Файл: Рабочая программа профессионального модуля пм. 01 Организация и управление торговосбытовой деятельностью.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 676
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1. Изучить основные виды торговли и торговой сети
Таблица 1 Понятия, характеризующие виды торговли и торговой сети
Термин
Определение
ГОСТ, содержащий
данный термин
Торговля
Оптовая торговля
Розничная торговля
Мелкорозничная торговля
Развозная торговля
Разносная торговля
Посылочная торговля
Комиссионная торговля
Торговая сеть
Розничная торговая сеть
Стационарная торговая сеть
Нестационарная торговая сеть
Развозная торговля
Разносная торговля
Посылочная торговля
Мелкорозничная сеть
Магазин
Задание 2. Изучить основные виды торговых предприятий
Таблица 2 - Конструктивные особенности торговых предприятий
Термин
Конструктивные особенности
Наличие
торгового зала
Наличие других помещений (указать
каких)
Магазин
Павильон
Киоск
Палатка
Задание 3. Продолжите фразы:
1) К внемагазинным формам торговли относятся:_____________
2) Примерами торговых сетей являются: _____________________
3) Стационарная торговая сеть представлена следующими видами торговых предприятий: ___________________________________
4) Развозная торговля осуществляется с помощью следующих средств:_____________
5)
Мелкорозничная торговля осуществляется в следующих торговых предприятиях:___________________________________________________
6)
К недопустимым понятиям, относящимся к торговым предприятиям, относится:________________________________
Задание 4. Указать отличительные признаки предприятий торговли различных видов и типов.
Таблица 3 Характеристика предприятий торговли
Предприятие розничной
торговли
Торговая
площадь, м
2
, не
менее
Ассортимент
товаров
Форма
торгового
обслуживания
Вид
Тип
Задание 5. Изучить специализацию магазинов, привести иллюстрирующие примеры.
Таблица 4Группировка магазинов по виду реализуемого ассортимента
Специализация торгового
предприятия (вид)
Примеры типов
торговых
предприятий
Групповая характеристика
ассортимента в магазине
Универсальные
Специализированные
Неспециализированные со смешанным ассортиментом
Неспециализированные с комбинированным ассортиментом
Задание 6. Дать определения следующим понятиям: торговое объединение – это___________________________ торговый комплекс – это______________________________ торговый центр – это_________________________________
Задание 7. Соотнесите, к какому формату (торговому объединению, торговому комплексу, торговому центру) относятся нижеследующие примеры:
1.
Уличный рынок, трансформированный в единое современное здание.
2.
Торгово – развлекательный центр «Фантастика».
3.
Торгово – закупочный союз «Волжско – Камский», куда вошли татарстанские компании «Агат» (оптовая торговля), торговые сети «Дуслык», «Челны – хлеб» и более 90 торговых точек формата «магазин у дома», «супермаркет» и cash&carry.
4.
Стратегический союз «Шесть семерок», в который вошли крупные розничные сети в России: «Старик Хоттабыч», «М – видео», «Спорт – мастер», «Арбат Престиж»,
«Седьмой континент» МВО, компания «Куда.га.
5.
«Союз – ритейл», созданное торговой сетью «Елисей» и еще четырьмя операторами розничного рынка Екатеринбурга.
6.
Всероссийский кооператив независимого ритейла – потребительского общества «РОСТ».
Практическая работа № 2
Современная характеристика торговых предприятий
Цель:изучение особенностей и отличительных признаков торговых предприятий различных видов и типов.
Магазины классифицируются по многим признакам, в том числе:
- по составу основного контингента обслуживаемых покупателей;
- формам торгового обслуживания;
- по ценовым уровням реализуемых товаров;
- уровню сервиса, предоставляемого покупателям;
- размерам торговой площади;
- ассортименту реализуемых товаров;
- формам товарной специализации;
- характеру размещения на территории города и др.
