Файл: 1. Теоретический анализ проблемы развития памяти учащихся младшего школьного возраста 6.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретический анализ проблемы развития памяти учащихся младшего школьного возраста
1.1. Понятие памяти, типы, виды и механизмы работы памяти
1.2. Особенности развития памяти младших школьников в процессе учебной деятельности
1.3. Особенности коррекция и развития памяти младших школьников
2. Организация экспериментального исследования по развитию памяти младших школьников
2.1. Организация исследования, описание выборки и диагностических методик
Глоссарий
№ | Понятие | Содержание |
1. | Активность учебная | интенсивность учебной работы, поведенческая форма выражения мотивации учения |
2. | Апперцепция | это зависимость восприятия субъекта от его прошлого жизненного опыта. |
3 | Гештальтпсихология | психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10-х и просуществовавшее до середины 30-х гг. |
4 | Внимание | это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня интеллектуальной, сенсорной или двигательной активности индивида. |
5 | Восприятие | называют отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. |
6 | Внимание | избирательная направленность сознания на определенном объекте или предмете |
7 | Когнитивная психология | направление в психологии, характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса. |
8 | Мотивация | побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность |
9 | Мнемоника | система различных приемов, которые облегчают запоминание и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. |
10 | Мобилизация активности ученика | способ совместной деятельности, в ходе которой создаются условия для проявления каждым учеником индивидуального социально – ценностного отношения к окружающему |
10 | Мышление | психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира |
11 | Наглядно – образное мышление | один из видов мышления, связанный с представлением ситуации и изменений в ней с помощью образов сознания |
12 | Оперативная память | это часть нашей памяти, с помощью которой мы анализируем поступающую информацию. |
13 | Произвольное запоминание | форма запоминания, характеризующаяся наличием определенной цели – запомнить - и специальных средств для ее осуществления |
14 | Память долго временная | подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемая огромным объемом сохраняемой информации |
15 | Память | процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. |
16 | Позиции | устойчивая система отношений человека к различным сторонам окружающей действительности, к себе самому |
17 | Потребность | устойчивая и длительно проявляющаяся сильная нужда человека в чем – либо. |
18 | Саморегуляция | регуляция своего состояния, поведения и деятельности, направленная на осуществление осознанных усилий по сохранению и поддержанию необходимого уровня жизнедеятельности, сдерживания проявления эмоций и т.д. |
19 | Самооценка | это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. |
20 | Словесно – логическая память | специфически человеческий вид памяти, характеризуется наличием языковых и логических схем |
21 | Тревожность | склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. |
22 | Учебная задача | способ организации деятельности учащихся, направленный на анализ условий происхождения теоретических понятий и на овладение соответствующими обобщенными способами действий, ориентированными на некоторые общие отношения осваиваемой предметной области. |
23 | Формирование ассоциации | это психологический механизм научения, который состоит в установлении временных связей между отдельными знаниями или частями опыта человека. |
| ФГОС | (англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов» |
24 | Эмоция | это установление преимущественно формальных родовидовых |
Список использованных источников
-
Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки/ Б.Г. Ананьев. - Труды института по изучению мозга им. В.М.Бехтерева, т. IV. Институт мозга, 2010. - 280 с. -
Арден Дж. Развитие памяти "для чайников". - М.: Вильямс, 2013. - 351 с. -
Активные методы в работе школьного психолога: сб. науч. тр./Редкол.: И.В.Дубровина/– М.: изд. АПН СССР, 2009. – 96 с. -
Альманах психологических тестов/М.: Изд - во КСП, 2010. – 220 с. -
Асеев В.Г. Возрастная психология: учебное пособие./В.Е.Асеева.– Иркутск, 2013. -320 с. -
Аткинсон Р., Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти: Хрестоматия/Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. – 546 с. -
Блонский П.П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с. -
Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. – 420 с. -
Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования./В.Д.Балин. – М, 2009. – 220 с. Белкин Л.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 2012. – 190 с. -
Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема/ Л.И. Божович. Известия АПН РСФСР, № 36, 1999. – 220 с. -
Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у школьников/ Л.И. Божович, Н.Г.Морозова, Л.С. Славина. Известия АПН РСФСР, № 36, 2010. – 260 с. -
Брунер Дж. Процесс учения / Дж. Брунер. Изд – во АПН РСФСР, 2012. – 146 с. -
Барлетт Д., Вирджиния Н. «Прикладная психология» 4-е международное издание/ Д. Барлетт, Н.Вирджиния. –Питер.: Союз, 2010.- 226 с. -
Выготский Л.С., Лурия А.Р. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. – 480 с. -
