Файл: 1 Определение психосоматики, ее предмет и задачиНа сегодняшний день не существует единого определения тер мина психосоматика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 536
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
53
стрессоустойчивости и формированию навыков преодоления стрес- са, в том числе обучение техникам релаксации.
Психофизиологические теории психосоматических расстройств делают акцент на прояснении механизмов возникновения расстрой- ства. Исследования в рамках данного подхода отличаются четким экспериментальным планом, но критикуются за биологический редукционизм.
2.3. Модель психосоматического соотношения
в культурно-историческом подходе
Итак, мы рассмотрели подходы, которые подчеркивали, с одной стороны, психологическую причину психосоматических заболева- ний (сильные переживания и невозможность с ними справиться, столкновения смыслов и их вытеснение в тело, демонстрация кон- фликта через тело и пр.). Радикальные концепции в рамках такого подхода во всех болезнях видят психологическое начало и наделяют любую болезнь определенным психологическим смыслом (воспале- ние миндалин на эмоциональном уровне означает гнев из-за того, что что-то не удается: в переносном смысле есть что-то, что человек не может проглотить. Предлагается проанализировать, что же чело- веку не удается? Какой кусок оказался для него слишком большим?
А на ментальном уровне воспаление миндалин означает, что какая-то часть сознания настроена чересчур критично, и человек, считающий себя абсолютно правым, вынашивает идею бунта — против самого себя или кого-то другого. Ему рекомендуется пережить эту ситуацию с большей любовью и пониманием).
Другой же подход ищет физиологическую и анатомическую причину психосоматических расстройств, предполагая их причиной стрессовую реакцию или нарушение работы условных рефлексов.
И если стрессовая реакция выступает психофизиологическим фено- меном (физиологическая реакция может запускаться психологиче- ской оценкой ситуации как стрессовой), то радикальные концепции в рамках этого подхода считают психику эпифеноменом деятельно- сти нервной системы, а жизненные ситуации и психосоматические
54
расстройства, якобы ими спровоцированные, лишь случайным со- впадением во времени.
Биопсихосоциальная модель психосоматических расстройств на современном этапе ставит основой особенности генетики и эпи- генетические факторы, имеющие и социальные, и психологические аспекты. Но как преодолеть «коллекционирующий» характер име- ющихся психологических факторов и психосоматических моделей, соединить их в единой концептуальной схеме? Как объяснить не просто психологические феномены нашего организма, но телес- ности как существующей реальности?
Это становится возможным при пересмотре объекта психосо- матической проблемы и включении в него телесности как развива- ющегося культурно-исторического явления, т. е. с использованием подхода, заложенного Л. С. Выготским (1896–1934).
Цитата из записных книжек Л. С. Выготского: «Наша точка зрения: единство психофизиологических процессов и главенство психического момента... вершинная точка зрения в психофизиоло- гической проблеме. Главное: возможность, вносимая сознанием, нового движения, нового изменения психофизиологических про- цессов, новых связей, нового типа развития функций, в частности, исторического с изменением межфункциональных связей — случай невозможный в плане органического развития: психологические системы. Возможность социального сознательного опыта, а отсюда и первичность сознательных структур, строящихся извне, через общение, что невозможно для одного, возможно для двух... Идея психологической физиологии» [Выготский, 1982, с. 66].
Все, с чем имеет дело человек, в том числе и его тело, дано ему в культурно преобразованном виде и заключено в определенную исторически и культурно детерминированную перспективу. Идея
«культурного» тела, его символической природы, неоднократно об- суждалась в философской антропологии (Э. Кассирер). Но как прин- цип универсальной роли символического в культуре может раскрыть психологическое содержание культурных феноменов телесности?
В своих работах отечественные авторы обосновывают перенос представлений Л. С. Выготского о закономерностях психологическо- го онтогенеза, опосредствованном строении высших психических
55
функций (ВПФ) на телесность, т. е. телесность рассматривается как
ВПФ [Николаева, Арина; Тхостов].
Мысль о новом качестве физиологических систем человека, возникающем, образно говоря, «сверху» (вследствие культурно- исторического становления сознания), может быть отнесена ко всей соматической сфере человека. Телесность человека в ходе его куль- турного развития обретает новое качество, теряя свой «натуральный» характер, формируется по культурно-историческому типу развития.
В развитии ребенка существует как бы две переплетенных линии: первая следует путем естественного созревания; вторая со- стоит в овладении культурой, способами поведения и мышления.