Классификационный признак может носить и комбинированный характер: минимальный размер торговой площади, ассортимент реализуемых товаров, форма торгового обслуживания.
На основе классификации магазинов по ассортименту реализуемых товаров выявляются виды торговых предприятий: универсальный, специализированный, неспециализированный магазины, в том числе магазин с комбинированным ассортиментом и магазин со смешанным ассортиментом товаров.
Факторы, влияющие на размещение магазинов в городах: градостроительные, транспортные, социальные, экономические.
Принципы рационального размещения розничных торговых предприятий: равномерность, групповой признак, ступенчатость.
Перспективные направления развития розничной торговой сети:
- в торговле по продаже товаров первой необходимости (FOOD) - строительство и ввод в действие (или переспециализация) магазинов типа супермаркет и минимаркет («шаговой» доступности; «удобный» магазин); магазинов сниженных цен, гипермаркетов;
- в торговле товаров не первой необходимости (NONFOOD) – специализированных магазинов, магазинов с комбинированным ассортиментом товаров; магазинов продажи по каталогам; магазинов с полным обслуживанием;
- развитие магазинов корпоративной сети;
- развитие кооперативов розничных торговцев, концернов;
- развитие сети торговых центров (и их разновидностей) и др.
Задание
Рассмотрите форматы магазинов по различным классификационным признакам:
- размеру торговой площади
- ассортименту товаров
- формам торгового обслуживания покупателей
- методам продажи товаров
- по месту расположения
- по виду здания
- по организационным формам торговли
- по конструктивным особенностям
Разработайте интеллект-карту на тему:
1.Специализированные магазины
2. Неспециализированные магазины
3. Гипермаркет
4. Универмаг
5. Магазин-склад
6. Супермаркет
7. Магазин «Кэш & Керри» (Сash аnd Carry)
Руководство по разработке карты мышления
Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:
- проще работать с информацией: запоминать, понимать, восстанавливать логику.
- удобно использовать для презентации материала и наглядного объяснения своей позиции собеседникам
- позволяет проще принимать решения, создавать планы, разрабатывать проекты.
Основные принципы рисования интеллект карт
1.Центральный образ
(символизирующий основную идею) рисуется в центре листа.
2. От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
3. От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2-го уровня разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках 1-го уровня.
4.
По возможности используем максимальное количество цветов для рисования карты.
5. Везде, где возможно добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
6. При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.
7. Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.
Практическая работа 3
Изучение организационно-правовых форм предприятий, в соответствии с ГК РФ
Цель работы: изучить Гражданский кодекс РФ, выявить особенности предприятий в соответствии с их организационно-правовой формой.
Теоретическая часть
Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы предприятий: коммерческие и некоммерческие.
1. Коммерческие корпоративные организации
- Хозяйственные товарищества и общества. Хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли
(вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу.
- Полное товарищество. Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
- Товарищество на вере. Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников
- вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
-
Общество с ограниченной ответственностью. Обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
- Акционерное общество. Акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
- Производственный кооператив. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и уставом производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.
Производственный кооператив является корпоративной коммерческой организацией.
2. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Унитарное предприятие. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
3. Некоммерческие корпоративные организации
Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.
- Потребительский кооператив. Потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Общество взаимного страхования может быть основано на членстве юридических лиц.
- Общественные организации. Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.
- Общественное движение. Общественным движением является состоящее из участников общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
- Ассоциации и союзы. Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и
(или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
-
Товарищества собственников недвижимости.
Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества
(помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
- Казачьи общества. Казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных ФЗ от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.
- Общины коренных малочисленных народов РФ. Общинами коренных малочисленных народов РФ признаются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам РФ и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально- соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
- Адвокатские палаты. Адвокатскими палатами признаются некоммерческие организации, основанные на обязательном членстве и созданные в виде адвокатской палаты субъекта РФ или
Федеральной палаты адвокатов РФ для реализации целей, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.
