Файл: 1 Определение психосоматики, ее предмет и задачиНа сегодняшний день не существует единого определения тер мина психосоматика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 538
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
80
в неблагополучных бытовых условиях. Курение с 40 лет. В период пребывания в стационаре общее самочувствие хорошее, информи- рован о назначенных лекарственных препаратах, строго соблюдает режим приема лекарств, снизил количество сигарет в день с 20 до 4.
По данным тестирования выявлен диффузный тип отношения к болезни, уровень тревоги и депрессии в норме. В момент выписки пациент настроен «усилить контроль за собой, работать до не- усталости». Спустя 8 месяцев после инфаркта миокарда пациент отказался от курения полностью, посетил участкового терапевта, принимает препараты, назначенные при выписке, работает 8-ча- совой рабочий день (без ночных дежурств).
Пример игнорирования нового опыта существования: женщи- на, 57 лет, замужем, образование среднее специальное. Работает акушеркой посменно; отмечает, что работа требует чрезмерного эмоционального напряжения. Артериальная гипертензия с 2009 г., но не наблюдалась у специалиста, прием препаратов нерегулярный
(самоназначение). Госпитализирована в течение последних трех месяцев повторно с инфарктом миокарда. Актуальные жалобы: нарушения сна, при нагрузке — ощущение тяжести в области сердца, «сердце как тряпка» (со слов специалиста по ЭКГ). По- следние несколько месяцев «живет в постоянном стрессе» из-за семейных разногласий, ситуация с сыном «разорвала сердце», чувствует обиду за внука и беспомощность что-либо изменить.
Тип отношения к болезни диффузный, депрессия и подавленное настроение по результатам опросников. При выписке можно от- метить информированность пациента о назначенных препаратах, при этом утверждает, что «врачи не рассказывали, какого образа жизни должен придерживаться человек с заболеванием сердеч- но-сосудистой системы». Считает, что предотвратить обострение заболевания могла бы «спокойная размеренная жизнь», что невоз- можно в ее случае. Планирует меньше нервничать и реагировать на внешние стрессоры [Чернорай];
10) социокультурные, в том числе образование, особенности семейной и национальной культуры.
Типы отношения к болезни могут классифицироваться:
• по нарушению реакции на заболевание (нормонозогнозия, гипернозогнозия, гипонозогнозия, диснозогнозия, анозогнозия, представлены в табл. 3);
81
Таблица 3
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Классификация нарушений реакций на заболевание
Тип нарушения реакции на заболевание
Оценка состояния
Оценка болезни
Тип реагирования, поведение
Нормонозогнозия
Пациент адекватно оце- нивает свое состояние и перспективы
Оценка совпадает с оцен- кой врача
Адекватные ситуации и бо- лезни
Гипернозогнозия
Складывается под воздей- ствием переживаний, свя- занных с выраженным телесным дискомфортом
(перцептивная схема болез- ни). Характерна яркость и образность, преувеличение жалоб
Склонность переоцени- вать значимость отдель- ных симп томов и болезни в целом, ее последствий; болезнь воспринимается как совокупность угрожаю- щих жизни симптомов
Обостренное самонаблюде- ние, демонстративность. Свой- ственны пассивное совладание с заболеванием, отказ от само- стоятельных действий. От- ветственность за все значимые события, связанные с соматиче- ским страданием, переносится на других людей.
