Файл: Тема диссертации Формирование готовности будущих педагогов к организации учебно исследовательской деятельности школьников в историко культурном пространстве региона План глава i..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 265
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сравнение отличий интегральной оценки готовности студентов (уча¬стников эксперимента) к исследовательской деятельности на входе в экс¬перимент с итоговыми результатами показало наличие существенных ста¬тистически значимых различий в экспериментальных группах (таблица 14). Имеются изменения и в контрольных группах, но значимость их не столь высока.
Таблица 14
Сводные данные интегральной оценки готовности к исследовательской деятельности студентов экспериментальных и контрольных групп (на входе в эксперимент и на выходе)
Интегральный уровень готовности к исследовательской деятельности СурГПИ ШГПИ
1 курс 5 курс 1 курс 5 курс
Высокий (8 – 9 уровни) 0 18 0 0
Выше среднего (6 – 7 уровни) 0 31 0 5
Средний (4 – 5 уровни) 0 34 0 23
Ниже среднего (2 – 3 уровни) 0 13 0 27
Низкий (0 – 1 уровни) 4 4 5 39
Не сформирован (0 уровень) 96 0 95 6
Х2 – 174 Х2 – 52,7
Поскольку в экспериментальных группах %2ЭМП. (его значение 174, 2)
л
на много больше х кр., значение которого равно 11, 070 (для р = 0,05) и 15, 086 (для р = 0,001), то это означает, что распределения очень существенно
различаются и эти различия статистически значимы и не случайны. В кон –
2 2 трольной же группе % эмп. (его 52, 7) тоже больше % кр., значение которого
равно 11, 070 (для р = 0,05) и 15, 086 (для р = 0,001), то это означает, что распределения статистически различаются, но эти различия не столь зна – чимы и вполне могут быть случайными.
Таким образом, два представленных выше распределения значимо различаются, что свидетельствует о более высокой эффективности экспе – риментальной системы формирования у будущих педагогов готовности к исследовательской деятельности.
Сопоставление результатов сформированности компонентов готовности выпускников СурГПИ 2000 и 2005 годов
Эффективность и приемлемость реализованной системы подтвер – ждена и в ходе сопоставления полученных в 2005 году итоговых результа – тов готовности студентов экспериментальных групп к исследовательской деятельности с аналогичными данными выпускников 2000 года. Сравне¬ние проведено по всем компонентам, полученные результаты отражены в таблице 15. Более подробно сравнительные данные по всем компонентам отражены в диаграммах 6, 7, 8, 9 (приложение 3). Все материалы подтвер – ждают, что более высокие результаты готовности к исследовательской деятельности достигнуты выпускниками, прошедшими подготовку в рам – ках экспериментальной системы.
Таблица 15
Компоненты
Мотивацион – Ориентировоч¬ Технологиче¬
Когнитивный ный ный ский
Уровни 2000 2005 2000 2005 2000 2005 2000 2005
Высокий 11 55 2 25 0 60 4 54
Средний 36 40 15 70 38 36 31 41
Низкий 49 5 69 5 49 4 58 5
Не сформирован 4 0 14 0 13 0 7 3
(у2) х2= 69,4 х2 = 124,53 У 2= 111,26 г2=90,68
Подтверждают это и результаты сопоставления интегральной оценки готовности выпускников СурГПИ 2000 года (до начала эксперимента) и 20005года (после эксперимента в группах, охваченных обучением по соз¬данной нами системе), которые представлены в таблице 16.
Таблица 16
Сводные данные интегральной оценки готовности студентов выпускных курсов СурГПИ к исследовательской деятельности (2000 и 2005гг)
Интегральный уровень готовности к ИД СурГПИ (2000) СурГПИ (2005)
Высокий (8 – 9) уровень 0 18
Выше среднего (6 – 7) уровень 3 31
Средний (4 – 5) уровень 21 34
Ниже среднего (2 – 3) уровень 30 13
Низкий (0 – 1) уровни 36 4
Не сформирован (0 уровень) 10 0
(г2) Х2 = 86,45
Обобщая полученные данные, мы подошли к выводу, что итоговые результаты готовности основных участников эксперимента (студенты экс – периментальных групп СурГПИ) имеют статистически значимые различия в сравнении сопоставляемыми результатами других выборок.