- Адвокатские образования. Адвокатскими образованиями, являющимися юридическими лицами, признаются некоммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре в целях осуществления адвокатами адвокатской деятельности.
- Нотариальные палаты. Нотариальными палатами признаются некоммерческие организации, которые представляют собой профессиональные объединения, основанные на обязательном членстве, и созданы в виде нотариальной палаты субъекта РФ или Федеральной нотариальной палаты для реализации целей, предусмотренных законодательством о нотариате.
4. Некоммерческие унитарные организации
- Фонды. Фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
- Учреждения. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
- Автономные некоммерческие организации. Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.
- Религиозные организации. Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ граждан РФ или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная
Цель работы: изучить нормативную документацию, регламентирующую требования к торговым зданиям и помещениям, составить план-проект специализированного торгового предприятия.
Средства обучения: наглядные пособия, ГОСТ Р 51773-09 «Услуги торговли.
Классификация предприятий торговли», СНиП РК 3.02-21-2004 «Предприятия розничной торговли», СП 2.3.6. 1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»
Теоретическая часть
Торговые здания и сооружения представляют собой наземные строения с помещениями, предназначенными для выполнения различных торгово-технологических операций. Помещением называется пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное строительными конструкциями.
Помещения магазина подразделяются на:
1) торговые;
2) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
З) подсобные;
4) административно-бытовые;
5) технические.
Расположение основных групп помещений магазина (их планировка) должно быть таким, чтобы между ними обеспечивалась технологическая связь, способствующая перемещению товаров кратчaйшими путями, исключались пересечения движения потоков товаров и покупателей. Кроме того, планировка магазина должна обеспечивать возможность увеличения площади торговых помещений за счет неторговых.
При осуществлении планировки помещений магазина необходимо соблюдать следующие основные требования:
• разгрузочные (платформы или помещения) должны примыкать к помещениям для приемки товаров;
• помещения для приемки следует располагать так, чтобы обеспечивались кратчайшие связи между ними и помещениями для хранения товаров, а также торговыми залами, особенно в том случае, когда товары поступают в таре-оборудовании;
• помещения для хранения товаров не должны быть проходными, их размещают в непосредственной близости от помещений для подготовки товаров к продаже;
• помещения для хранения товаров и подготовки их к продаже должны быть непосредственно связаны с соответствующими отделами торговых залов и располагаться на одном уровне с ними;
• административно-бытовые помещения размещaют таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая связь между ними и другими неторговыми, а также и торговыми помещениями;
• взаимное расположение административно-бытовых помещений определяется их функциями (например, должна быть обеспечена связь между помещениями для отдыха и приема пищи);
• помещения, входящие в одну функциональную группу, следует, по возможности, объединять (например, небольшие по площади помещения для хранения товаров объединять в одно, в мелких магазинах выделять в помещениях для хранения товаров площадь для их подготовки к продаже).
Торговым залом является специально оборудованная основная часть торгового помещения магазина, предназначенного для обслуживания покупателей.
Под устройством торгового зала понимается его конфигурация, размещение внутри здания и относительно других помещений магазина, количество и расположение входов, выходов, оконных проемов и т. п.
Планировка торгового зала заключается в разделении всей его площади на функциональные зоны и размещении внутри них торгового оборудования.
Таблица 1 Понятия, характеризующие виды торговли и торговой сети
Термин
Определение
ГОСТ, содержащий
данный термин
Торговля
Оптовая торговля
Розничная торговля
Мелкорозничная торговля
Развозная торговля
Разносная торговля
Посылочная торговля
Комиссионная торговля
Торговая сеть
Розничная торговая сеть
Стационарная торговая сеть
Нестационарная торговая сеть
Развозная торговля
Разносная торговля
Посылочная торговля
Мелкорозничная сеть
Магазин
Задание 2. Изучить основные виды торговых предприятий
Таблица 2 - Конструктивные особенности торговых предприятий
Термин
Конструктивные особенности
Наличие
торгового зала
Наличие других помещений (указать
каких)
Магазин
Павильон
Киоск
Палатка
Задание 3. Продолжите фразы:
1) К внемагазинным формам торговли относятся:_____________
2) Примерами торговых сетей являются: _____________________
3) Стационарная торговая сеть представлена следующими видами торговых предприятий: ___________________________________
4) Развозная торговля осуществляется с помощью следующих средств:_____________
5)
Мелкорозничная торговля осуществляется в следующих торговых предприятиях:___________________________________________________
6)
К недопустимым понятиям, относящимся к торговым предприятиям, относится:________________________________
Задание 4. Указать отличительные признаки предприятий торговли различных видов и типов.