Характерна эмоциональная модальность реагирования на заболевание (подавленность, тревога, страх)
82
Тип нарушения реакции на заболевание
Оценка состояния
Оценка болезни
Тип реагирования, поведение
Гипонозогнозия
Складывается из совокуп- ности информации об име- ющемся соматиче ском неблагополучии (концеп- туальная схема болезни), отрицание беспокойства по поводу утраты здоровья и трудоспособности
Склонность недооцени- вать значимость отдель- ных симп томов и болезни в целом. Подчеркивание временности болезни. Оце- нивает болезнь как ситу- ационно обусловленную реакцию на стресс
Наигранный оптимизм, ак- тивное совладание, принятие личной ответственности за все значимые ситуации, ассоци- ирующиеся с болезнью. При- держивается рекомендаций врача. Действия направлены на минимизацию проявлений болезни
Диснозогнозия
Искажение восприятия болезни и части ее симптомов, как правило, с целью диссимуляции или из-за страха ее последствий, может быть следствием органических поражений головного мозга
Крайняя необычность, неадек- ватность и парадоксальность поведения
Анозогнозия
Минимизация тяжести со- стояния; убеждение, что функции организма нахо- дятся в норме. Внимание обращается на второсте- пенные легкие симптомы болезни
Отрицание существования болезни, ее последствий
(например, исключение ее летального исхода)
Человек утверждает, что здо- ров, не нуждается в медицин- ской помощи, отказывается обращаться к врачам. Никаким образом не изменяет свое при- вычное поведение
Окончание табл. 3
83
• по характеру взаимодействия с врачом (содружественное, нейтральное, конфронтирующее);
• по потребностям, которые фрустрируются заболеванием;
• по вырабатываемому комплексу адаптационных приемов;
• по реакции на болезнь (стеническая, астеническая, рацио- нальная).
При активной жизненной позиции больного к лечению и обсле- дованию говорят о стенической реакции на болезнь, но при такой реакции пациент может быть неспособным к выполнению необхо- димых ограничений, накладываемых заболеванием.
При астенической реакции на заболевание у пациентов имеется склонность к пессимизму и мнительности, но они относительно легче, чем больные со стенической реакцией, психологически при- спосабливаются к заболеванию.
При рациональном типе реакции имеет место реальная оценка ситуации и рациональный уход от фрустрации.
Внутренняя картина болезни, тип отношения к болезни, стадия принятия болезни — все это влияет на комплаентность, а значит, и эффективность лечения, проявляясь в конкретном поведении па- циента. Знание этих феноменов позволяет медицинскому персоналу выстраивать более эффективное взаимодействие с пациентами и их родными, а психологам и психотерапевтам более точно определять задачи работы, стратегию действий.
4.3. Понятие алекситимии.
Основные психологические модели алекситимии
Алекситимия — термин, предложенный в 1969 г. П. Е. Сифнео- сом (P. Е. Sifneos, 1920–2008); образован от греч. a — «отрицание» +
+ lexis — «слово» + thyme — «чувство») для обозначения ведущего, по его мнению, психического расстройства, лежащего в основе психосоматических заболеваний. И означает ограниченную способ- ность индивида к восприятию собственных чувств и эмоций, их адекватной вербализации и экспрессивной передаче.
Для людей с алекситимией характерны следующие особенности:
• трудность в идентификации и описании собственных чувств;
84
• трудность в проведении различий между чувствами и телес- ными ощущениями;
• снижение способности к символизации, бедность фантазии и других проявлений воображения, банальность языка и мышления;
• черты их когнитивного стиля: ригидность и конкретность, утилитарный способ мышления;
• фокусирование в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях;
• тенденция к использованию действий в конфликтных и стрес- совых ситуациях;
• сверхнормативность.
Люди с алекситимией бесконечно описывают физические ощущения, часто не связанные с найденным заболеванием, а вну- тренние ощущения обозначаются обычно в терминах раздражитель- ности, скуки, пустоты, усталости, возбуждения, напряжения и т. д.
Их аффекты неадекватны, им трудно вербализовать чувства. Они отличаются неразвитой фантазией, тенденцией к импульсивности, бедностью межличностных связей. Их преобладающий образ жиз- ни — действие. Беседы с ними сопровождаются обычно ощущением скуки и бессмысленности контакта.
Таким образом, алекситимия — неспособность пациента на- зывать эмоции, переживаемые им самим или другими людьми, т. е. переводить их в вербальный план, вероятно, связана с нарушением эмоционального восприятия и переживания эмоций.