Развитие ВПФ идет не через их саморазвитие, а через использование ребенком «психологических орудий», путем овладения системой знаков-символов.
Существует процесс интериоризации и экстериоризации. Имен- но сотрудничество со взрослым является главным источником раз- вития ВПФ и личности. Социальная среда — не фактор, а главный источник развития личности, при этом ребенок активен в процессе социализации.
Так, младенец, испытывая дискомфорт, начинает реагировать за- ложенным природой способом: хныкать, плакать, кричать. Мать, ре- агируя на эти проявления, означивает этот дискомфорт (называет его) и удовлетворяет соответствующим образом потребность ребенка.
Например, младенец хнычет, желая привлечь внимание матери, мать означивает это переживание как «ты, наверно, голоден» и начинает кормить ребенка. Впоследствии, при определенных обстоятельствах, чувство тревоги может идентифицироваться человеком как голод и сопровождаться соответствующим поведением — заеданием. По- степенно человек перестает реагировать на физические состояния детской реакцией плача и крика, используя слова для обозначения своего состояния и выстраивая цепочку поведения, интериоризирует навыки ухода за телом, отношения к телу, здоровью и болезненным состояниям и пр.
В результате такого подхода изменяется общее представление о телесном развитии человека (нормальном и аномальном), о за- кономерностях и механизмах социализации телесных феноменов
56
в норме и патологии: центральным источником нарушения телес- ных функций и возникновения психосоматических расстройств становится отклонение от культурного пути развития.
Телесность формируется близкими взрослыми, присваивается ребенком из социума с самого рождения. Основной фактор развития младенца — ближайший взрослый с его опытом, его личностью, которые фиксированы в культурном опыте всего человечества.
Именно эта включенность взрослого и способствует организации телесных процессов младенца [Николаева, Арина].
В следующей главе мы рассмотрим формирование телесности более подробно, но забегая вперед отметим, что опираясь на идею о сознании как о четырехуровневой структруре — биодинамическая ткань сознания, чувственная ткань сознания, знаковый уровень и смысловой уровень [Зинченко], — мы видим, что телесность проходит через все эти уровни, формируясь, по сути, на биодина- мическом уровне (анатомическое строение мозга и его функциони- рование), ощущаясь нами через чувственную ткань, интериоризи- руясь на знаковом уровне, приобретая смыслы и направляясь ими на смысловом уровне.
В качестве подведения итогов главы мы скомпоновали основные идеи подходов к психосоматическим расстройствам в табл. 1.
Таблица 1
Сводная таблица психологических подходов к психосоматическим
расстройствам
Показатель
Психоаналитиче- ский подход
Психофизиологиче- ский подход
Культурно- исторический подход
Причина психосома- тического расстрой- ства
Прорыв/демонстра- ция конфликтного смысла, который вы- бирает «говорящий» симптом и орган.
Язык тела в форме аллегории воплощает конфликтный смысл
Хроническое дли- тельное нарушение работы высшей нерв- ной деятельности, вызванное перена- пряжением нервных проце ссов в коре больших полушарий
Центральным ис- точником нару- шения телесных функций и воз- никновения пси- хосоматических расстройств ста- новится отклоне-
57
Показатель
Психоаналитиче- ский подход
Психофизиологиче- ский подход
Культурно- исторический подход
(в частной психосо- матике: через сер- дечно-сосудистые заболевания; болез- ни эндокринной си- стемы, дыхательной системы; желудоч- но-кишечного трак- та; репродуктивной системы; иммунной системы)
и действием неадек- ватных по силе и дли- тельности внешних раздражителей.
Вариант функциони- рования организма и психики как реак- ция на стресс.
Нарушение работы условных рефлексов.
Результат выученной беспомощности ние от культурно- го пути развития; нарушения при взаимодействии и взаимопереходе единиц сознания: смысл, значение, чувственная ткань, биодинамическая ткань
Симптомо- генез
Симптомогенез свя- зан со структурой личности. Большую роль играет физио- логический компо- нент внутреннего э м о ц и о н а л ь н о го конфликта и харак- тер содержания это- го эмоционального конфликта
Неспецифичен и не связан с содержанием и смыслом эмоцио- нального конфликта.
Существует вне связи с культурой и соци- альной средой и пред- ставляет собой приоб- ретенные навыки для адаптации к среде.