Таблица 3 Характеристика предприятий торговли
Предприятие розничной
торговли
Торговая
площадь, м
2
, не
менее
Ассортимент
товаров
Форма
торгового
обслуживания
Вид
Тип
Задание 5. Изучить специализацию магазинов, привести иллюстрирующие примеры.
Таблица 4Группировка магазинов по виду реализуемого ассортимента
Специализация торгового
предприятия (вид)
Примеры типов
торговых
предприятий
Групповая характеристика
ассортимента в магазине
Универсальные
Специализированные
Неспециализированные со смешанным ассортиментом
Неспециализированные с комбинированным ассортиментом
Задание 6. Дать определения следующим понятиям: торговое объединение – это___________________________ торговый комплекс – это______________________________ торговый центр – это_________________________________
Задание 7. Соотнесите, к какому формату (торговому объединению, торговому комплексу, торговому центру) относятся нижеследующие примеры:
1.
Уличный рынок, трансформированный в единое современное здание.
2.
Торгово – развлекательный центр «Фантастика».
3.
Торгово – закупочный союз «Волжско – Камский», куда вошли татарстанские компании «Агат» (оптовая торговля), торговые сети «Дуслык», «Челны – хлеб» и более 90 торговых точек формата «магазин у дома», «супермаркет» и cash&carry.
4.
Стратегический союз «Шесть семерок», в который вошли крупные розничные сети в России: «Старик Хоттабыч», «М – видео», «Спорт – мастер», «Арбат Престиж»,
«Седьмой континент» МВО, компания «Куда.га.
5.
«Союз – ритейл», созданное торговой сетью «Елисей» и еще четырьмя операторами розничного рынка Екатеринбурга.
6.
Всероссийский кооператив независимого ритейла – потребительского общества «РОСТ».
Практическая работа № 2
Современная характеристика торговых предприятий
Цель:изучение особенностей и отличительных признаков торговых предприятий различных видов и типов.
Магазины классифицируются по многим признакам, в том числе:
- по составу основного контингента обслуживаемых покупателей;
- формам торгового обслуживания;
- по ценовым уровням реализуемых товаров;
- уровню сервиса, предоставляемого покупателям;
- размерам торговой площади;
- ассортименту реализуемых товаров;
- формам товарной специализации;
- характеру размещения на территории города и др.
Классификационный признак может носить и комбинированный характер: минимальный размер торговой площади, ассортимент реализуемых товаров, форма торгового обслуживания.
На основе классификации магазинов по ассортименту реализуемых товаров выявляются виды торговых предприятий: универсальный, специализированный, неспециализированный магазины, в том числе магазин с комбинированным ассортиментом и магазин со смешанным ассортиментом товаров.
Факторы, влияющие на размещение магазинов в городах: градостроительные, транспортные, социальные, экономические.
Принципы рационального размещения розничных торговых предприятий: равномерность, групповой признак, ступенчатость.
Перспективные направления развития розничной торговой сети:
- в торговле по продаже товаров первой необходимости (FOOD) - строительство и ввод в действие (или переспециализация) магазинов типа супермаркет и минимаркет («шаговой» доступности; «удобный» магазин); магазинов сниженных цен, гипермаркетов;
- в торговле товаров не первой необходимости (NONFOOD) – специализированных магазинов, магазинов с комбинированным ассортиментом товаров; магазинов продажи по каталогам; магазинов с полным обслуживанием;
- развитие магазинов корпоративной сети;
- развитие кооперативов розничных торговцев, концернов;
- развитие сети торговых центров (и их разновидностей) и др.
