Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный консультант доктор педагогических наук, профессор Е. Н. Шиянов Карачаевск 2009.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 531
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что научное студенческое общество является открытой системой и выступает одним из средств формирования исследовательских умений будущего учителя, причем процесс формирования исследовательских умений будет протекать более эффективно при соблюдении следующих положений:
-
наличие научно-методического совета (центра), который планирует, организует и координирует научно-исследовательскую работу (в данном исследовании - наличие НСО в вузе); -
своевременное повышение квалификации педагогов; -
внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий, передового опыта; -
применение эвристических методов в организации учебной и научно-исследовательской деятельности; -
овладение методами и принципами научного познания в учебно- исследовательской и научно-исследовательской деятельности; -
систематическое участие студентов в работе студенческого научного общества, научных конференциях; -
насыщение образовательного процесса творческими заданиями, создание проблемных ситуаций на учебных занятиях; -
комплексное применение дидактических, технических средств в исследованиях; связь теории с практикой. -
повышение продуктивности усвоения учебного материала и творческого применения его на практике; -
естественный переход от учебно-познавательной, учебно- исследовательской работы к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в процессе профессионального труда.
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Изменение стратегии деятельности образовательных учреждений высшего педагогического образования повлекло за собой изменения в организации и содержании научно-исследовательской работы студентов, а также привело к необходимости создания определенных психолого- педагогических условий для обеспечения ее успешного функционирования.
Начальным этапом экспериментальной работы нашего исследования выступила диагностика развития исследовательских умений будущего учителя.
В своей работе на первом этапе констатирующего эксперимента мы опирались на опыт исследования Т.Н. Шипиловой и взяли за основу анкету «Роль исследовательской деятельности в профессиональном становлении педагога» [167]. В процессе констатирующего эксперимента мы проанализировали, какое значение уделяют студенты 1-5 курсов психолого - педагогического факультета СГПИ (общее число студентов 258 человек) исследовательским умениям в их подготовке к профессиональной педагогической деятельности. В проведенном анкетировании закрытого типа студентам было предложено ответить на вопрос «Какова, на Ваш взгляд, роль исследовательских умений в профессиональном становлении педагога?». Характер ответов определял выбор одного из трех предложенных вариантов:
-
Исследовательские умения не стоит выделять в отдельное условие в системе подготовки будущего учителя к его педагогической деятельности. -
Формирование исследовательских умений - одно из условий в системе подготовки будущего учителя к его будущей деятельности. -
Формирование исследовательских умений - необходимое и главное условие в системе подготовки будущего учителя к его будущей деятельности.Выявились три варианта отношений к исследуемому объекту: позитивное, индифферентное и негативное. Результаты опроса приведены в таблице 3, в которой отражено отношение студентов к приобретению исследовательских умений как условию формирования их готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Таблица 3 Отношение | Курсы обучения, число студентов | В | |||||
студентов | 1 курс | 2 курс. | 3 курс | 4 курс | 5 курс | сред | |
(критерии) | (26чел.) | (54чел.) | (62чел.) | (64чел.) | (52 чел.) | нем, % | |
1. Позитивное | 42,3% | 48,2% | 51,6% | 43,8% | 65,4% | 50,3% | |
| (11 чел.) | (26 чел.) | (32 чел.) | (28 чел.) | (43 чел.) | | |
2. Индифферент | 30,8% | 22,2% | 38,7% | 40,6% | 23,1% | 31,1% | |
ное | (8 чел.) | (12 чел.) | (24 чел.) | (26 чел.) | (12 чел.) | | |
3. Негативное | 26,9% | 29,6% | 9,7% | 15,6% | 11,5% | 18,6% | |
| (7 чел.) | (16 чел.) | (6 чел.) | (10 чел.) | (6 чел.) | |
Проанализировав полученные данные, следует отметить, что в целом по факультету наблюдается позитивное отношение к исследовательской деятельности (50,3%), и отражает главное и необходимое условие в системе подготовки будущего учителя к его будущей деятельности - формирование исследовательских умений.
Индифферентное отношение высказали 31,1% опрошенных студентов, и это означает, что студенты выделяют процесс формирования исследовательских умений как одно из условий в системе подготовки будущего учителя, но это не является главным и определяющим в процессе их обучения в вузе.
Отношение студентов к исследовательской деятельности
Негативное отношение к исследовательской деятельности выявлено у 18,6% студентов. Данный факт показывает, что данные студенты не считают целесообразным выделение процесса формирования исследователь
ских умений в отдельное условие в системе подготовки будущего учителя к его педагогической деятельности.