Разнообразие психо- соматических отно- шений связано с вза- имодействием лич- ностных факторов, конституциональной предрасположенно- стью, соматическим и психическим за- болеванием
Корни психосо- матических рас- стройств нужно искать в отклоне- ниях развития каж- дой составляю- щей: смысл, значе- ние, чувственная ткань и биодина- мический уровень, а также в наруше- ниях средств их соединения
Критика
Недо статочно сть описания физиологи- ческого механизма
Биологический ре- дукционизм
Фундамент а ль- ность, недостаточ- ность описания
Продолжение табл. 1
Показатель
Психоаналитиче- ский подход
Психофизиологиче- ский подход
Культурно- исторический подход в о з н и к н о в е н и я психо соматических расстройств. Слабая доказательная база.
Образность и мета- форичность языка психоанализа. Пси- хологический редук- ционизм механизмов на- рушений и отсут- ствие конкретных техник
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Опишите модель формирования психосоматического заболева- ния согласно Александеру.
2. Сформулируйте основные положения кортико-висцеральной теории психосоматических расстройств.
3. Опишите основные положения культурно-исторического подхода к психосоматическим расстройствам.
4. Что такое вторичная выгода?
5. Что такое конверсия с точки зрения психоанализа?
6. Дайте определение выученной беспомощности.
7. Дайте определение понятию «стресс».
8. Объясните, каким образом стресс участвует в формировании психосоматических расстройств.
9. Дайте определение термину «соматизация».
Окончание табл. 1
59
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
3. ÏÑÈÕÎËÎÃÈß ÒÅËÅÑÍÎÑÒÈ
Дано мне тело — что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
Осип Мандельштам
Прежде чем перейти к телесности, разберем понятия «схема тела» и «образ тела», имеющие прямое отношение к телесности.
3.1. Схема тела
Схема тела — конструируемое мозгомвнутреннее представ- ление, модель тела, отражающая его структурную организацию
и выполняющая функции:
• определение границ тела;
• формирование знаний о нем как о едином целом;
• восприятие расположения, длин и последовательностей зве- ньев, а также их диапазонов подвижности и степеней свободы.
В основе схемы тела лежит совокупность упорядоченной ин- формации о динамической организации тела человека.
Источниками представлений о схеме тела явились наблюдения фантомной боли после ампутации конечности (Амбруаз Паре,
XVI в.). Фантомная боль — ложное ощущение, иллюзия присутствия утраченной части тела [Давыдов и др.].
В обычной жизни мы можем наблюдать феномен включения и внешних предметов в схему тела: спортсмен, привыкший, допу- стим, к весу и размеру старой теннисной ракетки, поначалу допуска- ет ошибки при приеме/подаче мяча, если новая ракетка отличается по этим показателям (например, короче предыдущей).
При различных поражениях головного мозга также наблюда- ются расстройства схемы тела. Оливер Вольф Сакс (Oliver Wolf
60
Sacks, 1933–2015) описывал случай, когда пациент, задремав, упал с больничной койки. Сидя на полу, он крайне возбужденно давал объяснения: он нашел у себя на койке неизвестно кому принад- лежащую отрезанную человеческую ногу и решил выбросить ее, но по неизвестной больному причине за больным последовало его собственное тело, и он упал с кровати. По неизвестной причине пациент якобы стал привязан к этому куску мяса. Он предположил, что одна из медсестер подшутила над ним: пробралась в прозектор- скую, выкрала оттуда отрезанную ногу и подложила ее в кровать.
На вопросы, где его собственная нога, он отвечает, что она просто исчезла [Сакс].
О. В. Сакс привел описание расстройства узнавания тела («со- матопарафрения»), причиной которого может быть поражение одной или обеих теменных долей, повреждение задних церебральных об- ластей коры (височно-теменной узел) и повреждение задней части островка и подкорковых структур, таких как базальные ганглии.
Именно схема тела является одним из основополагающих эле- ментов телесности.
3.2. Образ тела
Образ тела — осознаваемое субъектом ментальное представ-
лениео собственном теле (Пауль Шильдер, 1935).
Телесные иллюзии могут дать нам представления об особенно- стях функционирования образа тела. Так, если испытуемого очень легко ударяют по руке маленьким молоточком в течение 5 минут (при этом его рука спрятана от испытуемого за экраном) и звук от удара заменяют на звук удара молотка о кусок мрамора, предъявляемый испытуемому через наушники, то он начинает воспринимать руку более жесткой, тяжелой, менее чувствительной и неестественной.
То есть происходит искажение привычных характеристик тела
(данная иллюзия базируется на тактильно-слуховой интеграции стимулов).
Для возникновения подавляющего большинства иллюзий кри- тичными являются синхронность и согласованность предъявляемых