Задание
Рассмотрите форматы магазинов по различным классификационным признакам:
- размеру торговой площади
- ассортименту товаров
- формам торгового обслуживания покупателей
- методам продажи товаров
- по месту расположения
- по виду здания
- по организационным формам торговли
- по конструктивным особенностям
Разработайте интеллект-карту на тему:
1.Специализированные магазины
2. Неспециализированные магазины
3. Гипермаркет
4. Универмаг
5. Магазин-склад
6. Супермаркет
7. Магазин «Кэш & Керри» (Сash аnd Carry)
Руководство по разработке карты мышления
Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:
- проще работать с информацией: запоминать, понимать, восстанавливать логику.
- удобно использовать для презентации материала и наглядного объяснения своей позиции собеседникам
- позволяет проще принимать решения, создавать планы, разрабатывать проекты.
Основные принципы рисования интеллект карт
1.Центральный образ
(символизирующий основную идею) рисуется в центре листа.
2. От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
3. От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2-го уровня разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках 1-го уровня.
4.
По возможности используем максимальное количество цветов для рисования карты.
5. Везде, где возможно добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
6. При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.
7. Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.
Практическая работа 3
Изучение организационно-правовых форм предприятий, в соответствии с ГК РФ
Цель работы: изучить Гражданский кодекс РФ, выявить особенности предприятий в соответствии с их организационно-правовой формой.
Теоретическая часть
Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы предприятий: коммерческие и некоммерческие.
1. Коммерческие корпоративные организации
- Хозяйственные товарищества и общества. Хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли
(вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу.
- Полное товарищество. Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
- Товарищество на вере. Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников
- вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
-
Общество с ограниченной ответственностью. Обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
- Акционерное общество. Акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
- Производственный кооператив. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и уставом производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.
Производственный кооператив является корпоративной коммерческой организацией.
2. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Унитарное предприятие. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
3. Некоммерческие корпоративные организации
Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.
- Потребительский кооператив. Потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Общество взаимного страхования может быть основано на членстве юридических лиц.
- Общественные организации. Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.
- Общественное движение. Общественным движением является состоящее из участников общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
- Ассоциации и союзы. Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и
(или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
-
Товарищества собственников недвижимости.
Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества
(помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
- Казачьи общества. Казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных ФЗ от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.
- Общины коренных малочисленных народов РФ. Общинами коренных малочисленных народов РФ признаются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам РФ и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально- соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
- Адвокатские палаты. Адвокатскими палатами признаются некоммерческие организации, основанные на обязательном членстве и созданные в виде адвокатской палаты субъекта РФ или
Федеральной палаты адвокатов РФ для реализации целей, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.
- Адвокатские образования. Адвокатскими образованиями, являющимися юридическими лицами, признаются некоммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре в целях осуществления адвокатами адвокатской деятельности.
- Нотариальные палаты. Нотариальными палатами признаются некоммерческие организации, которые представляют собой профессиональные объединения, основанные на обязательном членстве, и созданы в виде нотариальной палаты субъекта РФ или Федеральной нотариальной палаты для реализации целей, предусмотренных законодательством о нотариате.
4. Некоммерческие унитарные организации
- Фонды. Фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
- Учреждения. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
- Автономные некоммерческие организации. Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.
- Религиозные организации. Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ граждан РФ или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная
религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.
Практическая часть
Ознакомьтесь с главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017)
Задание 1
Представить классификацию организационно-правовых форм предприятий в виде схемы
Задание 2
Заполните таблицу 1.
Таблица 1 – Особенности организационно-правовых форм коммерческих предприятий
Организационн о-правовая форма предприятия
Основные положени я
Участник и
Образовани е
Управлени е
Распределени е прибыли
Права и обязанност и вкладчиков
Задание 3.