Приводятся данные, согласно которым, находясь в состоянии стресса, ощущая напряженность и дискомфорт, люди с алексити- мией используют меньше способов самоуспокоения, чем здоровые люди, предпочитая физическую двигательную активность (спортив- ные игры, езду на велосипеде и т. д.) психологическим средствам
(обращение к воспоминаниям, разговор с другим человеком и т. д.).
Отмечается значимость для формирования алекситимии таких личностных характеристик, как тревожность, агрессия и эмпатий-
ные затруднения, и их совокупность описывается как «алексити- мическое пространство» [Бриль; Былкина].
С повышением выраженности алекситимии возрастает ча- стота акцентуаций, эмоциональной нестабильности, повышается
85
личностная тревожность, увеличиваются показатели нервно- психической возбудимости, нарастает доля неадаптивных копинг- стратегий. Алекситимия была обнаружена у 42 % лиц с алкогольной и наркотической зависимостью.
C возрастанием уровня алекситимии ухудшается интероцепция
(понимание сигналов собственного тела) [Гаус и др.] и наблюда- ется более низкая степень удовлетворенности собственным телом
[Малкина-Пых].
Алекситимия часто встречается и у разных групп соматиче- ских больных. Так, у детей с диагнозом «онкология», а также у их братьев и сестер обнаружен значимо повышенный по сравнению с группой нормы уровень алекситимии, причем чем выше стадия заболевания, тем сильнее выражено также и алекситимическое расстройство. В российских исследованиях показано, что тревога у женщин, страдающих раком молочной железы, связана с алек- ситимией, а оценка качества жизни спинальными пациентами опосредована переменной алекситимии.
В неклинической группе подтвердилась гипотеза о том, что в силу ограничений на эмоциональность у мужчин уровень алек- ситимии выше, чем у женщин.
В отечественной науке и практике выделяют следующие виды алекситимии (классификация 1):
• органическая и функциональная;
• педагогическая (в случае, если ребенок не сумел овладеть эмотивной лексикой в силу педагогической запущенности);
• психологическая (психотравматическая/ситуативная);
• лингвистическая (принципиальная невозможность найти вер- бальное обозначение для собственного внутреннего опыта, в силу чего возникает необходимость обращаться к другим, метафориче- ским или вообще внеречевым кодировкам переживаний);
• культурная (социальная). Когда алекситимия трактуется как социокультурный феномен, ее связывают с низким социальным статусом, с невысоким уровнем образования и отсутствием сло- весной культуры.
Также существует и другая классификация, берущая за основу понятия дефицита (отсутствия) и отрицания (торможения) аффектов.
86
Сравнительная характеристика видов алекситимии приведена в табл. 4.
Вызвана ли алекситимия врожденными дефектами, является ли результатом биохимического дефицита, проистекает ли из-за задержек в развитии, связана ли с семейными, социальными кон- фликтами или культурными особенностями? Предварительные свидетельства указывают на то, что основное значение имеют гене- тические факторы и что алекситимия может быть понята в рамках нейрофизиологии.
Таблица 4
Сравнительная характеристика видов алекситимии
Первичная алекситимия
Вторичная алекситимия
Представляет собой аналог алекси- тимии, рассмотренный Сифнеосом.
Выступает этиологическим фактором психосоматического расстройства
(модель дефицита)
Представляет собой реакцию на бо- лезнь, связанную с психологическим опытом болезни (модель отрицания)
Отсутствие функций и лежащего в их основе ментального аппарата.