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2012. – 320 с. -
Габай Т. В. Учебная деятельность и её средства/ Т.В. Габай. – М.: Просвещение, 1999. – 160 с. -
Джеймс У. Память // Психология памяти: Хрестоматия/Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. – 360 с. -
Диагностика факторов успешности учебной деятельности при переходе из начальной школы в среднюю/ - Самара 2009. – 30 с. -
Жане П. Забывание в связи с последовательной сменой различных сознаний // Психология памяти: Хрестоматия/ Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2010. – 280 с. -
Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.371-379. -
Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание /П.И.Зинченко. — М.: Педагогика, 2011. – 130 с. -
Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2010. - С.465-476. -
Зинченко Т. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 320 с. -
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П. Ильин. - СПб.: изд – во Питер, 2010.- 320 с. -
Костромина Н.И. Как увеличить объем памяти ребенка. Зрительные диктанты // Начальная школа. - 2009. - № 4. -
Кулько В. А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться/ В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова. – М.:Знание, 1999. – 134 с. -
Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. Леонтьев А.Н. /Известия АПН, № 7, 1999. – 146 с. -
Леонтьев А. Н. Развитие памяти / А.Н. Леонтьев. — М.: Наука, 2012.- 220 с. -
Леонтьев А.Н. Логическая и механическая память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2010. – 652 с. -
Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. -440 с. -
Лорейн Г. СуперПамять / Пер. с англ. - М.: Эксмо-Пресс, 2006. - 383 с. -
Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2010. – 320 с. -
Матюхина М.В. Мотивация младших школьников/ М.В. Матюхина.– М.:Генезис, 2012. – 156 с. -
Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе//Психология и педагогика, №2, 2011. – 180 c/ -
Мануэль Дж. Смит. Тренинг уверенности в себе/комплекс упражнений для развития уверенности / Дж. Мануэль, Смит. – СПб.: Речь, 2000.- 168 с. -
Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности/ В.В. Нуркова.- М.: Наука, 2000.-180 с. -
Нуркова В.В., Формирование мотивации учения./ А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б.Орлов. – М.: Союз, 2010. – 220 с. -
Отстающие в учении дети (проблемы психического развития)/ под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Курагиной/– М.: Знание, 2009. – 190 с. -
Полуянов Ю. В. Воображение и способности/ Ю.В. Полуянов. – М.: Знание, 2009. – 240 с. -
Психология памяти: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 814 с. -
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми/Под ред. И.В. Дубровиной/– М.: Наука, 2012. – 130 с. -
Славина Л.С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотив деятельности школьника//Изучение мотивации детей и подростков/под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной / Славина Л. С. – М.: Апрель – пресс, 2012. – 164 с. -
Синицкая В. А. Организация коллективной деятельности учащихся на уроке / В.А. Синицкая. – М.: Академия, 2012. – 120 с. -
Развитие логической памяти у детей/Под ред. А.А. Смирнова. - М.: Росно, 2006. — 256 с. -
Смирнов А. А, Психология ребенка и подростка//Изб. психологические труды: т. 1 /А.А. Смирнов. -М.: Академия, 2010. - 190 с. -
Солсо Р. Модели памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2011. – 563 с. -
Тренинг развития жизненных целей/ программа психологического содействия социальной адаптации/- СПб.: Речь, 2014. – 140 с. -
Уотсон Д. Удерживание видимых телесных навыков, или "память" // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.264-269. -
Фрейд З. Забывание впечатлений и намерений // Психология памяти: Хрестоматия/Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. – 280 с. -
Херманн Д. Язык памяти. - М.: Эксмо-Пресс, 2012. - 256 с. -
Формирование учебной деятельности школьников/под ред. В.В. Давыдова, И. Ломпшера, А.К. Марковой.– М.: Знание, 2010.- 164 с. -
Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге / Н.Ю. Хрящева. - СПб.: Речь, Институт тренинга, 2000. – 256 с. -
Цетлин В. С. Неуспеваемость школьников и её предупреждение/ В.С. Цетлин. – М., 2013. - 220 с. -
Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2012. - 368 с -
Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/ Г.И. Щукина. - М.: Новая школа, 2012. – 142 с.
Приложение А Индивидуальные показатели результатов исследования динамики развития памяти учащихся контрольной группы до и после коррекционной работы
№ | Оперативная память | Познавательная активность | Уровни теорети ческого мышле ния | Внимание | ||||
| до | после | до | после | до | после | до | после |
1 | 10 | 10 | 19 | 12 | 13 | 14 | 3 | 2 |
2 | 6 | 9 | 16 | 18 | 18 | 18 | 2 | 2 |
3 | 12 | 16 | 22 | 20 | 16 | 15 | 3 | 3 |
4 | 12 | 10 | 22 | 22 | 18 | 18 | 3 | 2 |
5 | 10 | 12 | 20 | 22 | 16 | 16 | 2 | 1 |
6 | 8 | 6 | 19 | 19 | 14 | 14 | 3 | 2 |
7 | 12 | 12 | 22 | 19 | 14 | 15 | 2 | 2 |
8 | 3 | 3 | 16 | 20 | 13 | 14 | 2 | 2 |
9 | 12 | 10 | 20 | 18 | 14 | 14 | 3 | 2 |
10 | 10 | 10 | 20 | 20 | 16 | 18 | 2 | 1 |
11 | 8 | 10 | 22 | 20 | 18 | 18 | 2 | 3 |
12 | 12 | 12 | 20 | 20 | 16 | 16 | 3 | 3 |
13 | 3 | 4 | 16 | 19 | 18 | 18 | 3 | 2 |
14 | 3 | 4 | 16 | 19 | 18 | 18 | 3 | 3 |