Рассмотреть преимущества и недостатки коммерческих организаций. Данные представить в виде таблицы 2
Таблица 2 – Преимущества и недостатки организационно-правовых форм деятельности предприятий
Предприятия индивидуальные партнерские корпоративные
Преимущества
Недостатки
Практическая работа 4
Проектирование торговых помещений и торговых залов
предприятия коммерческие некоммерческие
Практическая часть
Ознакомьтесь с главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017)
Задание 1
Представить классификацию организационно-правовых форм предприятий в виде схемы
Задание 2
Заполните таблицу 1.
Таблица 1 – Особенности организационно-правовых форм коммерческих предприятий
Организационн о-правовая форма предприятия
Основные положени я
Участник и
Образовани е
Управлени е
Распределени е прибыли
Права и обязанност и вкладчиков
Задание 3.
Рассмотреть преимущества и недостатки коммерческих организаций. Данные представить в виде таблицы 2
Таблица 2 – Преимущества и недостатки организационно-правовых форм деятельности предприятий
Предприятия индивидуальные партнерские корпоративные
Преимущества
Недостатки
Практическая работа 4
Проектирование торговых помещений и торговых залов
предприятия коммерческие некоммерческие
Цель работы: изучить нормативную документацию, регламентирующую требования к торговым зданиям и помещениям, составить план-проект специализированного торгового предприятия.
Средства обучения: наглядные пособия, ГОСТ Р 51773-09 «Услуги торговли.
Классификация предприятий торговли», СНиП РК 3.02-21-2004 «Предприятия розничной торговли», СП 2.3.6. 1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»
Теоретическая часть
Торговые здания и сооружения представляют собой наземные строения с помещениями, предназначенными для выполнения различных торгово-технологических операций. Помещением называется пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное строительными конструкциями.
Помещения магазина подразделяются на:
1) торговые;
2) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
З) подсобные;
4) административно-бытовые;
5) технические.
Расположение основных групп помещений магазина (их планировка) должно быть таким, чтобы между ними обеспечивалась технологическая связь, способствующая перемещению товаров кратчaйшими путями, исключались пересечения движения потоков товаров и покупателей. Кроме того, планировка магазина должна обеспечивать возможность увеличения площади торговых помещений за счет неторговых.
При осуществлении планировки помещений магазина необходимо соблюдать следующие основные требования:
• разгрузочные (платформы или помещения) должны примыкать к помещениям для приемки товаров;
• помещения для приемки следует располагать так, чтобы обеспечивались кратчайшие связи между ними и помещениями для хранения товаров, а также торговыми залами, особенно в том случае, когда товары поступают в таре-оборудовании;
• помещения для хранения товаров не должны быть проходными, их размещают в непосредственной близости от помещений для подготовки товаров к продаже;
• помещения для хранения товаров и подготовки их к продаже должны быть непосредственно связаны с соответствующими отделами торговых залов и располагаться на одном уровне с ними;
• административно-бытовые помещения размещaют таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая связь между ними и другими неторговыми, а также и торговыми помещениями;
• взаимное расположение административно-бытовых помещений определяется их функциями (например, должна быть обеспечена связь между помещениями для отдыха и приема пищи);
• помещения, входящие в одну функциональную группу, следует, по возможности, объединять (например, небольшие по площади помещения для хранения товаров объединять в одно, в мелких магазинах выделять в помещениях для хранения товаров площадь для их подготовки к продаже).
Торговым залом является специально оборудованная основная часть торгового помещения магазина, предназначенного для обслуживания покупателей.
Под устройством торгового зала понимается его конфигурация, размещение внутри здания и относительно других помещений магазина, количество и расположение входов, выходов, оконных проемов и т. п.
Планировка торгового зала заключается в разделении всей его площади на функциональные зоны и размещении внутри них торгового оборудования.