Завершая экспериментальную работу, мы посчитали необходимым определить степень удовлетворенности (неудовлетворенности) участников эксперимента ходом и результатами реализации предложенной нами сис¬темы формирования готовности будущих педагогов к исследовательской деятельности. Для её изучения использован такой показатель как индекс удовлетворенности (неудовлетворенности), который вычислялся по сле¬дующей формуле
= а(+1) + ¿>(+0,5) + с( – 0,5) + ¿( – 1) + с(0) (3)
N К
где а (+ 1) – респонденты удовлетворены полностью; Ь (+ 0,5) – ско¬рее удовлетворены, чем не удовлетворены; с ( – 0,5) – не знаю; <1 ( – 1) – ско¬рее не удовлетворены, чем удовлетворены; е (0) – не удовлетворены; N – общее количество ответов. При такой технике исчисления (+1) выражает
максимум удовлетворенности, ( – 1) – максимум неудовлетворенности. Для проверки достоверности полученного результата были определены коэф – фициент удовлетворенности (Ку) и коэффициент значимости (Кз), которые вычисляли по формулам:
(4; 5),
п2 п
где П1 – число положительных ответов, ш – число отрицательных от¬ветов, N – число опрошенных.
Шкала интервалов удовлетворённости результатами формирования
готовности к исследовательской деятельности
При определении уровня удовлетворенности (неудовлетворенности) мы опирались на методику А.А. Кыверялга (148). Поскольку коэффициент значимости изменяется в пределах от ( – 1) до (+1), то в соответствии с его методикой построения шкал, уровни удовлетворенности (неудовлетворен – ности) определяли по представленным в таблице 17 интервалам:
Таблица 17
Уровень удовлетворенности Низкий Средний Высокий
Значение коэффициента значимости [ – 1,00; – 0,51] [ – 0,50; +0,50] [+0,51; – 11, 00]
Ниже в таблице 18 представлены полученные нами результаты опро¬са студентов, преподавателей и руководителей исследовательских работ.
Таблица 18
Динамика удовлетворенности студентов и преподавателей результатами формирования готовности исследовательской деятельности
Этап ЭР Коэффициент удовлетвор. Коэффициент значимое. Уровень удовлетво –
ПРННПРТИ
студенты преподаватели студенты преподаватели
Констат. – 1,93 0,57 – 0,117 0,123 средний
Формир. 3,11 3,87 0,452 0,462 средний
Оценочн. 5,47 5,61 0,583 0,512 высокий
Повышение степени удовлетворенности до высокой оценки студен¬тов и преподавателей подтверждает правильность выбранного нами на¬правления и эффективности предложенной системы формирования у бу¬дущих педагогов готовности к исследовательской деятельности. Так, если на первых этапах эксперимента было пропорциональное соотношение ме¬жду удовлетворенными респондентами и неудовлетворенными, то к концу на одного неудовлетворенного приходится более пяти удовлетворенных, то есть в пять раз больше.
Таким образом, мы можем вполне обоснованно утверждать, что у студентов экспериментальных групп благодаря реализации нашей системы формирования готовности к исследовательской деятельности произошли существенные статистически значимые изменения по всем компонентам названной готовности.
Эксперты, оценивая действенность системы формирования готовно¬сти будущих педагогов к исследовательской деятельности, отметили, что её отличают открытость, чёткость, вариативность и динамичность струк¬турной организации, гибкое использование и оптимальное сочетание дея – тельностных и традиционных технологий профессионального обучения, возможность раннего включения студентов в решение исследовательских задач, адекватных решаемым педагогом в современной образовательной практике. Она обеспечивает постепенное и поэтапное достижение цели с учётом уровня развития у студентов способности решать разные типы ис¬следовательских задач, компонентов готовности к исследовательской дея¬тельности, наличия опыта её осуществления. Главным её преимуществом является наличие, как минимум, двухсторонних связей между всеми ком¬понентами и её органичное «вплетение» в общую систему профессиональ¬ной подготовки будущих педагогов.