Проанализировав отношение студентов к исследовательской деятельности от первого курса к пятому, были выявлены следующие особенности:
-
на первом курсе наблюдается в целом позитивное отношение к исследовательской деятельности (42,3%), но в тоже время индифферентное отношение выявлено у 30,8%, а негативное у 26,9%. Данное обстоятельство объясняется тем, что студенты, поступившие на первый курс обучения, не владеют терминологическим аппаратом, не знакомы со структурой и сущностью исследовательской деятельности, а в частности, и с процессом формирования исследовательских умений. Ответы студентов чаще носили интуитивный характер, которые базировались на знаниях, полученных в школе; -
на втором курсе отмечается повышение позитивного отношения к исследовательской деятельности (48,2%), что объясняется активностью и направленностью студентов на самостоятельный исследовательский поиск. В то же время наблюдается снижение индифферентного отношения (22,2%), но повышение отрицательного отношения к исследовательской деятельности (29,6%). В ходе беседы с данными студентами было выявлено, что в первую очередь это связано с написанием курсовой работы. Как показывает практика, студенты испытывают затруднения при формулировании темы, отборе материала, при работе с научной, учебной и методической литературой, разработке методологического аппарата, неумении самостоятельно разработать программу эксперимента и грамотно представить результаты исследования; -
третий курс обучения характеризуется тем, что студенты в конце учебного года проходят итоговую государственную аттестацию, одной их форм которой является написание выпускной квалификационной работы. По результатам анкетирования студентов третьих курсов мы получили следующие данные: отмечается значительное увеличение позитивного отношения студентов к исследовательской деятельности (51,6%), индифферентное отношение наблюдается у 38,7%, а негативное у 9,7% студентов. Это объясняется рядом причин: во-первых, студенты уже владеют большим объемом теоретических знаний, и в частности, по методике организации научного исследования; во-вторых, студенты имели возможность отработки практических навыков в ходе написания курсовой работы на втором курсе обучения и на данном этапе имеют возможность их реализации при написании выпускной квалификационной работы; в-третьих, по результатам беседы, к третьему курсу обучения многие студенты планируют получить высшее образование и в дальнейшем связать свою жизнь с наукой.
-
на четвертом курсе мы наблюдаем снижение позитивного отношения к исследовательской деятельности (43,8%). Это в первую очередь связано с поступлением на высший уровень профессионального образования студентов из других вузов и ссузов. Индифферентное отношение выявлено у 40,6%, отрицательное отношение - у 15,6% студентов. В ходе беседы со студентами было выявлено, что в процессе обучения в других вузах не у всех наблюдается четко сформированная система знаний об исследовательской деятельности в целом, и о структуре исследовательского поиска в частности. Для данных студентов была запланирована работа методологического семинара «Методологическая культура педагога- исследователя» . -
обучение на пятом курсе показывает значительное повышение отношения студентов к исследовательской деятельности (65,4%), индифферентное отношение наблюдается у 23, 1%, и отрицательное отношение у 11,5%.
Следовательно, можно сделать вывод, уже на первом курсе студентам необходимо показать педагогическую значимость приобретения исследовательских умений в их профессионально-педагогической деятельности и начинать их формирование в учебном процессе.
Для того, чтобы определить эффективность формирования исследовательских умений, контролировать процесс овладения ими, своевременно принимать меры, направленные на совершенствование данного процесса, необходимо определить уровни их формирования на основе ранее обозначенных критериев, показать эффективность применяемых методов, приемов обучения, а также факторов, влияющих на процесс и результат формирования исследовательских умений будущего учителя.
Целью констатирующего этапа эксперимента явилось выявления исходного уровня сформированности исследовательских умений будущего учителя, а также определение направленности личности, заключающееся в мотивации предстоящей деятельности. Для решения этой цели были определены экспериментальная (80 чел.) и контрольная (80 чел.) группы испытуемых, в которые входили студенты 3-5 курсов психолого-педагогического факультета Ставропольского государственного педагогического института. Выбор данной группы испытуемых позволил выявить более качественные показатели, так как студенты уже овладели первоначальными знаниями о научно- исследовательской работе и имели опыт участия в научных мероприятиях.
Для определения направленности личности нами использовалась методика, разработанная Б. Басом (Приложение 1), с помощью которой выявляются следующие направленности [16]:
-
Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависи
-
мость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. ,
Определение направленности личности (методика Б. Басса)
(констатирующий этап эксперимента)
Результаты проведенной методики представлены в таблице 4:
Таблица 4 Направленности лично | Количественные показатели | |
сти | ЭГ | КГ |
| (80 чел.) | (80 чел.) |
На себя (Я) | 42% | 38% |
| (34 чел.) | (30 чел.) |
На общение (О) | 34% | 44% |
| (27 чел.) | (35 чел.) |
На дело (Д) | 24% | 18% |
| (19 чел.) | (15 чел.) |