Разлад «инстинкта» в результате:
1) нарушения единого психофи- зиологического переживания (минуя психическую переработку из-за сниженной способности символизи- ровать инстинктивные потребности и фантазировать, происходит не- гативное воздействие на соматику, а овладение речью приводит к тому, что нет необходимости реагировать телом) или процесса десоматизации- ресоматизации;
2) дисфункционального поведения окружающих;
3) органического поражения голов- ного мозга
Предполагает глобальное торможе- ние аффектов (роль психологической защиты)
Допускает обратимость защитного процесса, и тогда можно говорить о «вторичной алекситимии» (при тяжелых психологических травмах и у пациентов с психосоматическими заболеваниями, которые после про- веденной психотерапии обретают чувства и фантазии, ранее отсутство- вавшие)
87
В качестве нейрофизиологической основы алекситимии опре- деляют:
1) дисфункцию правого полушария: нарушения этапов эмоцио- нального восприятия;
2) нарушение функций поясной извилины: ухудшение способ- ности к осознанию эмоциональных переживаний;
3) патологии мозолистого тела: эмоциональная незрелость, бедная эмоциональная коммуникация;
4) тип I («аффективный») характеризуется низким уровнем эмоционального возбуждения и низким уровнем осознания этих эмоций; тип II («когнитивный») характеризуется нормальным эмоциональным тонусом, но низким уровнем распознавания и обо- значения чувств (в основе лежит нарушение взаимодействия между передними отделами полушарий (лобными долями) и их задними
(сенсорно-ассоциативными) областями) [Рагозинская].
Соответственно, изучение природы алекситимии необходимо для определения стратегии коррекционной работы.
Для оценки выраженности алекситимии используется Торонт- ская алекситимическая шкала (TAS), опросник Госпиталя Бет Изра- ел, опросник Кристала с соавторами, шкала Шеллинга — Сифнеоса и др. Применяются и проективные техники (тесты Роршаха и ТАТ), но ответы на них могут отличаться стереотипностью.
Алекситимию следует отличать от психической нечувствитель- ности вследствие массивной психической травмы, угрожающей изо- ляцией, дезинтеграцией и депрессией; от тех видов познавательной деятельности и экспрессии, которые характеризуют сходные виды таких психиатрических синдромов, как аффективные нарушения при шизофрении (F21); от типа операционального мышления, ха- рактерного для малограмотных людей.
Клинический опыт подтверждает концепцию алекситимии в том отношении, что многие соматические пациенты проявля- ют ограниченную способность описывать, дифференцировать аффекты и продуцировать фантазии. Остается открытым вопрос о ее происхождении: вызвана ли алекситимия врожденными де- фектами, является ли результатом биохимического дефицита, про- истекает ли из-за задержек в развитии — семейных, социальных
88
или культурных? По-видимому, алекситимия — полидетермини- рованный феномен.
Выделяют несколько черт, характерных для пациентов с алек- ситимией: расстройства аффективных функций, когнитивных функций, нарушения самосознания и особое миропредставление.
По разным данным среди психосоматических больных «алекси- тимики» составляют до 64 %, поэтому нет оснований говорить о причинно-следственных связях. Скорее, алекситимия — это один из факторов риска. Есть и еще один важный и нерешенный вопрос о том, является ли она стабильной, устойчивой личностной харак- теристикой или это только состояние, которое может проявиться в определенной ситуации у любого человека.
Основным принципом психологической коррекции алексити- мии будет ее построение с учетом психологической диагностики.
Чаще всего встречаются сложности в локализации переживаемого чувства в теле, осознавании и дифференциации эмоций, адекватно- сти выражения чувств, в том числе несоответствие интенсивности и внешней выраженности эмоции, несоответствие интенсивности эмоций обстоятельствам, которые их вызвали.
В таких случаях задачами психологической работы становятся: информирование о роли и значении эмоциональных переживаний; развитие навыков осознания телесных реакций и образа тела, диф- ференциации телесных ощущений и эмоциональных переживаний; формирование эффективных копинг-стратегий и умения управлять телесными реакциями; обучение эффективной эмоциональной регу- ляции и адекватным способам выражения чувств через актуализа- цию «внутренних диалогов» и означивание эмоции (например, через демонстрацию карточек с различными смайликами или просмотр и обсуждение мультфильмов, фильмов); тренировка коммуникатив- ных навыков и навыков саморегуляции.