Итоговое заключение экспертов полностью совпадало с нашими вы¬водами о причинах более успешного и результативного формирование го¬товности к исследовательской деятельности у студентов эксперименталь¬ных групп. Стабильные и высокие результаты по всем компонентам дос¬тигнуты за счёт того, что в образовательной системе педвуза была создана специальная функциональная подсистема, построенная на основе принци¬пов деятельностного подхода к образованию, в которой:
– определен комплекс значимых для профессиональной педагогиче¬ской деятельности исследовательских задач и для каждой из них опреде¬лена ориентировочная основа способа их решения;
– освоение ориентировочной основы способа решения каждой про – фессионально значимой исследовательской задачи входило в содержание интегрированной учебной программы и являлось подцелью общей цели профессиональной подготовки;
– содержание образования структурировано по предметно – деятель – ностному принципу и была осуществлена междисциплинарная интегра¬ция;
– обеспечивалось рациональное сочетание традиционных и активи – зирующих формирование готовности студентов к исследовательской дея – тельности форм и методов освоения содержания учебной программы;
– технология обучения предусматривала моделирование исследова – тельской деятельности и использование специальных форм учебной дея – тельности, обеспечивающих перевод предметных знаний в деятельностные способы решения исследовательских задач;
– в процессе обучения создавались условия для развития самооценки студентов;
– студенты с первых лет обучения включались в совместную иссле – довательскую деятельность с другими студентами и преподавателями;
– содержание педагогической практики было ориентировано на ре¬шение студентами разных типов исследовательских задач, а способы орга¬низации, преемственность и интеграция всех её видов между собой и с процессом обучения в вузе обеспечили приобретение студентами опыта решения исследовательских задач и одновременно служили средством проверки сформированиости у них компонентов готовности к исследова¬тельской деятельности;
– закрепление опыта исследовательской деятельности осуществля¬лось в процессе активной самостоятельной работы студентов;
– комплексная, интегрированная, объединённая общей тематикой на¬учно – исследовательская и учебно – исследовательская работа студентов являлась одновременно и формой их обучения исследовательской дея¬тельности, и способом приобретения и закрепления опыта решения про¬фессиональных исследовательских задач, и формой контроля сформиро¬ваниости как отдельных компонентов
, так и целостной готовности к осу¬ществлению исследовательской деятельности.
Таким образом, гипотеза о результативности разработанной нами системы формирования готовности будущих педагогов к исследователь¬ской деятельности получила достаточно достоверное эмпирическое под¬тверждение.
Заключение
В ходе нашего исследования мы установили, что в современных ус – ловиях актуальность решения педагогами исследовательских задач значи – тельно возросла. Это нашло отражение, как в научной литературе, так и в официальных документах, в которых исследовательская деятельность пе – дагога рассматривается в качестве обязательного, объективно необходимо – го компонента его профессиональной деятельности, обеспечивающего эф – фективность и максимальную результативность педагогического труда.
Однако существующая практика высшего педагогического образо – вания в части подготовки будущих педагогов к исследовательской дея – тельности имеет многочисленные недостатки, и не обеспечивает подго – товку будущих учителей, воспитателей на должном уровне. Таким обра¬зом, нами выявлено противоречие между потребностью в подготовке пе¬дагогов, понимающих роль и значение решения исследовательских задач в своей профессиональной деятельности, умеющих ставить и решать такие задачи, и возможностями педагогических вузов обеспечить подготовку пе¬дагогов, отвечающих этим требованиям. Это обусловливает актуальную потребность в совершенствовании систем педагогического образования. Успешное решение этой проблемы невозможно без опоры на разработан – ную научную базу. Но как показал наш анализ, в научном обеспечении подготовки будущих педагогов к исследовательской деятельности не про – работаны многие принципиально важные вопросы построения соответст – вующих педагогических систем. Исходя из результатов этого анализа, мы поставили проблему создания теоретически обоснованной и эксперимен – тально апробированной модели системы подготовки будущих педагогов к исследовательской деятельности.
В ходе решения этой проблемы мы определили систему подготовки будущих педагогов к исследовательской деятельности как функциональ – ную подсистему общей педагогической системы вуза, имеющую свои це¬ли, содержание, технологии и организационные формы, механизмы кон¬троля и оценки результатов.
На первом шаге разработки теоретической модели разрабатываемой системы мы обосновали выбор деятельностного подхода к ее построению и определили основные принципы его реализации. Затем были определены теоретико – методологические основания моделирования каждого из ком – понентов системы.