово-технологического процесса в магазине.
Содержание торгово-технологического процесса магазина
Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. Он включает в себя не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции,
Стеклянные витрины
0,9 * 1,2 60 3
Столы– прилавки
1,2 * 0,5 20
-
Примерочные
1,2 * 2,2 5
Горки пристенные
0,8 * 0,5 10 4
Кассовые кабины
0,8*1,5 2
-
Вариант 5
Торговое предприятие «Амур» осуществляет розничную продажу электробытовых товаров.
Описание магазина: общая площадь магазина –95 кв.м, торговая –70 кв.м., магазин имеет форму квадрата, оборудование размещено смешанным способом. Список оборудования прилагается
(табл.5).
Задание 1.
1.Дайте характеристику магазина, укажите формат магазина и его специализацию.
2. Определите коэффициенты эффективности планировки магазина и торгового зала.
Сделайте заключение об эффективности использования площадей данного предприятия.
3. Составьте план-схему торгового зала с указанием расположения системы «вход-выход», кассового узла, способа расстановки оборудования. Таблица 5 - Список оборудования в магазине
Вид оборудования
Si – площадь единицы оборудования
Количест во единиц
Количество полок в оборудовании
Витрины
0,9 * 1,2 14 3
Столы– прилавки
1,2 * 0,5 13
-
Столы упаковочные
1,2 * 1,8 8
Горки пристенные
0,8 * 0,5 5
5
Кассовые кабины
1,8*1,5 2
-
Практическая работа 6
Товарное планирование
Выберите одну из тем, предложенных ниже, и разработайте товарный план по конкретному виду товара.
Бренд и магазин, нацеленный на семьи и молодые пары
Бренд и магазин, опирающийся на красоту ручных изделий и теплоту природы
Бренд и магазин с главным упором на праздники: к рождеству, на дни рождения и прочие.
Порядок работы
Выбор темы
Обсуждение содержания (работа в группе)
Создание основной концепции
Разделение функций
Работа над планом, создание карты эскиз-имиджа
Презентация
Практическая работа № 7
Изучение организации торгово-технологического процесса в магазине.
Содержание торгово-технологического процесса магазина
Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. Он включает в себя не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции,
связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли. В магазинах завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров.
В широком понимании предметом технологии торговли является совокупность способов, приемов и целенаправленных трудовых операций производственного и коммерческого характера по доведению товара от производства до потребителя. Особенность технологии торговли заключается в том, что в торговле не только осуществляется процесс движения товаров из сферы производства в сферу потребления, но и происходит смена форм стоимости.
Поэтому в технологии торговли имеют место торговый (заключительный этап коммерческого процесса, связанный с продажей и обслуживанием покупателей) и технологический процессы. Как уже отмечалось, торговый процесс предполагает участие в нем двух сторон: продающей и покупающей. Для этого продающая сторона (магазин) организует процесс продажи товаров, а покупатели (население) участвуют в нем, совершая покупки.
Технологический процесс в магазинах осуществляется без какого-либо участия покупателей.
Сюда входит обработка товарных потоков, начиная с приемки поступающих товаров и заканчивая полной подготовкой их к продаже.
Главной задачей для реализации торгово-технологической функции магазина является разработка оптимального варианта технологического процесса с учетом условий работы, применяемых методов продажи при минимальных трудовых и материальных затратах и высокой культуре обслуживания.
Значения основных понятий торгово-технологического процесса в магазине приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Основные понятия торгово-технологического процесса в магазине
Термин
Определение
Технология
Совокупность процессов, правил, навыков, применяемых при изготовлении какого-либо вида продукции в любой сфере производственной деятельности
Технологический процесс
Совокупность взаимосвязанных последовательных операций, целью которых является сохранение потребительских свойств товаров, доведение их до потребителей (осуществляется без покупателя)
Технология торговых процессов
Совокупность способов, средств и целенаправленных трудовых операций производственного и коммерческого характера по доведению товаров от производства до потребления.
Торгово-технологический процесс
Совокупность взаимосвязанных операций, целью которых является доведение товаров надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда при высоком уровне торгового обслуживания населения.
Технологический процесс в магазине представляет собой совокупность наиболее целесообразных способов и средств, используемых при переработке, перемещении и продаже товаров, а также при обслуживании покупателей.
Организация торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, формы продажи, вида и типа торгового предприятия.
Существуют следующие формы продаж товаров и методы обслуживания: самообслуживание, индивидуальное (салонное) обслуживание, по заказам покупателей, через прилавок, с открытой выкладкой, по образцам, через автоматы, интерактивные формы (с
В широком понимании предметом технологии торговли является совокупность способов, приемов и целенаправленных трудовых операций производственного и коммерческого характера по доведению товара от производства до потребителя. Особенность технологии торговли заключается в том, что в торговле не только осуществляется процесс движения товаров из сферы производства в сферу потребления, но и происходит смена форм стоимости.
Поэтому в технологии торговли имеют место торговый (заключительный этап коммерческого процесса, связанный с продажей и обслуживанием покупателей) и технологический процессы. Как уже отмечалось, торговый процесс предполагает участие в нем двух сторон: продающей и покупающей. Для этого продающая сторона (магазин) организует процесс продажи товаров, а покупатели (население) участвуют в нем, совершая покупки.
Технологический процесс в магазинах осуществляется без какого-либо участия покупателей.
Сюда входит обработка товарных потоков, начиная с приемки поступающих товаров и заканчивая полной подготовкой их к продаже.
Главной задачей для реализации торгово-технологической функции магазина является разработка оптимального варианта технологического процесса с учетом условий работы, применяемых методов продажи при минимальных трудовых и материальных затратах и высокой культуре обслуживания.
Значения основных понятий торгово-технологического процесса в магазине приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Основные понятия торгово-технологического процесса в магазине
Термин
Определение
Технология
Совокупность процессов, правил, навыков, применяемых при изготовлении какого-либо вида продукции в любой сфере производственной деятельности
Технологический процесс
Совокупность взаимосвязанных последовательных операций, целью которых является сохранение потребительских свойств товаров, доведение их до потребителей (осуществляется без покупателя)
Технология торговых процессов
Совокупность способов, средств и целенаправленных трудовых операций производственного и коммерческого характера по доведению товаров от производства до потребления.
Торгово-технологический процесс
Совокупность взаимосвязанных операций, целью которых является доведение товаров надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда при высоком уровне торгового обслуживания населения.
Технологический процесс в магазине представляет собой совокупность наиболее целесообразных способов и средств, используемых при переработке, перемещении и продаже товаров, а также при обслуживании покупателей.
Организация торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, формы продажи, вида и типа торгового предприятия.
Существуют следующие формы продаж товаров и методы обслуживания: самообслуживание, индивидуальное (салонное) обслуживание, по заказам покупателей, через прилавок, с открытой выкладкой, по образцам, через автоматы, интерактивные формы (с